Преодоление препятствий изменениям
Для того чтобы преодолеть препятствия изменениям и обеспечить поддержку со стороны работников, руководство организации должно предпринимать следующие действия:
- участие в принятии решений;
- убеждение;
- переговоры;
- принуждение;
- манипуляция;
- другие формы поддержки.
Организация может перевести в другое подразделение тех работников, которые категорически отказываются работать по-новому. Иногда организации прибегают ко всякого рода манипуляциям — например, подкупу лидера оппозиции, предлагая ему руководящую позицию в новой структуре организации, дополнительные полномочия и другие блага, тем самым стремясь перевести его из оппозиционеров в союзники.
Максимальное сочетание интересов организации и каждого сотрудника, информированность коллектива о предстоящих изменениях, возможность давать конструктивные предложения, открыто высказывать своё мнение относительно осуществляемых преобразований — это те средства, которые позволят перейти от импульсивных случайных изменений к постоянно и планомерно осуществляемым преобразованиям, поддерживаемым всеми членами организации. Одновременно это также позволит избежать негативных последствий стрессов, сопровождающих изменения.
Литература:
1. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом: Учебное пособие для вузов - Издательство «Питер», 2000
2. Подопригора М.Г. Организационное поведение: Учебно-методическое пособие – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. – 261 с.
3. Кибанов А.Я., Ивановская Л.В., Митрофанова Е.А. Управление персоналом: Учебник/Под редакцией А.Я. Кибанова. М.: РИОР, 2010. – 288 с.
Контрольные вопросы:
· Концепция организационных изменений
· Организационное изменение
· Модель планируемых организационных изменений
· Инициирование изменений
· Сущность организационных изменений
· Препятствия изменениям
· Преодоление препятствий изменениям
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАСПИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВЫСШАЯ ШКОЛА (ФАКУЛЬТЕТ) ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
КАФЕДРА «СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА»
Образовательная программа – (5В 110100 «Сестринское дело»)
Форма обучения – очная
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
По дисциплине: «Организационное поведение»
Код дисциплины: OPov 3345
Специальность: 5В 110100 Сестринское дело
Объем учебных часов (кредитов) 135 (3)
В том числе практика: 30
Курс: 3
Семестр: 6
Обсуждена
на заседании кафедры
от 25 августа 2016г.
протокол № 1
Зав. кафедрой_____________
2016г.
КРЕДИТ 1
Практическое занятие № 1 | |
Тема: | Понятие организации, модели организаций и их влияние на поведение людей. |
Цель: | Сформировать у студентов знания об организации, модели организаций и их влияние на поведение людей. |
Задачи обучения: | Изучение модели организаций и их влияние на поведение людей. |
Основные вопросы темы: | · Комплекс обязательных признаков организации · Типы современных хозяйственных организаций · Исторические формы хозяйственных организаций |
Методы обучения и преподавания: | Занятие проводится в виде теоретического разбора материала |
Литература: | 1. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом: Учебное пособие для вузов - Издательство «Питер», 2000 2. Подопригора М.Г. Организационное поведение: Учебно-методическое пособие – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. – 261 с. 3. Кибанов А.Я., Ивановская Л.В., Митрофанова Е.А. Управление персоналом: Учебник/Под редакцией А.Я. Кибанова. М.: РИОР, 2010. – 288 с. |
Контроль: | · Цели организации · Комплекс обязательных признаков организации · Типы современных хозяйственных организаций · Типология хозяйственных (экономически ориентированных) организаций, согласно М. Веберу · Исторические формы хозяйственных организаций · Модели отношений между руководителями и подчиненными |
Практическое занятие № 2 | |
Тема: | Положение на рынке, организационно-правовые формы и их влияние на поведение организации и сотрудников. |
Цель: | Сформировать у студентов знания о положении на рынке, организационно-правовые формы и их влияние на поведение организации и сотрудников. |
Задачи обучения: | Ознакомление с положением на рынке, организационно-правовые формами и их влиянием на поведение организации и сотрудников. |
Основные вопросы темы: | 1. Подходы к управлению 2. Альтернативные варианты организационных структур |
Методы обучения и преподавания: | Занятие проводится в виде презентации. |
Литература: |
|
Контроль: |
|
Практическое занятие № 3 | |
Тема: | Анализ и конструирование организаций. |
Цель: | Сформировать у студентов знания о анализе и конструированию организаций. |
Задачи обучения: | Изучение анализа и конструирования организаций. |
Основные вопросы темы: | 1. Задачи анализа 2. Анализ миссии и видения будущего организации |
Методы обучения и преподавания: | Занятие проводится в виде работы в малых группах |
Литература: |
|
Контроль: | 1. Понятие «анализ» 2. Цель анализа 3. объект анализа 4. предметы анализа организации 5. анализ среды, ситуации в организации 6. анализ организации труда 7. финансовый анализ организации 8. Анализ бизнес-процессов 9. Миссия организации 10. Видение будущего |
Практическое занятие № 4 | |
Тема: | Анализ философии, политики и целей организации с позиций персонала. |
Цель: | Сформировать у студентов знания о анализе философии, политики и целей организации с позиций персонала. |
Задачи обучения: | Ознакомление с анализом философии, политики и целей организации с позиций персонала. |
Основные вопросы темы: |
|
Методы обучения и преподавания: | Занятие проводится в виде работы в малых группах |
Литература: |
|
Контроль: | 1. Философия управления персоналом 2. философия организаций массового производства 3. Политика в области персонала 4. сущности понятия «принципы» в управлении персоналом 5. Анализ целей организации |
Практическое занятие № 5 | |
Тема: | Управление поведением организации. |
Цель: | Ознакомление студентов с управлением поведением организации. |
Задачи обучения: | Ознакомление с управлением поведением организации. |
Основные вопросы темы: | 1. Разнообразие факторов поведения организации 2. Понятие и законы управления 3. Принципы управления |
Методы обучения и преподавания: | Занятие проводится в виде деловой игры. |
Литература: |
|
Контроль: |
|
Практическое занятие № 6 | |
Тема: | Поведение организаций на различных стадиях развития. |
Цель: | Сформировать у студентов знания о поведении организаций на различных стадиях развития. |
Задачи обучения: | Ознакомление с поведением организаций на различных стадиях развития. |
Основные вопросы темы: | 1. Этапы онтогенеза организаций 2. Концепция обучающейся организации и факторы и проявления ее поведения |
Методы обучения и преподавания: | Занятие проводится в виде деловой игры. |
Литература: |
|
Контроль: | · Фазы развития организации - пионерная, организации и консолидации, интеграции и роста · Партисипативное управление персоналом · Клиентоориентированный подход. · Инновационный подход. · Обучающаяся организация · Инновационная организационная культура · Бенчмаркинг · Самоуправляющиеся команды · Наделение правами · Открытая информация. · Менеджмент открытых бухгалтерских книг |
Практическое занятие № 7 | |
Тема: | Персональное развитие в организации. |
Цель: | Сформировать у студентов знания об персональном развитии в организации. |
Задачи обучения: | Ознакомление студентов с персональным развитием в организации. |
Основные вопросы темы: | 1. Всеобщий характер закона развития 2.«Мотивационные» теории поведения человека в организации |
Методы обучения и преподавания: | Занятие проводится в виде работы в малых группах |
Литература: |
|
Контроль: | · Всеобщий закон живых существ – закон развития · Жизненный цикл системы · Периоды зарождения, эволюции, стабильности и инволюции (спада). · Линия развития успешной организации · Потребность в самоактуализации |
Практическое занятие № 8 | |
Тема: | Развивающее управление персоналом и систематизация организационных факторов и компетенций менеджеров, способствующих развитию организации и персонала. |
Цель: | Сформировать у студентов знания об развивающем управлении персоналом и систематизация организационных факторов и компетенций менеджеров, способствующих развитию организации и персонала. |
Задачи обучения: | Ознакомление с развивающем управлением персоналом и систематизация организационных факторов и компетенций менеджеров, способствующих развитию организации и персонала. |
Основные вопросы темы: | 1. Необходимость и своевременность реализации развивающего подхода к персоналу 2. Концепция развивающего управления персоналом |
Методы обучения и преподавания: | Занятие проводится в виде теоретического разбора материала |
Литература: | 1. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом: Учебное пособие для вузов - Издательство «Питер», 2000 2. Подопригора М.Г. Организационное поведение: Учебно-методическое пособие – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. – 261 с. 3. Кибанов А.Я., Ивановская Л.В., Митрофанова Е.А. Управление персоналом: Учебник/Под редакцией А.Я. Кибанова. М.: РИОР, 2010. – 288 с. |
Контроль: | · Развивающее управление персоналом · Популярная концепция развития человеческих ресурсов · Общеорганизационные факторы · Личностные факторы менеджера · Традиционные функции по управлению персоналом |
Практическое занятие № 9 | |
Тема: | Анализ организационной культуры |
Цель: | Закрепление знаний по теме организационная культура |
Задачи обучения: | Изучение анализа организационной культуры |
Основные вопросы темы: | · Организационная культура · Культурологический анализ |
Методы обучения и преподавания: | Занятие проводится в виде работы в малых группах |
Литература: |
|
Контроль: | · Организационная культура · сущность, структура и параметры организационной культуры · Культурологический анализ · субкультурные изменения · профессиональная культура · межкультурное взаимонепонимание · концепции инновационной культуры |
Практическое занятие № 10 | |
Тема: | Фирменный стиль организации. |
Цель: | Сформировать у студентов знания о фирменном стиле организации. |
Задачи обучения: | Изучение фирменного стиля организации. |
Основные вопросы темы: | 1. Фирменный стиль 2. Структура фирменного стиля 3. Атрибуты фирменного стиля |
Методы обучения и преподавания: | Занятие проводится в виде деловой игры. |
Литература: |
|
Контроль: | · Понятие «стиль» · Стиль жизни · Образ жизни · Фирменный стиль · Понятие «манеры» · Структура фирменного стиля · Фирменный стиль одежды (дресс-код) |
КРЕДИТ 2
Практическое занятие № 1 | |
Тема: | Личность и организация. |
Цель: | Сформировать знание о личности и организации. |
Задачи обучения: | Изучение личности и организации. |
Основные вопросы темы: | Личность и факторы ее поведения в организации |
Методы обучения и преподавания: | Занятие проводится в виде презентации. |
Литература: | 1. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом: Учебное пособие для вузов - Издательство «Питер», 2000 2. Подопригора М.Г. Организационное поведение: Учебно-методическое пособие – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. – 261 с. 3. Кибанов А.Я., Ивановская Л.В., Митрофанова Е.А. Управление персоналом: Учебник/Под редакцией А.Я. Кибанова. М.: РИОР, 2010. – 288 с. |
Контроль: | · Понятие «личность» · развитие личности · возрастные периоды развития личности · элементы системы «личность» · Направленность личности · Структура личности |
Практическое занятие № 2 | |
Тема: | Психические состояния личности и успех в деятельности. |
Цель: | Сформировать у студентов знания о психическом состояния личности и успехе в деятельности. |
Задачи обучения: | Ознакомление с психическим состоянием личности и успехе в деятельности. |
Основные вопросы темы: | 1. Основные виды психического состояния. 2. Связь между успехом в деятельности и уровнем психологического напряжения 3. Управление драйвом |
Методы обучения и преподавания: | Занятие проводится в виде презентации. |
Литература: |
|
Контроль: | · Основные виды психического состояния · Аффект · Фрустрация · Чувство · Эмоции · «Драйв» · Закон Йеркса – Додсона · Умеренное возбуждение · Стресс · Поведенческие реакции на стресс |
Практическое занятие № 3 | |
Тема: | Формирование лояльности работников организации. |
Цель: | Сформировать знание о личности и организации. |
Задачи обучения: | Изучение формирования лояльности работников организации. |
Основные вопросы темы: |
|
Методы обучения и преподавания: | Занятие проводится в виде дискуссии |
Литература: |
|
Контроль: | · Лояльность, или преданность сотрудника своей организации · Кредит доверия руководству организации · Уровни лояльности · Аспекты качества трудовой жизни · Модели сопричастности · Факторы, способствующие формированию преданности работников своей организации |
Практическое занятие № 4 | |
Тема: | Организация и содержание труда как фактор мотивации. |
Цель: | Сформировать у студентов знания об организации и содержании труда как фактора мотивации. |
Задачи обучения: | Изучение организации и содержания труда как фактора мотивации. |
Основные вопросы темы: |
|
Методы обучения и преподавания: | Занятие проводится в виде деловой игры. |
Литература: |
|
Контроль: | · Организация (проектирование) труда · Упрощение труда · Ротация работы · Расширение труда · Обогащение труда · Перепроектирование (реорганизация) труда · Разнообразие навыков. · Законченность задания. · Значимость задания. · Автономия. · Обратная связь. |
Практическое занятие № 5 | |
Тема: | Лидерство в организации. |
Цель: | Ознакомление студентов с лидерством в организации. |
Задачи обучения: | Изучить лидерство в организации. |
Основные вопросы темы: | 1. Природа лидерства, лидерство и менеджмент 2.Цельность личности и нравственность лидера |
Методы обучения и преподавания: | Занятие проводится в виде работы в малых группах |
Литература: |
|
Контроль: | · Понятие «лидерство» · Лидерская роль менеджера · Основные качества лидера и менеджера · Навыки успешных менеджеров-лидеров · Цельность личности и нравственность лидера · Утилитаристский подход · Индивидуалистический подход · Морально-правовой подход · Юридический подход |
Практическое занятие № 6 | |
Тема: | Трансакционное, харизматическое, провидческое, трансформационное лидерство. |
Цель: | Сформировать у студентов знания о трансакционном, харизматическом, провидческом, трансформационном лидерстве. |
Задачи обучения: | Ознакомление с трансакционным, харизматическим, провидческим, трансформационным лидерством. |
Основные вопросы темы: |
|
Методы обучения и преподавания: | Занятие проводится в виде деловой игры. |
Литература: |
|
Контроль: | · Трансакционные (деловые) лидеры · Харизматический лидер · Трансформационные (трансформирующие) лидеры · Провидческое лидерство |
Практическое занятие № 7 | |
Тема: | Понятие власти и ее источники. |
Цель: | Сформировать у студентов знания о понятии власти и ее источниках. |
Задачи обучения: | Изучение понятия власти и ее источников. |
Основные вопросы темы: |
|
Методы обучения и преподавания: | Занятие проводится в виде презентации. |
Литература: |
|
Контроль: | · Понятие власти · Лидерская власть · Традиционно власть · Источники власти · Легитимная (законная) власть · Вознаграждающая власть · Принуждающая власть · Экспертная власть · Референтная власть |
Практическое занятие № 8 | |
Тема: | Ситуационные подходы. |
Цель: | Ознакомление с ситуационными подходами. |
Задачи обучения: | Изучение ситуационных подходов |
Основные вопросы темы: |
|
Методы обучения и преподавания: | Занятие проводится в виде работы в малых группах |
Литература: | 1. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом: Учебное пособие для вузов - Издательство «Питер», 2000 2. Подопригора М.Г. Организационное поведение: Учебно-методическое пособие – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. – 261 с. 3. Кибанов А.Я., Ивановская Л.В., Митрофанова Е.А. Управление персоналом: Учебник/Под редакцией А.Я. Кибанова. М.: РИОР, 2010. – 288 с. |
Контроль: | · модель руководства Фреда Фидлера · модель руководства Пола Херси и Кеннета Бланчарда · модель руководства Мартина Эванса и Роберта Хаусома · Поведение руководителя |
Практическое занятие № 9 | |
Тема: | Анализ качества трудовой жизни и социального партнерства |
Цель: | Ознакомление с анализом качества трудовой жизни и социального партнерства |
Задачи обучения: | Изучение анализа качества трудовой жизни и социального партнерства |
Основные вопросы темы: | 1. Анализ качества трудовой жизни 2. Социальное партнерство |
Методы обучения и преподавания: | Занятие проводится в виде работы в малых группах |
Литература: |
|
Контроль: | 1. Показатели качества трудовой жизни 2. Параметры, отражающие восприятие людьми условий труда и жизни в организации: 3. Социальная защита персонала 4. Социальное партнерство 5. Основные направления социального партнерства |
Практическое занятие № 10 | |
Тема: | Управление развитием талантов к руководству |
Цель: | Ознакомление с управлением развитием талантов к руководству |
Задачи обучения: | Изучение управления развитием талантов к руководству |
Основные вопросы темы: | 1. Выявление потенциала к эффективному исполнению обязанностей на высших должностях 2. Составляющие в управлении талантами к руководящей деятельности |
Методы обучения и преподавания: | Занятие проводится в виде дискуссии |
Литература: |
|
Контроль: | · Значение управлением развитием талантов к руководству. · Цели управления развитием талантов к руководству. · Развитие руководителей высшего ранга. · Управление преемственностью. · Внешний поиск талантов. · «Питающая среда». · Разнообразие и управление талантами. · Требования к брендингу таланта к руководству. · Быть жестким или мягким по отношению к таланту. · Интеграция инициатив по управлению талантами. |
КРЕДИТ 3
Практическое занятие № 1 | |
Тема: | Личность и группа. Роли в группе |
Цель: | Закрепление знаний по теме групповое поведение в организации |
Задачи обучения: | Изучение роли личности в группе. |
Основные вопросы темы: | 1. Личность и группа. 2. Роли в группе |
Методы обучения и преподавания: | Занятие проводится в виде деловой игры. |
Литература: | 1. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом: Учебное пособие для вузов - Издательство «Питер», 2000 2. Подопригора М.Г. Организационное поведение: Учебно-методическое пособие – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. – 261 с. 3. Кибанов А.Я., Ивановская Л.В., Митрофанова Е.А. Управление персоналом: Учебник/Под редакцией А.Я. Кибанова. М.: РИОР, 2010. – 288 с. |
Контроль: | · Положение индивида в группе. · Понятия «статус», «роль». · Статусно-ролевое распределение в группе. · Продуктивные роли в группах · Социальные роли в группах · Контрпродуктивные роли в группах · Непродуктивные роли - блокирующие · Перечень характерных блоков · Профессионально-функциональная роль |
Практическое занятие № 2 | |
Тема: | Понятие команды, факторы и этапы превращения группы в команду |
Цель: | Сформировать у студентов знания о команде |
Задачи обучения: | Ознакомление с понятием команды, факторами и этапами превращения группы в команду |
Основные вопросы темы: |
|
Методы обучения и преподавания: | Занятие проводится в виде теоретического разбора материала |
Литература: | 1. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом: Учебное пособие для вузов - Издательство «Питер», 2000 2. Подопригора М.Г. Организационное поведение: Учебно-методическое пособие – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. – 261 с. 3. Кибанов А.Я., Ивановская Л.В., Митрофанова Е.А. Управление персоналом: Учебник/Под редакцией А.Я. Кибанова. М.: РИОР, 2010. – 288 с. |
Контроль: |
|
Практическое занятие № 3 | |
Тема: | Общие правила управления групповым поведением |
Цель: | Закрепление знаний по теме группового поведения в организации |
Задачи обучения: | Изучение общих правил управления групповым поведением |
Основные вопросы темы: |
|
Методы обучения и преподавания: | Занятие проводится в виде работы в малых группах |
Литература: | 1. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом: Учебное пособие для вузов - Издательство «Питер», 2000 2. Подопригора М.Г. Организационное поведение: Учебно-методическое пособие – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. – 261 с. 3. Кибанов А.Я., Ивановская Л.В., Митрофанова Е.А. Управление персоналом: Учебник/Под редакцией А.Я. Кибанова. М.: РИОР, 2010. – 288 с. |
Контроль: | · Понятие «групповая мораль» · Укрепления групповой морали · Рекомендации (шесть мелких шагов) по нейтрализации деятельности групп отрицательной направленности · Направления деятельности руководителя по формированию работоспособного коллектива · Инструментальные навыки командообразования |
Практическое занятие № 4 | |
Тема: | Анализ социально-психологического климата в коллективе |
Цель: | Изучение анализа социально-психологического климата в коллективе |
Задачи обучения: | Закрепление знаний по анализу и конструированию организации |
Основные вопросы темы: | 1. Социально-психологический климат 2. Специфической сферой проявления СПК |
Методы обучения и преподавания: | Занятие проводится в виде работы в малых группах |
Литература: | 1. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом: Учебное пособие для вузов - Издательство «Питер», 2000 2. Подопригора М.Г. Организационное поведение: Учебно-методическое пособие – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. – 261 с. 3. Кибанов А.Я., Ивановская Л.В., Митрофанова Е.А. Управление персоналом: Учебник/Под редакцией А.Я. Кибанова. М.: РИОР, 2010. – 288 с. |
Контроль: | · Социально-психологический климат · Характеристика благоприятного СПК · Характеристика неблагоприятного, нездорового СПК · Специфическая сфера проявления СПК · Проявление и использование группового потенциала · Опросный лист для анализа СПК · Оценочные анкеты |
Практическое занятие № 5 | |
Тема: | Коммуникации в организации |
Цель: | Ознакомление студентов с коммуникацией в организации |
Задачи обучения: | Изучить коммуникацию в организации |
Основные вопросы темы: |
|
Методы обучения и преподавания: | Занятие проводится в виде дискуссии |
Литература: | 1. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом: Учебное пособие для вузов - Издательство «Питер», 2000 2. Подопригора М.Г. Организационное поведение: Учебно-методическое пособие – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. – 261 с. 3. Кибанов А.Я., Ивановская Л.В., Митрофанова Е.А. Управление персоналом: Учебник/Под редакцией А.Я. Кибанова. М.: РИОР, 2010. – 288 с. |
Контроль: |
|
Практическое занятие № 6 | |
Тема: | Устные презентации(выступления). |
Цель: | Изучение устных презентаций(выступлений). |
Задачи обучения: | Сформировать у студентов навыки устных презентациях(выступлениях). |
Основные вопросы темы: |
|
Методы обучения и преподавания: | Занятие проводится в виде презентации. |
Литература: | 1. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом: Учебное пособие для вузов - Издательство «Питер», 2000 2. Подопригора М.Г. Организационное поведение: Учебно-методическое пособие – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. – 261 с. 3. Кибанов А.Я., Ивановская Л.В., Митрофанова Е.А. Управление персоналом: Учебник/Под редакцией А.Я. Кибанова. М.: РИОР, 2010. – 288 с. |
Наши рекомендации
|