Профессиональная культура государственной и муниципальной службы
(Б1.В.ДВ.6.1)
по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление
программа: Государственное и муниципальное управление в субъекте РФ
квалификация: магистр
формы обучения: очная, заочная
Новосибирск, 2015
Программа дисциплины разработана в соответствии с ФГОС, образовательной программой, учебным планом, графиком учебного процесса.
Авторы-составители:
Кандидат социологических наук,
доцент кафедры управления персоналом ________ Н.Н. Богдан
Старший преподаватель
кафедры управления персоналом ______________ И.П. Бушуева
Рассмотрена и рекомендована для использования в учебном процессе кафедрой управления персоналом
Протокол от «07» октября 2015 г. № 2
Заведующий кафедрой
управления персоналом ___________________/ И.В. Доронина « ___ » ___________2015 г.
Согласовано:
Начальник отдела МиЭОП _______________/ Т.В. Аносова «___» ______________2015 г.
Заведующая библиотекой _______________/ И.Г. Воронцова «____» ___________2015 г.
Декан факультета ГМУ __________________/ Л.В. Савинов «____» ____________2015 г.
Председатель УМК
факультета ГМУ _________________/Н.Н. Скорых «____» ____________2015 г.
1.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины состоит в формировании у студентов представлений об особенностях профессиональной культуры в сфере государственного и муниципального управления.
Для этого решаются следующие задачи:
1) сформировать у студентов устойчивую мотивацию к изучению дисциплины;
2) способствовать формированию понимания, что профессиональная культура является основой для эффективной управленческой деятельности;
3) сформировать знания современных подходов к формированию и развитию профессиональной культуры;
4) сформировать умения применять методы и технологии развития профессиональной культуры на практике.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Таблица 1
Код компетенции | Содержание компетенции | Планируемые результаты обучения по дисциплине |
ОПК-1 | способностью к анализу, планированию и организации профессиональной деятельности | Знать З1 – структуру анализа профессиональной деятельности З2 – основы текущего и стратегического планирования профессиональной деятельности |
Уметь У1 – анализировать результаты профессиональной деятельности У2 – планировать и эффективно организовывать собственную профессиональную деятельность | ||
Владеть В1 – методами анализа профессиональной деятельности В2 – навыками планирования и организации профессиональной деятельности в нестандартных условиях | ||
ОПК-3 | готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | Знать З1 – социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия различных профессиональных групп З2 – принципы руководства коллективом |
Уметь У1 – проявлять толерантность при работе с коллективом с разными социальными, этническими, конфессиональными и культурными различиями У2 – выбирать оптимальные методы при работе с коллективом с разными социальными, этническими, конфессиональными и культурными различиями | ||
Владеть В1 – эффективными приемами руководства в сфере своей профессиональной деятельности В2 – навыками руководства в группах с разными социальными, этническими, конфессиональными и культурными различиями | ||
ПК-1 | владением технологиями управления персоналом, обладанием умениями и готовностью формировать команды для решения поставленных задач | Знать З1 –технологии управления персоналом З2 – процесс формирования и принципы управления профессиональной командой |
Уметь У1 – выбирать оптимальные технологии управления персоналом в организации У2 – формировать эффективные профессиональные группы и команды | ||
Владеть В1 – эффективными методами внедрения технологий управления персоналом в практику деятельности В2 – навыками управления профессиональной командой для решения поставленных задач |
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина «Профессиональная культура государственной и муниципальной службы» входит вариативную часть учебного плана по направлению 38.04.04 Государственное и муниципальное управление и является дисциплиной по выбору. Дисциплина изучается студентами очной формы обучения в 3 семестре, студентами заочной формы – на 2 курсе и на 3 курсе.
Основой для формирования компетенций дисциплины «Профессиональная культура государственной и муниципальной службы» являются дисциплины Б1.Б4 «Кадровая политика и кадровый аудит» (1 семестр – очная форма обучения), а также Б1.Б2 «Теория и механизмы современного государственного управления» (1 семестр – очная форма обучения).
Знания, умения и владения, полученные при изучении дисциплины «Профессиональная культура государственной и муниципальной службы», необходимы для последующего изучения элементов ОП ВО – блоков Б2 Практики и Б3 Государственная итоговая аттестация.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 2
Виды учебных занятий и самостоятельная работа | Объем дисциплины ,час. | |||||||||||||||
Всего | Семестр | |||||||||||||||
Очная форма обучения[1] | ||||||||||||||||
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе: | ||||||||||||||||
лекционного типа (Л) | ||||||||||||||||
лабораторные работы (практикумы) (ЛР) | ||||||||||||||||
практического (семинарского) типа (ПЗ) | ||||||||||||||||
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР) | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (СР) | ||||||||||||||||
Промежуточная аттестация | Форма | З | З | |||||||||||||
час. | ||||||||||||||||
Общая трудоемкость (час. / з.е.) | 144/4 | 144/4 | ||||||||||||||
Заочная форма обучения[2] | Курс | |||||||||||||||
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе: | ||||||||||||||||
лекционного типа (Л) | ||||||||||||||||
лабораторные работы (практикумы) (ЛР) | ||||||||||||||||
практического (семинарского) типа (ПЗ) | ||||||||||||||||
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР) | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (СР) | ||||||||||||||||
Промежуточная аттестация | Форма | З | З | |||||||||||||
час. | ||||||||||||||||
Общая трудоемкость (час. / з.е.) | 144/4 | 72/2 | 72/2 | |||||||||||||
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 3
№п/п | Наименование тем | Содержание тем | Коды компетенций | Коды ЗУН в соответствии с табл.1 |
Модуль (раздел) 1. Сущность и содержание профессиональной культуры (т. 1.1 - 1.3) | ||||
Тема 1.1 | Профессиональная культура как интегративное явление | Подходы к определению понятия «профессиональная культура». Профессионализм как основа профессиональной культуры. Составляющие профессиональной культуры: общая, деловая, управленческая, информационная, правовая. Модель профессиональной культуры. Функции профессиональной культуры: (имиджелогическая, регулятивная, формирующая) | ПК-1 | У1, В2 |
Тема 1.2 | Профессиональная культура в пространстве культур | Корпоративная и организационная культура, специфика на государственной гражданской службе. Взаимосвязь профессиональной культуры с корпоративной, организационной, политической, административной этикой и этикетом. Становление профессиональной культуры. Взаимосвязь профессиональной культуры и социальной и профессиональной компетентности. Культура и стиль деятельности, служебных отношений. | ОПК-3 ПК-1 | З1, У2 З2, В1 |
Тема 1.3 | Формирование и развитие профессиональной культуры | Процесс формирования профессиональной культуры. Принципы формирования профессиональной культуры. Методы и технологии развития профессиональной культуры. Саморазвитие как основа формирования профессиональной культуры. Критерии оценки уровня профессиональной культуры. | ОПК-1 ОПК-3 | З1, У2, В1 З2, В2 |
Модуль (раздел) 2. Основные характеристики профессиональной культуры (т. 2.1 – 2.2) | ||||
Тема 2.1 | Культура руководителя в сфере государственной гражданской службы как фактор эффективности служебной деятельности | Ролевой репертуар руководителя. Профессиональная культура и лидерство. Кадровая культура как составляющая профессиональной культуры. Культура принятия управленческих решений. Влияние культуры руководителя на психологический климат в коллективе и эффективность деятельности. | ОПК-1 ПК-1 | З2, У1, В2 З1, У2 |
Тема 2.2 | Имиджелогическая функция профессиональной культуры | Образ профессионала государственного гражданского служащего. Поведенческие индикаторы профессиональной культуры. Нормативная определенность культуры государственного служащего. Элитарность государственной службы и ее связь с профессиональной культурой. Авторитет, репутация и имидж государственного гражданского служащего. | ОПК-3 | У1, В1 |
Структура дисциплины с указанием количества академических часов и видов учебных занятий, а также формы текущего контроля и промежуточной аттестации (Табл. 4).
Таблица 4
№ п/п | Наименование тем, модулей (разделов) | Объем дисциплины, час. | Форма текущего контроля, промежуточной аттестации | |||||
Всего | Контактная работа обучающегося с преподавателем по видам учебных занятий | СР | ||||||
Л | ЛР | ПЗ | КСР | |||||
Очная форма обучения 2015 года набора | ||||||||
Модуль (раздел) 1 | Сущность и содержание профессиональной культуры | Коллоквиум по вопросам модуля | ||||||
Тема 1.1 | Профессиональная культура как интегративное явление | Проверка выполнения заданий по подбору конкретных ситуаций, групповая дискуссия | ||||||
Тема 1.2. | Профессиональная культура в пространстве культур | Групповая дискуссия, тематические доклады, групповая проектная работа | ||||||
Тема 1.3. | Формирование и развитие профессиональной культуры | Выступления с докладами и презентациями, проверка выполнения заданий по подбору конкретных ситуаций. | ||||||
Модуль (раздел) 2 | Основные характеристики профессиональной культуры | Коллоквиум по вопросам модуля | ||||||
Тема 2.1 | Культура руководителя в сфере государственной гражданской службы как фактор эффективности служебной деятельности | Проверочная работа на знание понятий, проверка выполнения заданий по решению кейсов | ||||||
Тема 2.2. | Имиджелогическая функция профессиональной культуры | Заслушивание докладов и презентаций, обсуждение | ||||||
Промежуточная аттестация | Зачет | |||||||
Всего: |
Заочная форма обучения | ||||||||
Модуль (раздел) 1 | Сущность и содержание профессиональной культуры | Комплексное задание по вопросам модуля | ||||||
Тема 1.1 | Профессиональная культура как интегративное явление | |||||||
Тема 1.2. | Профессиональная культура в пространстве культур | |||||||
Тема 1.3. | Формирование и развитие профессиональной культуры | |||||||
Модуль (раздел) 2 | Основные характеристики профессиональной культуры | Комплексное задание по вопросам модуля, тестирование | ||||||
Тема 2.1 | Культура руководителя в сфере государственной гражданской службы как фактор эффективности служебной деятельности | |||||||
Тема 2.2. | Имиджелогическая функция профессиональной культуры | |||||||
Промежуточная аттестация | Зачет | |||||||
Всего: |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Самостоятельная работа обучающихся осуществляется на протяжении изучения всей дисциплины в соответствии с утвержденной в учебном плане трудоемкостью.
Внеаудиторная самостоятельная работа студента проводится в виде:
– подготовки к аудиторным занятиям: к практическим (семинарским), и при необходимости, к лекционным занятиям;
– изучения литературы, нормативно-правовых актов, правовых систем, материалов из интернет–источников;
– самостоятельного изучения отдельных тем дисциплины;
– написания эссе и подготовки докладов;
– выполнения заданий для самостоятельной работы;
– подготовки и выполнения контрольной работы;
– подготовки к зачету.
Примерные вопросы для подготовки к аудиторным занятиям
Модуль 1. Сущность и содержание профессиональной культуры
1. Составляющие профессиональной культуры: общая деловая, управленческая, информационная, правовая.
2. Профессионализм личность: понятие, элементы, структура.
3. Функции профессиональной культуры.
4. Корпоративная культура организации и ее влияние на профессиональную культуру.
5. Специфика профессиональной культуры на государственной гражданской службе.
6. Служебные отношения и стиль профессиональной деятельности.
7. Формирование профессиональной культуры как процесс: принципы, методы и технологии.
8. Технологии саморазвития и самоменеджмента
9. Управление профессиональной культурой: новая функция менеджмента
10. Место профессиональной культуры в пространстве культур