Становление современной классификации наук
(1) Задумываясь над тем, как менялась общая структура знания на протяжении двух с половиной тысячелетий, каковы тенденции науки в будущем, приходишь к выводу, что в настоящее время прежние взгляды на общую структуру научного знания начали ломаться, утрачиваются прежняя простота и стройность науки, усложняются ее связи.
(2) Главные тенденции развития современной науки как системы научного знания могут быть определены и поняты, если подвергнуть тщательному анализу взаимосвязь наук в их историческом движении.
(3) Весь процесс развития науки характеризуется как «отрицание отрицания»: от первоначальной единой, нерасчлененной науки к ее расчленению и дифференциации как первому отрицанию, а затем вновь к единой науке, но уже в высшем понимании ее единства, и к возможно полной интеграции наук (как второго отрицания).
(4) Нерасчлененная наука древности находилась под властью философии (1). Только в конце древности стали зарождаться и намечаться будущие отдельные науки: математика, механика, астрономия и др. (2). В эпоху Возрождения научное знание разделилось на ряд отдельных фундаментальных наук (3). В конце 18 века началось отделение прикладного знания от теоретического, в результате чего стали возникать особые технические науки (4). К середине 19 века в основном исчерпал себя процесс односторонней дифференциации наук, когда взаимодействие наук (их интеграция) осуществлялось лишь путем внешних связей ( 5).
(5) К этому времени доминирующей становится интеграция наук, причем объединение, взаимосвязь прежних наук происходят благодаря появлению новых наук, которые становятся как бы «мостами» между ранее возникшими изолированными друг от друга фундаментальными науками (1). К таким промежуточным наукам можно отнести астрофизику, появившуюся в 1860 году, химическую термодинамику – в 1870-х годах, биохимию - на рубеже 19 и 20 веков (2).
(6) Картина дальнейшего научного движения начинает резко и круто меняться (1). К середине 20 века под влиянием современной научно-технической революции параллельное, хотя и взаимосвязанное, развитие «чистых» и прикладных наук нарушается, и все науки как бы переплетаются между собой, приходя в тесное взаимодействие (2). Появляются особого типа науки - «стержневого» и междисциплинарного характера (3). Возникла кибернетика, которая пронизывает в качестве общеабстрактной науки и связывает между собой теснейшим образом целый ряд конкретных наук: биологические, общественные, технические (4). Если раньше промежуточные, переходные науки, подобно « мостам» соединяли собой далеко отстоящие одна от другой науки, такие, например, как биология и техника, благодаря возникновению бионики (5).
(7) На стадии дифференциации наук и на начальной стадии их интеграции (до середины прошлого века) каждая из наук имеет свой особый объект изучения, какую-то особую форму движения, или функцию, или сторону той же материи (1). Такой принцип построения наук мы назовем функциональным (2).
(8) С середины прошлого века под влиянием научно-технической революции стало прежде всего коренным образом изменяться прежнее однозначное соотношение между наукой и ее объектом (1). Взаимодействие наук, рождение комплексов наук выдвинули на первый план сам объект изучения (2). Все его стороны, свойства, все формы движения и проявляющиеся в нем функции материи надлежит теперь изучать не порознь различными науками, а одновременно в их синтетическом объединении (3). С другой стороны, каждая отдельная наука в силу этого комплексного подхода к объекту изучения вынуждена иметь дело не с одним, как раньше, а со многими самыми различными объектами (4).
(9) Дальнейшее усиление взаимосвязи и взаимодействия наук должно привести к еще большему единению всех наук, к их взаимному проникновению , образованию комплексов совершенно новых, дотоле невиданных наук и научных дисциплин (1).Таково, например, еще не оформившееся в достаточной степени учение о современной научно-технической революции как глобальном явлении нашей эпохи, таково учение о самой науке – «науковедении» - как социальном явлении, таковы космонавтика, экология и в особенности молекулярная биология и многое другое (2)
(10) Наконец, в будущем одна единая наука будет глобально изучать весь мир, имея внутри себя структурные подразделения, полностью подчиненные ей и выступающие в качестве остаточного явления от прежде самостоятельных и раздельных частей научного знания (1). В этой будущей единой науке ее основу составит принцип целостности, но с подчиненным ему принципом функциональности, поскольку эта единая наука будущего сохранит в себе остатки прежних отраслей научного знания (2).
(11) Не следует, конечно, думать, что внутри науки исчезнет вообще всякая специализация (1). Но подобно тому как отдельные органы в живом организме функционируют специализированным образом, подчиняясь общему процессу жизнедеятельности всего организма как целого, так и различные отрасли научного знания при изучении различных сторон того или иного целого объекта должны быть подчинены объединенному знанию (2).
Упражнение 14. Просмотрите статью еще раз. Определите, какие коммуникативные блоки типового плана «Описание процесса изменения, развития» входят в нее (см. Упражнение 5). Сверьте свой ответ с предлагаемым вариантом – п.1,2- 3-й абзац, п.4-4-11-й абзацы. Согласны ли Вы?
Упражнение 15. Выделите фрагмент текста, в котором дается описание сущности, тенденций развития науки как системы научного знания. Определите, содержит ли он избыточную информацию, нуждается ли в сокращении, требует ли трансформации. Запишите выбранный Вами вариант.
Упражнение 16. На основе информации текста выделите основные этапы и стадии развития науки (в истории и перспективе): их временные рамки, соответствующие им особенности, процессы. Выделенную информацию представьте в виде таблицы как основы этой части (описание этапов и стадий развития) будущего реферата.
Время | Сущность | Особенности/процессы |
1. В древности. | единая наука | нерасчлененность под властью философии |
2. С конца древн. до сер.19в. а) с конца древности; б) Возрождение; в) конец 18в. | дифференциация наук | |
3. С середины 19в. до наших дней. | интеграция наук | |
4. В будущем. | единая наука |