Снижение родительской ответственности
5.1. Значение родительской ответственности в воспитании ребенка
Родительская ответственность — особое нравственно-психологическое состояние, характеризугощееся сознанием и чувством долга по отношению к детям. Оно включает эмоциональную и рациональную стороны, тесно связанные между собой. Если эмоциональная сторона складывается преимущественно под влиянием родительской любви, то рациональная сторона — следствие осознания общественных запросов и идеалов, а также конкретной ситуации, складывающейся в семье. Чем яснее и глубже представляют родители, что именно и для чего они делают и каковьг возможные последствия их действий, тем свободнее их действия, тем выше уровень их ответственности, тем больше шансов па то, что их. меры будут соответствовать требованиям, предъявляемым жизнью [212].
Усиление ответственности родителей за воспитание и обучение детей — комплексная проблема.
Как социально я она предполагает оценку реализации взрослыми своих родительских обязанностей, исходя из потребностей общественного развития.
Как психологическая она характеризует: мотивы воспитательной деятельности родителей, обусловленные пониманием ими роли семьи и важности воспитания детей; эмоциональную вовлеченность в процесс общения с ними; способы продуктивного взаимодействия.
Как педагогическая она включает определение содержания и методов приобщения взрослых к знаниям, без которых семейное воспитание осуществляется методом проб и ошибок. Если раньте опыт воспитания передавался от поколения к поколению непосредственно в общении, то сегодня образ жизни поколений имеет столь существенные различия, что опыт одного мало приемлем для жизни другого. Отсюда возрастающая роль приобщения взрослых к современным знаниям о воспитании детей, позволяющим пересмотреть привычные представления о методах воспитания, почувствовать себя увереннее, поверить в свои силы, создать особые взаимоотношения между родителями и детьми.
Не трудно заметить, что ответственность родителей за воспитание и обучение детей тесно связана с более общими проблемами—семейным воспитанием в целом и воспитанием воспитателей.
т. е. родителей. Это значит, что усиление ответственности взрослых должно осуществляться не только (и не столько) путем правового регулирования, сколько длительной, кропотливой работой по развитию и углублению их педагогических представлений, воспитанию чувств. Разумеется, воспитание родителей само по себе не создает дополнительных материальных возможностей, но помогает родителям направить имеющиеся ресурсы на то, что в наибольшей степени будет содействовать благополучию семьи и целенаправленному развитию ребенка.
Долгие годы в нашей стране теоретически и практически утверждался приоритет общественного (обеспечиваемого государством) воспитания над семейным. Поэтому многие родители считали и продолжают считать, что главная их задача — обеспечить содержание ребенка в семье, создать ему условия жизнедеятельности, а его воспитание—дело школы и других учебно-воспитательных учреждений.
Самоустранение семьи от воспитательной роли наблюдается по двум крайним полюсам. С одной стороны, это тенденция псрепору-чения функции воспитания элитным дорогостоящим учебным учреждениям или гувернерам, а с другой — невыполнение семьей своих обязанностей по отношению к детям из-за болезни, депрессии, ухода в различные асоциальные формы поведения.
Порой самоустранение родителей достигает гипертрофированных форм, когда они бросают своих детей на произвол судьбы или даже отказываются от них. Ослабление или даже разрыв семенных связей между детьми и родителями также вызывают: сверхзанятость родителей, конфликтная ситуация, пьянство, злоупотребление наркотиками, случаи жестокого обращения с детьми (физического, психического, сексуального насилия), отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы, типичные ошибки родителей в воспитании детей.
В новой социальной политике государства в законодательной системе поддержки детей наряду с родительскими правами и обязанностями большее внимание должно быть уделено родительской ответственности, с помощью которой обеспечивается весь комплекс прав, обязанностей, властных полномочий и ответственности родителей в отношении их ребенка [109].
Ответственность за детей в разных семьях существенно различается.
В одних семьях воспитание детей ограничивается заботой об их материальном благополучии, в других критерием успешного воспитания считают адаптацию ребенка в обществе, в третьих ценят
прежде всего способность детей устанавливать контакты с другими людьми, в четвертых родители хотят воспитать человека, стремящегося к самосовершенствованию, и т. д. Отношение родителей к проблемам воспитания детей отражает систему ценностей семьи, то, к чему она стремится, и ту основу, на которой складывается ее образ жизни. Поэтому за уровнем осознания своей ответственности за судьбы детей стоит культура и атмосфера семейной жизни. Соответственно меры, направленные на усиление ответственности родителей за воспитание и обучение детей, в определенной мере влияют па весь уклад семейной жизни, помогают им преодолеть ряд социальных проблем (186].
В зависимости от степени ответственности родителей за воспи-гание и обучение детей можно выделить несколько типов семей: проблемную, некомпетентную, благополучную. Рассмотрим особенности каждой из них более подробно.
5.2. Проблемная семья
Казалось бы, существование детей уже само по себе делает родителей более ответственными и заставляет принимать более разумные решения в кризисных ситуациях. Однако это далеко не так. В этом убеждает так называемая проблемная семья или, точнее, семья группы риска. В обыденном сознании чаще всего к этому типу семьи относят неполную семью на том основании, что отсутствие одного из родителей — источник серьезных отклонений в поведении детей. Данные исследований не обнаруживают подобной прямой связи. Они фиксируют, с одной стороны, жизненную неудовлетворенность родителя, в одиночку воспитывающего ребенка, низкую материальную обеспеченность подобной семьи, но с другой — высокую степень самостоятельности ребенка, раннее проявление чувства ответственности. Серьезной предпосылкой отклонений в поведении детей неполная семья становится в том случае, когда дети испытывают дефигщт внимания со стороны матери (или отца).
Столь же ошибочно обыденное представление о многодетной семье как семье «риска». Во-первых, их доля в общем составе семей крайне невелика: 11% родителей имеют трех детей, около 1,5% — четырех и более. Во-вторых, в подобных семьях, в зависимости от региональной принадлежности, рождение ребенка может стать одной из ведущих ценностей либо следованием национальной и культурно-религиозной традиции. В-третьих, многодетные семьи зачастую ориентированы на школу как на источник позитивной поддержки. Но вполне возможно, что рождение большого числа детей может
стать признаком неблагополучия, скрывающего асоциальное поведение родителей [116).
Работа с проблемной семьей, нацеленная на усиление ответственности родителей, должна начинаться с выявления неблагополучных детей [212]. Подобная диагностика осуществляется социальными работниками, психологами и педагогами на протяжении достаточно длительного времени И включает сбор информации, общение с детьми и родителями. В итоге она позволяет зафиксировать характер и виды отклоняющегося поведения и на этой основе выделить две группы подростков, нуждающихся в:
а) защите от семьи;
б) восстановлении утерянных контактов с семьей и школой.
Технология работы с детьми, принадлежащими к первой группе,
обусловлена прежде всего характером семейных проблем. В зависимости от них разрабатывается план реабилитации, включающий широкий комплекс мер: от сокращения сроков пребывания ребенка в семье до помещения ребенка в центры детской реабилитации на основе решения органа местного самоуправлении [38].
Комиссии по делам несовершеннолетних могут применять к родителям административные меры (объявить общественное порицание или предупреждение, наложить денежный штраф за причиненный ущерб и т. д.) в случае злостного невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению детей. В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрены следующие специальные нормы уголовной ответственности родителей:
- за вовлечение несовершеннолетних детей в совершение пре
ступления путем обмана, угроз или иным способом;
- за вовлечение несовершеннолетних в систематическое упо
требление спиртных напитков и одурманивающих средств;
- за вовлечение детей в занятие проституцией, бродяжниче
ством или попрошайничеством;
— за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если эти деяния сопровождаются жестоким обращением.
При этом родители теряют права, основанные на факте родства с ребенком, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Работа с детьми, отнесенными ко второй группе, нацелена на восстановление утерянных контактов с семьей и школой. Она осуществляется психологами, педагогами, социальными работниками, родителями, самими детьми. Если ребенок бросил школу, первостепенная задача —возвратить его- Учебные затруднения, вызван-
ные прогулами, остро ощущаемый неуспех рождают агрессию, поиск поддержки среди неустойчивой части подростков и стремление вновь бросить школу, В этом случае целесообразно не настаивать на возвращении ученика в прежний класс, а по согласованию с родителями перевести его в профессиональное училище или вечернюю школу.
Участие школы в восстановлении семейных контактов должно быть нацелено на:
- формирование у родителей отношения к подросткам как к
самоценным личностям, имеющим сильные стороны и необходимые
возможности для достойной жизни;
- развитие заинтересованного взаимодействия, требующего не
столько дополнительного времени, сколько умения проявлять ис
кренний интерес к нуждам ребенка и его состояниям;
- освоение подростками навыков конструктивного взаимодей
ствия с родителями (умение понимать родителей, умение вести себя
достойно в конфликтных ситуациях с родителями и т.д.).
Отметим некоторые направления работы по реализации зтих целей, оправдавшие себя в опыте санкт-петербургских школ.
Как уже отмечалось, отчужденность, подавление личности ребенка, недоверие рождают у родителей индифферентное отношение к детям, а в крайних случаях представление о них как о ленивых, ни на что не способных. Поэтому особое значение приобретает презентация способностей и талантов детей родителям. «Открытие* родителями ребенка для себя, пробуждение интереса к нему — стимул пересмотра привычного отношения, а в ряде случаев и катарсиса. Одновременно создаются предпосылки к устранению напряженности и недоверия в отношениях семьи к школе.
Отсутствие стабильных контактов родителей со школой, отношение к школе как источнику негативной информацииделает весьма проблематичным посещение родителями этой группы родительских собраний, лекций и других форм психо лого-педагоги чес кого просвещения. Можно полагать, что одной из эффективных форм восстановления контактов школы и семьи выступает консультирование родителей. Его цель —помочь каждому члену семьи критически оценить свою позицию в области семейных отношений; укрепить веру в свои силы и желание добиться успеха в решении проблем воспитания и обучения детей. Анализ опыта позволяет сформулировать некоторые условия эффективной консультационной работы:
- умение создать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу;
- социальная защита, основанная на индивидуальном подходе
И учете реальных возможностей семьи;
- уважение к личности каждого члена семьи, доверительность
и такт, конфиденциальность;
— способность оказать психологическую поддержку;
- способность видеть малейшие достижения и вселять веру в
успех;
- сотрудничество с семьей на деловой основе, определяемой
планом, договором, фиксирующим обязанности сторон и т.д.
Следование подобным правилам позволяет воспитателям расположить к себе родителей, завоевать доверие, вызвать на откровенность. В свою очередь, подобные консультации помогают лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания ребенка в семье и школе.
Не менее актуальна психологическая работа с подростками по проблемам их взаимоотношений с родителями, поскольку, как уже отмечалось, достаточно большое количество детей не удовлетворено своими отношениями с родителями. Важно познакомить их со способами продуктивного поведения в случаях, когда родители, как им кажется, чрезмерно авторитарны и властны, безразличны к ним и их заботам, враждебны [62, 207].
Проведение столь сложной по характеру и методам работы не под силу одним учителям. Даже классные руководители, получившие специальную подготовку, далеко не всегда в состоянии выступить в роли консультантов. Возникает объективная необходимость в специально организованной социальной работе и четком определении статуса и прав социальных работников, способных совместно с различными общественными организациями, телефонами доверия, школами, центрами психолого-педагоги ческой помощи, комиссиями но делам несовершеннолетних расширить возможности воздействия на семью группы риска. В частности, консультирование должно практиковаться не только в школах, но и детских поликлиниках, дошкольных учреждениях.
Не стоит думать, что под влиянием указанных мер родители быстро и без проблем осознают свою ответственность за воспитание и обучение детей. Нельзя ждать быстрых результатов. Однако можно полагать, что кропотливый труд педагогов, психологов, социальных работников позволит родителям критически взглянуть на себя как на воспитателей. В этом случае возрастает их интерес к проблемам жизнеобеспечения детей, к их школьным успехам, к освоению навыков элементарной психологической помощи себе (снятие раздражения, гнева, обиды), к грамотному решению жиз-
нетто важных проблем. В этом случае в качестве одного из важнейших источников родительской рефлексии становится школа.
Сказанное позволяет еще раз подчеркнуть, что объективные неблагоприятные факторы формируют негативное или индифферентное отношение к детям в семьях «риска» не сами по себе, а во «взаимодействии» с социальной и моральной неустойчивостью родителей.
5.3. Некомпетентная семья
Подобное определение подчеркивает неумение родителей взаимодействовать с детьми, их неспособность понять истинные потребности ребенка и создать возможности удовлетворить их в данных материальных условиях, неумение видеть перспективы развития ребенка, постоянное подчеркивание своего авторитета и т.д., в связи с чем возникает ряд социальных проблем, прямо или косвенно влияющих на отношение детей к родителям, окружающим, школе; складывается достаточно низкий уровень ответственности детей за себя, свои поступки и их последствия, т. е. воспитательная некомпетентность имеет далеко идущие социальные последствия, в частности опасность превращения подобной семьи в семью группы риска. Поэтому работа по повышению родительской компетентности носит профилактический характер [67].
Можно выделить три группы родителей на основе анализа их отношения к своей подготовке в области воспитания детей.
Родители первой группы не ощущают своей некомпетентности. Они уверены в том, как надо «воспитывать», уверены в хорошем знании себя и ребенка, убеждены в праве «писать сценарий» его будущей жизни. В основе подобной позиции лежит опыт собственного детства, принятые тогда методы и формы воспитания; негативное отношение к «словесной педагогике»; понимание воспитания как манипулирования, как коррекции поведения и отношение к переживанию ребенка как к не заслуживающему внимания взрослых. Отсюда скрытый или явный конфликт со школой, если педагоги в той или иной мере критически оценивают отдельные поступки ребенка или рекомендуют что-либо самой семье.
Представителей семей этого типа нельзя упрекнуть в пониженной ответственности за воспитание детей. Однако она базируется на стремлении родителей воспитывать детей по своему образу и подобию. Навязывание родителями своих ценностей и идеалов рано или поздно приводит к подавлению ребенка, нередко и к его сопротивлению, которое выражается либо активно (в форме
конфликта), либо пассивно (в форме депрессивных состояний).
Некомпетентность родителей второй группы обусловлена «ги-персоанализирующим воспитанием», когда они концентрируются на успехах детей, стремятся загрузить и перегрузить их всевозможными занятиями. При этом реальные возможности ребенка подчас переоцениваются или игнорируются. Недовольные родители начинают упорно бороться с ч непослушанием», «неорганизованностью», «ленью» и другими недостатками детей. Вначале ребенок борется с отдельными стрессовыми событиями, затем сопротивление ослабевает, и из ребенка начинает «выплескиваться» то «дурное», с точки зрения родителей, которое до поры до времени сдерживалось, — грубость, резкость, агрессивность.
Третья группа родителей ощущает свою неподготовленность к воспитанию детей. Для них характерно остро переживаемое чувство беспомощности, подавленности, раздражения, сознание невозможности найти «общий язык» с ребенком, повлиять на него. Осознание ответственности за сегодняшний и завтрашний день детей, тревога за их будущее, с одной стороны, и затруднения в установлении контактов по мере их взросления — с другой, становятся источником напряженности, крайнего недовольства собой, интенсивного поиска выхода из складывающейся ситуации.
Соответственно формируются разные позиции по отношению к школе и педагогической помощи семье. Представители первой и второй группы, доверяя прежде всего привычному стилю взаимоотношений и сложившимся нормам семейной жизни, достаточно негативно относятся к «вмешательству» учителей и психологов в «дела семейные», в индивидуальные привычки и представления. Подобное отношение к советам продиктовано не только верой родителей в незыблемость сложившихся основ семейного воспитания, но зачастую и позицией педагогов, их неумением установить контакт с семьей, считаться с семейными традициями. Воспитание «трудных взрослых» будет эффективно в том случае, если они участвуют в нем добровольно. Вместе с тем искусство работы педагогов заключается в том, чтобы стимулировать потребность родителей в пересмотре привычных представлений, не ущемляя их достоинства.
Работа с этой категорией взрослых призвана помочь им понять Детей, войти в их образ мышления, научиться разбираться в мотивах поступков. С этой целью следует развивать границы сотрудничества, используя неформальные контакты (чаепития, встречи Для обсуждения личного опыта по обучению и воспитанию детей и т.д.}. Особое значение опытные педагоги придают обсуждению с родителями конкретных ситуаций, анализу истоков конфликтов,
их последствий для всех членов семьи. В процессе подобного обсуждения полезно представить рассматриваемую ситуацию, как бы увиденную глазами детей.
Ключ к доверию лежит в обстоятельном ознакомлении родителей с традициями и особенностями школы, возможностями, предоставляемыми учащимся, и требованиям к ним. Ознакомление с требованиями—составная часть воспитания в духе демократии, в которой существуют ограничения свободы, основанные на осознании ребенком собственной ответственности за свои поступки и их последствия.
Взаимопонимание педагогов и родителей приходит по мере вовлечения семьи в жизнь школы. Одновременно расширяются контакты с другими родителями.
Общение педагогов с родителями позволяет вычленить ряд проблем, требующих обстоятельного разговора [38, 67]:
Девиантный подросток. Кто виноват?
Семья превыше всего?
Что необходимо знать о своем ребенке? Как происходит его эмоциональное развитие?
Каковы основы сотрудничества семьи со школой? Как в семье поддержать авторитет учителя?
Как научить ребенка говорить «нет» и т. д.
Для обсуждения подобных вопросов в образовательных учреждениях, учебных центрах организуются группы по саморазвитию (иногда отдельно для матерей и отцов). Руководит подобной группой психолог или социальный педагог. Цель программы — научить родителей оказывать позитивное влияние на своих детей, понимать и учитывать особенности возраста, учить здоровому образу жизни. Участие в тренингах общения, решение конфликтов, развитие навыков совместной работы, обсуждение проблем, связанных с защитой прав детей и родителей, помогают взрослым всмотреться, вчувствоваться в мир ребенка, видеть семью его глазами. В итоге обогащаются представления родителей о сущности ответственности за все, что происходит в семье.
Следовательно, деятельность педагогов на первых порах выступает как профилактическая, призванная смягчить проблемы «трудных родителей», затем она становится все более оздоравли-еающсй и в определенном смысле реформирующей. Как показывают исследования, расширяется область познаний родителей, основу родительской компетентности начинает определять не столько собственный опыт, сколько понимание внутреннего мира ребенка и ориентация на современные общественные запросы.
Представители третьей группы родителей, ощущая свою неуверенность, активно ищут пути повышения компетентности. Особенно остро эта проблема ощущается в молодых семьях. Стремление родителей разрешить конфликты, найти общий язык с детьми диктует потребность в практических знаниях. Но родители далеко не всегда знают, что они хотят. Поэтому, прежде всего, необходим профессиональныйподход, позволяющий определить общие вопросы, прямо или косвенно касающиеся проблемы ответственности родителей за воспитание детей. К числу важнейших проблем, как показывает практика, можно отнести:
—уход за детьми и их воспитание, помощь в развитии ребенка
и т.д.;
—взаимоотношения в семье, взаимовлияние членов семьи, сове
ты и консультации, разрешение проблем общего характера, личные
потребности и нужды, проявление чувств;
- знания мировоззренческого характера, касающиеся образа жизни семьи, ее духовных ценностей, правил поведения, взаимоотношений, распределение обязанностей по дому, ответственность каждого, досуг и развлечения, праздники в семье;
—взаимоотношения семьи и школы, роль школы в жизни людей
разных поколений, школа глазами родителей, основы сотрудниче
ства, солидарность с учителем:
—проблемы современного подростка, поиск собственной модели
жизненного самоопределения, истоки конфликтов в семье и школе,
криминальные контакты («дурные компании»).
Родители получают ответы на волнующие их вопросы по различным каналам — стихийным и организованным. В стихийно осуществляемом образовательном процессе источниками информации становятся друзья, соседи, родственники. Они оказывают эмоциональную и материальную помощь, контролируют методы воспитания молодых родителей, сами показывают пример выполнения родительских функций. Эти источники информации оказываются самыми авторитетными, поскольку помощь близких людей основана на прочной внутренней привязанности и заинтересованности. Дополняет эту информацию самообразование(чтение книг, журналов и газет по проблемам воспитания детей, специальные радиопередачи и т.д.). Чтение, радиопередачи дают родителям образцы общения, на которые можно ориентироваться, помогают познать и понять внутренний мир ребенка, дают советы, касающиеся выбора решения в сложных ситуациях.
Организованные формы обучения включают: различные курсы, практические занятия, консультации, посещение родительских со-
браний, клубов для родителей и т.д. Они создаются на базе школ, детских консультаций при поликлиниках, в дошкольных детских учреждениях. Чем младше ребенок, тем большее в его развитии определяется семьей, тем шире представлена сфера, оказывающая организованные образовательныеуслуги родителям. Чем старше ребенок, тем большее значение приобретают в его социализации, кроме родителей (в первую очередь матерей), друзья,учителя, другие взрослые люди, его собственная позиция. Все это сужает сферу организованных образовательных услуг родителям.
Следует признать ошибочным расхожее суждение, что ошибки, совершенные родителями по отношению к маленькому ребенку, имеют более глубокие последствия для его благополучия, чем ошибки, допущенные по отношению к старшекласснику. Примеры глубоких конфликтов между родителями и взрослыми детьми демонстрируют значимость вопросов образования родителей и на этапах завершения детьми школьного образования. Однако далеко не всегда содержание и организация обучения удовлетворяю!' запросы и ожидания родителей. Эффект обучения достигается в том случае, когда на занятиях обеспечивается свободный обмен информацией между участниками, когда они «проживают» материал, т. е. пробуют реализовать в семье те ли иные рекомендации, когда возникает потребность в продолжении контактов, обсуждении различных семейных коллизий. Одна из центральных задач—утверждение самоуважения родителей, содействие в самопознании. Чем лучше родители будут знать себя, тем лучше они смогут понять чувства и поведение детей.
Важно подчеркнуть необходимость пересмотра привычных «сценариев» проведения родительских собраний. Они также должны нести цепную информацию, позволяющую родителям повысить свою компетентность в области воспитания и обучения детей и укрепить связи семьи и школы.
Наряду с различными формами специально организованного обучения особую значимость приобретает привлечение родителей к участию в школьной жизни. Как показывают материалы опроса 1056 родителей, их помощь школе носит эпизодический и односторонний характер: 56% отметили, что участвуют в «посильном финансировании некоторых мероприятий»; 22% —в организации отдельных культурных и спортивных мероприятий: 3,5% —в работе попечительского совета; 1,5% — в руководстве кружком или секцией. Расширение контактов приносит пользу не только школе, обогащая учебно-воспитательный процесс, но и семье: расширяется круг ее интересов, появляются новые сферы общения с детьми.
В этом плане заслуживает поддержки практикующееся в ряде образовательных учреждений заключение договора между школьной администрацией и родителями. В каждом подобном договоре четко определены обязанности сторон. В частности, описаны условия обучения, перечислены права и обязанности школьной администрации на основе действующего устава учебного заведения. В договоре охарактеризованы права и обязанности родителей, гарантии их реализации, описаны формы и виды совместной деятельности участников договора. Хотя подобный договор не имеет правовой основы, он позволяет четко определить «границы» ответственности сторон и основы сотрудничества.
Взаимодействие с семьей предполагает специально организованную работу и с подростками, призванную помочь им осознать, что напряженные отношения и конфликты с родителями — обычное следствие их взросления, что они порождаются объективно существующими различиями между людьми разных поколений.
Можно ожидать, что деятельность по повышению воспитательной компетентности родителей будет проявляться в различных аспектах:
— в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, ощу
щает ли он свою безопасность и защищенность;
- в более глубоком взаимопонимании представителей разных поколений;
— в осознании родителями значимости своей родительской дея
тельности, в появлении родительской ответственности не только за
своих, но и за других детей;
—в оптимистическом взгляде родителей на жизнь, на возмож
ность решения проблем обучения и воспитания детей;
—в проявлении родительской солидарности и сплоченности.
Рост компетентности родителей и изменения в характере взаимоотношений в семье — мощный стимул к саморазвитию, при этом семья может преодолеть опасности различных «рисков» и обога-тить потенциал полноценного воспитания ребенка.
Благополучная семья
В семьях подобного типа дети — источник радости в жизни родителей. Они стимулируют здоровый образ жизни, предприимчивость, удовлетворенность жизнью. Такие семьи заинтересованы в высоком качестве знаний, получаемых детьми, и создают для этого необходимые условия с учетом материальных возможностей, которыми обладает семья в данный момент.
Привычная ориентация администрации образовательного учреждения на работу с проблемной семьей оставляет без внимания семью благополучную на том основании, что она успешно решает вопросы обучения и воспитания детей. Но благополучная семья--самый строгий заказчик и самый строгий «эксперт» в оценке деятельности школы. Семья подобного типа создает репутацию школы, формирует об ще с т венное мнение. В решение проблемы усиления ответственности семья подобного типа может внести большой вклад. Одно из важнейших направлений в этом плане — сотрудничество с родителями [67, 212].
Во-первых, оно позволяет наладить контакты с «трудными» взрослыми. Подобные контакты выступают не просто источником знаний и жизненного опыта, они выполняют терапевтическую функцию и играют существенную роль в жизни личности и семьи. Никакие официальные организации или общественные учреждения не в состоянии заменить помощь и совет, основанные на родительском опыте. Он призван помочь родителям группы риска и родителям, сталкивающимся с серьезными проблемами во взаимоотношениях с детьми, осознать себя как воспитателей в тех конкретных условиях, в которых они живут.
Во-вторых, «благополучные» родители, принимая участие в различных школьных программах (организации экскурсий, конкурсов, смотров и т.д.), помогают классным руководителям, социальным педагогам расширять сферу своей воспитательной деятельности, вовлекать в нее трудных подростков. Родители могут выступить в качестве руководителей различных учебно-познавательных объединений, сообществ по интересам, групп продленного дня и т. д. Контакты подобного рода могут выйти за пределы школы и оказать благотворное влияние на содержание и организацию досуга учащихся.
В-третьих, весьма поучительными для учащихся (особенно старшеклассников) могут оказаться встречи с родителями. Их рассказы о профессиональной карьере, роли и значении личностных качеств, знаний, умении общаться с людьми, с одной стороны, позволяют увидеть родителей в новой для детей позиции и, с другой — служит ценным жизненным уроком.
В-четвертых, сотрудничество позволяет расширить круг родителей, способных оказать спонсорскую помощь школе.
В-пятых, дает возможность родителям работать в педагогических, попечительских советах в качестве полноправных членов педагогического сообщества. Подобное сотрудничество позволяет педагогическому коллективу не только глубже изучить социальный
заказ родителей, но и включить их в жизнь школы в качестве полноправных субъектов образовательной деятельности и расширить основы содружества детей и взрослых. В процессе сотрудничества налаживаются связи с социальными институтами, выступающими в роли социальных партнеров (органы исполнительной, законодательной и муниципальной власти, учреждения культуры и спорта, профессиональные сообщества и вузы, представители малого и среднего бизнеса, национальных сообществ, служба занятости, правоохранительные органы и др.}. Наиболее перспективным взаимодействие будет в том случае, если оно включает такие социально-педагогические проблемы, как соблюдение прав ребенка, детская наркомания и преступность, сохранение здоровья, социально-трудовая адаптация выпускников, поддержка одаренных детей и т. д, Следует отметить, что далеко не всегда социальные институты оказывают активную поддержку школьным начинаниям. Противодействие может исходить от консервативно настроенных управленцев, средств массовой информации, даже от некоторой части родителей, И в этих «внешкольных», подчас достаточно конфликтных, контактах наиболее авторитетные родители могут оказать существенную помощь педагогическому коллективу.
Совместная коллективно распределенная деятельность различных социальных институтов преодолевает отчуждение школы от жизни и обогащает позитивные воздействия социокультурной среды на семью, се социальную защиту и защиту прав детей.
Подобная деятельность не только расширяет основы взаимодействия школы и семьи, но и повышает воспитательную культуру родителей, формирует потребность в самообразовании. В свою очередь опыт работы с родителями, приобретаемый педагогами, распространяется на взаимодействие с учащимися, способствуя демократизации и гуманизации школьной жизни.
Таким образом, укрепляя и развивая контакты с «благополучной» семьей, школа:
— расширяет свое влияние на «проблемные» семьи;
- предупреждает негативные тенденции в семье, связанные со
снижением благополучия:
- создает условия для реализации прав ребенка, способствует
его полноценному развитию;
- содействует формированию потребности родителей в повы
шении своей общей и воспитательной культуры.
Завершая анализ путей повышения ответственности родителей за обучение и воспитание дете i, следует еще раз подчеркнуть ком-
плексный характер проблемы. Ее решение возможно только объединенными усилиями государственной и общественной систем на уровне страны, региона, локальной среды, конкретных организаций (в том числе семьи и школы).В свою очередь, встречные усилия должны исходить от профессионалов (педагогов, психологов, социальных педагогов), деятельность которых строится на научных основах, включающих элементы психологии, педагогики, социологии и права. Одним из важных условий успеха становится учет особенностей позиции родителей как взрослых люде й-воспитателе и. Одни из них осознают свои промахи и пытаются но возможности их исправить. Другие, загипнотизированные собственной непогрешимостью, отвергают мысль, что могут поступить неправильно.
О результатах деятельности по усилению ответственности родителей мы можем судить по следующим признакам:
—какое место занимает ребенок в жизни родителей;
—ощущает ли он свою безопасность и защищенность;
- по степени взаимопонимания представителями разных поко
лений друг друга;
— по осознанию родителями значимости своей родительской де
ятельности;
- по оптимистическому взгляду родителей на возможность ре
шения родительских и семейных проблем;
— по проявлению родительской солидарности и сплоченности.
Контрольные вопросы и задания
1.Дайте определение понятию * родительская ответственность».
2. Почему усиление ответственности родителей за воспитание детей
является комплексной проблемой?
3. Опишите особенности проблемной семьи.
4. Опишите особенности некомпетентной семьи.
5. Почему в благополучнойсемье возникают трудности в воспитании
детей?
6. Проведите сравнительный анализ психологических трудностей в
воспитании детей в разных типах семей в зависимости от степени ответ
ственности родителей.
Раздел второй
ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Глава 1
Наши рекомендации