Copyright, cinema industry, cinema festivals, distribution
Дополнительные проекты
Авторское право в сети Интернет: коллизии последних лет.
Ключевые слова и концепты:индустрия кино, помузыка, чарт, рейтинг, продюссерство, копирайт, вебсайт, фестиваль, попкультура
Ключевые имена: К. Э. Разлогов, Н. Б. Кириллова
Тематика рефератов
1. Теории о понятиях информации и коммуникации
2. Социологическая традиция изучения информации и коммуникации
3. Культурологическая традиция изучения СМИ
4. Парадигма «силы медиа» в ранних линейных теориях (теория пули).
5. Парадигма «ограниченных эффектов» в работах Колумбийской школы
6. Теория двухступенчатого потока информации
7. П. Лазарсфельд как представитель эмпирико-функционалистского направления изучения СМИ.
8. Вариации парадигмы ограниченных эффектов (теории повестки дня и спирали молчания).
9. Теория индустриализации культуры в работах Франкфуртской школы
10. Социальный и коммуникативный контроль в работах Маркузе и Хабермаса
11. Ю. Хабермас и теория общественной сферы.
12. Теория гегемонии А. Грамши и роль масс-медиа в ней.
13. Теория знака в лингвистической традиции изучения СМИ.
14. Модель коммуникации с точки зрения Р. Барта
15. Концепция мифа в работах Р. Барта
16. Методика анализа текста в лингвистической традиции изучения СМИ.
17. Актантная модель А. Греймаса
18. Т. Ван-Дейк и дискурс новостей.
19. Теории информационного общества.
20. Э. Тоффлер об информационном обществе.
21. М. Маклюэн и его представление о медиа.
22. М. Кастельс о распаде СССР и информационных факторах.
23. Информациональное общество М. Кастельса.
24. Эволюция моделей технической инновации
25. Основные направления исследований Cultural Studies.
26. Новая парадигма «активного пользования» в теориях СМИ.
27. Политэкономическая теория медиа.
28. Теория культурного империализма.
29. Г. Шиллер как представитель политэкономии массовой коммуникации.
30. Крупные концерны медиа и критика концентрации в работах политэкономии медиа.
31. Критика «нового мирового информационного порядка» в теориях культурного доминирования.
32. Теория коммуникативного центра и периферии
33. Теории культурных индустрий в политэкономии коммуникации
34. Этнометодология и интеракционизм как коммуникационные теории
35. МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ И МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
36. ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ.
37. МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА.
38. ИНТЕРЕНТ-СМИ.
39. КОНВЕРГЕНЦИЯ МЕДИА.
40. ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА.
41. МЕДИАЭКОНОМИКА.
42. МОДЕЛИ ЖУРНАЛИСТИКИ И ПОХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПРЕССЫ.
43. ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ КАК ВИД МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ.
44. МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ В РЕКЛАМЕ.
45. РЕКЛАМА КАК ФОРМА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ.
46. МАССОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ.
47. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС В МАСС-МЕДИА.
48. КРЕОЛИЗОВАННЫЙ ТЕКСТ В МАССОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ.
49. ПЛАКАТ И КАРИКАТУРА В МАССОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ
50. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ.
51. ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК МЕДИА.
52. ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА В КОММУНИКАЦИИ.
53. ВИДЫ УСТНОЙ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: ФОЛЬКЛОР, СЛУХИ, АНЕКДОТЫ, МОЛВА.
54. СЕТЕВАЯ МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ.
55. МУЗЫКАЛЬНАЯ И ЭКРАННАЯ МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ.
56. Математическая модель коммуникации Шеннона-Уивера как отражение процессно-информационного подхода к коммуникации.
57. Модель коммуникации Джорджа Гербнера.
58. Социально-психологическая модель коммуникации Теодора Ньюкомба
59. Интегральная модель коммуникации Б. Вестли и М. Маклина
60. Транзакционная модель коммуникации.
61. Модель коммуникации Маршала Маклюэна.
62. Функциональная модель Романа Якобсона.
63. Модель контент-анализа Оле Хольсти.
64. Модель Вашингтона Плэтта
65. Конфликтологическая модель Уильяма Юри.
66. Модель виртуальной и актуальной информации Никласа Лумана.
67. Логическая модель знака Г. Фреге.
68. Постиндустриализм Питера Друкера
69. Юрген Хабермас о постиндустриальном обществе.
70. Информационный капитализм Мануэля Кастельса.
71. Теории массовой коммуникации – теория социального научения Альберта Бандуры, теория культивирования Джорджа Гербнера, теория социализации, теория использования и удовлетворения Г. Блюмера и Б. Каца, теория навязывания повестки дня ( agenda setting), когнитивная (конструктивистская ) теория.
72. Теория коммуникативного действия Юргена Хабермаса
73. Теория коммуникативного сообщества Хабермаса, Апеля и Лумана.
74. А. А. Зиновьев о масс-медиа.
75. Л. Альтюссер: идеология и масс-медиа.
76. Понимание массовой коммуникации в рамках Франкфуртской школы
77. Медиариторика (теория Анненковой И. В.)
78. Сайт-центра медиафилософии: структура, проблематика, контент.
79. М. Маклюэн о «горячих» и «холодных» медиа.
80. Социодинамическая теория массовой коммуникации А. Молля.
81. Н. Луман о масс-медиа как самореферентной социальной системе.
82. Понимание массовой коммуникации теоретиками постмодерна.
83. Энди Уорхол и массовая культура.
84. Китч, его характеристики и примеры.
85. Философия фотографии.
86. Примеры масс-медийного дискурса, связанного с глобальной масс-культурой.
87. Медиаметрические исследования в современной России.
88. Качественное социологическое исследование телеаудитории.
89. Современные труды в области общественной мысли и глобалистики ( на выбор - по книге В. Иноземцев «Книгочей» . Эта книга обзор рецензий на популярную обществоведческую классику последних лет, опубликованных на страницах «Свободной мысли»: Бенджамин Барбер, Зигмунт Бауман, Збигнев Бжезинский, Джагдиш Бхагвати, Питер Дракер, Фарид Закария, Майкл Игнатьев, Мануэль Кастельс, Анатоль Ливен, Скотт Лэш, Джозеф Най, Элан Рагман, Освальдо де Риверо, Джеффри Сакс, Заудин Сардар, Мэрил Дэвис, Джордж Сорос, Эрнандо де Сото, Джозеф Стиглиц, Дайнеш Д’Суза, Лестер Туроу, Майкл Уолцер, Найэлл Фергюсон, Фрэнсис Фукуяма, Самюэль Хантингтон, Дэвид Харви, Роберт Харви, Майкл Хардт, Антонио Негри, Натан Щаранский, Рон Дермер. Иноземцев – издатель Лари Зидентопа, Генри Киссинджера, Уилла Хаттона, Иммануила Валерстайна, Сейлы Бенхабиб, Амитаи Этциони и др.)
90. Концепция электронного фронтира, ремедиации и кибержурнализма.
91. Ньюзеум или музей новостей.
92. Концепция инфотейнмента.
93. Медиатизация культуры.
94. Глобализация и национальная суверенность СМИ(приоритеты, проблемы, противоречия).
95. Массовая культура, новые медиа и киберлибертарианизм.
96. Эпоха постжурнализма и медиаинституты второго порядка.
Вопросы для зачета
1. Понятия информации и понятия коммуникации
2. Понятия СМИ и медиа
3. Математическое и гуманитарное представление об информации.
4. Медиа и СМИ: сходства и различия.
5. Каноническая схема коммуникации Г. Ласуэлла и ее элементы в науке о коммуникациях.
6. Чикагская школа и первые исследования урбанизированной коммуникации.
7. Первые исследования массовых коммуникаций.
8. Классификация основных теорий массовой коммуникации
9. Математическая теория информации и ее производные в теориях коммуникации.
10. Эмпирико-функционалистская группа теорий
11. Гарольд Ласуэлл и изучение эффектов пропаганды.
12. Функциональная социология медиа.
13. Парадигма «пропагандистской силы» в ранних исследованиях масс-медиа.
14. Парадигма «ограниченных эффектов» масс-медиа.
15. Концепция «демократического реализма» У. Липмана, теория «общественного мнения».
16. Парадигма ограниченных эффектов медиа как основной предмет исследований Колумбийской школы.
17. Теория двухступенчатого потока информации.
18. Элиху Кац и «теория обретения пользы и удовлетворения».
19. Теория «повестки дня» и «спирали тишины».
20. Вальтер Беньямин и первые работы по индустриализации культуры.
21. Концепция культурной индустрии Адорно и Хоркхаймера.
22. Теория технической рациональности и мономерного человека Маркузе.
23. Юрген Хабермас и концепция «публичной сферы».
24. Концепции знака в структурной лингвистике.
25. Структурная антропология Клода Леви-Стросса и ее роль в коммуникациях.
26. Мифы как форма языка. Ролан Барт и семиотический анализ продуктов коммуникации.
27. Лингвистическая теория массовой коммуникации.
28. Теун Ван Дейк и когнитивная теория дискурса новостей.
29. Социально-когнитивная теория Альберта Бандуры. Понятие научения.
30. Теория прайминга.
31. Семиосоциопсихологическая теория Т. Дридзе.
32. Актантная модель А.-Ж. Греймаса
33. Современные социологические концепции массовой коммуникации.
34. Информационное общество как социально-философская парадигма.
35. Технологический детерминизм Маршалла Маклюэна.
36. Теории «информационной экономики будущего» (Белл, Тоффлер, Фукуяма).
37. Сетевая информациональная экономика Манюэля Кастелльса.
38. Модели диффузии инноваций.
39. «Использование технологий» как современная концепция активного потребителя.
40. «Культурные исследования» как направления исследования массовых коммуникаций.
41. Этнометодология Гарольда Гарфинкеля.
42. Политические дебаты вокруг «Нового мирового порядка в области информации и коммуникации».
43. Теория культурной зависимости и ее лимиты.
44. Концепция культурных индустрий. Основные понятия культурных индустрий: продукт, цена, стоимость культурных продуктов.
45. Массовая коммуникация и массовая информация.
46. Особенности современного этапа МК и МИ.
47. История исследования массовой коммуникации: Лассуэл, Липпман, Лазарсфельд
48. Информационное общество: основные концепции.
49. Теории прессы.
50. Медиаэкономические характеристики СМИ.
51. Модели журналистки.
52. Модели рекламы.
53. Модель паблик рилейшнз.
54. Массовая политическая коммуникация: жанры
55. концепция политической культуры журналиста.
56. Креолизованный текст в политической коммуникации.
57. Экранная культура.
58. Особенности современного этапа телевидения.
59. Медиаобразование (медиапедагогика).
60. Аудиовизуальные медиа.
61. Виды устной массовой коммуникации.
IV. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (или модулю)
1. Типовые контрольные задания для проверки уровня сформированности компетенции ОПК-2
Этап формирования компетенции, в котором участвует дисциплина | Типовые контрольные задания для оценки знаний, умений, навыков (2-3 примера) | Показатели и критерии оценивания компетенции, шкала оценивания |
Промежуточный Владеть: навыками гармоничного общения в профессиональной среде с учетом наработанных теорией способов достижения эффективной коммуникации | Подготовка реферата статьи, реферата контента сайта | 5»«5» анализ студента грамотно структурирован и оформлен без ошибок «3» есть недочеты структурного и стилистического плана «1студент плохо представляет струтуру реферата,анализ плохо оформлен, неубедителен «0» студент не знает, что такое контент сайта или статьи |
уметь: Уметь: создавать собственные публикации и работать с другими участниками производства материалов | методика контент-анализа текстов массовой культуры методика создания текстов массовой коммуникации | «5» «5» работа выполнена качественно и полностью «3» есть недочеты в отдельных частях, ошибки, «1» студент знает, что такое контент-анализ и отчет, но имеет слабое представление о его практическом воплощении «0» - студент не умеет пронаализирвоать текст, не знает, каковы показатели |
промежуточный: знать: Знать: специфику работы в условиях мульмедийной среды и конвергентной журналистики; методы и технологию создания медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, фото-, графика и т.п.) | Выступление в докладом по предложенной теме, тестовый комнтроль . | . «5» знает тему и грамотно применяет методики подготовки презентаций «3»есть недочеты в представлении отдельных элементов, неполный анализ, но грамотный «1» студент неверно определяет основные концепты доклада «0» студент не подготовил доклад, рпезентацию |
Пример итогового теста
1. Основным информационно-новостным жанром PR-текста, представляющим событийную информацию о деятельности субъекта PR, является:
а) ньюслеттер;
б) бэкграундер;
в) пресс-релиз;
г) комментарий.
(ответ: б).
2. К комбинированному PR-тексту относится:
а) ньюслеттер;
б) заявление для СМИ;
в) факт-лист;
г) биография.
(ответ: а).
3. Какие PR-тексты предназначены как для внешней, так и внутренней аудиторий?
а) пресс-кит;
б) кейс-стори;
в) лист вопросов-ответов;
г) приглашение.
(ответ: г).
4. В каком из перечисленных комбинированных PR-текстов набольшее значение придается фотографиям и иллюстрациям?
а) буклет;
б) проспект;
в) брошюра;
г) пресс-кит.
(ответ: б).
5. Какой из типов жанров PR-текстов указан неверно?
а) оперативно-новостные жанры;
б) исследовательско-новостные жанры;
в) образно-новостные жанры;
г) образно-исследовательские жанры.
(ответ: г).
6. Какой из перечисленных элементов является необязательным для байлайнера?
а) ссылка на официальный сайт организации;
б) обращение к читателю;
в) фотография первого лица;
г) обращение от первого лица.
(ответ: а).
7. Короткий документ, отражающий профиль организации, представляющий факты-подробности новостного события, дополнительные данные об организации, ее первых лицах, участниках событий, называется:
а) биография;
б) лист вопросов-ответов;
в) факт-лист;
г) бэкграундер.
(ответ: в).
8. Какая часть поздравления является необязательной и может быть заменена
промессивом?
а) конгратуляционная часть;
б) обращение к адресату;
в) оптативная часть;
г) констатирующая часть.
(ответ: в).
9. Подготовка и написание текстов для устных выступлений перед аудиторией называется:
а) спичрайтинг;
б) клиппинг;
в) мониторинг;
г) редактирование.
(ответ: а).
10. Какое из нижеперечисленных СМИ является региональным:
а) «5-й канал»;
б) «НТВ»;
в) «ТВ-2»;
г) «ТНТ».
(ответ: в).
11. Что из нижеперечисленного не является деловым СМИ:
а) «Деловой Петербург»;
б) «РБК-Daily»;
в) Радио «Бизнес-FM»;
г) «Труд»;
д) «Эксперт».
(ответ: г).
12. В этом типе форматов печатной рекламы иллюстрация может полностью
отсутствовать:
а) макет «реклама под обрез»;
б) рамочный макет;
в) сетка;
г) окно;
д) перенасыщенная текстом реклама.
(ответ: д).
13. К средствам массовой информации можно отнести все ниже перечисленные типы, кроме:
а) пресса;
б) информационные агентства;
в) радио;
г) телевидение;
д) базы данных.
(ответ: б).
14. Выберите СМИ, в основе которого лежит иностранный капитал:
а) «Труд»;
б) «Ведомости»;
в) «Российская газета»;
г) «Известия».
(ответ: б).
15. Что такое источник информации?
а) информация, собираемая впервые для какой-л. конкретной цели, с использованием специальных исследовательских приемов и процедур;
б) отслеживание сообщений СМИ, соответствующих заданной тематике;
в) лицо, организация или материальный носитель, содержащий сведения, интересующие потребителя информации, и служащий основой для создания нового информационного продукта или услуги;
г) текст от имени субъекта PR целевой группе общественности, где указывается на значение деятельности адресата в жизни и деятельности субъекта PR.
(ответ: в).
16. В чем состоят основные отличия пресс-конференции и брифинга?
а) брифинг более короткий по времени, отсутствуют вопросы со стороны СМИ;
б) брифинг длится дольше пресс-конференции;
в) пресс-конференция может включать в себя брифинг;
г) на брифинг приглашаются только эксперты, присутствие журналистов не допускается.
(ответ: а).
17. Жанр PR -текста, представляющий актуальную, социально значимую проблему, где факты, лежащие в основе материала о субъекте PR (организации, личности, явлении), а также точка зрения рассмотрения данной проблемы способствует формированию его позитивного имиджа – это:
а) интервью;
б) комментарий;
в) статья;
г) информационный листок.
(ответ: в).
18. Какого вида организационной структуры современной пресс-службы не существует?
а) пресс-служба как составляющая часть производства;
б) пресс-служба как часть управленческого процесса;
в) пресс-служба, привлекаемая на аутсорсинг;
г) пресс-служба как «посредник» между организацией и СМИ.
(ответ: а).
19. Какой тип бланков среди перечисленных употребляется в деловой переписке?
а) продольный;
б) поперечный;
в) угловатый;
г) центровой.
(ответ: а).
20. Для какого стиля речи характерны жанры диалога и монолога?
а) публицистический;
б) научный;
в) официально-деловой;
г) разговорный.
(ответ: г).
21. Какой из перечисленных источников не относится к источникам справочной информации?
а) слухи;
б) биографии;
в) базы данных;
г) энциклопедии.
(ответ: а).
Рубежный контроль
Модуль 1
1. Массовая информация это: а) система государственного управления; б) сообщения, предназначение для неограниченного круга лиц; в) средство манипулирования.
2. Есть ли принципиальная разница в содержании этих терминов: а) средства массовой коммуникации; б) средства массовой информации; в) масс-медиа.
3. Что объединяет эти категории?
А) пресса; б) средства массовой информации; в) публицистика.
4. Коммуникация это: а) ряд сообщений; б) связь; в) поиск интересных фактов.
5. Что такое публицистика?
А) журналистика; б) жанр; в) род произведения.
6. Что (кто) не относится к понятию коммуникатор?
А) учредитель; б) редакция; в) газета.
7. Какой тип коммуникации представляет семинарское занятие преподавателя со студенческой группой?
А) межличностная коммуникация; б) коллективная (публичная) коммуникация; в) массовая коммуникация.
8. Публичная коммуникация является: а) симметричной; б) ассиметричной; в) несимметричной.
9. Что отличает массовую коммуникацию от межличностной и коллективной (публичной) коммуникации?
А) наличие технического канала; б) наличие коммуникатора; в) наличие аудитории.
10. Что является природным свойством журналистики как социальной системы?
А) информационно-коммуникативные отношения; б) массовая информация; в) средства распространения и доставки информации.
11. Телеконференция является разновидностью: а) аудиовизуальной рекламы; б) телепрограммы; в) рекламы в компьютерных сетях; г) мероприятия public relations.
12. Использование в газетном рекламном сообщении такого элемента как «повторяемость», предполагает: а) многократное размещение рекламных сообщений одного и того же вида с заданной периодичностью; б) соблюдение принципа последовательного выделения все более крупных, заметных заголовков; в) применение изображений, создающих иллюзию движения, содержащих элементы необычного ракурса, «смазанности».
13. Целевая аудитория – это: а) группа людей, объединенных единой целью; б) группа потенциальных потребителей производимых фирмой товаров или услуг; в) группа людей, которым товары или услуги фирмы предоставляются бесплатно для достижения рекламных целей фирмы.
14. Пресс-кит – это: а) номинация в конкурсе на звание лучшего журналиста года; б) аккредитационная карточка журналиста; в) папка с фотографиями, пресс-релизом, бэкграундом.
15. Лоббирование – это усилия, предпринимаемые: а) организациями с целью оказания давления на принятие решений властными структурами в интересах этих организаций; б) властными структурами с целью оказания давления на организации в интересах властных структур; в) профсоюзами с целью оказания давления на корпорации в интересах рабочих и служащих.
V. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (или модуля)
основная литература:
· Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / М.: Смартбук, 2008.
· Ворошилов В. В. Журналистика. СПб: Михайлов, 2001. и последующие переиздания.
· Л. В. Мрочко. Теория и практика массовой информации. М., 2005.
· Зарубежный учебник . Медиа. Ред. А. Бриггс. М., 2005.
· О. Л. Гнатюк. Основы теории массовой коммуникации. М., 2010.
· Интернет-СМИ. Теория и практика. Под ред. М. М. Лукиной. М., 2010.
· М. М. Назаров. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М., 2010.
· Е. А. Корнилов, Е. Е. Корнилова. Массовые коммуникации на рубеже тысячелетий. М., 2013.
б) дополнительная литература:
· Андрунас Е. Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей / М.: Изд-во МГУ, 1995.
· Барт Р. Мифологии / М.: Академический проект, 2008.
· Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Вальтер Беньямин Произведение искусства в эпоху его технической вопроизводимости: Избранные эссе. Пер. с нем. / Под. ред.Здорового Ю.А. - М.: "Медиум", 1996..
· Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ / М.: Вильямс, 2004.
· Ван Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация / М.: Прогресс, 1989.
· Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии / Спб.: Питер, 2007.
· Гладарев Б.С. Женщина, мужчина и мобильный телефон // Социологические исследования, № 4, 2006, с. 68.
· Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / М.: Канон-пресс, 2000.
· Греймас А.-Ж. Структурная семантика: Поиск метода / М.: Академический проект, 2004.
· Засурский И.И. Масс-медиа второй республики / М.: Изд-во МГУ, 1999.
· Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М.: У-Фактория, 2004.
· Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / под ред. Шкаратана О.И., М.: ГУ-ВШЭ, 2002.
· Кирия И. В., Мобильная телефония как индустрия содержания // Меди@льманах, № 2, 2004
· Кирия И. В., От «культурной индустрии» к «индустриям содержания»: 70 лет теоретических поисков // Меди@льманах, № 1, 2004
· Латур Б. Дайте мне лабораторию, и я переверну мир // Логос, № 5–6 (35), 2002.
· Липман У. Общественное мнение / М.: ин-т фонда «Общественное мнение», 2004.
· МакЛюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего / М.: Академический проект, 2005.
· Маркузе Г. Одномерный человек / М.: Директмедиа Паблишинг, 2007.
· Парк Р. Город как социальная лаборатория // Социологическое обозрение, Том 2, № 3, 2002.
· Парк Р. Организация сообщества и романтический характер // Социологическое обозрение, Том 2, № 3, 2002.
· Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / М.: Смартбук, 2008.
· Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики / учебник, М.: Аспект-пресс, 2007.
· Ридер по курсу, автор Кирия И.В.
· Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы / М.: Вагриус, 1998.
· Социология журналистики / учебник для ВУЗов под ред. С.Г. Корконосенко, М.: Аспект-пресс, 2004.
· Уэбстер Ф. Теории информационного общества / М.: Аспект-пресс, 2004.
· Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / М.: Наука, 2006.
· Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. / Пер.с нем. М. Кузнецова, М., СПб: Медиум. Ювента, 1997.
· Черных А.И. Мир современных медиа, М.: Территория будущего, 2007.
· Шиллер Г. Манипуляторы сознанием / М.: Мысль, 1980.