Упражнение7.Прочитайте тексты. Выделите основную информацию в каждом из них. Сделайте вывод о расположении главной информации в письменном научном тексте.
1.Проводники и диэлектрики
Тела, в которых заряженные частицы (электроны, ионы) могут свободно перемещаться в пределах их объема, называются проводниками. К ним относятся металлы, электролиты, ионизированный газ. В диэлектриках заряженные частицы не имеют такой свободы перемещения. Они могут только несколько смещаться относительно определенных положений равновесия. В проводниках заряженные частицы участвуют в беспорядочном тепловом движении атомов и молекул. В диэлектриках заряженные частицы совершают беспорядочные колебания вокруг положений равновесия.
Большое применение получили и полупроводники.Это кристаллические тела, электрические свойства которых в зависимости от их состава, строения и состояния изменяются в очень широких пределах. В одних условиях (при низких температурах) они имеют очень большое сопротивление. В других условиях (при высоких температурах) они имеют малое удельное сопротивление.
Заметим, что деление веществ на проводники, полупроводники и диэлектрики производится не по значению их удельных сопротивлений, а по совокупности их электрических свойств и различию в их внутренней структуре.
2.Физические величины и системы единиц
Каждая из величин, используемых при описании механических явлений (расстояние, время, скорость, ускорение, масса, сила и т.д.), а также любая физическая величина должна иметь отчетливое (однозначное) определение , из которого должно быть совершенно ясно, что понимается под этой величиной, каким образом следует производить ее измерение и как определяется результат измерения. Для каждой физической величины результат измерения выражается в определенных единицах.
Измерение некоторых физических величин требует использования заранее выработанных эталонов этой величины. Например, для измерения расстояний необходимо иметь эталон длины – метр, для измерения времени используются эталонные часы, согласованные с вращением Земли вокруг своей оси или Солнца.
Упражнение 8.Сравните два текста .Определите их тему. Установите, в содержании или форме выражения мысли состоит их основное различие. Как можно назвать это различие?
1.С маленькими детьми надо больше петь, танцевать, играть под музыку. Тогда они будут расти веселыми, жизнерадостными, подвижными. Такие занятия научат детей любить и понимать музыку. Постепенно у них разовьется слух и музыкальная память. Так можно воспитать и художественный вкус , и слух ребенка, и его музыкальную память.
2.Развивая музыкальную восприимчивость и музыкальные способности ребенка, обогащая его эмоциональную сферу разнообразными переживаниями, музыкальное воспитание способствует эстетическому воспитанию ребенка и его всестороннему развитию. Интересное, разнообразное и радостное содержание музыкально-двигательного материала побуждает детей к разнообразным проявлениям активности. Таким образом, музыкальное воспитание способствует: а) развитию эмоций, б)развитию движений, г)обогащению самостоятельной деятельности детей.
2.Геометрия Лобачевского
Построенная в 1826 году Н. И.Лобачевским геометрическая теория основана на тех же основных посылках, что и обычная евклидова геометрия за исключением аксиомы (постулата) о параллельных. Евклидова аксиома гласит: в плоскости через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести одну, и только одну прямую, параллельную данной, т.е. ее не пересекающую. В геометрии Лобачевского эта аксиома заменена следующей: в плоскости через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести более одной прямой, не пересекающей данной. В геометрии Лобачевского многие теоремы отличны от аналогичных теорем евклидовой геометрии: например, сумма углов треугольника меньше двух прямых, два подобных треугольника всегда равны между собой. Несмотря на внешнюю парадоксальность этих выводов, геометрия Лобачевского, оказалась логически совершенно равноправной с евклидовой. Открытие неевклидовой геометрии Лобачевского внесло коренные изменения в представления о природе пространства.
Открытие неевклидовой геометрии означало переход всей математики к ее новому виду, который характерен для современного периода. Именно в настоящее время большое внимание уделяется точным логическим выводам, анализу аксиом и т. д. Согласно общей теории относительности физическое пространство является евклидовым лишь приближенно, хотя его «неевклидовость» и не совсем такова, как представлял себе Н. И. Лобачевский.
3.Был ли счастлив Лобачевский?
Не только для гения, для простого смертного, что может быть печальнее равнодушия?Подумать страшно: человек всю жизнь шел к великой цели, достиг ее, поймал свою жар-птицу, но никого это не интересует: ни коллег, ни друзей, ни жену, сам смысл трудов ото всех сокрыт, жар-птицу никто не видит, а те, кто и видит, считают, что вряд ли стоит громко о том говорить.
Я много думал: счастлив ли был Лобачевский?Нищее детство. Утонул любимый брат. Умер любимый сын. Дом сгорел. Интриговали вокруг людишки, мелко, но больно огорчали. Жена, влюбленная в картежную игру, истерики с требованием денег. Слепота, отнявшая все краски у заката его жизни…Но ведь была и веселая озорная молодость, хохот, скачки верхом на корове в городском саду. Выносили выговоры, записывали на черную доску, даже в карцер сажали – ему все нипочем. Была ранняя ревнивая страсть к науке и раннее признание таланта. Преданные взоры учеников. Спасение университета от холеры. Государем дарованный перстень. И девочка, еще не ведающая о картах, лучистая от любви, и сладкое бессилие от взгляда ее…
(«Этюды об ученых» Я Голованов)