Средства общения (вербальные) или словесные и невербальные или несловесные.
Коммуниканты– это люди, участники общения. Число коммуникантов может быть различным, но психологи считают, что наиболее комфортное количество общающихся – три-пять человек. Большое количество коммуникантов обычно разбивается на группы.
Предмет общения – это явление (объект, субъект, проблема, процесс и т.д.), которое следует обсудить, понять, рассмотреть; принять необходимые в отношение его решения.
Третий компонент –вербальные и невербальныесредства общения. Если все три компонента наличествуют, функционируют точно и правильно, общение бывает результативным и эффективным.
3. Общение выполняет несколько функций, основными являются:
1) коммуникативная,состоящая в обмене необходимой информацией;
2) интерактивная,заключающаяся в организации взаимодействия, то есть определении вида деятельности, распределении обязанностей и контроля за их выполнением, во влиянии на настроение, поведение, убеждения партнера по общению;
3) перцептивная(от латинского «perceptio» –восприятие), реализующаяся в установлении взаимопонимания в процессе деятельности. Заметим, однако, что в процессе общения, как правило, реализуется не одна, а несколько функций одновременно.
В зависимости от вида используемых возможностей в процессе коммуникации выделяют вербальное(словесное) общение, то есть реализующееся за счет средств данного языка, и невербальное(несловесное), возникающее в условиях дефицита либо полного отсутствия общих языковых средств.
Различные специалисты по-разному оценивают количество вербальной и невербальной передаваемой информации в общем объеме. Например, А. Мейерабиан считает, что 7% информации передается словами, 38% – интонацией и тембром голоса, 55% – невербальными средствами. Профессор Бердвисел эти объемы оценивает иначе: около 35% информации в беседе передается словесно, более 65%– невербально. По мнению иных исследователей, около двух третьих всего объема человеческого общения составляет именно речевое. Вероятно, при оценке этих параметров следует исходить из объективных составляющих (о каком языке идет речь) и субъективных (психо-эмоциональный тип личности говорящего). В любом случае мысль А. де Сент-Экзюпери, о том, что «есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком» по-прежнему актуальна.
Вопросы
1.Что представляет собой речевое общение? речевая деятельность? Каковы функции речевого общения?
2.Каковы особенности вербального общения? Какие организационные принципы речевой коммуникации выделяют ученые?
3.Что понимается под невербальными средствами общения? В чем состоит их важность для успешной коммуникации?
Упражнения и задания
Упражнение 1. Прочитайте вопросы, дайте на них ответы:
Вопрос 1. Как взаимосвязаны понятия речевое общение, речевое поведение, речевая деятельность?
Вопрос 2. Что является результатом речевой деятельности и речевого поведения?
Вопрос 3. Можно ли назвать речевым общение между глухонемыми людьми?
Вопрос 4. Можно ли считать разговор с говорящими птицами коммуникацией?
Какое значение имеет слово речь в предложении: « Его речь была нелогичной»? Перегруппируйте данное предложение, выразив разные значения термина «речь»: а) речевая деятельность; б) продукт деятельности.
Упражнение 2. Обращение: «Студенты!» Употребляется преподавателями, как правило, в фатической функции, т.е. для установления контакта с аудиторией. Приведите другие примеры конструкций, используемых в этой функции.
Упражнение 3. Проанализируйте данные тексты с точки зрения успешности /неуспешности коммуникации. Как Вы думаете, удалось ли коммуникантам успешно достичь своих целей? Если нет, объясните, в чем причина неудач.
а) Письмо студента преподавателю:
Зная Ваш возраст, Мария Ивановна, осмелюсь перейти на ты. Маш, я вот написал как-то в период своего вдохновения рассказик небольшой, он не совсем по той теме, что мне досталась для зачетной работы, однако вопрос, поднимаемый в этом рассказе, не менее важен, чем грамотность в интернете. Прочитай, может он достоин зачета по русскому? :)
б) Диалог по телефону:
– Алло. Это поликлиника.
– В смысле? Это вы – поликлиника или это я – поликлиника?
– Ну, то есть, я звоню, чтобы вызвать врача на дом...
– А, тогда вы ошиблись номером. И при вопросе у вас должна быть другая интонация.
в) Преподаватель спрашивает студентку про сечения цилиндра, студентка не знает материала. Преподаватель:
–Петрова, ну вы дома морковку резали?
– (недоуменно) Да...
–А по диагонали?
– (еще более недоуменно) Да-а...
–И что у вас в сечении получалось?
–Морковка...
Упражнение 4. Приведите примеры коммуникации с реализованными или нереализованными возможностями в соответствии с перечисленными выше постулатами и максимами.