Измерение культуры и классификации культур

Существует несколько культурных характеристик, которые изменяются в связи с изменением среды. Из них состоят культурные синдромы – определенные наборы ценностей, установок, верований, норм и моделей поведения, которыми одна группа отличается от другой.

Г. Триандис выделил 3 культурных синдрома: «простота-сложность», «индивидуализм-коллективизм», «открытость-закрытость». Г. Хофстед добавил к ним «дистанцию власти», «избегание неопределенности», и «маскулинность – феминность». Рассмотрим их по порядку.

Простота – сложность.Выявлено, что чем более сложной является культура, тем более внимательно люди в ней относятся ко времени. Приведем пример, хорошо иллюстрирующий культурные различия в отношении ко времени. На вопрос: «Если у вас назна­чена встреча с другом, как долго вы намерены ждать его?» люди в индустриальных культурах (США, Япония) давали ответ в минутах, люди в культурах, средних по сложности (Греция, Италия) -в часах, а в наименее сложных (некоторые культуры Африки, Латинской Америки) - в сутках.

Представления о времени различны в разных типах культур: на Западе время понимается как линейный вектор от прошлого через настоящее к будущему. Во многих культурах Востока время рассма­тривается как непрерывность повторяющихся циклов в природе и человеческой жизни. В западных культурах принято делать одно де­ло в единицу времени и разговоры вести последовательно, а не од­новременно. В других культурах (например, Саудовская Аравия) вполне приемлемо вести разговоры одновременно с несколькими людьми.

Также культуры отличаются специфичностью или диффузностью социальных ролей. Чем более сложной является культура, тем более специфичны в ней роли, в менее сложных культурах роли более диффузны, размыты.

Например, в сложных культурах от продавца ожидается опре­деленная модель поведения, основанная на его социальной роли, и покупателя совершенно не интересуют религиозные взгляды продавца, его партийная принадлежность и т. д. В менее сложных культурах, например, в Иране, религиозная принадлежность человека - главный определяющий фактор его социального поведе­ния и это может влиять на оценку его социальной роли окружа­ющими.

Под понятиями специфичности - диффузности некоторые психологи усматривают более глубокое основание в виде полезависимости и поленезависимости. Поленезависимость означает способность человека выделить стимул из окружающей среды - например, поленезависимые охотники способны увидеть коричневого по окраске зверя в сре­де того же цвета. Полезависимость означает, что люди подверже­ны сильному влиянию среды, которая формирует перцептивные навыки, в результате чего им трудно выделить стимул из контек­ста. Считается, что в охотничьих и собирательских культурах люди больше поленезависимы, а в земледельческих - полезависимы (Berry J., 1979).

В результате разного от­ношения ко времени может возникнуть непонимание: представители сложных культур могут расценивать длительное опоздание или од­новременный разговор со многими людьми как неуважение к ним лично. Различия в степени специфичности ролей также могут привести к непониманию: в культурах, где роли диффузны, трудно разделить человека и его идеи, поэтому критика идей небезопасна - она может ныть воспринята как критика данного человека в целом, что в таких культурах недопустимо. С другой стороны, в культурах с диффузны­ми ролями к вам могут демонстрировать хорошее отношение, считая м душе полным ничтожеством, что практически невозможно в запад­ных культурах. Но при этом представителям культур с диффузными ролями поведение людей из культур Запада представляется грубым и высокомерным.

Все эти различия должны быть понимаемы в культурном контек­сте. Нужно помнить, что человек действует правильно, даже если нам не нравится его поведение.

Индивидуализм – коллективизм.Индивидуалистическойможет быть названа культура, в которой индивидуальные цели ее членов не менее, если не более важны, чем групповые. Коллективистскаякультура, наоборот, характеризуется тем, что в ней групповые цели превалируют над индивидуальными.

В каждой культуре люди имеют как индивидуалистические, так и коллективистские тенденции сознания и поведения, однако относительно больший крен в сторону индивидуализма характерен для Запада, а в сторону коллективизма - для Востока и Юга (Африка). Считается, что в индивидуалистических культурах люди заботят­ся в первую очередь о себе и членах своей семьи, в то время как в коллективистских культурах люди принадлежат к определенным группам, которые, в свою очередь, должны заботиться о них в обмен на преданность членов группы ее интересам.

В индивидуалистических культурах личная, или Я-идентичность, превалирует над групповой, или МЫ-идентичностью, которая явля­ется определяющей для личностного поведения в коллективистских культурах.

При ответе на вопросы теста Куна и Макпартленда «Кто Я?» представители коллективистских культур склонны отвечать в терминах социальной принадлежности «я - сын, я - студент», а в индивидуалистических - в терминах личностных особенностей («я - творческий человек», «я - добрый»). Доля ответов, указывающих на социальную принадлежность, колеблется в коллективистских культурах в пределах 30-60%. а в индивидуалистических -15-20%.

В индивидуалистических культурах поведение личности опреде­ляется ее мотивацией к достижению, а в коллективистских - принад­лежностью к группе. Другое важное психологическое отличие между данны­ми типами культур заключается в том, что для членов индивидуалистических культур хара­ктерной является универсальная шкала ценностей, которая исполь­зуется при оценке как членов ингруппы (группы «своих», в которую входит индивид), так и членов аутгруппы (внешней по отношению к индивиду). Представителям коллективистского типа культур, наоборот, свойственны частные системы ценностей: при оценке членов ингруппы - одни, при оценке членов аутгруппы - другие, которые мо­гут весьма сильно различаться, как и поведение по отношению к «своим» и «чужим». Например, коллективисты могут помогать и опекать членов своей группы и в то же время эксплуатировать членов аутгрупп.

Если, например, вы приглашены в дом традиционного коллективиста, вам будет подано лучшее угощение - такое, какое редко видят члены его семьи в обычной жизни. Индивидуалист подаст такое угощение для нескольких близких друзей или соседей, когда же предполагается много не очень близких гостей, то угощение будет довольно скудным и ординарным. Но индивидуалист будет вежлив с незнакомыми, общаясь в метро или по телефону, тогда как коллективист может третировать незнакомца, воспринимая его как досадную помеху (Triandis H., 1994).

Члены индивидуалистических культур образуют собственные дружеские привязанности и отношения, в то время как члены колле­ктивистских культур образуют дружеские отношения на основании тех, которые были сформированы в начале жизни, при участии ро­дителей или других старших членов семьи или наставников.

Как уже отмечалось, в индивидуалистических культурах цели ин­дивидов имеют преимущество перед целями группы. Это не значит, тем не менее, что индивиды могут самочинно поставить превыше всего свои собственные цели и игнорировать интересы других. Ин­дивидуальные цели и роли автономны или независимы от целей групп. Служащие фирмы могут вместе с коллегами разделять цели компании, но в то же время они вправе оставить эту фирму, если они найдут более широкие возможности для профессионального или личностного роста еще где-то.

Гармония и сохранение мира - важные ценности коллективизма, поэтому любое несогласие в своей среде в данных культурах предпо­читают тщательно скрывать («не выносить сор из избы»). В инди­видуалистических культурах допускается конфронтация внутри группы, а иногда она воспринимается даже как желательная - необ­ходимость «впустить свежий воздух».

Уверенность в себе - ценность, значимая в обоих типах культур, но в разных значениях: в коллективистских культурах это означает: «Я не являюсь обузой для своей группы», а в индивидуалистических: «Я могу делать то, что мне надо».

Люди в индивидуалистических культурах часто отдают приоритет своим личным целям, даже когда они входят в конфликт с целями значимых групп (семья, рабочий коллектив, приятельская компа­ния). Представители коллективистских культур, соответственно, от­дают преимущество целям группы, что особенно заметно у тех, кто придерживается вертикального коллективизма.

Например, в коллективистских культурах люди могут жить рядом с состарившимися родителями, даже когда при этом стра­дает их работа, карьера или им не нравится климат данной местности. В индивидуалистических культурах взрослые дети выберут лучший климат или работу вне зависимости, близко это или далеко от их родителей. Людям из коллективистских культур такое поведение может представляться эгоистическим. В коллективистских культурах личность определяется через при­надлежность к определенным группам, которые влияют на разные типы социального поведения. Члены коллективистских культур часто (но не всегда) организованы в иерархическую структуру и имеют тенденцию:

- заботиться о своем влиянии на членов ингруппы;

- делиться с членами ингруппы;

- ощущать взаимную зависимость;

- чувствовать себя включенными в частную жизнь членов ингруппы;

- в сильной степени заботиться о целостности и сплоченности ингруппы.

Члены же индивидуалистических культур эмоционально абст­рагируются от членов ингруппы и ощущают себя отдельными, независимыми, автономными личностями.

Главная предпосылка индивидуализма - уровень благосостояния. Считается, что финансовое благополучие ведет к социальной и психологической не­зависимости. Наиболее состоятельные и образованные слои обще­ства в любой культуре имеют тенденцию быть настроенными более индивидуалистически. Миграции, социальная мобильность и урбани­зация также способствуют росту индивидуализма.

В то же время, проявление индивидуалистических или коллекти­вистских тенденций зависит не только от культуры, но и от социаль­ного контекста: человек может демонстрировать коллективистские тенденции в семье и среди близких друзей, и индивидуалистическое поведение - на работе или с незнакомыми людьми.

Люди, придерживающиеся норм индивидуализма или коллективизма, отличаются следующими особенностями поведения. В коллективист­ских культурах поведение людей трактуется с позиций норм, приня­тых в данной культуре, а в индивидуалистических - объясняется лич­ностными особенностями и установками самого индивида. В коллективистских культурах успех человека чаще приписывается помощи других людей, богатству и т. д., а в индивидуалистических культурах успех приписывается способностям личности. Неудача, в свою оче­редь, в коллективистских культурах трактуется как следствие лени, а в индивидуалистических - как результат неблагоприятного стече­ния обстоятельств.

В коллективистских культурах человек чаще сам приспосаблива­ется к ситуации, чем меняет ситуацию «под себя», а в индивидуали­стических культурах - наоборот, стремится изменить ситуацию в «свою пользу». В коллективистских культурах людям свойственно знать (и рассказывать) больше о других, чем о себе, а в индивидуа­листических культурах - наоборот, индивид больше склонен знать (и говорить) о себе, чем о других.

В традиционных коллективистских культурах значительно ниже уровень преступности, что связано с типом социализации; забота о детях, поощрение взаимной зависимости позволяет в большей степени избежать проблем, связанных с преступностью, алкоголизмом и наркоманией. Развитие экономики и резкая вестернизация общества способствует росту индивидуализма в его неприглядных формах, и так называемая «волчья» философия (угнетение слабых, неспособных конкурировать и выталкивание на тропу криминала) воспринимается как неизбежная плата за успех тех, кто способен к конкуренции. Однако, коллективизм имеет и недостатки. Авторитаризм и давление на личность в коллективистских культурах выше - детей часто застав выбирать не то, что нравится им самим, а то, что нравится ролям. В масштабе общества выше вероятность автократических режимов, в которых имеют место преследования инакомыслия; Ценность отдельной человеческой личности и даже человеческой жизни очень низкая. Для такого типа культур характерны высокая конкуренция между отдельными группами за власть, в результате которой никто не думает о народе в целом.

Преимущества индивидуализма, в то же время, являются: акцент на правах отдельной лич­ности, демократия, мультикультурализм. Наказывается один чело­век и только за свои проступки в соответствии с законом. Личность может развивать свои таланты, и это выгодно всему обществу, т. к. экономика развивается в результате энергии отдельных людей.

К недостаткам индивидуализма можно отнести то, что для такого общества характерны одиночество, семейные конфликты, разводы, нарциссизм. Моральные авторитеты отсутствуют и все дер­жится на законах. Ощущение личностью «свободы» от общества может приводить к отчуждению, девиантному и делинквентному поведению: установлено, что пове­денческие нарушения и преступления выше среди индивидуалистов. Высокий уровень дистрессов связан с высоким стремлением к власти, с желанием контролировать, подавлять других - комплексом мотивов, свойственных индивидуалистическим культурам, соответственно, возрастает риск сердечно-сосудистых заболева­ний. Имеются также данные, что инди­видуализм в какой-то степени тормозит развитие экономики - слож­ность обучения персонала требует больших затрат от компаний на подготовку служащих, которые в любой момент могут уйти в другую компанию, повинуясь психологии индивидуализма. Поэтому компа­нии, не желая готовить персонал для своих конкурентов, часто не хотят тратиться на достойное обучение своих сотрудников.

Между культурами существуют значительные различия в том, как и какие средства коммуникации используются при общении с представителями других культур. Так, представители индивидуалистских западных культур больше внимания обращают на содержание сообщения, на то, что сказано, а не на то, как сказано. Поэтому их коммуникация в слабой степени зависит от контекста. Для таких культур характерен когнитивный стиль обмена информацией, при котором значительные требования предъявляются беглости речи, точности использования понятий и логике высказываний. Представители подобных культур стремятся развивать свои речевые навыки. Такой тип коммуникации характерен для американской культуры. Большинство американцев в повседневном общении используют small talk (короткий разговор): они задают друг другу вопросы, на которые не предполагают получить ответы («Как дела?», «Прекрасный денек, не правда ли?» и т.п.). Индивидуализм американской культуры заставляет их высказываться ясно и четко, выдвигать сразу свои аргументы, чтобы вызвать ответную реакцию у оппонента.

И напротив, в коллективистских культурах восточного типа при передаче информации люди склонны в большей степени обращать внимание на контекст сообщения, на то, с кем и при какой ситуации происходит общение. Эта особенность проявляется в придании особой значимости форме сообщения, тому, как сказано, а не тому, что сказано. На этом основании коммуникация в условиях восточных культур характеризуется расплывчатостью и неконкретностью речи, изобилием приблизительных форм высказывания (типа «вероятно», «может быть» и т.п.). Именно поэтому японцы в деловых взаимоотношениях обычно ведут разговор «вокруг да около», долго рассуждая обо всем, только не об основном предмете общения. Эта стратегия позволяет им лучше узнать о намерениях партнеров, чтобы настроиться на главную тему, либо противостоять, не уронив при этом достоинства своих партнеров.

Открытость – закрытость.В «закрытых» культурах люди должны вести себя в соответствии с групповыми нормами и нарушение норм строго карается. В «от­крытых» культурах наблюдается большая терпимость к отклонению поведения индивидов от общепринятых норм. Интересным является то, что представители «закрытых» культур недопустимость ненор­мативного поведения компенсируют уходом в «нереальное» поведе­ние - в мир искусства, музыки, фантазий, анекдотического восприятия и осмысления жизни. В «открытых» культурах такой способ компенсации встречается реже. Людям в «закрытых» культурах так­же больше присущи чувства тревоги и угрозы, т. к. их поведение лег­ко может быть трактовано как «не соответствующее» нормам. Для людей из «закрытых» культур значимы предсказуемость, оп­ределенность и безопасность: им важно знать, что другие люди на­мерены делать, и, если те поступают непредсказуемо и неожиданно, это психологически травмирует членов «закрытых» культур.

Индивиды из «закрытых» культур склонны воспринимать людей из «открытых» культур как недисциплинированных, своевольных и капризных, в то время как люди из «открытых» культур, в свою оче­редь, трактуют поведение представителей «закрытых» культур как негибкое и бескомпромиссное.

В «закрытых» культурах индивид, если отступит от норм, попа­дет в сложную ситуацию, поэтому он вынужден их соблюдать и ждать этого соблюдения от других (часто коллективный гнев в «за­крытых» культурах направляется на смельчака, осмелившегося все-таки преступить нормы: «нам нельзя, а ему можно?!»). А в «откры­тых» культурах, чтобы чего-то достичь, необходимо быть свобод­ным, в том числе и от ограничивающих индивидуальное творчество и деятельность норм. Подобный анализ помогает избавиться от со­бственного этноцентризма при анализе поведения людей из других культур.

Избегание неопределенности.Культуры с высоким уровнем избегания неопределенности (в ос­новном, культуры коллективистского типа) имеют очень низкий уровень толерантности к неопределенности, что выражается в вы­соком уровне тревожности и тенденции к «выбросу энергии» (агрес­сивному поведению).

Индивидам из таких культур свойственна высокая потребность в формализованных правилах и нормах поведения и в «абсолютном доверии». Данные культуры также характеризуются низкой толерантностью к людям или группам с отличающимися идеями или поведением. В культурах с высоким уровнем избегания неопределенности индивидам как бы «разрешается» агрессивное поведение, даже если при этом они предпочитают сдерживать агрессию, избегая конфликта и конкуренции. В таких культурах присутствует выраженная тенденция к внутригрупповому согласию. В то же время представители данных культур характеризуются ярким проявлением эмоций в отличие от членов культур с низким уровнем избегания неопределенности.

Культуры с низким уровнем избегания неопределенности имеют более низкий уровень стрессов, принимают разногласия в своей среди характеризуются большей склонностью к риску. Индивиды из культур с высоким уровнем избегания неопределенности больше сопротивляются любым изменениям, имеют более высокий уровень тревожности, нетерпимы к двусмысленности, больше беспокоятся о будущем, считают верность своему правительству (любым властным структурам) самой большой добродетелью, имеют низкую мотивацию к достижению, мало склонны к риску.

Дистанция власти.Дистанция власти - это степень неравномерности распределения власти с точки зрения членов данного общества. Индивиды из культур с большой дистанцией власти считают, что власть - это наиболее важная часть общественной жизни. Облеченные властью рассматривают своих подчиненных как сильно отличающихся от них самих, и наоборот. В культурах такого типа акцент делается, в основном, на прину­дительную власть, в то время как в культурах с низкой дистанцией власти господствует мнение, что только легитимная власть подлин­на, и компетентная власть предпочитается власти простой силы и принуждения.

Родители из культур с высоким уровнем дистанции власти поощряют в своих детях обязательность и исполнительность, а студенты в данных культурах демонстрируют более конформное по­ведение и более авторитарные установки, чем в культурах с низ­кой дистанцией власти.

В социальных организациях культур с высокой дистанцией вла­сти господствует более жесткий стиль управления; подчиненным свойственен больший страх перед выражением несогласия с началь­ством, потерей доверия сослуживцев в сравнении с культурами с низкой дистанцией власти.

Члены культур с низкой дистанцией власти рассматривают уважение к личности и равенство как условия «пути к благо­денствию», а члены культур с высокой дистанцией власти рассма­тривают в качестве таких условий такт, услужливость и деньги. Иными словами, «путь к благоденствию» в понимании членов куль­тур с низкой дистанцией власти включает знания, любовь и счастье, а в понимании членов культур с высокой дистанцией власти - родови­тость, наследство, скупость, хитрость и, временами, даже нечестность.

Маскулинность – фемининность. Высокая степень маскулинности (выраженности «мужского на­чала»), означает высокую ценность в данной культуре материальных вещей, власти и представительности. В культурах маскулинного типа подчеркивается различие в поло­вых ролях, исполнительность, амбициозность и независимость.

Куль­туры, считаются фемининными (или основанными на «женском начале») если в качестве главных ценностей превалирует сам че­ловек, его воспитание и смысл жизни. В культурах фемининного типа половые роли обычно не столь строго фиксированы, и упор делается на взаимную зависимость и служение друг другу.

По сравнению с людьми из фемининных культур, люди в маскулинных культурах имеют более сильную мотивацию к достижению, в работе они видят смысл жизни, склонны считать интересы компании своими собственными интересами и центром своей личной жизни, способны очень напряженно работать. В данных культурах существуют значимые расхождения в оценке мужчин и женщин, занимающих одно и то же положение, в сторону более высокой оценки мужчин, а признание, успех и конкуренция рассматриваются как главные источники удовлетворенности работой.

Коммуникацию в фемининных культурах хорошо иллюстрирует описание эмоционального поведения в Иране, сделанное Холлом: «В Иране от мужчин ожидается проявление эмоций. Иранские мужчины читают стихи, они чувствительны и имеют хорошо разви­тую интуицию. Их часто можно увидеть обнимающимися или по­жимающими руки. Женщины же, напротив, должны быть практи­чески холодными. Они демонстрируют многие из черт, свойственных американским мужчинам. Чтобы дополнить эту иллюстрацию, необходимо добавить, что женщи­не в Иране предписывается при этом быть смиренной и покорной.

Иногда люди из разных культур смотрят друг на друга с взаимным пренебрежением: для представителей маскулинных культур люди из фемининных культур недостаточно деятельны, а для вторых первые недостаточно заботливы и щедры.

Большое количество наблюдений и исследований в области межкультурной коммуникации позволяет сделать вывод, что ее содержание и результаты также во многом зависят от господствующих в какой-либо культуре ценностей, норм поведения, установок и т.д. Во взаимосвязи культуры и коммуникации происходит их взаимное влияние друг на друга. Культура не только влияет на коммуникацию, но и сама подвергается ее влиянию. Чаще всего это происходит в процессе инкультурации, когда человек в той или иной форме коммуникации усваивает нормы и ценности культуры.

Наши рекомендации