Нормативно-правовые основы обучения и воспитания детей
За последние годы законодательство по вопросам обеспечения и охраны прав детей претерпело значительные изменения [6, 192, 217, 239]. Приняты Семейный кодекс РФ (принят 8 декабря 1995 г.. вступил в силу с 1 марта 1996 г., Д''223-Ф3.), Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите дстей-сирог и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят 4 декабря 1996 г., вступил в силу с 27 декабря 1996 г., а в полном объеме— с 1 января 1998 г., №159-ФЗ), Федеральный закон «Об образовании (принят 10 июля 1992 г.. в новой редакции 13 января 1996 г., вступил в силу в новой редакции с 23 января 1996 г., К?12-ФЗ): внесены изменения в Жилищный и Гражданско-процессуальный кодексы, введены специальные нормы в новые Гражданский и Уголовный кодексы, принято большое количество различного рода подзаконных актов. Таким образом, нельзя не отметить внимание законодателя к вопросам охраны прав детей. Позитивным является также и то, что новое российское законодательство разработано с учетом норм международного права, в том числе Конвенции о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 г., ратифицирована 15 октября 1990 г.).
Итак, на сегодняшний день права, обязанности и ответственность родителей или законных представителей детей регламентированы Декларацией прав ребенка и Конвенцией о правах ребенка, Семейным кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании». Типовым положением об общеобразовательном учреждении с учетом положений Всеобщей декларации прав человека.
В связи с правовыми нормами, изложенными в перечисленных законах и положениях родители (законные представители) имеют право:
— на получение их детьми впервые бесплатного начального,
общего, основного общего, среднею (полного) общего, начально-
го профессионального образования в образовательнт ях (ОУ) в пределах государственных образовательн JL (ст. 50 п. 7 Закона РФ «Об образовании» (ЗОО)}; L i1
— преимущественное право на воспитание своих Д| ' -
ми другими лицами (ст. 63 п. 1 Семейного кодекса Рк
— дать ребенку начальное общее, основное общее |, ,1(
т\ ' • '
п.З). ij
Ст. 52 п. 1. 300 предоставляет родителям возм]
ра: .„
f|iaj) |
1) формы образования (в ОУ, в семье, самообраз'
нат, сочетание различных форм образования);
2) образовательного учреждения;
3) защиты законных прав и интересов ребенка;
4) дополнительных (в том числе платных) об]
услуг (обучение по дополни те льны nt образовательны,
преподавание специальных курсов и циклов, дисцип^ ^ »';'
ство, занятия сучащимися углубленным изучением ц\ ^
услуги) за рамками соответствующих образовательн | i
государственных образовательных стандартов. .
В случае задолженности у ребенка по двум и 6q
у родителей есть возможность, согласно ст. 17 п. 4 (:.
формы продолжения образования: Чл
1) повторное обучение (в том же классе);
2) в классе компенсирующего обучения с меньпп, i
чающихся; '^ J
3) обучение в форме семейного обучения.
Ст. 15 п. 7300 предоставляет возможность род] .
питься с ходом и содержанием образовательного прс
с оценками успеваемости обучающихся, уставом O^'t ,
кальными актами ОУ. ' ,!•.
, Д |,
Ст. 19 п. 16 300 регламентирует взаимоотноше*. .([ ростком и местными органами управления и образов 5!'
' "1Я V
взаимному согласию с местными органами управлен!| jfa
при достижении обучающимся 15 лет. ребенок може.| J1',1
я. ч ' до получения и^! основного общего образования. •. ^ |
В ст. 50 п. 10 300 содержатся нормы, регул! W
вод детей f другие обра:ювательные учреждения. rkL I'.i1
с органами управления, образования и заключению! .V
дагогичсской и меди ко-педагогической комиссий, де1 '•
направлены в специальные (коррекционныс) ОУ.
В cm. 19 п. 7 300 говорится о том, кто имеет
Дарственные пособия. Пособия выделяют: \ ,
1) на детей малообеспеченным семьям:
2) многодетным и одиноким матерям (отцам);
3) инвалидам с детства:
4) на детей военнослужащих срочной службы;
5) на несовершеннолетних детей в период розыска их родителей.
Ст. 19 п. 8 300 регламентирует вопрос дополнительных денежных средств. При осуществлении воспитания и образования ребенка в семье родители могут получать дополнительные денежные средства:
— на получение профессиональной консультации педагогов и
с пет [и a: i не то в ОУ по проблемам обучения и воспитания ребенка;
— на определение ребенка в ГПД;
— на организацию досуга детей в школе и в учреждениях до
полнительного образования;
— на информацию о квалификации педагогов;
— на защиту прав личности (в том числе тактичное отношение
к себе и ребенку со стороны всех работников ОУ) в вышестоящих
организациях и суде:
— на участий в управлении ОУ:
1) избирать ц быть избранным в Совет ОУ и другие органы;
2) участвовать в выработке и принятии Устава ОУ и других
локальных актов;
3) привлекать дополнительные источники финансирования для
уставной деятельности ОУ;
4) разрешать конфликтные ситуации с детьми в ОУ.
Родители (законные представители) обучающихся (воспитанников) обязаны согласно ст. 18 п. 1 300 заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития ребенка в раннем детском возрасте; согласно ст. 52 п. 2 ЗОО выполнять Устав ОУ и другие локальные акты ОУ, в том числе договор между ОУ и родителями (законными представителями) обучающихся (воспитанников); согласно ст. 63 п. 1 СК обеспечить получение детьми основного общего образования до 18-летнего возраста и своевременно: согласно ст. 17 п. 5 СК родители должны:
1) проводить медицинское обследование детей для правильного
определения типа ОУ и формы получения образования: коррекции
проблем образования:
2) информировать детей об их правах, обязанностях, нормах
поведения в общественных местах:
3) обеспечивать детей школь но-письменны ми принадлежно
стями:
4) получать информацию из ОУ о результатах образования ре
бенка, особенно в случаях условного перевода за академическую
задолженность в следующий класс;
5) информировать ОУ о причинах отсутствии ребенка на уроках
(в том числе по болезни);
6) в течение месяца принять меры к трудоустройству либо
устройству ребенка в другое ОУ в случае исключения его из ОУ
за противоправные действия, грубые и неоднократные нарушения
Устава ОУ.
Cm. J,0 п. 7 СК регламентирует обязанности родителей при получении государственных пособий. Так. родители или законные пред* гавители детей имеют право распоряжаться пособиями и использовать их по уходу за ребенком на;
1) содержание детей в школе-интернате;
2) приобретение необходимых школьно-письменных принадлеж
ностей для детей.
Родители не имеют права принуждать ребенка к труду, попрошайничеству в ущерб получения им основного общего образования. Родители обязаны создать необходимые условия в семье для выполнения ребенком домашних заданий и получения им основного общего образования, для чего им следует:
1) определить место для выполнения уроков;
2) оказывать посильную помощь ребенку в обучении;
3) организовать разумный режим дня школьника, в том числе
выходных, праздничных и каникулярных дней;
4) исключить причинение вреда психическому, физическому
здоровью детей, их нравственному развитию.
Ст. 65 СК запрещает родителям пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Родители согласно ст. 69 СК не имеют права па:
— отказ без уважительной причины взять своего ребенка домой
из лечебного, воспитательного учреждения, учреждения социаль
ной защиты или из других аналогичных учреждений:
— принуждение или поощрение употребления ребенком табака,
алкоголя, токсических, наркотических веществ;
— умышленное преступление против жизни или здоровья своих
Детей, либо против жизни или здоровья супруга;
— уклонения от содержания своих детей (с том числе злостное
уклонение от уплаты алиментов);
— принуждение или поощрение противоправных действий со
стороны своих детей; вовлсчен-те их в преступную деятельность;
— злоупотребление своими родигельскими правами.
Ст. 52 п. 44 СК определяет ответственность родителей (законных представителей) обучающихся (воспитанников) следующим образом: «родители (законные представители) обучающихся (воспитанников) несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования, ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года?-.
Таким образом, ответственность родителей (законных представителей) обучающихся (воспитанников) наступает в административном, гражданском и уголовном порядке, если они нарушают вышеизложенные статьи. Однако ненадлежащий контроль за выполнением законодательных актов и даже их полное игнорирование, отсутствие мер наказания за несоблюдение прав, обязанностей и ответственности родителей за обучение и воспитание детей — все это приводит к тяжелой ситуации увеличения «трудных» детей, «социальных» сирот, беспризорных и безнадзорных, наркоманов и токсикоманов.
Действующие законодательные нормы носят в основном декларативный характер, провозглашая достаточно широкий объем прав ребенка, но механизм их реализации законодательно не создан. Причем проблемы кроются, как правило, не в отсутствии нужного закона, а в системе организации работы правоохранительных и правоприменительных органов (суды, прокуратура, судебные приставы, милиция, органы опеки и попечительства и т. п.).
Однако частично эту проблему все-гаки можно решить путем принятия новых актов и внесения изменений в отдельные существующие нормативные акты. В этой связи можно предложить следующее.
1.Дополнить ст. 50 ЗОО созданием межведомственных социаль
но-аналитических центров при территориальных управлениях об
разования РФ по учету детей школьного возраста и данных о со
стоянии всеобуча.
2. Дополнить ст. 65 СК правом суда при рассмотрении споров по
воспитанию детей применять к родителям (родителю) меры адми
нистративной ответственности, если в процессе рассмотрения дела
будет установлено, что спор по воспитанию детей не разрешен в
досудебном порядке по вине родителей (родителя). :• • •- .
3. Внести в ст. 63 СК следующие направления:
а) в название статьи —
Права, обязанности и ответственность родителей'ПО1 воспитанию и образованию детей;
б) дополнить п. I— •;.">': '•.
Родители несут ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Решение об ограничении родителей в исполнении ими родительской ответственности может быть принято при их согласии непосредственно органами власти (в случае, если нарушены условия воспитания и обучения), либо это решение принимается судом (в том случае если произошло насилие над ребенком или существует обоснованная угроза насилия либо пренебрежение интересами ребенка). Если принято решение об ограничении родителей в их родительской ответственности, то местные органы власти берут на себя исполнение той части ответственности, в которой ограничены родители.
Следовательно, в ст. 63 может быть введено понятие о совместном исполнении родительской ответственности (например, отчимом и обоими кровными родителями, родителями и местными органами власти) с четким обозначением, кто и какую часть этой ответственности берет на себя.
4. Усилить меры уголовной ответственности за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей. Предусмотреть (вернуть) административную ответственность родителей или лиц, их заменяющих, за данный вид правонарушений.
В настоящий момент установлены следующие виды ответственности:
Ст. 69 СК предусматривает лишение родительских прав.
Ст. 156 УК РФ предусматривает ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего: «Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного, либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или jes такового».
Ранее Кодекс РСФСР «Об административных правонарушениях» содержал ст. 164, предусматривающую административную ответственность за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей; в Кодексе РФ «Об административных правонарушениях» такая норма отсутствует.
Данные предложения по внесению изменений и дополнений в Российское законодательство ни в коей мере не снижают значимости нравственно-моральных принципов укрепления ответственности родителей за обучение и воспитание детей. Замена семейного воспитания общественными формами фактически разрушило малые сообщества как основы векового уклада жизнедеятельности человека, естественного хода передачи социального опыта. Необходимо повышать статус семьи, укреплять ее устои, пропагандаровааь всеми средствами массовой информации культ семьи.
Нужно законодательно закрепить ответственность определенных органов и учреждений, а также родителей, лиц и органов, их заменяющих, за получение несовершеннолетними обязательного основного общего образования, пока не будет введена статистика беспризорных детей и подростков, не посещающих учебные заведения.
Необходимы решительные меры в борьбе за детей, их счастливое детство ы стабильное будущее для страны: введение ответственности должностных лиц, работающих в органах образования и местного самоуправления, за неисполнение Закона «Об образовании», предусматривающего для всех обязательное основное образование; государственный учет бродяжничающих детей и тех подростков, кто нигде не учится и не работает, контроль за неблагополучными семьями.
Нужен единый координирующий орган по работе и контролю за несовершеннолетними бродяжками и правонарушителями. До недавнего времени в определенной степени этим занимались органы Министерства внутренних дел РФ. Но с введением Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» проблемы безнадзорности «перекинули» центрам временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей. Нужна координация в работе министерств социального блока и органов исполнительной власти на местах, чтобы создать в стране полноценную систему профилактики «социального* сиротства, безнадзорности, правонарушений и преступности несовершеннолетних.
На предшествующих этапах развития системы призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общество
и государство ориентировались преимущественно на преодоление педагогическими и экономическими средствами социального неблагополучия, порождающего для каждого конкретного ребенка множественные ситуации риска дисгармонического развития [83, 169]. Современное положение дел требует обеспечения согласованной реализации действий:
—по социальной защите семьи и сохранению ребенка в семье;
—по созданию условий воспитания и развития для каждого ре
бенка-сироты, максимально приближенных к семейным;
—по обеспечению качественного образования, воспитания и пси
холого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, остав
шихся без попечения родителей, в образовательных учреждениях
[116, 257].
В каждом из этих направлений можно выделить ряд проблем, на решение которых должна быть направлена государственная программа социальной защиты детей-си рот.