Тема 4. речь. коммуникация. общение.

АННОТАЦИЯ.

Лекция-беседа.

План.

Определение понятия общения.

Структура речевого общения.

Функции и виды общения.

Составление аннотации.

Литература:

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю., Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов. – Ростов-н/Д, 2000.

Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. Учебник/Под редакцией проф. С.Я. Гойхмана.- М:ИнФРА – М, 2003.- 272 с.

Данцев Д.Д., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических

Вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 320 с.

Определение понятия общения.

В процессе взаимодействия членов любой социальной общности (массовой общности, социальной группы, малой социальной группы и т.д.) одним из наиболее важных компонентов являетсяобщение.В качестве синонима к слову общение нередко употребляется слово коммуникация(лат. communicatio – communicо – делаю общим, связываю, общаюсь). В настоящее время, правда, пытаются исключить слово коммуникация из данного синонимического ряда, подчеркивая следующее значение: коммуникация – связь, а, следовательно, теория коммуникации = теория связи = теория передачи информации по каналам связи.

В нашем курсе мы рассматриваем общение (или коммуникацию) как специфическую форму взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.

Общение как феномен свойственно только человеку. Понятно, что сама необходимость общения имеет биологическую природу и характерно для всего живого. Но в отличие от иных, биологических форм коммуникации (например, взаимодействие птиц, животных, насекомых внутри своего вида) человеческое общениеявляется преимущественно речевым.

Для человека фактор общения на протяжении всей его жизни настолько важен, что психологи рассматривают его как некую потребность самосохранения. К примеру, дефицит общения в раннем детстве приводит к замедлению психического развития ребенка, а для людей преклонного возраста это грозит проявлением одного из видов безумия, который называют «коммуникативным голодом». И наоборот, в условиях современного большого города, когда человек контактирует с большим количеством людей, довольно часто общение становится избыточным. У человека растут психические нагрузки, и он, как следствие, испытывает потребность в добровольном уединении.

Структура речевого общения.

Итак, общение – это канал связи человека с другими людьми. Основной способ удовлетворения личных потребностей человека в общении – это речь. Речь – это конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Традиционно общение называют речевым а не языковым, несмотря на то, что важнейшим средством общения является именно язык. Заметим, язык – это средство (т.е. орудие), а речь – это деятельность, то есть процесс реализации использования предлагаемых возможностей языка. Именно поэтому общение называют речевым. Среди прочих функций речи одной из наиболее значимых является функция выражения мысли. Речь вообще неотделима от мышления. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Известный психолог Л.С. Жинкин рассматривал речь как важнейший канал развития интеллекта. Всякая речь вообще ориентирована на интеллект, чувства, намерения, желания слушателей.

Различают два вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внутренней речью называется скрытый процесс языкового оформления мысли без ее трансляции во вне в устной или письменной форме. Внутренняя речь – это то, что мы «думаем», облекая свои мысли в некие коды, образы и под. Процесс внутренней речи представляет собой внутреннее проговаривание, то есть речь «про себя», определенное осмысливание, некое программирование целого текста, его фрагмента или плана. Внешняя речь – это собственно процесс речевой деятельности; это то, что мы произносим, слышим, читаем, пишем.

Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации. Речевое общениевзаимонаправленно и сознательно. Единицей речевого общения является высказывание, представляющее собой суждение, утверждение. Высказывание – это мысль, сформулированная в идее предложения и оформленное по законам данного языка. Формой проявления речевого общения является речевое поведение собеседников, а содержанием – их речевая деятельность.Речевое поведение бывает вербальное (словесное) и реальное. Вербальное поведение – это определенная система высказываний, мнений суждений, доказательств в момент человеческого общения. Реальное поведение – это система взаимосвязанных поступков, осуществляемых человеком с целью адаптации к среде. Речевая деятельность – это осознано мотивированная целенаправленная человеческая активность. Результатом речевой деятельности являются мысль и текст, а результат речевого поведения – это отношения между людьми (доброжелательные, недоброжелательное, агрессивные и др.) и эмоции, вызываемые тем или иным речевым поведением собеседников.

Речевая деятельность – это сложный, прежде всего психический макропроцесс, состоящий из ряда обеспечивающих его реализацию процессов: порождение речи, прогнозирование, понимание, восприятие, реагирование и др.

В какой бы ситуации ни оказались люди, желающие вступить в общение, вначале они обычно пытаются сориентироваться в этой ситуации, осознать ее. Иначе говоря, они предварительно обдумывают, продумывают, обмозговывают свои слова. То есть, создают внутренний план высказывания. На основе этого плана из «запасов» долговременной и оперативной памяти извлекаются необходимые слова, словосочетания, конструкции и по известным грамматическим моделям создаются предложения. После этого начинается говорение.Таким образом, внутренняя речь переходит во внешнюю, которая, в свою очередь, может быть как устной (говорение) так и письменной.

Структурно речевое общение состоит из нескольких компонентов или единиц:

1) участники коммуникации (коммуниканты);

2) предмет общения;

Наши рекомендации