Человек как субъект культуры

Субъект культуры (на научном языке) – это созидатель, творец культуры. Общепризнанно, что первичным субъектом культуры является человек. Исходной характеристикой субъекта является активность, которая носит осознанный характер, и, следовательно, она опосредуется целеполаганием и самосознанием. Тогда субъект культуры – это активное, самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности, создание объективированного мира «второй природы». Чтобы стать творцом культуры человек должен сформировать себя в процессе своей жизнедеятельно­сти как культурно-историческое существо, что возможно только в результате социализации и инкультурации. Человеческие качества есть результат распредмечивания мира культуры, усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущим данной культуре приемам и навыкам деятельности. Таким образом, человек и культура – это коэволюционно развивающиеся, обогащающие и творящие друг друга субъекты.

Человек может стать субъектом культуры лишь тогда, когда он включен в социальную деятельность по преобразованию внешнего мира и мира человеческих общественных отношений. Так как культурно-преобразовательная деятельность никогда не осуществляется отдельным изолированным индивидом, а лишь таким субъектом, который включен в коллективную деятельность, то подлинным культурно-созидающим субъектом является человечество, общество. Ми­ровая культура – это результат совокупной деятельности родового субъекта – человечества.

Понятие «человечество» употребляется для обозначения предельных общих качеств субъекта культурно-исторической деятельности. В реальности живут и действуют конкретные люди, поэтому первичным субъектом культуры является личность, которая персо­нифицирует социально-историческую деятельность человечества, выступает конкретным творцом материальных и духовных ценностей.

Деятельность личности как субъекта культуры детерминирована наличной культурой, присущими по­следней кодами, матрицами, стереотипами. Творческий потенциал личности определяется полученными (усвоенными из предшествующего опыта) и самостоятельно выработанными умениями и навыками. Будучи носителем освоенной культуры, личность как субъект культуры нередко сталкивается с трудностями в реализации своих потенциальных возможностей (познавательных, аксиологических, художественных и коммуникативных), индивидуальных устремлений, поскольку наличная культура, характер общественных отношений не всегда создают для этого условия, ограничивают или сдерживают ее активность.

Личность (как субъект культуры) в процессе культурно-исторического творчества необходимо вступает во взаимодействие с другими субъектами культуры социальными группами, историческими общностями, учреждениями, организациями, государством. Поэтому наряду с личностью в качестве субъектов культуры следует рассматривать и следующие цепочки групп: малая (контактная) группа (семья, круг друзей, учебная группа), организации и объединения, социальные институты, слои, классы, этносы, страны (государства), региональные сообщества, человечество в целом.

Каждое из этих социальных объединений по-своему, в соответствии со своими социальными предназначениями, присущим ему способом социального взаимодействия и деятельности, реализует себя в качестве субъекта культуры.

Например, кмалым социальным группам относятся добровольные профессиональные ассоциации (они объединяют творцов, способствуют их профессиональному росту, защищают их права), специализированные объединения и кружки (кружок петрашевцев), круг поклонников (музыкальной группы, какой-то религии), культурные срезы (интеллигенция осуществляет духовную поддержку культуре в целом или ее отдельным видам и направлениям), семьи (в них происходит первичная социализация и инкультурация человека).

К большим же социальным группам относятся этносы (племена, народности, нации – устойчивые межпоко­ленные общности людей, объединенные общей исторической судьбой, общими традициями и культурой, особенностями быта, единством территории и языка), профессиональные группы (создатели, исследователи, хранители и исполнители художественных произведений), непрофессиональные группы (зрители, читатели, поклонники – также приобщены к культуре), аудитории (читательская, зрительская).

Первоначально понятие «личность» (prosopon) означало ритуальную маску, роль, исполняемую актером в театре. В Средниевека появляется идея уникальности личности и ее самоценности. Современное понимание личности в культурологии опирается на социологические, психологические и общефилософские трактовки. Понятие «личность» (которое подчеркивает в человеке самостоятельность, значимость и сознательно-волевое начало) связывается с понятиями «индивид» (отдельно взятый человек, представитель какой-либо социальной группы) и «индивидуальность» (оригинальность, неповторимость человека, многообразие его способностей). Проблема личности – это проблема свободного выбора и социальной ответственности.

Только в обществе человек получает все, что необходимо для его развития. Культура – это продукт деятельности человека. Она не существует вне человеческих общностей, но всегда доступна этим общностям. Для человека, только что родившегося, культура – уже готовый мир, в который он погружается и который его формирует. Таким образом, первый путь, каким происходит развитие личности, – это воспитание. Из биологического организма ребенок превращается в разумное существо, способное к труду и творчеству. Процесс формирования личности ребенка и его приспособление к жизни в обществе называется социализацией.

Социализация – это процесс выработки человеком социальных норм и правил общества, чтобы стать активным, полноценным членом общества, сформировавшейся личностью. В процессе социализации происходит постепенное вовлечение индивида в жизнь общества, приобщение его к истории и традициям, передача ему основных форм социокультурного опыта.

Одним из важнейших способов, влияющих на формирование личности, является установившаяся в культуре система ценностей. В ситуации выбора между возможными способами удовлетворения своих потребностей люди отдают предпочтение тому способу, который в ими принятой шкале ценностей ценится наиболее высоко. Опираясь на систему ценностей, человек ведет себя в определенных ситуациях и обстоятельствах, опираясь на принятые «образцы» действий, «образцы» поведения, установленные в рамках культуры.

Слагаемые личности, которую формирует культура, следующие: в процессе социализации личности ей передается ряд ценностей и их систем; среди них – культурный идеал личности (первое слагаемое); социальные роли, играемые личностью в течение его жизни (второе слагаемое); субъективно отраженное «я» – комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих (третье слагаемое). Интеграция этих элементов создает социальную личность индивида.

К способам передачи социального опыта относят такие механизмы культуры, как инкультурация.

Инкультурация – это постепенная выработка человеком навыков, манер, норм поведения, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода. Это длительное и постепенное освоение человеком способов, норм, практических рекомендаций в повседневной жизни. Человек подчиняется стереотипам, процедурам, принятым в группе, в культуре. Инкультурация предполагает наличие таких социально-культурных элементов, как лингвистическая система, ценностносмысловые ориентиры, процедуры развития творческой деятельности, совокупность накопленных достояний в культуре. Наиболее важным в этом процессе для современного человека становится овладение знанием.

Особое значение в формировании личности имеет процесс идентификации себя с миром той культуры, в которой происходит его становление и развитие.

Актуальным становится понятие идентичности, которое отвечает на вопрос «Кто «Я» в культуре?», отражает соответствие личного всеобщему, определяет соответствие разнообразия универсальному, выражает защиту личного, фиксирует соответствие образа «Я» своему жизненному воплощению, характеризует состояние принадлежности индивида надындивидуальному целому – истории, обществу, культуре. Культурная идентичность формируется в процессе становления культурных общностей на основе выбора и формирования места в межкультурном взаимодействии путем принятия определенных образа и стиля. Идентичность – это результат процесса, точка в развитии.

Идентичность – результат идентификации, сочетающий определенность и схематизацию с выбором места для себя. Идентичность определяет соотношение внутреннего и внешнего, конечного и бесконечного, адаптации и защиты собственного «Я» и окружающего мира. Процесс идентификации отражает построение способов взаимосвязи индивида и культуры с внешним и бесконечным миром. Роль его возрастает в связи со сменой картины мира, по мере знакомства человека с разнообразием культур, в связи с влиянием на нашу жизнь средств массовой коммуникации, с распространением самых различных стилей и норм поведения. Актуальной становится задача осознания системы собственных ценностей и целей. Механизм идентификации состоит из следующих процессов:

- осмысление прошлого, наблюдение за настоящим и прогнозирование будущих изменений в культуре;

- анализ текущей ситуации, для того чтобы принять самое адекватное решение или построить модель поведения;

- выбор и принятие решения;

- действие.

Культурная идентичность как проблема для каждого человека возникает в ситуации свободы выбора, узаконенного в мире культуры. Когда человек или народ теряет чувство осознания своего «Я», собственного пути развития, своих идеалов, ценностей, целей и стремлений, происходит кризис идентичности, т.е. неспособность человека или народа справиться с внешним социокультурным разнообразием, отсутствие жизненной модели, целей и идеалов жизнедеятельности.

Основные этапы становления культурной идентичности индивида состоят в следующем:

- влияние микрокультуры, когда человек узнает, что он – целостность, существующая отдельно от других людей, но одновременно – элемент длительной истории культуры. На этом этапе происходит развитие внутреннего потенциала человека и возникает потребность в сравнении с другими;

- влияние макрокультуры. У индивида много возможностей идентифицировать себя, в большинстве случаев экспериментально, ориентируясь на «Мы», т.е. на реальных или идеальных людей, на их привычки, черты, идеи.

Для того чтобы выявить способы культурной идентификации на общекультурном уровне, необходимо выделить основные элементы культуры, по отношению к которым происходит идентификации:

- первичные элементы: особенности социально-географического пространства, свойства возраста, этнос, язык;

- вторичные элементы: традиции в семье, традиции брака, историческая память, профессиональные особенности, нравственные предпочтения, история культуры, вера в идеалы, которые трансформируются, но остаются на протяжении истории; доминирующая религиозная доктрина (не большинство людей, а большинство идей, участвующих в создании картины мира, общества и человека); экономико-хозяйственный опыт; особенности коммуникации в обществе; общие цели.

В целом, в исследования культурной идентификации выполняются важные практические задачи: они помогают разобраться в структуре собственной культуры, уяснить ее самобытность, сохранять и защищать культурные достояния.

Наши рекомендации