Нормативно-правовые основы обучения и воспитания детей

За последние годы законодательство по вопросам обеспечения и охраны прав детей претерпело значительные изменения [6, 192, 217, 239]. Приняты Семейный кодекс РФ (принят 8 декабря 1995 г.. вступил в силу с 1 марта 1996 г., Д''223-Ф3.), Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите дстей-сирог и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят 4 декабря 1996 г., вступил в силу с 27 декабря 1996 г., а в полном объеме— с 1 января 1998 г., №159-ФЗ), Федеральный закон «Об образовании (принят 10 июля 1992 г.. в новой редакции 13 января 1996 г., вступил в силу в новой редакции с 23 января 1996 г., К?12-ФЗ): внесены из­менения в Жилищный и Гражданско-процессуальный кодексы, вве­дены специальные нормы в новые Гражданский и Уголовный ко­дексы, принято большое количество различного рода подзаконных актов. Таким образом, нельзя не отметить внимание законодателя к вопросам охраны прав детей. Позитивным является также и то, что новое российское законодательство разработано с учетом норм международного права, в том числе Конвенции о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 г., ратифицирована 15 октября 1990 г.).

Итак, на сегодняшний день права, обязанности и ответствен­ность родителей или законных представителей детей регламенти­рованы Декларацией прав ребенка и Конвенцией о правах ребенка, Семейным кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании». Типовым положением об общеобразовательном учреждении с учетом поло­жений Всеобщей декларации прав человека.

В связи с правовыми нормами, изложенными в перечисленных законах и положениях родители (законные представители) имеют право:

— на получение их детьми впервые бесплатного начального,
общего, основного общего, среднею (полного) общего, начально-

го профессионального образования в образовательнт ях (ОУ) в пределах государственных образовательн JL (ст. 50 п. 7 Закона РФ «Об образовании» (ЗОО)}; L i1

— преимущественное право на воспитание своих Д| ' -
ми другими лицами (ст. 63 п. 1 Семейного кодекса Рк

— дать ребенку начальное общее, основное общее |, ,1(

т\ ' • '

п.З). ij

Ст. 52 п. 1. 300 предоставляет родителям возм]

ра: .„

f|iaj)

1) формы образования (в ОУ, в семье, самообраз'
нат, сочетание различных форм образования);

2) образовательного учреждения;

3) защиты законных прав и интересов ребенка;

4) дополнительных (в том числе платных) об]
услуг (обучение по дополни те льны nt образовательны,
преподавание специальных курсов и циклов, дисцип^ ^ »';'
ство, занятия сучащимися углубленным изучением ц\ ^
услуги) за рамками соответствующих образовательн | i
государственных образовательных стандартов. .

В случае задолженности у ребенка по двум и 6q
у родителей есть возможность, согласно ст. 17 п. 4 (:.
формы продолжения образования: Чл

1) повторное обучение (в том же классе);

2) в классе компенсирующего обучения с меньпп, i
чающихся; '^ J

3) обучение в форме семейного обучения.

Ст. 15 п. 7300 предоставляет возможность род] .
питься с ходом и содержанием образовательного прс

с оценками успеваемости обучающихся, уставом O^'t ,

кальными актами ОУ. ' ,!•.

, Д |,

Ст. 19 п. 16 300 регламентирует взаимоотноше*. .([ ростком и местными органами управления и образов 5!'

' "1Я V

взаимному согласию с местными органами управлен!| jfa

при достижении обучающимся 15 лет. ребенок може.| J1',1

я. ч ' до получения и^! основного общего образования. •. ^ |

В ст. 50 п. 10 300 содержатся нормы, регул! W

вод детей f другие обра:ювательные учреждения. rkL I'.i1

с органами управления, образования и заключению! .V

дагогичсской и меди ко-педагогической комиссий, де1 '•
направлены в специальные (коррекционныс) ОУ.

В cm. 19 п. 7 300 говорится о том, кто имеет

Дарственные пособия. Пособия выделяют: \ ,

1) на детей малообеспеченным семьям:

2) многодетным и одиноким матерям (отцам);

3) инвалидам с детства:

4) на детей военнослужащих срочной службы;

5) на несовершеннолетних детей в период розыска их родителей.

Ст. 19 п. 8 300 регламентирует вопрос дополнительных де­нежных средств. При осуществлении воспитания и образования ре­бенка в семье родители могут получать дополнительные денежные средства:

— на получение профессиональной консультации педагогов и
с пет [и a: i не то в ОУ по проблемам обучения и воспитания ребенка;

— на определение ребенка в ГПД;

— на организацию досуга детей в школе и в учреждениях до­
полнительного образования;

— на информацию о квалификации педагогов;

— на защиту прав личности (в том числе тактичное отношение
к себе и ребенку со стороны всех работников ОУ) в вышестоящих
организациях и суде:

— на участий в управлении ОУ:

1) избирать ц быть избранным в Совет ОУ и другие органы;

2) участвовать в выработке и принятии Устава ОУ и других
локальных актов;

3) привлекать дополнительные источники финансирования для
уставной деятельности ОУ;

4) разрешать конфликтные ситуации с детьми в ОУ.

Родители (законные представители) обучающихся (воспитанни­ков) обязаны согласно ст. 18 п. 1 300 заложить основы физическо­го, нравственного, интеллектуального развития ребенка в раннем детском возрасте; согласно ст. 52 п. 2 ЗОО выполнять Устав ОУ и другие локальные акты ОУ, в том числе договор между ОУ и ро­дителями (законными представителями) обучающихся (воспитан­ников); согласно ст. 63 п. 1 СК обеспечить получение детьми основ­ного общего образования до 18-летнего возраста и своевременно: согласно ст. 17 п. 5 СК родители должны:

1) проводить медицинское обследование детей для правильного
определения типа ОУ и формы получения образования: коррекции
проблем образования:

2) информировать детей об их правах, обязанностях, нормах
поведения в общественных местах:

3) обеспечивать детей школь но-письменны ми принадлежно­
стями:

4) получать информацию из ОУ о результатах образования ре­
бенка, особенно в случаях условного перевода за академическую
задолженность в следующий класс;

5) информировать ОУ о причинах отсутствии ребенка на уроках
(в том числе по болезни);

6) в течение месяца принять меры к трудоустройству либо
устройству ребенка в другое ОУ в случае исключения его из ОУ
за противоправные действия, грубые и неоднократные нарушения
Устава ОУ.

Cm. J,0 п. 7 СК регламентирует обязанности родителей при по­лучении государственных пособий. Так. родители или законные пред* гавители детей имеют право распоряжаться пособиями и ис­пользовать их по уходу за ребенком на;

1) содержание детей в школе-интернате;

2) приобретение необходимых школьно-письменных принадлеж­
ностей для детей.

Родители не имеют права принуждать ребенка к труду, попро­шайничеству в ущерб получения им основного общего образования. Родители обязаны создать необходимые условия в семье для вы­полнения ребенком домашних заданий и получения им основного общего образования, для чего им следует:

1) определить место для выполнения уроков;

2) оказывать посильную помощь ребенку в обучении;

3) организовать разумный режим дня школьника, в том числе
выходных, праздничных и каникулярных дней;

4) исключить причинение вреда психическому, физическому
здоровью детей, их нравственному развитию.

Ст. 65 СК запрещает родителям пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбле­ние или эксплуатацию детей.

Родители согласно ст. 69 СК не имеют права па:

— отказ без уважительной причины взять своего ребенка домой
из лечебного, воспитательного учреждения, учреждения социаль­
ной защиты или из других аналогичных учреждений:

— принуждение или поощрение употребления ребенком табака,
алкоголя, токсических, наркотических веществ;

— умышленное преступление против жизни или здоровья своих
Детей, либо против жизни или здоровья супруга;

— уклонения от содержания своих детей (с том числе злостное
уклонение от уплаты алиментов);

— принуждение или поощрение противоправных действий со
стороны своих детей; вовлсчен-те их в преступную деятельность;

— злоупотребление своими родигельскими правами.

Ст. 52 п. 44 СК определяет ответственность родителей (закон­ных представителей) обучающихся (воспитанников) следующим об­разом: «родители (законные представители) обучающихся (воспи­танников) несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования, ликвидацию обучающимися акаде­мической задолженности в течение следующего учебного года?-.

Таким образом, ответственность родителей (законных предста­вителей) обучающихся (воспитанников) наступает в администра­тивном, гражданском и уголовном порядке, если они нарушают вышеизложенные статьи. Однако ненадлежащий контроль за вы­полнением законодательных актов и даже их полное игнорирова­ние, отсутствие мер наказания за несоблюдение прав, обязанностей и ответственности родителей за обучение и воспитание детей — все это приводит к тяжелой ситуации увеличения «трудных» детей, «социальных» сирот, беспризорных и безнадзорных, наркоманов и токсикоманов.

Действующие законодательные нормы носят в основном декла­ративный характер, провозглашая достаточно широкий объем прав ребенка, но механизм их реализации законодательно не создан. Причем проблемы кроются, как правило, не в отсутствии нужно­го закона, а в системе организации работы правоохранительных и правоприменительных органов (суды, прокуратура, судебные при­ставы, милиция, органы опеки и попечительства и т. п.).

Однако частично эту проблему все-гаки можно решить путем принятия новых актов и внесения изменений в отдельные суще­ствующие нормативные акты. В этой связи можно предложить сле­дующее.

1.Дополнить ст. 50 ЗОО созданием межведомственных социаль­
но-аналитических центров при территориальных управлениях об­
разования РФ по учету детей школьного возраста и данных о со­
стоянии всеобуча.

2. Дополнить ст. 65 СК правом суда при рассмотрении споров по
воспитанию детей применять к родителям (родителю) меры адми­
нистративной ответственности, если в процессе рассмотрения дела
будет установлено, что спор по воспитанию детей не разрешен в
досудебном порядке по вине родителей (родителя). :• • •- .

3. Внести в ст. 63 СК следующие направления:

а) в название статьи —

Права, обязанности и ответственность родителей'ПО1 воспита­нию и образованию детей;

б) дополнить п. I— •;.">': '•.

Родители несут ответственность за развитие, воспитание и обу­чение своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физиче­ском, психическом, духовном и нравственном развитии своих де­тей.

Решение об ограничении родителей в исполнении ими родитель­ской ответственности может быть принято при их согласии непо­средственно органами власти (в случае, если нарушены условия воспитания и обучения), либо это решение принимается судом (в том случае если произошло насилие над ребенком или существу­ет обоснованная угроза насилия либо пренебрежение интересами ребенка). Если принято решение об ограничении родителей в их родительской ответственности, то местные органы власти берут на себя исполнение той части ответственности, в которой ограничены родители.

Следовательно, в ст. 63 может быть введено понятие о совмест­ном исполнении родительской ответственности (например, отчимом и обоими кровными родителями, родителями и местными органами власти) с четким обозначением, кто и какую часть этой ответствен­ности берет на себя.

4. Усилить меры уголовной ответственности за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспи­танию и обучению детей. Предусмотреть (вернуть) административ­ную ответственность родителей или лиц, их заменяющих, за дан­ный вид правонарушений.

В настоящий момент установлены следующие виды ответствен­ности:

Ст. 69 СК предусматривает лишение родительских прав.

Ст. 156 УК РФ предусматривает ответственность за неиспол­нение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего: «Неис­полнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспита­нию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работ­ником образовательного, воспитательного, лечебного, либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолет­ним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несо­вершеннолетним, наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда, или в размере зара­ботной платы, или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо ли­шением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельно­стью на срок до трех лет или jes такового».

Ранее Кодекс РСФСР «Об административных правонарушени­ях» содержал ст. 164, предусматривающую административную от­ветственность за невыполнение родителями или лицами, их заменя­ющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей; в Кодексе РФ «Об административных правонарушениях» такая норма отсут­ствует.

Данные предложения по внесению изменений и дополнений в Российское законодательство ни в коей мере не снижают значимо­сти нравственно-моральных принципов укрепления ответственно­сти родителей за обучение и воспитание детей. Замена семейного воспитания общественными формами фактически разрушило ма­лые сообщества как основы векового уклада жизнедеятельности че­ловека, естественного хода передачи социального опыта. Необходи­мо повышать статус семьи, укреплять ее устои, пропагандаровааь всеми средствами массовой информации культ семьи.

Нужно законодательно закрепить ответственность определен­ных органов и учреждений, а также родителей, лиц и органов, их заменяющих, за получение несовершеннолетними обязательного ос­новного общего образования, пока не будет введена статистика бес­призорных детей и подростков, не посещающих учебные заведения.

Необходимы решительные меры в борьбе за детей, их счастливое детство ы стабильное будущее для страны: введение ответственно­сти должностных лиц, работающих в органах образования и мест­ного самоуправления, за неисполнение Закона «Об образовании», предусматривающего для всех обязательное основное образование; государственный учет бродяжничающих детей и тех подростков, кто нигде не учится и не работает, контроль за неблагополучными семьями.

Нужен единый координирующий орган по работе и контролю за несовершеннолетними бродяжками и правонарушителями. До недавнего времени в определенной степени этим занимались органы Министерства внутренних дел РФ. Но с введением Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и пра­вонарушений несовершеннолетних» проблемы безнадзорности «пе­рекинули» центрам временной изоляции несовершеннолетних пра­вонарушителей. Нужна координация в работе министерств соци­ального блока и органов исполнительной власти на местах, чтобы создать в стране полноценную систему профилактики «социаль­ного* сиротства, безнадзорности, правонарушений и преступности несовершеннолетних.

На предшествующих этапах развития системы призрения де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общество

и государство ориентировались преимущественно на преодоление педагогическими и экономическими средствами социального небла­гополучия, порождающего для каждого конкретного ребенка мно­жественные ситуации риска дисгармонического развития [83, 169]. Современное положение дел требует обеспечения согласованной реализации действий:

—по социальной защите семьи и сохранению ребенка в семье;

—по созданию условий воспитания и развития для каждого ре­
бенка-сироты, максимально приближенных к семейным;

—по обеспечению качественного образования, воспитания и пси­
холого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, остав­
шихся без попечения родителей, в образовательных учреждениях
[116, 257].

В каждом из этих направлений можно выделить ряд проблем, на решение которых должна быть направлена государственная про­грамма социальной защиты детей-си рот.

Наши рекомендации