Упражнение 5.Определите, какая из синтаксических конструкций уместна в официальной речи, а какая – в непринужденной. Обратите внимание на соответствующие лексические различия.
1.Как вернешься из командировки, сразу же зайди в бухгалтерию - сдай отчет.
2.По возвращении из командировки необходимо в трехдневный срок сдать отчет в бухгалтерию.
Упражнение 6.Укажите все языковые средства, с которыми связана различная стилистическая окраска приведенных высказываний. Установите, в каких условиях уместно каждое из них.
1.Загляни-ка ко мне на часок.- Зайдите ко мне ненадолго.
2. Как сыро-то! – Влажность воздуха чрезвычайно велика.
3.У них в семье мир да любовь. – Отношения в семье строятся на основе взаимного доверия, уважения и любви.
4.И охота тебе возиться с этим садом? На такой земле разве что-нибудь вырастет?! – На таких почвах фруктовые деревья не произрастают, поэтому не рекомендуется производить здесь посадки фруктовых деревьев.
5.Трудно переоценить важность этого события для нашей группы.- Ты представить себе не можешь, как это для всех наших важно!
Упражнение 7.Прочитайте диалог купца Дикого и его племянника Бориса из пьесы А.Н.Островского «Гроза». Установите, каким образом черты характера и низкий культурный уровень Дикого отражаются в его речи.
Дикой: Баклуши, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!
Борис: Праздник; что дома-то делать?
Дикой: Найдешь дело, как захочешь. Раз тебе сказал, два сказал: «Не смей мне навстречу попадаться», тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда ни поди, тут ты и есть! Тьфу, проклятый! Что ты, как столб, стоишь-то? Тебе говорят, аль нет?
Борис: Я и слушаю, что ж мне делать еще?
Дикой (посмотрев на Бориса): Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом. (Уходя.) Вот навязался! (Плюет и уходит.)
Упражнение 8.Найдите стилистические ошибки и объясните, в чем они состоят. Исправьте ошибки и объясните Вашу правку. Дайте правильный вариант предложений в письменной форме.
1. Чтобы получить заказ, мы пошли на сговор с одной из частных фирм.
2. Благодаря этому приспособлению можно глядеть непосредственно в зрачок объектива.
3. Тренер спозаранку идет будить своих подопечных, заняться тренировкой в спортзале.
4. Большой вклад в развитие культуры малых народов Севера внес этот рассадник просвещения.
5. Незаурядный ум Печорина помог ему сразу раскусить мелочность, никчемность Грушницкого, его помыслы и мечты.
6. (Адресна конверте) Пермская область, г.Кунгур, улица Строителей, дом 53-а, общежитие девчат.
7. Пахло керосином, тухлой рыбой и еще чем-то сладким, что всегда привносит запах бакалеи.
Упражнение 9.Являются ли синонимами глаголы работать и трудиться? Определите
Значения этих глаголов и проверьте по словарю. Укажите различия в их значении и стилистической окраске. Прочитайте приведенные предложения и найдите случаи немотивированного употребления глагола. Исправьте стилистические ошибки.
1.Дорогу надо проложить до начала проливных дождей, и строителям приходилось трудиться не покладая рук.
2.Герасим трудился дворником у жестокой и своенравной барыни.
3.В дни уборки урожая фермеры трудятся с большим подъемом.
4.Марьи Ивановны нет дома: она сейчас трудится в соседнем подъезде.
5.Граждане России, которые трудились на благо своей страны в течение сорока, пятидесяти лет, оказались социально незащищенными пенсионерами.
Упражнение 10. Прочитайте предложения. Определите, каким способом выражается сказуемое в пассивных конструкциях.
1.Нами разработана следующая методика выявления функций членов предложения.
2.Как мы уже говорили, механической системой называется совокупность тел, выделенная для рассмотрения.
3.Была выполнена программа работ, предусмотренных координационным центром полетов.
4.Металл подвергался воздействию высоких температур.
5.Для описания движений, происходящих на Земле, за «тело отсчета» принимается поверхность Земли.
Упражнение 11.Найдите слова с эмоционально-экспрессивной окраской; проверьте по словарю стилистические пометы при этих словах и определите, мотивированно ли их употребление в приведенных контекстах .Запишите правильный вариант предложений.
1.Теперь сестры не только зрители жизни, но и ее соучастники, творцы.
2.Через неделю вернисаж пришлось закрыть, так как большую часть репродукций посетители свистнули, а остальные обогатились всякими словами и дорисовками до такой степени, что узнать исходное изображение было уже невозможно. Денег от демонстрации экспозиции Иванов собрал немного…,а разрисованные репродукции удалось впарить за семьдесят три доллара какому-то заезжему американцу под видом народного порнографического творчества…(«Московский комсомолец»).
3.Футбол и хоккей при желании могут помочь размагнититься. А при усиленной работе это просто необходимо. Не ослабляя общей взвинченности, дать отдушину уставшему мозгу очень важно.
4.Поборники вооружения не всесильны, и миролюбивые народы могут навязать им свою волю.
5.Очень скоро новый метод талантливого изобретателя получил широкую огласку.
6.Подробности мордобоя в Наро-Фоминске (заглавие статьи) – («Вечерняя Москва»).
7.Какая-то критикесса написала, что я зря гонялся за президентом, - все, что я спросил, мог бы спросить каждый («Известия» ТВ»)
Упражнение 12.Прочитайте текст. Составьте аннотацию.