Тема 9. Культура раннего и классического средневековья.

1. Средневековая культура: этапы становления, основные элементы и характерные особенности.

2. Ранние этапы развития средневековой культуры. Античные элементы и варварская традиция. Героический эпос.

3. Средневековое изобразительное искусство.

4. Средневековая архитектура.

5. Рыцарская культура.

6. Ранняя городская культура. Пьер Абеляр.

7. Творчество вагантов и его место в ранней городской культуре.

8. Средневековые университеты.

9. Философия раннего и классического средневековья.

10. Средневековые ереси.

Источники и литература.

1. Всемирная история. – М., 1953. – Т. 3.

2. Городская культура. Средневековье и начало нового времени. – Л., 1986.

3. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1984./ http://www.gumer.info/bibliotek

4. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. – М., 1989.

5. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой культуры. – М., 1981.

6. Гуревич А.Я. Диалектика судьбы у германцев и древних скандинавов/ Источник: «Понятие судьбы в контексте разных культур», М: 1994./ http://www.gumer.info/bibliotek

7. Гуревич А.Я. Человеческое достоинство и социальная структура. Опыт прочтения двух исландских саг/ Источник: Одиссей. Человек в истории. 1997 - М. Наука. 1998/ http://www.gumer.info/bibliotek

8. Даркевич В.П. Народная культура средневековья. – М., 1988.

9. Добиаш-Рждественская О.А. Культура западноевропейского средневековья. – М., 1987.

10. Западноевропейский эпос.- Л., 1977.

11. История Европы. – М., 1992. – Т.2.

12. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. – М., 1986.

13. Поэзия трубадуров, поэзия миннезингеров, поэзия миннезингеров, поэзия вагантов. – М., 1974.

14. История философии. (любое издание).

15. Лозинский С.Г. История папства. – М., 1986.

16. Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман. – М., 1976.

17. Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979.

18. Николаева И., Карначук Н. Культура рыцарской среды/ http://www.gumer.info/bibliotek

19. Филиппов Б., Ястребицкая Я. Европейский мир X – XV вв./ http://www.gumer.info/bibliotek

20. Сидоров А.И. Каролингская аристократия глазами современников/ http://annuaire-fr.narod.ru/statji/Sidorov-2001.html

21. Жак Ле Гофф Интеллектуалы в средние века/: http://www.gumer.info/bibliotek

22. Жак Ле гофф Цивилизация средневекового Запада – М., 1992.

Эпоха средневековья является особым этапом развития европейской культуры. В V – XV вв. складываются особые формы изобразительного искусства, литературных жанров, архитектуры, формируются особые формы изобразительного искусства, литературных жанров, архитектуры, формируется особое религиозно-философское мировоззрение и особый уровень мировосприятия. В этот период формируется особое историко-культурное единство Европы, идет процесс синтеза достижений античной культуры, культурно-мировоззренческой традиции варварских племен и христианской религиозно-философской доктрины.

Приступая к изучению темы семинарского занятия, необходимо выяснить наиболее характерные моменты средневековой культуры, выделить основные этапы ее становления и развития. Особое внимание необходимо обратить на ранние этапы становления средневековой культуры. Определите, какие факторы играли в этот период первостепенное значение. В каком виде сохраняется античная культура, что нового вносит в процесс культурного развития варварский мир, какую роль в этом процессе играет христианская церковь? Проанализируйте варварское миропонимание и рассмотрите героический эпос как культурное явление раннего средневековья. Рассмотрите характерные особенности средневекового изобразительного искусства. Подумайте, почему для художественных произведений были характерны символизм и аллегоричность, почему отсутствует принцип перспективы (объемного изображения), каким образом это связывалось с особым характером средневекового мировоззрения?

Рассматривая рыцарскую культуру как составляющий элемент общеевропейского культурного развития, прежде всего, прежде всего, выясните социальные, политические и идеологические условия возникновения данного культурного направления. Определите хронологические рамки расцвета рыцарской культуры, основное культурно-идеологическое содержание наиболее характерных произведений. Проанализируйте и дайте оценку произведениям куртуазного жанра и поэзии трубадуров. Рассмотрите особенности городской средневековой культуры. Чем литературная традиция города отличалась от произведений куртуазного жанра? Подумайте, в каких социально-политических и экономических условиях развивается жанр коротких сатирических рассказов? Охарактеризуйте городской сатирический эпос, творчество вагантов и раннее театральное искусство. Рассмотрите творчество Пьера Абеляра.

Дайте характеристику средневековой системе образования. Что такое «семь свободных искусств»? На каких принципах была построена система образования в странах Западной Европы? Охарактеризуйте мировоззрение, теологию и философию раннего и классического средневековья. Какие направления философской мысли развиваются в V – XV вв.? Дайте оценку средневековому универсализму. Подумайте, на каких идейных и мировоззренческих принципах была построена схоластика? В чем смысл спора об универсалиях? Какую роль играла религиозная идеология в философских концепциях и доктринах?

Охарактеризуйте средневековые ереси. Определите социально-экономический и политический фон средневековых альтернативных христианских учений. Выявите причины религиозного оппозиционного движения. Подумайте, в чем отличительные особенности идейного содержания ересей раннего средневековья и ересей XI – XV вв. Рассмотрите итоги еретических движений в странах Западной Европы.

Ответьте на вопросы.

  1. Сравните готический и романский храмы: а) по архитектурным особенностям; б) по впечатлению, которое они должны были производить на зрителей.
  2. Что общего между трактатами Фомы Аквинского и готическим храмом? Что в готическом храме может заставить вспомнить о таких средневековых мистиках, как Бернар Клервосский?
  3. Строительство грандиозных готических храмов началось тогда, когда окрепли города. Случайна ли эта связь? Если нет, то что связывало расцвет городов и распространение готической архитектуры?
  4. Попробуйте объяснить, почему среди скульптур готических храмов, как и на полях вполне благочестивых рукописей, встречаются то и дело изображения бесов и всевозможных иных страшилищ.
  5. Важной частью герба является девиз — краткое изречение, выражающее самое важное в характере обладателя герба. Что вы можете сказать о сеньорах, имевших девизы: «Иду своей дорогой», «Другим не стану», «Меня не позабудешь», «Я осилю», «Я не король и не князь, я барон де Куси», «Королем быть не могу, герцогом не соблаговолю; я — Роган»?
  6. Как сложился кодекс рыцарской чести и зачем он понадобился?
  7. Были ли рыцари, по вашему мнению, действительно «рыцарственны»?
  8. Гильома IX называют часто первым провансальским трубадуром. Как вы думаете, мешало или способствовало расчету поэтического искусства в Провансе то, что им увлекались даже герцоги?
  9. Что за люди были трубадуры и миннезингеры? Попробуйте поупражняться в куртуазном диалоге (можно без рифм) наподобие того, который сочинил Вальтер фон дер Фогельвейде.
  10. За что любят трубадуры и миннезингеры своих дам сердца? Какие качества донн они воспевают?
  11. Чем отличается ересь от секты?
  12. Какая связь между возникновением и ростом городов, с одной стороны, и распространением ересей — с другой?
  13. Как могло случиться, что на одной и той же Библии строили свои учения и еретики, и официальная церковь?
  14. Как вы представляете себе людей, которые сочиняли или записывали легенды о св. Франциске?
  15. Попытайтесь объяснить, исходя из взглядов Франциска, его поведение в каждом из приведенных эпизодов.
  16. Последний отрывок — это конец речи Франциска о «совершенной радости». Франциск сказал, что «совершенную радость» он испытывает, когда вместе со спутником, «промоченные дождем и прохваченные стужей, и запачканные грязью, и измученные голодом», постучатся они в ворота родной обители, а привратник не узнает пришельцев, прогонит их и даже поколотит «узловатой палкой». Объясните, в чем же состоит эта радость и почему она самая полная
  17. Почему схоластика не сразу была полностью одобрена церковными авторитетами?
  18. Почему родственники Фомы Аквинского так перепугались, когда узнали, в какой орден собирался вступить Фома (ведь они давно знали, что он будет монахом)?
  19. Один из известных богословов XII в. Бернар из Шартра однажды бросил фразу, с которой, наверное, согласился бы и Фома Аквинский: «Все мы, мудрствующие, только карлики, взобравшиеся на плечи античных гигантов. Только благодаря им мы можем видеть дальше и различать больше, чем другие». Как вы понимаете эти слова христианского мыслителя?
  20. Объясните, почему в постановлении папского легата так много внимания уделяется вопросам, не связанным напрямую с учебой: одежде магистров, их участию в похоронах и т. п.?
  21. Почему вообще именно папский легат пытается распоряжаться в парижском университете?
  22. Почему в документе говорится о том, что книги должны быть «прослушаны», а не «прочтены»?
  23. «Метафизика» Аристотеля посвящена общему устройству мира. Почему именно эта книга оказалась среди запрещенных?
  24. Расскажите о жизни в средневековом университете от имени одного из школяров на основании приведенных стихов вагантов.

Источники.

Наши рекомендации