Хозяйственный и социально-политический строй древнегерманской общины в Эпохи Ю. Цезаря и К. Тацита.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.
Тема 1.
Хозяйственный и социально-политический строй древнегерманской общины в Эпохи Ю. Цезаря и К. Тацита.
1. Анализ и характеристика источников.
2. Хозяйственные занятия древних германцев эпохи Ю.Цезаря (образ жизни, система земледелия, скотоводство, ремесло, зачатки обмена).
3. Система землепользования и отношения собственности у древних германцев эпохи Ю.Цезаря.
4. Общественное устройство и признаки распада первобытнообщинной традиции у германцев эпохи Ю.Цезаря.
5. Динамика хозяйства германцев от Ю. Цезаря до К. Тацита.
6. Эволюция землепользования и землевладения в германской общине эпохи К. Тацита.
7. Имущественная и социальная дифференциация (причины, процесс, последствия).
8. Специфика рабства у древних германцев.
9. Эволюция общественно-политического устройства древнегерманской общины эпохи Тацита.
Литература.
1. Горский А.А. Социально-экономические условия в эпоху классообразования и понятие «военная демократия» // Средние века. – М., 1986. – Вып. 49.
2. Гуревич А.Л. Аграрный строй варваров // История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. – М., 1985. – Т. 1.
3. История Европы. – М., 1989. – Т. 2.
4. Ковалевский С.Д. К вопросу о понятии «военная демократия» // Средние века. – М., 1983. – Вып. 46.
5. Колесницкий С.Д. Этнические общности и политические обрязования у германцев I – V вв. // Средние века. – М., 1985. – Вып. 48.
6. Неусыхин А.И. Военные союзы германских племен начала нашей эры // Неусыхин А.И. Избранные труды. – М., 1974.
7. Неусыхин А.И. К вопросу об исследовании общественного строя у древних германцев // Проблемы европейского феодализма. – М., 1974
8. Тацит Публий Корнелий. Германия // Практикум по истории средних веков. – М., 1988. – Вып. 1.
9. Цезарь Гай Юлий Записки о галльской войне // Практикум по истории средних веков. – М., 1988. – Вып. 1.
Методические рекомендации.
Изучение проблем, связанных с хозяйственным и общественно-политическим устройством варварских племен следует начинать с тщательного анализа источников. Наиболее полные сведения о древних германцах содержатся в произведениях «Записки о галльской войне» Юлия Цезаря и «Германия» Корнелия Тацита. Студентам следует не просто ознакомиться с текстами источников, но и выяснить степень достоверности сведений античных авторов, выбрать и систематизировать наиболее существенные фрагменты произведений, характеризующие те или иные стороны жизни варварского мира. Следует выяснить характер источника и его прикладное значение для изучаемой темы.
Рассматривая вопросы, связанные с хозяйством древних германцев, следует выяснить обрах жизни германских племен (кочевой, полукочевой, оседлый), факторы, влияющие на его изменения. Необходимо выявить основные отрасли хозяйственной жизни, их соотношение, специфику и особенности. Следует обратить внимание на фактор географического расселения тех или иных варварских племен. Важным компонентом анализа является сравнение сведений письменных источников и данных археологии, исторической географии, палеоботаники, лингвистики. Необходимо обратить внимание на характер земледельческих занятий, скотоводства, ремесла и ранних форм торгового обмена, эволюцию хозяйства от эпохи Цезаря до эпохи Тацита.
Серьезной задачей является изучение вопросов общественного устройства германской общины. Необходимо выяснить стадии развития общины во времена Цезаря и Тацита, систему землепользования, динамику зарождения собственности на те или иные виды имущества, рассмотреть особенности общинной социальной организации и учреждений управления. Необходимо проследить динамику родовых отношений и появления новых элементов социальной и политической системы. Определите статус военного вождя, военной дружины, совета старейшин, роль народного собрания. Обратите внимание на факторы, ускоряющие имущественную и социальную дифференциацию варварского общества. С чем были связаны процессы распада родовой общины и в чем они выражались? Особо следует обратить внимание на характер рабства в древнегерманском обществе. Студенту необходимо ответить на опрос о том, что такое «патриархальное рабство» и каковы его характерные атрибуты? Почему в варварском мире не получает распространение классическое рабство? Необходимо рассмотреть эволюцию религиозных представлений, института жречества, роль религиозной организации в жизни древнегерманской общины.
Ответьте на вопросы.
1. Назовите основные источники, раскрывающие вопросы хозяйственных отношений, общественного строя и систему управления у германских племен.В чем их достоинства и недостатки?
2. Найдите в сообщениях Ю.Цезаря и к. Тацита сведения, характеризующие хозяйственные занятия и особенности системы землепользования германцев. Как они характеризуют образ жизни германцев?
3. Как характеризуют хозяйственные занятия и образ жизни германских племен археологические источники?
4. Можно ли распространять сведения Цезаря о хозяйственных занятиях свевов и свидетельства Тацита на всю Германию?
5. Как отражалась специфика региональных отличий Германии на особенностях ведения земледельческих хозяйств?
6. Определите и дайте характеристику стадии развития родового строя у германских племен в эпоху Цезаря и во времена Тацита.
7. Как совершался распад родовой общины?
8. Насколько индивидуализировалось земледелия у германцев ко времени Тацита?
9. Какие процессы в германском обществе способствовали формированию господствующего класса и утрате рядовыми германцами равноправия и свободы?
Тема 2. Эпоха Великого переселения народов и образование варварских королевств на территории бывшей Западной Римской империи.
1. Границы Римской империи в начале IV в. Варварская проблема позднеримского государства.
2. Этнокультурная карта германских племен в первой половине IV в.
3. Причины и сущность явления Великого переселения народов, география и основные этносы-участники.
4. Взаимоотношения варварских племен с римским правительством и другими варварскими племенами в IV – V вв.
5. Возникновение варварских королевств.
6. Варварские королевства в системе международных отношений в V – VII вв.
Методические рекомендации.
IV в. принес заметные изменения в этническую и политическую ситуацию на территории Римской империи. Уже ко II в. сложились стабильные племенные союзы у германцев. Они представляли для Римской империи значительно более серьезную опасность, чем прежние мелкие племена, которые часто сражались друг с другом. Концентрированный натиск германских племен уже в III привел к серьезным территориальным потерям римлян. Для того, чтобы проследить изменения, происходившие на территории бывшей Западной римской империи, студенту необходимо рассмотреть вопрос об отношениях между Римом и варварской периферией в IV в. Необходимо очертить границы Римской империи и раскрыть вопрос о том, как выстраивалась политика Рима в отношении варварских племен. Какую роль в этих взаимоотношениях играли крупные землевладельцы и христианская церковь? Как с течением времени изменялись формы и методы внешней политики Поздней Римской империи? Так же студенту необходимо раскрыть сущность и содержание понятия федератского договора, и показать примеры отношений по федератским договорам. Используя данные письменных и археологических источников, а так же современной научной литературы, необходимо дать краткую этническую характеристику и ареалы расселения германских племен в первой половине IV в. н. э.
375 г. в истории Европы ознаменован вторжением с востока гуннского племенного союза, что положило начало великому переселению народов. Студенту необходимо выявить комплекс причин и указать сущность явления «великого переселения народов». Географический и этнический диапазон участников великого переселения народов обширен. Гунны, остготы, вестготы, франки, вандалы, бургунды, свевы, англы, саксы, юты и фризы в IV – V вв. активно вступали во взаимоотношения с римским правительством и другими варварскими племенами. Необходимо выявить особенности различных форм расселения варваров на романизованной территории.
В условиях распада Западной Римской империи, в V в. стали складываться варварские королевства. Необходимо дать характеристику особенностей внутреннего развития королевства вестготов, королевства вандалов и аланов, бургундов, остготов, свевов, лангобардов и англосаксонских королевств в Британии. Характерной чертой всех этих раннесредневековых политических образований, стала внутренняя нестабильность, по причине отсутствия традиции престолонаследия и той высокой роли, которую играла знать в варварском обществе. Студенту необходимо раскрыть вопрос о том, какой характер носили заимствования римских политических структур варварской государственностью. Как осуществлялся механизм международных отношений варварским королевством. Как развивались международные отношения Вестготского, Остготского, Вандальского, Франкского, Англо-саксонского королевств в V – VII вв.
Источники.
1. Аммиан Марцеллин Римская история. СПб., 1996.
2. Древние германцы. Сб. документов / Сост. Б.Н. Граковым, С.П. Моравским, А.И. Неусыхиным. М., 1937.
3. Видукинд Корвейский Деяния саксов.- М., 1975.
4. Григорий Турский История франков. - М., 1987.
5. Иордан О происхождении и деянии гетов. – СПб., 1997.
6. Шервуд Е.А. Законы лангобардов. М., 1992.
Литература.
1. Буданова В.П. Варварский мир эпохи великого переселения народов. - М., 2000.
2. Буданова В.П. Готы в эпоху великого переселения народов. М., 1999.
3. Вольфрам Х. Готы. От истоков до середины VI века. Опыт исторической этнографии. СПб, 2003.
4. Голдсмит История Англии. Париж. Европейская библиотека Будри, 1849 // Эл. ресурс http://silonov.narod.ru/parents/engl38.htm
5. Готы и Рим. Сборник научных статей. – К.: ИД «Стилос», 2006.
6. Дворецкая И.А. Возникновение раннефеодального государства в северной Италии VI – VIII вв. М.,1982.
7. Диснер Г. – И. Королевство вандалов. Взлет и падение. СПб, 2002.
8. История Германии: учебное пособие: в 3 тт. – М.: КДУ, 2008. – Т. 1 ; с древнейших времен до создания Германской империи.
9. Клауде Д. История вестготов. СПб, 2002.
10. Корсунский А.Р. Образование раннефеодального государства в Западной Европе. М., 1963.
11. Корсунский А.Р. Упадок и гобель Западной Римской империи и возникновение германских королевств (до середины VI в.). М., 1984.
12. Мюссе Л. Варварские нашествия на Западную Европу. Вторая волна. СПб, 2001.
13. Неусыхин А.И. Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI – VIII вв. М., 1956.
14. Рафаэль Альтамира и Кревеа История Испании. Т. 1. М., 1951.
15. Тодд Мальком Древние германцы. Быт. Религия. Культура.
16. Удальцова З.В. Италия и Византия в VI в. М., 1959.
17. Щукин М.Б. Готский путь (готы, Рим и черняховская культура). СПб., 2005 // эл. ресурс http://www.archaeology.ru/Download/Shchukin/Weg.djvu
Литература.
- Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992.
- Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. ТТ. 1-4. М., 1994.
- Гергей Е. История папства // интернет ресурс http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church/Gerg/index.php
- Грабарь В.Э. Вселенские соборы западно-христианской церкви и светские конгрессы XV века // Средние века. Вып. 2. 1946. С. 253-277.
- Гуревич А.Я. Ктегории средневековой культуры // интернет ресурс http://www.gumer.info/
- Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1992.
- Карташёв А.В. Вселенские соборы. М., 1994.
- Рамм Б.Я. Папство и Русь в X-XV вв. М.-Л., 1959.
Методические рекомендации.
Возникнув в условиях Римской империи, христианство окончательно оформилось в условиях феодального общества. Более того, христианская церковь стала идеологическим лидером средневековой западноевропейской цивилизации. В средние века христианская церковь перестает быть только духовной общиной. Она превратилась в строго иерархизированную, социальную и политическую организацию, ориентированную на достижение господства в обществе.
Изучению темы, студенту следует начать с вопроса о положении христианской церкви в период Поздней римской империи, обратив внимание на то, что в условиях господства языческой культуры и гонений на христиан, возникают крупные христианские центры в Риме, Антиохии, Иерусалиме, Александрии и ряде городов Малой Азии и других областях. В IV в. происходит изменение положения христиан в Римской империи, связанное с именем императора Константина I.
Период между античностью и средневековьем является важным этапом становления христианской церкви. Необходимо обратить внимание на то, что и сама церковь не была внутренне единой, что выражалось в сложнейших богословских спорах, вызвавших к жизни множество ранних еретических течений. Оформление догматов церкви проходило благодаря деятельности отцов церкви (Иоанн златоуст, Августин Блаженный и др.). Студентам также необходимо обратить внимание на деятельность церковных соборов, в ходе которых решались вопросы тринитарного и христологического учений, христианского канона, вырабатывались основные формы культа и литургии. Обратите внимание на расхождение во взглядах между все более оформляющимися различиями между западным и восточным направлением в христианстве.
К IV в. христианство утвердилось во всех провинциях Римской империи. Необходимо рассмотреть вопрос о распространении христианства среди варварских племен. Как проходил процесс христианизации среди готских племен? Объясните в чем особенность процесса христианизации во Франкском государстве? Какие цели преследовал Хлодвиг? Раскройте особенности процесса христианизации в остальных варварских племенах. Обратите внимание на синтез христианской доктрины и язычества в варварских племенах, изучив обряды и праздники, формы культа и пр. Рассмотрите вопрос о положении церкви в период варварских королевств.
Раскрывая вопрос об универсализме христианства, необходимо обратить внимание на то, что, будучи интеллектуально развитой религией, христианство предлагало средневековому человеку стройную систему знаний о мире и человеке, о принципах устройства мироздания, его законах и действующих в нем силах, оправдывая тем самым процессы, происходившие в феодализирующемся обществе. Духовный универсализм христианства сформировал духовную общность людей - единоверцев. Христианство утверждало универсальность человека, трактуя его вне зависимости от этнической принадлежности и социального статуса как земное воплощение Бога, призванное стремиться к духовному совершенству (хотя идея эта находилась в глубоком противоречии с сословной структурой общества). Идея религиозного единства мира, преобладание универсального над индивидуальным, преходящим играла огромную роль в картине мира средневекового человека. Доминирующим было стремление к общему, типичному, принципиальный отказ от индивидуального. Главным для средневекового человека была его типичность, его универсальность. Как показал А.Я. Гуревич, средневековый человек отождествлял себя с какой-либо моделью или образом, взятым из древних текстов - библейских, отцов церкви и т.д. Описывая свою жизнь, он искал собственный прототип в христианской литературе. Отсюда вытекает традиционализм как характерная черта средневековой ментальности.
Раскрывая вопрос о возникновении и развитии папского государства и его взаимоотношениях со странами Западной Европы, необходимо начать с зарождения папского государства при Пипине Коротком. Какую роль в оформлении притязаний папства на верховную светскую власть сыграл подложная грамота Константинов дар и Лжеисидоровы декреталии? Рассмотрите реформы, проведенные св. Бонифацием. Как реформы Бонифация и деятельность Каролингов способствовали укреплению позиций церкви в Западной Европе? Как Верденский договор повлиял на положение папы в Европе? Опишите положение церкви в IX – начале XI вв.
В X в. христианская церковь на Западе вступает в полосу глубокого кризиса. Какую роль в обновлении церкви сыграло монашество? Рассмотрите реформаторскую деятельность Клюнийского монастыря. Как проходил процесс реформирования христианской церкви в X – XI вв. в Германии? В чем его особенность? Рассмотрите деятельность папы Льва X. В чем суть борьбы между папами и императорами? Рассмотрите период понтификата Григория VII.
Назовите социальные и политические предпосылки расцвета папства в XII – XIII вв. Как происходил рост религиозно-идеологического влияния церкви? Опишите процесс феодализации церкви.
К концу XIII в. в Европе стали складываться централизованные монархии. С какими проблемами пришлось столкнуться папству в условиях формирования централизованных государств? «Авиньонское пленение» пап и «Великий раскол». Дальнейшее падение авторитета папства и церкви в XV в.
Ответьте на вопросы.
- Объясните, почему обсуждение отвлеченных богословских вопросов вызывало самый широкий интерес, и принимало, порой, ожесточенный характер?
- Почему проблема сторонников и противников Ария вызывала глубокий интерес не только у ученых монахов и клириков, но также и у простолюдинов?
- Хлодвиг долго отказывался креститься, несмотря на настойчивые просьбы его жены-христианки. Подумайте, какие доводы «за» и «против» принятия христианства были у Хлодвига?
- Объясните, почему между Восточной и Западной церквами с самого начала существовали различия? Почему они продолжали накапливаться со временем?
- Объясните, почему в Западной Европе именно в монастырях сохранились многие элементы античного образования и античной культуры?
- Прочтите отрывок из рассказа о египетских монахах епископа Палладия, и попробуйте восстановить внешний вид монастыря.
- Прочитайте отрывок и з устава монастыря св. Бенедикта. Возможно ли из самого текста устава св. Бенедикта определить регион Европы, в котором он возник?
- Насколько строгим вам кажется устав св. Бенедикта? Тяжело ли вам лично было бы его придерживаться?
- На основе текстов устава св. Бенедикта и рассказа епископа Палладия, сделайте вывод о грамотности монахов и их отношении к книгам. Насколько тяжелой работой было для них чтение?
- Иногда еретиков в Европе преследовали с большей жестокостью, чем даже иноверцев — мусульман или иудеев. Чем это объяснить, ведь большинство еретиков поклонялсь Иисусу Христу?
- Почему именно Северная Италия и Южная Франция стали главными областями распространения ересей?
- Почему римской церкви так и не удалось уничтожить полностью ереси? Случайно ли, что в раннем учении валъденсов (XII в.) и в сравнительно поздней ереси Дольчино (начала XIV в.) есть общие положения? Кстати, в чем они состоят?
- IV Латеранский собор грозит еретикам всяческими карами. Тем не менее Дольчино, проповедуя полвека спустя, да еще в Италии — рядом с папским престолом, — собирает тысячи последователей. Чем вы можете это объяснить?
- Каким слоям населения могли особенно понравиться «заблуждения апостольских братьев» и почему?
- Что именно вызывало недовольство католической церковью и почему это недовольство со временем усиливалось?
Источники.
Из суждений вальденсов
Папа, епископы, прелаты и клирики, обладающие богатствами мира сего, но не подражающие святости апостолов, — не истинные пастыри и правители церкви Божией, а волки хищные и грабители. Таких Христос не удостаивает поручением им невесты Своей, и им повиноваться не должно... Не может нечистый очистить другого, ни связанный развязать чужие узы, ни виновный не может предстать гневным судьей над другим виновным, ни находящийся на дороге гибели — провести другого в небо.
Тема доклада.
Семья, быт и нравы средневекового общества.
Литература.
- Дюби Ж. Тречастная модель или представления средневекового общества о самом себе.М., 2000.
- Филиппов Б., Ястребицкая Я. Европейский мир X – XV вв./ http://www.gumer.info/bibliotek
- Кардини Ф. История средневекового рыцарства. ( любое издание )
- Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада. ( любое издание )
- Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М.,2008.
- Ястребицкая А.Л. Западная Европа XII-XIII вв. Эпоха. Быт. Костюм. М., 1978
- Хёйзинга Й. Осень Средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М., 2011.
Методические рекомендации.
Характерной особенностью феодального общества является его сословно-корпоративная структура. Назовите основные факторы, способствующие процессу выделения и укрепления сословий в средние века. Студенту необходимо обратить внимание на вопрос о том, как представители средневековых сословий объясняли социальную иерархию. В связи с этим необходимо обратиться к Теории трех сословий, возникшей в среде средневековых мудрецов. В чем суть теории?
Назовите основные причины изменения в социально-экономическом и политическом положении средневековых сословий в эпоху классического средневековья. Дайте общую характеристику основных социальных групп. Назовите особенности социально-экономического и политического положения представителей высшего сословия. Положение духовных и светских сеньоров. На первом месте стояло духовенство, и это вовсе не случайно, поскольку главным для средневекового европейца были его отношения с Богом, необходимость спасения своей души после окончания земной жизни. Служители церкви в целом были образованнее рыцарей и, тем более, крестьян. Почти все ученые, писатели и поэты, художники и музыканты той эпохи были духовными лицами; они же часто занимали высшие государственные должности, оказывая влияние на своих королей. Духовенство делилось на белое и черное, или монашество. Первые монастыри — общины монахов — появились в Европе уже после падения Западной империи. Монахами в основном становились глубоко верующие христиане, желавшие посвятить свою жизнь исключительно служению Богу. Многие монастыри владели обширными землями, которые обрабатывали зависимые крестьяне. При монастырях часто возникали школы, мастерские по переписке книг, библиотеки; монахи создавали исторические летописи (хроники). В средние века монастыри были центрами образования и культуры.
Назовите своеобразные черты господствующего класса в Англии, Франции и других странах Западной Европы.
Важным элементом социальной структуры европейского общества являлось рыцарство. Важнейшими занятиями рыцарей были война и участие в военных состязаниях — турнирах; досуг рыцари проводили на охоте и на пирах. Обучение письму, чтению и математике не было обязательным. В средневековой литературе описаны правила достойного поведения, которым должен был следовать каждый рыцарь. В действительности рыцари далеко не всегда следовали правилам чести. Во время войн они часто творили всяческие бесчинства. Феодалы жили в крепких каменных замках (в одной только Франции их было около 40 тысяч). Студенту необходимо выявить истоки рыцарства и его идеологии. Выделите основные этапы эволюции рыцарства. Определите хронологические рамки расцвета рыцарства.
Важнейшей характеристикой средневекового западноевропейского общества была его иерархическая структура, система вассалитета. Во главе феодальной иерархии стоял король – верховный сюзерен. При этом власть короля в государстве была часто лишь номинальной. Эта условность абсолютной власти высшего лица в государствах Западной Европы является существенной особенностью западноевропейского общества в отличие от монархий Востока. Король в средневековой Европе эпохи классического средневековья – всего лишь «первый среди равных».
На второй ступени феодальной лестницы находились непосредственные вассалы короля. Это были крупные феодалы – герцоги, графы; архиепископы, епископы, аббаты. Студенту необходимо определить, какую роль сыграли иммунитетные грамоты в укреплении позиций королевских вассалов.
На третьей ступени феодальной лестницы стояли вассалы герцогов, графов, епископов – бароны. Они пользовались фактическим иммунитетом в своих поместьях. Еще ниже располагались вассалы баронов – рыцари. У некоторых из них также могли быть свои вассалы еще более мелкие рыцари, у других – были в подчинении только крестьяне, которые, впрочем, стояли за пределами феодальной лестницы.
Студенту необходимо обратить внимание на то, что система вассалитета была основана на практике земельных пожалований. Человек, получивший землю, становился вассалом, тот, кто ее давал, – сеньором. При получении земли вассал приносил клятву верности своему господину. На каких условиях выдавалась земля?
Назовите основные социально-экономические и политические причины упадка ленной системы и перестройки межфеодальных отношений в XIV – XV вв.
Ответьте на вопросы.
1. Прочитайте приведенный отрывок из французского «Романа о лисе», и ответьте на вопрос, к какой социальной группе автор относит Лиса и Ворона? Аргументируйте ваш ответ.
Прочитайте ниже приведенный отрывок из поэмы «Крестьянин Гельмбрехт» Вернера Садовника (XIII в.), и ответьте на вопрос, как представляют себе крестьяне рыцарей, и почему сложился именно такой их образ?
В поэме рассказывается о том, как Гельмбрехт, сын мейера (т. е. крестьянина) вздумал стать рыцарем и что из этого вышло. Ниже следует отрывок из поэмы, в котором отец Гельмбрехта пытается урезонить своего сына.
Я отправляюсь ко двору. Благодарю свою сестру, Благодарю за помощь мать, Добром их буду поминать. Теперь купите для меня, Любезный батюшка, коня. С досадой молвил мейер строго: Хотя ты просишь слишком много У терпеливого отца, Тебе куплю я жеребца. Твой конь возьмет любой барьер, Поскачет рысью и в карьер, Не утомившись, донесет Тебя до замковых ворот. Куплю коня без отговорок, Лишь только не был бы он дорог. Но не бросай отцовский кров. Обычай при дворе суров, Он лишь для рыцарских детей Привычен от младых ногтей. Вот если б ты пошел за плутом, И, мерясь силами друг с другом, Мы запахали бы свой клин, Счастливей был бы ты, мой сын. И, даром не потратив силы, Дожил бы честно до могилы. Всегда я верность уважал, Я никого не обижал, Платил исправно десятину И то же завещаю сыну. Не ненавидя, не враждуя Я жил и мирно смерти жду я. — Ах, замолчи, отец любезный, С тобой нам спорить бесполезно. Хочу не прятаться в норе, А знать, чем пахнет при дворе. Не стану надрывать кишки И на спине носить мешки, Лопатой нагружать навоз И вывозить за возом воз, Да накажи меня Господь, Зерно не стану я молоть. Ведь это непристало Моим кудрям нимало, Моим нарядам щегольским, Голубкам шелковым моим На шапке той, расшитой Девицей родовитой. Нет, я не буду помогать Тебе ни сеять, ни пахать. — Останься, сын,— отец в ответ,— Я знаю, Рупрехт, наш сосед, Тебе в невесты прочит дочь. Согласен он, и я не прочь, Отдать за ней овец, коров, Всего до девяти голов Трехлеток и молодняка. А при дворе наверняка, Сынок, ты будешь голодать, На жестком ложе засыпать. Тот остается не у дел, Кто восстает на свой удел, А твой удел — крестьянский плуг, Не выпускай его из рук. Хватает знати без тебя! Свое сословье не любя, Ты только попусту грешишь, Плохой от этого барыш. Клянусь, что подлинная знать Тебя лишь может осмеять. А сын твердит с упорством бычьим: Освоюсь с рыцарским обычьем Не хуже знатного птенца, Что вырос в горницах дворца. Когда мою увидят шапку И золотых кудрей охапку, Поверят, что не знался с плугом, Не гнал волов крестьянским лугом, И клятвой присягнут везде, Что не ступал по борозде. Мне в каждом замке будут рады, Когда надену те наряды, Что подарили мне вчера И мать, и добрая сестра. В них походить на мужика Не буду я наверняка. Признают рыцаря во мне, Хотя, случалось, на гумне Я молотил свое зерно, Да было то давным-давно. Взглянув на эти две ноги, Обутых важно в сапоги Из кордуанской кожи, Не вздумают вельможи, Что частокол я городил И что мужик меня родил. А жеребца сумеем взять, Тогда я Рупрехту не зять: Мне дочь соседа не нужна. Нужна мне слава, не жена. Сынок, умолкни на мгновенье, Прими благое наставленье. Кто старшим внемлет, тот по праву Сыскать сумеет честь и славу. А кто презрит отца науки, Себе готовит стыд и муки И пожинает только вред, Благой не слушая совет. Ты мнишь в своем богатом платье Сравняться с прирожденной знатью, А это у тебя не выйдет. Тебя лишь все возненавидят. Случись беда, найдись изъян, Никто, конечно, из крестьян Тебе не выкажет участья, А будет только рад несчастью. Когда исконный господин Залезет к мужику в овин, Отнимет скот, ограбит дом, Он выйдет правым пред судом. А если ты возьмешь хоть кроху, Сейчас поднимут суматоху, Не унесешь оттуда ног И сам останешься в залог. Не станут верить ни словечку, Оплатишь каждую овечку. Сообрази, что если даже Тебя убьют, поймав на краже, То опечалятся немного, Решат, что послужили Богу. Оставь, мой сын, все эти враки, Живи с женой в законном браке. -Пусть будет все, что суждено, Я еду. Это решено. Мне должно знаться с высшим кругом. Учи других возиться с плугом И утирать соленый пот. Я нападу на здешний скот И погоню добычу с луга. Пускай быки ревут с испуга, Пустившись вскачь, как от огня. Мне не хватает лишь коня — С друзьями мчать напропалую, Я только лишь о том тоскую, Что мужиков до этих пор Не гнал, хватая за вихор. Я бедность не хочу сносить, Три года стригунка растить, Телушку пестовать три года, Не много от того дохода. Чем честно бедствовать с тобой, Уж лучше я пушусь в разбой, Одежду заведу из меха, Нам зимний холод не помеха, — Всегда найдем и стол, и кров, И стадо тучное быков. Спеши, отец, к купцу ты, Не медля ни минуты, Купи скорее мне коня, Я не хочу терять ни дня.Тематика докладов.
- Условия жизни средневековых крестьян: семья, жилище, питание, одежда.
- Менталитет крестьянства.
- Крестьянско-плебейские ереси. Эволюция характера крестьянского протеста в X – XV вв.
Источники.
Литература.
- История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. / Под ред. З.В. Удальцовой. Т. 1-3. М., 1985-1987
- Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века. М., 1991.
- Дюби Ж. Тречастная модель или представления средневекового общества о самом себе.М., 2000.
- Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада. ( любое издание )
- Ястребицкая А.Л. Западная Европа XII-XIII вв. Эпоха. Быт. Костюм. М., 1978
Методические рекомендации.
Приступая к изучению темы, студенту необходимо остановится на изучении и характеристике основных источников, характеризующих особенности аграрных отношений в средние века. В этой связи, важными источниками, освещающими историю хозяйства, являются земельные описи и кадастры (переписи населения, уплачивающего налоги). К ним относится, например, Английская «Книга Страшного суда» (1086 г.). Большой интерес представляют «Сотенные свитки» 1279 г. – это опись земельных владений некоторых графств в Центральной Англии. К XIII в. относятся «Марковые уставы», составленные в Германии, представляющие собой записи обычного права с зафиксированными в них общинными распорядками повинностями крестьян в пользу феодалов.
К отдельной группе относятся источники литературного жанра, раскрывающие образ жизни, крестьянства, социальные процессы и пр.
Приступая к изучению вопроса об особенностях развития аграрного производства в Европе в XI – XV вв., екобходимо уяснить, что определяющим фактором развития экономики Западной Европы в XI–XIII вв. было окончательное утверждение феодального поместьяв качестве главной организующей основы общества. Дайте определение понятия «Божий мир». Что он характеризует? В XI – XIII вв. владельцы поместий выполняют на своих территориях функции государственной власти. Студенту необходимо определить набор функций, сосредоточенных в руках владельцев поместий. От чего зависели размеры отработочной и натуральной ренты в поместье? Как распределялись доходы феодала, получаемые с поместья? Что такое система баналитета? Как она влияла на развитие аграрной экономики в целом, и на уровень развития крестьянского хозяйства? Каким образом происходило развитие аграрной экономики в Европе в XI – XIII вв.? Студенту так же необходимо обратить внимание на уровень технического оснащения сельского хозяйства и на степень развития агрокультуры. Дайте характеристику земледелия и скотоводства. Что такое коммутация ренты? Как она отразилась на положении крестьян?
Назовите основные факторы, позволявшие эволюционировать крестьянскому хозяйству. Как развитие товарно-денежных отношений в Западной Европе отразилось на средневековой деревне? Что такое цензива и копигольд?
Повинности | ||
Барщина | Оброк | Другие |
Труд на поле сеньора, в хозяйстве сеньора, на перевозке грузов, на ремонте дорог, мостов и замка сеньора т.д. | Натуральный: часть урожая зерновых, фруктов, овощей, птицы, яиц, ремесленных изделий, сена, дров т.д. Денежный: определена сумма денег. | Молоть муку в мельницы сеньора, печь хлеб в печи сеньора, давить виноград на прессе в сеньора подлежать суду сеньора т.д. |
Крестьянская община | |||
Регулирует порядок использования земли | Распределяет повинности между крестьянами | Решает все вопросы жизни села и общины. Решение мелких конфликтов | Помогает вдовам и сиротам |
Ответьте на вопросы.
1. Проанализируйте отрывок из поэмы «Крестьянин Гельмбрехт» Вернера Садовника (XIII в).Попробуйте приблизительно оценить размеры имущества отца Гельмбрехта и его соседа Рупрехта. Какими они были крестьянами — бедными, средними или зажиточными?
2. Почему Гельмбрехт рвется покинуть свое сословие, а отец его от этого удерживает?
3. Попробуйте выяснить, из чего состояло хозяйство отца Гельмбрехта, какие работы должна была выполнять его семья?
4. В каких вопросах сеньор подчинялся решению крестьянской общины в XII в.? Почему?
Источники.
Св. Францизск Ассизский.
Приветствие добродетелям
Радуйся, царица премудрость, Господь храни тебя с сестрой твоей, святой и чистой простотой. Госпожа святая бедность, Господь храни тебя с братом твоим, святым смирением. Госпожа любовь святая, Господь храни тебя с братом твоим, святым послушанием. Все святейшие добродетели, храни вас Господь, проистекающих и идущих от него. В целом мире не наказан ни один человек, кто одною из вас мог бы обладать, если не умрет он прежде того. Обладающий одною и не повредивший другие — всеми обладает; и повредивший одну — не обладает ни одной и все повреждает.
Каждая из них прогоняет пороки и грехи. Святая премудрость изгоняет сатану и все злобствования его. Чистая святая простота прогоняет всю мудрость мира сего и мудрствование плоти. Святая бедность прогоняет всякую алчность, скупость и заботы мира сего. Святое смирение побеждает гордость и всех людей мира сего и все, что в мире. Любовь святая прогоняет все искушения дьявольские и все страхи плотские. Святое послушание прогоняет все желания телесные и плотские и владеет умерщвляемым телом своим для послушания духу и для послушания брату своему и подчиняет человека всем людям в мире этом, и не только людям, но даже всем животным и зверям, чтобы могли они делать с ним, что хотят, насколько дано будет им свыше от Бога.
Из стихов вагантов
Нищий студент
Я кочующий школяр... На меня судьбина свой обрушила удар, что твоя дубина. Не для суетной тщеты, не для развлеченья — из-за горькой нищеты бросил я ученье. На осеннем холоду, лихорадкой мучим, в драном плащике бреду под дождем колючим. В церковь хлынула толпа, долго длится месса. Только слушаю попа я без интереса. К милосердию аббат паству призывает, а его бездомный брат зябнет, изнывает. Подари, святой отец, мне свою сутану, и тогда я наконец мерзнуть пере