Сапер П.Л.Основы искусства речи.Пер. с англ..С.Д.Чижовой.-2-е испр.изд.- М.,1992.-С.18-144.

1. Понятие « публичная речь» объединяет в себе особую форму речевой деятельности в условиях непосредственного контакта с аудиторией (устная публичная речь) и письменно оформленный вариант, причём как первоначальный (текст выступления как опора для оратора), так и конечный - (дословная передача выступления в письменной форме). В лингвистическом энциклопедическом словаре под редакцией профессора, члена-корреспондента АН СССР В.Н.Ярцевой дано более полное определение термину « устная публичная речь». По мнению исследователя,

устная публи́чная речь -это разновидность устной формы литературного языка, используемая в разного рода публичных выступлениях на общественно значимые темы.. Вместе с разговорной речью составляет устную форму литературного языка, которая реализуется в двух разновидностях ( разговорной и публичной) и противопоставляется ей в письменной форме. Можно утверждать, что публичная речь - это подготовленный, чётко структурированный речевой акт, чаще монолог, соответствующий нормам литературного языка и реализуемый в условиях контакта с аудиторией, или диалог.

Сфера использования устной литературной речи сегодня чрезвычайно широка: она используется в производственной, научно-образовательной, военной, культурно-художественной и других областях деятельности человека. Возникают новые функциональные разновидности, жанры и формы устной речи, совершенствуются средства и технические возможности устноязычного общения.

Устный монолог – это бестекстовая или зафиксированная форма, рассчитанная на устное воспроизведение. Учитывая функциональные особенности, характер контакта говорящего со слушателями, формы монологической речи систематизируют:

- по функциональному критерию, например, монолог публицистический, производственно-служебный, научный, учебный;

- по ситуативным признакам выделяют два общих вида – прямо контактный и косвенно контактный (различные формы монологической речи по радио и телевидению).

Устная монологическая речь во всех своих функциональных разновидностях характеризуется спецификой словесной организации, которая подчиняется внеязыковым факторам и согласуется с общими этическими требованиями общения.

Публичная монологическая речь является особой разновидностью речевой деятельности, своеобразной по своей природе, месту среди других видов речи, а также качественным признакам. В ней полно реализуется система мыслительно-речевых действий – умелое использование форм человеческого мышления (логического, образного) и языковых средств их выражения. Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, докладов, чтением лекций, требует приобретения определенной сноровки в выборе соответствующего жанра, формулировке темы, отбора фактического материала и последовательности его изложения, а также высокой культуры речи и общения в целом.

В зависимости от формы реализации содержания, назначения, способа провозглашения и обстоятельств общения выделяют такие виды публичных выступлений: доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа, речь.

Доклад - это одна из самых распространенных реализаций публичной речи.

Доклад– это развернутое изложение информации, которая раскрывает важную проблему. Доклад может быть политический, деловой, отчетный, научный. По времени он протекает от 10-15 мин. до 2-3-х часов (доклад правительства).

Сообщение - небольшой доклад на какую-то тему. Если тема широкая, пишут доклад, узкая – сообщение. В сообщении рассматривается один небольшой вопрос. Сообщения обязательно должны быть короткими, содержать конкретную, фактическую информацию, наглядные примеры и исчерпывающе раскрывать одну небольшую тему.

Выступление – это озвучивание подготовленной информации при обсуждении какого-либо заранее объявленного вопроса. Выступления всегда кратки – 3-5 мин., тема может быть выбрана заранее ( в рамках обсуждаемой проблемы) либо сформулирована в ходе обсуждения проблемы (импровизированное выступление).

Лекция – связное, развернутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом. Типичная реализация – вузовская лекция.

Беседа - развернутый, подготовленный (т.е. заранее продуманный автором) диалог со слушателями.

Речь – публичное выступление, посвященное злободневной, общественно значимой теме. Существуют различные классификации видов ораторской речи. Однако по цели выделяют четыре основные, наиболее распространенные в ораторской практике, вида публичных выступлений: информационная речь, которая в зависимости от задач подразделяется на такие виды:

-представление (сообщение информации о себе, т.е. самопрезентация),

-объяснение (информация о причинах и следствиях происшедшего, мотивации принятых решений, перспективах и задачах),

-инструкция (информация о порядке и способах действия),

-сообщение (о событиях или фактах),

-изложение своей точки зрения;

убеждающая речь,которая призвана показать правильность занимаемой автором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по обсуждаемому вопросу. Типичные ситуации убеждающих выступлений: выступления в научных и политических дискуссиях, предвыборные или агитационные и рекламные выступления.

Протокольно-этикетная речь- это речь, цель которой соблюсти общепринятый ритуал, протокол, этикет: приветствие аудитории, ответное слово, напутственное слово, речь на презентации, вступительное и слово перед каким-либо мероприятием и т.д.

Развлекательная речь (многие неофициальные тосты, рассказы об интересных происшествиях, смешных случаях из жизни и т. д.).

Существуют различные типы речей по своей внутренней структуре и внешней форме, то есть по своему знаковому оформлению речи:

- Речи, которые читаются по конспекту. Например: официальная политическая речь, завещание, научный доклад на конференции, студенческий реферат.

-Речи, которые готовят заранее, но не учат наизусть (тезисы, короткий, сжатый план выступления, возможно, с определенным фактическим материалом).

-Речи, которые готовят заранее и учат наизусть.

-Импровизированные речи (экспромты).

Каждый тип речей имеет как преимущества, так и недостатки.

2.Основные виды аргументов Использование аргументов в устном выступлении необходимо. Они выполняют функции убеждения слуша­телей и доказательства мысли оратора.

Аргументы — это доводы в обоснование какого-либо положения. Аргументация — это совокупность таких доводов.

Само понятие «аргумент» обозначает мысль, истинность которой доказана и проверена.

Существует два вида аргументов:

1)аргументы к существу дела — доказанные положения, факты, установленные путем наблюдения или опыта, документы, цифровой или статистический материал;

2)аргументы к человеку — в ораторской речи их используют для эмоционального воздействия на слушателей. Приведем наиболее ис­пользуемые из них:

• аргумент к авторитету — ссылка на мнения, высказывания зна­чимых общественных деятелей, известных ученых, писателей, великих людей. Используется в научной речи;

• аргумент к публике используется в виде ссылок на мнения, чув­ства и настроение аудитории. С их помощью оратор стремится при­влечь слушателей на свою сторону, склонить к своей точке зрения. Наиболее показательно это для митинговых и судебных речей;

• аргумент к личности — использование личностных особенно­стей оппонентов, ссылка на их вкусы, достоинства и недостатки. Предмет обсуждения — личность оппонента. Аргумент к личности ча­ще всего используется в политических предвыборных речах;

• аргумент к тщеславию — преднамеренное использование ком­плиментов, похвал оппонентам;

• аргумент к жалости — доводы, возбуждающие сочувствие и жалость.

Использование аргументов к человеку должно применяться с уче­том существующих в обществе этических норм и правил. К сожале­нию, эти правила соблюдаются не всегда, и не все из перечисленных аргументов в результате являются корректными.

Упражнения

Наши рекомендации