Правила безопасного поведения в лесу и на воде
1. Прочитай стихотворения и нарисуй к ним знаки о правилах поведения в лесу. Посмотри, как справился с заданием твой сосед по парте, сравните.
Гнездо на ветке – птичий дом
Вчера птенец родился в нем.
Ты птичий дом не разоряй,
И ни кому не позволяй.
Нельзя костёр бросать в лесу.
Костёр в лесу несёт беду.
Пожар в лесу может случиться
Без дома будут зверь и птица.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты.
Чтоб было по лесу приятно гулять
Не надо бутылки и мусор бросать,
Если лес не беречь, он погибнет,
И беда всех людей настигнет.
Муравьи – лесные санитары,
Так прозвали люди их недаром!
Только ты им, друг мой, не мешай!
Муравейники не разоряй!
Раз ты собрался по грибы –
С собою острый нож бери,
Им аккуратно гриб срезай –
В земле грибницу оставляй!
Стоят деревья – великаны
Их не жалеют хулиганы
И режут острыми ножами
Слова на дереве – «на память».
Но так жестко поступать!
Нельзя деревья обижать.
Нарисуй предупреждающие знаки о правилах поведения на воде. Объясни, что они обозначают.
Составь памятку безопасного поведения охотнику, рыболову, собирателю грибов и ягод (на выбор). Поменяйся с соседом тетрадями и прочти его памятку, вместе обсудите.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассмотри знаки. Сформулируй правило к каждому знаку.
Традиционные средства передвижения коми
Отгадай загадки. Нарисуй отгадки. Объясни, какие слова из текста тебе помогли отгадать загадки.
С носом и с хвостом,
но не живой.
В лес идёт – стелет,
из лесу идёт – мотает холст.
Летом спят, а зимой – бегут.
В горы – деревяшка
А с горы –коняшка.
Долбленка (пипу пыж) – промысловая лодка из осины. Дерево срубали и делали из него заготовку, выдалбливая, а затем выскабливая древесину изнутри. Лодка получалась небольшая по весу, её легко можно было перетащить с одной речки на другую. Дощанка– лодка, сделанная из досок, более устойчивая и вместительная, высокие борта дают возможность плавать по большой воде и в ветреную погоду. Плот (пур) – средство передвижения по воде, состоит из 5-6 брёвен длиною до двух метров. Использовали для перевозки грузов. Волокуша (вуждодь) – простейший конный транспорт, который применялся для перевозки брёвен и других грузов по лесным дорогам. Выездныесани (корадодь) – сани с высокой резной спинкой, лёгкие, обитые, украшенные. Нарты – длинные и узкие сани для езды на оленях и собаках. Камусовые лыжи – охотничьи лыжи, обшитые камусом (шкурка с нижней части ног оленей и лосей). |
2. Рассмотри рисунки и подпиши.
Соедини стрелками название средства передвижения и его определение: синим цветом – водный транспорт, зеленым цветом – конный транспорт, красным цветом - олений транспорт, черным цветом – индивидуальное средство передвижения.
нарты | осиновая лодка |
камусовые лыжи | лодка из досок |
волокуша | узкие сани оленеводов |
долблёнка | охотничьи лыжи |
дощанка | сани для перевозки грузов |