Экономичность и полнота речи

Экономичность речи – это умение выразить мысль кратко, что требует:

ặ ясности мышления,

ặ достаточно большого лексического запаса слов,

ặ отсутствия стремления к пустословию и самолюбованию в процессе речи,

ặ отсутствия тавтологии (повторения того же самого другими словами или повторения в предложении однокоренных слов),

ặ отсутствия плеоназмов (избыточных речевых выражений).

Экономичность речи не противоречит требованию ее полноты, то есть достаточной выраженности мысли словом (ср., напр.: На ваших экранах отдыхает польский боксер ?!)

Задания

2.1.2.1. В следующих предложениях исправьте ошибки, устранив плеоназмы.

1. Он демобилизовался из армии весной.

2. В этом лесу проводят постоянные еженедельные рубки.

3. Какой период времени вы здесь пробудете ?

4. Ученые записали песни коренных аборигенов Севера.

5. Объясни мне главную суть дела.

6. Он привык беречь каждую минуту времени.

7. Открылось новое совместное предприятие, выпускающее 30 тысяч штук изделий в год.

8. Эти компьютеры просты по устройству и дешевы по стоимости.

9. При такой обработке много древесины пропадает зря.

10. Я увидел молодого юношу, который с удовольствием взялся за дело.

2.1.2.2. Попробуйте исправить ошибки, связанные с речевой недостаточностью.

1. Проводится лечение, удаление и протезирование полости рта (реклама).

2. Требуются рабочие по выпечке хлебобулочных изделий и безалкогольных напитков.

3. Обязать всех владельцев собак держать на привязи.

4. В качестве сопутствующих местами высаживали клен остролистный, полевой и татарский.

5. При концентрации достигается однородность масла, повышается его качество.

6. По мере поедания сена все решетки рабочие подвигают к стогу.

Логичность речи

Логичность речи. Соблюдение логических законов обеспечивает комфортность условий речевого взаимодействия, когда оба собеседника придерживаются определенных, сложившихся в обществе норм коммуникации. Верность этим нормам обеспечивается, в частности, соблюдением четырех следующих логических законов:

Закон тождества означает, что любая законченная мысль должна сохранять свое значение и свою форму в пределах данного контекста. Так, говорящий не должен постоянно менять смысл, который он вкладывает в то или иное понятие. Верность избранной теме, сосредоточенность на важных для неё аспектах также представляют реализацию закона тождества в речевом действии. Вот пример последовательного нарушения закона тождества: «У N очень хорошие стихи, особенно некоторые из них … в сущности одно стихотворение. Даже не все стихотворение, а только вот это место – то есть фактически одна строка … А впрочем, и она дрянь !»

Закон противоречия означает, что никакое суждение не может быть одновременно и истинным, и ложным, т.е. суждение и его отрицание не могут быть одновременно истинными, т.к. между ними возникают противоречия, напр.: В этом году была самая прекрасная осень, какую я когда-либо видел. Не менее прекрасна она была и в прошлом году.

Однако закон противоречия действует при соблюдении следующих условий:

а) суждения касаются одного и того же объекта;

б) характеризуют объект с одной и той же стороны;

в) соотносятся с одними и теми же пространственно-временными условиями.

Следует помнить, что сфера действия этого закона не реальные противоречия, а речевая практика.

Закон исключенного третьего

Действие данного закона применительно только к противоречащим суждениям типа: Это тополь – Это не тополь. Между двумя противоречащими суждениями не может быть третьего, истинного (все, что бы вы ни сказали: осина, береза, вяз … - покрывается суждением «не тополь»).

Закон достаточного основания означает, что всегда принимаемое суждение должно быть надлежащим образом обосновано. Закон достаточного основания гарантирует от беспочвенных суждений, т.е. фактически от злоупотребления языком.

Задания

2.1.3.1. Определите, какие логические законы нарушаются:

1. В так называемом «русском споре» - в споре, участники которого не имеют объективных причин вступать в речевой конфликт, ибо изначально согласны друг с другом, однако выясняется это обычно лишь к моменту окончания горячей дискуссии.

2. В следующих суждениях:

= Я бы мог еще многое добавить к сказанному, но добавить к сказанному нечего.

= Компания, получившая когда-то ссуду от банка, теперь ничего ему не должна, так как она стала иной: в ее правлении не осталось никого их тех, кто просил ссуду.

= Спорят мать и дочь. Мать: «Что ты так сухо обошлась с ним ? Он, бедный, чувствовал себя у нас так неловко». – Дочь: «А как же прикажешь мне с ним обращаться ? Поместить в угол вместо образов и молиться ?»

= Коммунистическая эра закончилась в 90-х годах 20 века. Правда, на Кубе она еще продолжается и, более того, находится в расцвете. Так что, может быть, коммунизм переживет еще и нас, и детей наших.

2.1.3.2. Найдите логические ошибки, которые могут быть вызваны противоречием в определении, тавтологией, плеоназмом, определением неизвестного через неизвестное, полисемией (многозначностью слова), несравнимыми понятиями, сравнением вместо определения, отрицанием вместо определения, смещением существенного со случайным, называнием рода вместо вида, называнием вида вместо рода, переходом в другой род, соположением вместо соподчинения.

= Это безосновательное суждение базируется на давно уже скомпрометированной точке зрения.

= Непонятные и мистические вещи происходят внутри нас.

= Он оставил своим преемникам огромный массив нерешенных проблем.

= Хотите чаю ? - Спасибо.

= При простудах отлично помогает такой препарат, как мед.

= Их кругозор напоминает человека, запертого в четырех стенах.

= Булимия – это своего рода наркомания.

= Речь идет о маргиналах, т.е. не о коренном населении.

= Доктор наук, а гвоздь забить не умеет.

= Птиц легко научить человеческому языку.

= Немецкий канцлер не враг своему народу.

= Взять хотя бы такие негативные социальные процессы, как рост цен, падение жизненного уровня, безработица.

= Литература и искусство станут приоритетными в 21 веке.

= Необходимо еще раз обсчитать все данные.

2.2. Коммуникативный кодекс*

Коммуникативный кодекс – это система принципов, которые регулируют речевое поведение обеих сторон в ходе коммуникативного акта и базируются на ряде принципов и критериев. Важнейшими считаются критерий истинности (это означает, что «картины действительности» вами как минимум не искажаются) и критерий искренности (то есть верность себе, когда «картины действительности», представляемые вами, на самом деле отражают ваше отношение к действительности).

Принцип кооперации Грайса: Обычно диалог представляет собой особого рода совместную деятельность участников, каждый из которых в какой-то мере признает общую для них цель или хотя бы направление диалога. Коммуникативный вклад каждого участника на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель (направление) этого диалога. Действие принципа кооперации возможно при наличии следующих максим (постулатов):

1. Максима полноты информации: высказывание не должно содержать меньше информации, чем требуется. Высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется.

2. Максима качества информации: Не говори того, что ты считаешь ложным. Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.

3. Максима релевантности. Грайс пишет: «На каждом шаге совместных действий мне естественно ожидать, что вклад партнера будет уместен по отношению к непосредственным целям данного шага». Основной постулат данной максимы – Не отклоняйся от темы! (Вспомните в связи с этим закон тождества).

4. Максима манеры связана скорее не с тем, что говорится, а с тем, как говорится. Известно, что контакт существует до тех пор, пока есть возможность осмысливать высказывание. Поэтому Грайс предлагает общий постулат «Выражайся ясно» и частные постулаты:

- Избегай непонятных выражений

- Избегай неоднозначности

- Будь краток (избегай ненужного многословия)

- Будь организован

С этими постулатами вы уже знакомы.

Принцип вежливости Дж. Лича

Рассматривая принцип вежливости, Дж. Лич говорит о следующих максимах:

- максима такта

- -"- великодушия

- -"- одобрения

- -"- скромности

- -"- согласия

- -"- симпатии

Следует, однако, помнить, что в речевой практике нередко бывают ситуации, когда соблюдение какой-либо максимы ведет к нарушению другой (напр., может быть ситуация, когда противоречат максимы «Не отклоняйтесь от темы» и «Избегай непонятных выражений»). Многие этические ситуации оказываются действительно крайне сложными, поэтому максимы не имеют абсолютного характера.

Психологические принципы общения:

1. Принцип равной безопасности означает непричинение психологического или иного ущерба партнеру (запрет на оскорбительные выпады, ярлыки, обидные реплики и т.п.).

2. Принцип децентрической направленности означает непричинение ущерба делу: силы участников в коммуникации должны быть направлены на поиск оптимального решения, а не на защиту амбициозных, эгоцентрических интересов.

3. Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано означает непричинение ущерба сказанному путем намеренного искажения смысла.

Более подробно с принципами речевого поведения вы можете познакомиться в книге Е.В.Клюева «Речевая коммуникация» (М., 1998), глава 3. и книге Введенской Л.А., Павловой Л.Г., Катаевой Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебн. пособие для вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс» 2002, с. 178 и др.

Задания

2.2.1. Определите, какие постулаты нарушены в следующих речевых ситуациях:

Ситуация 1. (была до диалога):

В пустом коридоре школы рыдает первоклассник.

- Что случилось ?

- Учительница выгнала меня.

- За что ?

- За разложение учебного процесса.

Ситуация 2.

- Скажите, пожалуйста, как пройти к Эрмитажу? (вопрос задан у станции метро «Гостиный двор»).

- Идите по Невскому проспекту. Обратите внимание на Казанский собор, построенный по проекту Воронихина, на Дом книги, это самый большой книжный магазин в нашем городе. Оттуда вы можете видеть Адмиралтейство. Можете дойти до конца Невского и повернуть направо, а лучше поверните по Большой морской.

Ситуация 3.

- Где родился Пушкин ?

- В Санкт-Петербурге.

Функциональные стили речи

Цель – корректировка умений и навыков владения различными функциональными стилями речи в их письменной (в основном) и устной форме.

Вопросы: 1. Понятие о функциональных стилях речи, доминанты стилей. 2. Устная и письменная формы речи. 3. Научная письменная речь. 4. Официально-деловая письменная речь.

Литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебн. пособие для вузов. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2002.

2. Русский язык и культура речи: Учебн. пособие для студентов вузов /Максимов В.И., Казаринова Н.В., Барабанова Н.Р. и др. / под ред. В.И.Максимова. – М., 2000.

3. Русский язык и культура речи: Практикум / под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000.

4. Федосюк М.Ю. и др. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебн. пособие. – М.: «Флинта" , 1997.

5. Колтунова М.В. Язык и деловое общение. – М., 2000.

Если вы подумали над коммуникативным кодексом, то, несомненно, пришли к выводу, что язык реально существует только в речи. Речь бывает устная и письменная, хорошая, плохая, яркая, образная, богатая, бедная… Или деловая, научная, разговорная, публицистическая, художественная. Необходимость деловой, научной и т. д. речи обусловливается сферой общения (скажем, научная конференция), т.е. таким качеством речи, как её уместность в данной ситуации общения (включая характеристики партнера по общению, содержание речи, цель, тип мышления). Уместность же создается, в частности, правильным выбором функционального стиля речи: делового, научного, разговорного, публицистического, художественного.

Литературный язык используется во всех сферах общения, это основа, база любого функционального стиля. Однако в каждом стиле есть своя доминанта. Ей подчинено всё: отбор лексики (слов), типы предложений, падежные формы, временные формы глаголов, использование частей речи, построение текста.

Ознакомьтесь с доминантами функциональных стилей*

Доминанта делового стиля – предельная точность, которая не допускает инотолкований. Поэтому для делового стиля характерны громоздкость, длинные предложения с уточняющими оборотами (а вдруг не так поймут, знаки препинания тоже должны уточнять, выделять, подчеркивать), использование специальных терминов и стандартизованного построения речи – вплоть до употребления специальных бланков, подлежащих заполнению (а вот их надо научиться читать), цифровая разметка, запрет местоименных замен, фактическая невозможность устной формы речи. Различают деловой стиль и деловое общение. Деловое общение может быть письменным (переписка) и устным (переговоры). Деловые переговоры могут проходить в разной обстановке - как в официальной (близость к деловому стилю), так и в неофициальной (близость к разговорной речи).

Доминанта научного стиля – понятийная точность. В каждой отрасли научного знания существует своя терминология, которая системно организована. Термин имеет определенное значение именно в данной терминосистеме. Другая черта научного стиля – подчеркнутая логичность речи, поэтому здесь широко употребительны текстовые скрепы типа: из этого следует, это приводит к.., следовательно, таким образом и др. Если точность делового стиля связана прежде всего с соответствием конкретной действительности, то точность научной речи – это понятийная точность (т.е. связана с точностью функционирования понятий).

Доминанта публицистического стиля – социальная оценочность. Она проявляется в газетных «ярлыках» (фашист, демократ, псевдодемократ), в словах с добавочной коннотацией (созначением) : ср.: вожак и главарь, съезд, конгресс и сборище), в самом отборе фактов, степени внимания к ним, в использовании экспрессивного синтаксиса (построения предложения).

Доминанта художественного стиля – образная и эстетическая значимость каждого его элемента (вплоть до звука).

Доминанта разговорного стиля - особенность разговорной речи (устная форма неофициального персонального общения) – минимум заботы о форме выражения мыслей, отсюда фонетическая нечеткость, лексическая неточность, синтаксическая небрежность и т.д. Система разговорной речи опирается на внеязыковые факторы, облегчающие понимание и пригодна только в персонально адресованном неофициальном общении.

Наши рекомендации