Какую роль в борьбе представителей правящей династии со жречеством и знатью сыграли религиозные течения манихейство и маздакизм?
Опишите общественную структуру сасанидского государства. Какую роль в государстве играли торговля и города?
Охарактеризуйте особенности внешней политики. Что такое великий шелковый путь? Какую роль он играл в международной политике сасанидского Ирана?
ТЕМА 12. Аравия и арабы в домусульманский период.
План
1. Естественно-географические и природно-климатические условия Аравийского полуострова.
2. Население Аравийского полуострова: особенности хозяйственного и экономического развития, этническая ситуация. Социально-экономические связи кочевого и оседлого населения Аравии в - V – начале VII вв.
3. Религиозные верования и традиции населения Аравийского полуострова периода джахалийи. Политеизм.
4. Мекка как экономический, политический и культовый центр. Храм Каабы.
5. Аравия и ее статус в ближневосточной политике IV – VI вв. Отношения с Ираном и Византией.
6. Экономический упадок Аравии и назревание идейно-политического кризиса.
Литература.
1. Васильев Л.С. История Востока в 2-х томах (любое издание).
2. История Востока в 6-ти томах. Т II Восток в средние века. М. 2000.
3. Беляев Е.А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье. М., 1965.
4. Большаков О.Г. История Халифата в 3-х томах Т1. ислам в Аравии (570 – 633)
5. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.
6. Беляев Н.А. Ислам: религия и политика // Диалог 1990 №6 (с. 36 – 69).
7. Всемирная история Т.III М., 1957.
8. Еремеев Д.М. Возникновение Ислама // Азия и Африка сегодня. 1991 №1 (с. 46-69).
9. Сенченко И.П. Аравия: общество, традиции, нравы. М., 1992.
10. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земного шара (любое издание).
Методические рекомендации.
На территории Аравийского полуострова во II тыс. до н.э. жили арабские племена, входившие в семитскую группу народов. В V - VI вв. н.э. арабские племена преобладали на Аравийском полуострове. Часть населения этого полуострова жила в городах, оазисах, занималась ремеслом и торговлей. Другая часть кочевала в пустынях и степях, занималась скотоводством. Через Аравийский полуостров проходили торговые караванные пути между Месопотамией, Сирией, Египтом, Эфиопией, Иудеей. Пересечением этих путей был Мекканский оазис близ Красного моря. В этом оазисе жило арабское племя курейш, родоплеменная знать которого, используя географическое положение Мекки, получала доходы от транзита товаров через их территорию.
Кроме того Мекка стала религиозным центром Западной Аравии. Здесь был расположен древний доисламский храм Кааба. По легенде этот храм воздвиг библейский патриарх Авраам (Ибрахим) со своим сыном Исмаилом. Этот храм связан с упавшем на землю священным камнем, которому поклонялись с древнейших времен, и с культом бога племени курейш Аллаха (от араб. илах – хозяин).
В VI в. н, э. в Аравии в связи с перемещением торговых путей в Иран падает значение торговли. Население, потерявшее доходы от караванной торговли, вынуждено было искать источники существования в земледелии. Но пригодных для сельского хозяйства земель было мало. Их надо было завоевывать. Для этого необходимы были силы и, следовательно, объединение раздробленных племен, к тому же поклонявшихся разным богам. Все явственней определялась необходимость введения единобожия и сплочения на этой основе арабских племен.
ТЕМА 13. Ислам в Аравии.
План
1. Мекка во второй половине VI в. Мухаммад как историческая личность.
2. Начало проповеднической деятельности Мухаммада и ее восприятие современниками.
3. Хиджра 622 г.: причины и последствия. Ясриб – Медина как центр мусульманской общины. Борьба между Меккой и Мединой (основные этапы).
4. Распространение Ислама в Аравии. Кончина Мухаммада (632 г.) Проблема наследования власти в мусульманской общине.
5. Роль ислама в сплочении племен Аравии. Великие арабские завоевания. Ислам как идеология арабских завоеваний. Омейядский и Аббасидский халифаты.
6. Укрепление ислама на Востоке и социально-экономические факторы.
Литература.
1. Васильев Л.С. История Востока в 2-х томах. Т. I.
2. История Востока в 6-ти томах. Т II. Восток в средние века. М., 2000.
3. Беляев Н.А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье. М., 1965.
4. Большаков О.Г. История халифата в 3-х томах. Т 1. ислам в Аравии (570-633 гг.) (любое издание).
5. Большаков О.Г. История халифата в 3-х томах. Т.2. Эпоха великих завоеваний (любое издание).
6. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.
7. Плетнев С.А. Хазары. М., 1986.
8. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII – XV вв., Л., 1966.
9. Пиотровский М.Б. Южная Аравия в раннее средневековье: Становление средневекового общества. М., 1985.
Методические рекомендации.
Идея единобожия муссировалась среди приверженцев секты ханифов, одним из которых был Мухаммед (ок. 570-632 или 633), ставший основателем новой для арабов религии – ислама. В основе этой религии лежат догматы иудаизма и христианства: вера в единого бога и его пророка, страшный суд, загробное воздаяние, безусловная покорность воле бога (араб. Ислам-покорность). Об иудаистских и христианских корнях ислама свидетельствуют общие для этих религий имена пророков и других библейских персонажей: библейский Авраам (исламский Ибрахим), Аарон (Харун), Давид (Дауд), Исаак (Исхак), Соломон (Сулейман), Илья (Ильяс), Иаков (Йакуб), христианский Иисус (Иса), Мария (Марйам) и др. Ислам имеет с иудаизмом общие обычаи и запреты. Обе религии предписывают обрезание мальчиков, запрещают изображать бога и живых существ, есть свинину, пить вино и т.д.
На первом этапе развития новое религиозное мировоззрение ислам не было поддержано большинством соплеменников Мухаммеда, и в первую очередь знатью, так как они опасались, что новая религия приведет к прекращению культа Каабы как религиозного центра, и тем самым лишит их доходов. В 622 г. Мухаммеду с его приверженцами пришлось бежать от преследований из Мекки в город Ясриб (Медину). Этот год считается началом мусульманского летоисчисления. Земледельческое население Ясриба (Медины), соперничающее с торговцами из Мекки, поддержало Мухаммеда. Однако лишь в 630 г., набрав необходимое число сторонников, он получил возможность сформировать военные силы и захватить Мекку, местная знать которой вынуждена была подчиниться новой религии, тем более их устраивало, что Мухаммед провозгласил Каабу святыней всех мусульман.
Значительно позже (ок. 650) после смерти Мухаммеда его проповеди и изречения были собраны в единую книгу Коран (в переводе с арабского означает чтение), которая стала священной для мусульман. Книга включает 114 сур (глав), в которых изложены основные догматы ислама, предписания и запреты. Более поздняя исламская религиозная литература носит название сунна. В ней приведены предания о Мухаммеде. Мусульмане, признавшие Коран и сунну, стали называться суннитами, а признавшие лишь один Коран, – шиитами. Шииты признают законными халифами (наместниками, заместителями) Мухаммеда, духовными и светскими главами мусульман только его родственников.
Экономический кризис Западной Аравии в VII в., вызванный перемещением торговых путей, отсутствием пригодной для сельского хозяйства земли, высоким приростом населения, подталкивал вождей арабских племен к поискам выхода из кризиса путем захвата чужих земель. Это нашло отражение и в Коране, где говорится, что ислам должен быть религией всех народов, но для этого надо бороться с неверными, истреблять их и забирать их имущество (Коран, 2:186-189; 4:76-78, 86).
Руководствуясь этой конкретной задачей и идеологией ислама, преемники Мухаммеда – халифы, начали серию завоевательных походов. Они завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Персию. Уже в 638 г. они захватили Иерусалим. До конца VII в. под властью арабов оказались страны Ближнего Востока, Персия, Кавказ, Египет и Тунис. В VIII в. были захвачены Средняя Азия, Афганистан, Западная Индия, Северо-Западная Африка. В 711 г. арабские войска под руководством Тарика переплыли из Африки на Пиренейский полуостров (от имени Тарика произошло название Гибралтар – гора Тарика). Быстро завоевав Пиренейские земли, они устремились в Галлию. Однако в 732 г. в битве при Пуатье потерпели поражение от короля франков Карла Мартелла. К середине IX в. арабами были захвачены Сицилия, Сардиния, южные районы Италии, остров Крит. На этом арабские завоевания прекратились, но велась многолетняя война с Византийской империей. Арабы дважды осаждали Константинополь.
Основные арабские завоевания были произведены при халифах Абу Бекре (632-634), Омаре (634-644), Османе (644-656) и халифах из династии Омейядов (661-750). При Омейядах столица халифата была перенесена в Сирию в город Дамаск.
Победы арабов, захват ими огромных пространств были облегчены многолетней взаимоистощающей войной между Византией и Персией, разобщенностью и постоянной враждой между другими государствами, подвергшимися нападению арабов. Следует отметить также, что население захваченных арабами стран, страдая от гнета Византии и Персии, видело в арабах освободителей, которые снижали налоговое бремя в первую очередь тем, кто принимал ислам.
Объединение многих бывших разрозненных и враждовавших государств в единое государство способствовало развитию экономического и культурного общения народов Азии, Африки и Европы. Развивались ремесла, торговля, росли города. В пределах Арабского халифата быстро развивалась культура, вобравшая в себя греко-римское, иранское и индийское наследие. Через арабов Европа познакомилась с культурными достижениями восточных народов, в первую очередь с достижениями в области точных наук – математики, астрономии, географии и др.
В 750 г. династия Омейядов в восточной части халифата была свергнута. Халифами стали Аббассиды, потомки дяди пророка Мухаммеда – Аббаса. Они перенесли столицу государства в Багдад.
В западной части халифата, в Испании продолжали править Омейяды, которые не признали Аббассидов и основали Кордовский халифат со столицей в городе Кордова.
Разделение арабского халифата на две части было началом создания более мелких арабских государств, главами которых стали правители провинций – эмиры.
Халифат Аббассидов вел постоянные войны с Византией. В 1258 г. после разгрома монголами арабского войска и взятия ими Багдада государство Аббассидов перестало существовать.