Снижение родительской ответственности

5.1. Значение родительской ответственности в воспитании ребенка

Родительская ответственность — особое нравственно-психо­логическое состояние, характеризугощееся сознанием и чувством долга по отношению к детям. Оно включает эмоциональную и ра­циональную стороны, тесно связанные между собой. Если эмоцио­нальная сторона складывается преимущественно под влиянием ро­дительской любви, то рациональная сторона — следствие осознания общественных запросов и идеалов, а также конкретной ситуации, складывающейся в семье. Чем яснее и глубже представляют роди­тели, что именно и для чего они делают и каковьг возможные по­следствия их действий, тем свободнее их действия, тем выше уро­вень их ответственности, тем больше шансов па то, что их. меры будут соответствовать требованиям, предъявляемым жизнью [212].

Усиление ответственности родителей за воспитание и обучение детей — комплексная проблема.

Как социально я она предполагает оценку реализации взрослы­ми своих родительских обязанностей, исходя из потребностей об­щественного развития.

Как психологическая она характеризует: мотивы воспитатель­ной деятельности родителей, обусловленные пониманием ими роли семьи и важности воспитания детей; эмоциональную вовлеченность в процесс общения с ними; способы продуктивного взаимодействия.

Как педагогическая она включает определение содержания и ме­тодов приобщения взрослых к знаниям, без которых семейное вос­питание осуществляется методом проб и ошибок. Если раньте опыт воспитания передавался от поколения к поколению непосредствен­но в общении, то сегодня образ жизни поколений имеет столь су­щественные различия, что опыт одного мало приемлем для жизни другого. Отсюда возрастающая роль приобщения взрослых к совре­менным знаниям о воспитании детей, позволяющим пересмотреть привычные представления о методах воспитания, почувствовать се­бя увереннее, поверить в свои силы, создать особые взаимоотноше­ния между родителями и детьми.

Не трудно заметить, что ответственность родителей за воспи­тание и обучение детей тесно связана с более общими проблема­ми—семейным воспитанием в целом и воспитанием воспитателей.

т. е. родителей. Это значит, что усиление ответственности взрослых должно осуществляться не только (и не столько) путем правового регулирования, сколько длительной, кропотливой работой по раз­витию и углублению их педагогических представлений, воспитанию чувств. Разумеется, воспитание родителей само по себе не создает дополнительных материальных возможностей, но помогает родите­лям направить имеющиеся ресурсы на то, что в наибольшей степе­ни будет содействовать благополучию семьи и целенаправленному развитию ребенка.

Долгие годы в нашей стране теоретически и практически утвер­ждался приоритет общественного (обеспечиваемого государством) воспитания над семейным. Поэтому многие родители считали и про­должают считать, что главная их задача — обеспечить содержание ребенка в семье, создать ему условия жизнедеятельности, а его вос­питание—дело школы и других учебно-воспитательных учрежде­ний.

Самоустранение семьи от воспитательной роли наблюдается по двум крайним полюсам. С одной стороны, это тенденция псрепору-чения функции воспитания элитным дорогостоящим учебным учре­ждениям или гувернерам, а с другой — невыполнение семьей своих обязанностей по отношению к детям из-за болезни, депрессии, ухо­да в различные асоциальные формы поведения.

Порой самоустранение родителей достигает гипертрофирован­ных форм, когда они бросают своих детей на произвол судьбы или даже отказываются от них. Ослабление или даже разрыв семен­ных связей между детьми и родителями также вызывают: сверхза­нятость родителей, конфликтная ситуация, пьянство, злоупотреб­ление наркотиками, случаи жестокого обращения с детьми (физи­ческого, психического, сексуального насилия), отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы, типичные ошибки ро­дителей в воспитании детей.

В новой социальной политике государства в законодательной системе поддержки детей наряду с родительскими правами и обя­занностями большее внимание должно быть уделено родительской ответственности, с помощью которой обеспечивается весь комплекс прав, обязанностей, властных полномочий и ответственности роди­телей в отношении их ребенка [109].

Ответственность за детей в разных семьях существенно разли­чается.

В одних семьях воспитание детей ограничивается заботой об их материальном благополучии, в других критерием успешного вос­питания считают адаптацию ребенка в обществе, в третьих ценят

прежде всего способность детей устанавливать контакты с другими людьми, в четвертых родители хотят воспитать человека, стремя­щегося к самосовершенствованию, и т. д. Отношение родителей к проблемам воспитания детей отражает систему ценностей семьи, то, к чему она стремится, и ту основу, на которой складывается ее образ жизни. Поэтому за уровнем осознания своей ответственно­сти за судьбы детей стоит культура и атмосфера семейной жизни. Соответственно меры, направленные на усиление ответственности родителей за воспитание и обучение детей, в определенной мере влияют па весь уклад семейной жизни, помогают им преодолеть ряд социальных проблем (186].

В зависимости от степени ответственности родителей за воспи-гание и обучение детей можно выделить несколько типов семей: проблемную, некомпетентную, благополучную. Рассмотрим осо­бенности каждой из них более подробно.

5.2. Проблемная семья

Казалось бы, существование детей уже само по себе делает роди­телей более ответственными и заставляет принимать более разум­ные решения в кризисных ситуациях. Однако это далеко не так. В этом убеждает так называемая проблемная семья или, точнее, се­мья группы риска. В обыденном сознании чаще всего к этому типу семьи относят неполную семью на том основании, что отсутствие одного из родителей — источник серьезных отклонений в поведении детей. Данные исследований не обнаруживают подобной прямой связи. Они фиксируют, с одной стороны, жизненную неудовлетво­ренность родителя, в одиночку воспитывающего ребенка, низкую материальную обеспеченность подобной семьи, но с другой — вы­сокую степень самостоятельности ребенка, раннее проявление чув­ства ответственности. Серьезной предпосылкой отклонений в пове­дении детей неполная семья становится в том случае, когда дети испытывают дефигщт внимания со стороны матери (или отца).

Столь же ошибочно обыденное представление о многодетной се­мье как семье «риска». Во-первых, их доля в общем составе семей крайне невелика: 11% родителей имеют трех детей, около 1,5% — че­тырех и более. Во-вторых, в подобных семьях, в зависимости от ре­гиональной принадлежности, рождение ребенка может стать одной из ведущих ценностей либо следованием национальной и культур­но-религиозной традиции. В-третьих, многодетные семьи зачастую ориентированы на школу как на источник позитивной поддержки. Но вполне возможно, что рождение большого числа детей может

стать признаком неблагополучия, скрывающего асоциальное пове­дение родителей [116).

Работа с проблемной семьей, нацеленная на усиление ответ­ственности родителей, должна начинаться с выявления неблагопо­лучных детей [212]. Подобная диагностика осуществляется соци­альными работниками, психологами и педагогами на протяжении достаточно длительного времени И включает сбор информации, об­щение с детьми и родителями. В итоге она позволяет зафиксиро­вать характер и виды отклоняющегося поведения и на этой основе выделить две группы подростков, нуждающихся в:

а) защите от семьи;

б) восстановлении утерянных контактов с семьей и школой.
Технология работы с детьми, принадлежащими к первой группе,

обусловлена прежде всего характером семейных проблем. В зави­симости от них разрабатывается план реабилитации, включающий широкий комплекс мер: от сокращения сроков пребывания ребенка в семье до помещения ребенка в центры детской реабилитации на основе решения органа местного самоуправлении [38].

Комиссии по делам несовершеннолетних могут применять к ро­дителям административные меры (объявить общественное порица­ние или предупреждение, наложить денежный штраф за причи­ненный ущерб и т. д.) в случае злостного невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению детей. В Уголовном кодек­се Российской Федерации предусмотрены следующие специальные нормы уголовной ответственности родителей:

- за вовлечение несовершеннолетних детей в совершение пре­
ступления путем обмана, угроз или иным способом;

- за вовлечение несовершеннолетних в систематическое упо­
требление спиртных напитков и одурманивающих средств;

- за вовлечение детей в занятие проституцией, бродяжниче­
ством или попрошайничеством;

— за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если эти деяния сопровождаются жестоким обращением.

При этом родители теряют права, основанные на факте родства с ребенком, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Работа с детьми, отнесенными ко второй группе, нацелена на восстановление утерянных контактов с семьей и школой. Она осу­ществляется психологами, педагогами, социальными работниками, родителями, самими детьми. Если ребенок бросил школу, перво­степенная задача —возвратить его- Учебные затруднения, вызван-

ные прогулами, остро ощущаемый неуспех рождают агрессию, по­иск поддержки среди неустойчивой части подростков и стремление вновь бросить школу, В этом случае целесообразно не настаивать на возвращении ученика в прежний класс, а по согласованию с роди­телями перевести его в профессиональное училище или вечернюю школу.

Участие школы в восстановлении семейных контактов должно быть нацелено на:

- формирование у родителей отношения к подросткам как к
самоценным личностям, имеющим сильные стороны и необходимые
возможности для достойной жизни;

- развитие заинтересованного взаимодействия, требующего не
столько дополнительного времени, сколько умения проявлять ис­
кренний интерес к нуждам ребенка и его состояниям;

- освоение подростками навыков конструктивного взаимодей­
ствия с родителями (умение понимать родителей, умение вести себя
достойно в конфликтных ситуациях с родителями и т.д.).

Отметим некоторые направления работы по реализации зтих целей, оправдавшие себя в опыте санкт-петербургских школ.

Как уже отмечалось, отчужденность, подавление личности ре­бенка, недоверие рождают у родителей индифферентное отношение к детям, а в крайних случаях представление о них как о ленивых, ни на что не способных. Поэтому особое значение приобретает презен­тация способностей и талантов детей родителям. «Открытие* родителями ребенка для себя, пробуждение интереса к нему — сти­мул пересмотра привычного отношения, а в ряде случаев и катар­сиса. Одновременно создаются предпосылки к устранению напря­женности и недоверия в отношениях семьи к школе.

Отсутствие стабильных контактов родителей со школой, отно­шение к школе как источнику негативной информацииделает весь­ма проблематичным посещение родителями этой группы родитель­ских собраний, лекций и других форм психо лого-педагоги чес кого просвещения. Можно полагать, что одной из эффективных форм восстановления контактов школы и семьи выступает консультиро­вание родителей. Его цель —помочь каждому члену семьи крити­чески оценить свою позицию в области семейных отношений; укре­пить веру в свои силы и желание добиться успеха в решении про­блем воспитания и обучения детей. Анализ опыта позволяет сфор­мулировать некоторые условия эффективной консультационной ра­боты:

- умение создать доброжелательную атмосферу, располагаю­щую к диалогу;



- социальная защита, основанная на индивидуальном подходе
И учете реальных возможностей семьи;

- уважение к личности каждого члена семьи, доверительность
и такт, конфиденциальность;

— способность оказать психологическую поддержку;

- способность видеть малейшие достижения и вселять веру в
успех;

- сотрудничество с семьей на деловой основе, определяемой
планом, договором, фиксирующим обязанности сторон и т.д.

Следование подобным правилам позволяет воспитателям рас­положить к себе родителей, завоевать доверие, вызвать на откро­венность. В свою очередь, подобные консультации помогают лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания ребенка в семье и школе.

Не менее актуальна психологическая работа с подростками по проблемам их взаимоотношений с родителями, поскольку, как уже отмечалось, достаточно большое количество детей не удовлетворе­но своими отношениями с родителями. Важно познакомить их со способами продуктивного поведения в случаях, когда родители, как им кажется, чрезмерно авторитарны и властны, безразличны к ним и их заботам, враждебны [62, 207].

Проведение столь сложной по характеру и методам работы не под силу одним учителям. Даже классные руководители, получив­шие специальную подготовку, далеко не всегда в состоянии высту­пить в роли консультантов. Возникает объективная необходимость в специально организованной социальной работе и четком опреде­лении статуса и прав социальных работников, способных совмест­но с различными общественными организациями, телефонами до­верия, школами, центрами психолого-педагоги ческой помощи, ко­миссиями но делам несовершеннолетних расширить возможности воздействия на семью группы риска. В частности, консультирова­ние должно практиковаться не только в школах, но и детских по­ликлиниках, дошкольных учреждениях.

Не стоит думать, что под влиянием указанных мер родители быстро и без проблем осознают свою ответственность за воспита­ние и обучение детей. Нельзя ждать быстрых результатов. Однако можно полагать, что кропотливый труд педагогов, психологов, со­циальных работников позволит родителям критически взглянуть на себя как на воспитателей. В этом случае возрастает их инте­рес к проблемам жизнеобеспечения детей, к их школьным успехам, к освоению навыков элементарной психологической помощи себе (снятие раздражения, гнева, обиды), к грамотному решению жиз-

нетто важных проблем. В этом случае в качестве одного из важ­нейших источников родительской рефлексии становится школа.

Сказанное позволяет еще раз подчеркнуть, что объективные неблагоприятные факторы формируют негативное или индиффе­рентное отношение к детям в семьях «риска» не сами по себе, а во «взаимодействии» с социальной и моральной неустойчивостью родителей.

5.3. Некомпетентная семья

Подобное определение подчеркивает неумение родителей вза­имодействовать с детьми, их неспособность понять истинные по­требности ребенка и создать возможности удовлетворить их в дан­ных материальных условиях, неумение видеть перспективы разви­тия ребенка, постоянное подчеркивание своего авторитета и т.д., в связи с чем возникает ряд социальных проблем, прямо или кос­венно влияющих на отношение детей к родителям, окружающим, школе; складывается достаточно низкий уровень ответственности детей за себя, свои поступки и их последствия, т. е. воспитательная некомпетентность имеет далеко идущие социальные последствия, в частности опасность превращения подобной семьи в семью группы риска. Поэтому работа по повышению родительской компетентно­сти носит профилактический характер [67].

Можно выделить три группы родителей на основе анализа их отношения к своей подготовке в области воспитания детей.

Родители первой группы не ощущают своей некомпетентности. Они уверены в том, как надо «воспитывать», уверены в хорошем знании себя и ребенка, убеждены в праве «писать сценарий» его бу­дущей жизни. В основе подобной позиции лежит опыт собственного детства, принятые тогда методы и формы воспитания; негативное отношение к «словесной педагогике»; понимание воспитания как манипулирования, как коррекции поведения и отношение к пере­живанию ребенка как к не заслуживающему внимания взрослых. Отсюда скрытый или явный конфликт со школой, если педагоги в той или иной мере критически оценивают отдельные поступки ребенка или рекомендуют что-либо самой семье.

Представителей семей этого типа нельзя упрекнуть в понижен­ной ответственности за воспитание детей. Однако она базирует­ся на стремлении родителей воспитывать детей по своему обра­зу и подобию. Навязывание родителями своих ценностей и идеа­лов рано или поздно приводит к подавлению ребенка, нередко и к его сопротивлению, которое выражается либо активно (в форме

конфликта), либо пассивно (в форме депрессивных состояний).

Некомпетентность родителей второй группы обусловлена «ги-персоанализирующим воспитанием», когда они концентрируются на успехах детей, стремятся загрузить и перегрузить их всевозмож­ными занятиями. При этом реальные возможности ребенка подчас переоцениваются или игнорируются. Недовольные родители начи­нают упорно бороться с ч непослушанием», «неорганизованностью», «ленью» и другими недостатками детей. Вначале ребенок борется с отдельными стрессовыми событиями, затем сопротивление ослабе­вает, и из ребенка начинает «выплескиваться» то «дурное», с точ­ки зрения родителей, которое до поры до времени сдерживалось, — грубость, резкость, агрессивность.

Третья группа родителей ощущает свою неподготовленность к воспитанию детей. Для них характерно остро переживаемое чув­ство беспомощности, подавленности, раздражения, сознание невоз­можности найти «общий язык» с ребенком, повлиять на него. Осо­знание ответственности за сегодняшний и завтрашний день детей, тревога за их будущее, с одной стороны, и затруднения в установле­нии контактов по мере их взросления — с другой, становятся источ­ником напряженности, крайнего недовольства собой, интенсивного поиска выхода из складывающейся ситуации.

Соответственно формируются разные позиции по отношению к школе и педагогической помощи семье. Представители первой и второй группы, доверяя прежде всего привычному стилю взаимоот­ношений и сложившимся нормам семейной жизни, достаточно нега­тивно относятся к «вмешательству» учителей и психологов в «дела семейные», в индивидуальные привычки и представления. Подоб­ное отношение к советам продиктовано не только верой родителей в незыблемость сложившихся основ семейного воспитания, но за­частую и позицией педагогов, их неумением установить контакт с семьей, считаться с семейными традициями. Воспитание «трудных взрослых» будет эффективно в том случае, если они участвуют в нем добровольно. Вместе с тем искусство работы педагогов заклю­чается в том, чтобы стимулировать потребность родителей в пере­смотре привычных представлений, не ущемляя их достоинства.

Работа с этой категорией взрослых призвана помочь им понять Детей, войти в их образ мышления, научиться разбираться в мо­тивах поступков. С этой целью следует развивать границы сотруд­ничества, используя неформальные контакты (чаепития, встречи Для обсуждения личного опыта по обучению и воспитанию детей и т.д.}. Особое значение опытные педагоги придают обсуждению с родителями конкретных ситуаций, анализу истоков конфликтов,

их последствий для всех членов семьи. В процессе подобного об­суждения полезно представить рассматриваемую ситуацию, как бы увиденную глазами детей.

Ключ к доверию лежит в обстоятельном ознакомлении родите­лей с традициями и особенностями школы, возможностями, предо­ставляемыми учащимся, и требованиям к ним. Ознакомление с тре­бованиями—составная часть воспитания в духе демократии, в ко­торой существуют ограничения свободы, основанные на осознании ребенком собственной ответственности за свои поступки и их по­следствия.

Взаимопонимание педагогов и родителей приходит по мере во­влечения семьи в жизнь школы. Одновременно расширяются кон­такты с другими родителями.

Общение педагогов с родителями позволяет вычленить ряд про­блем, требующих обстоятельного разговора [38, 67]:

Девиантный подросток. Кто виноват?

Семья превыше всего?

Что необходимо знать о своем ребенке? Как происходит его эмо­циональное развитие?

Каковы основы сотрудничества семьи со школой? Как в семье поддержать авторитет учителя?

Как научить ребенка говорить «нет» и т. д.

Для обсуждения подобных вопросов в образовательных учре­ждениях, учебных центрах организуются группы по саморазвитию (иногда отдельно для матерей и отцов). Руководит подобной груп­пой психолог или социальный педагог. Цель программы — научить родителей оказывать позитивное влияние на своих детей, понимать и учитывать особенности возраста, учить здоровому образу жиз­ни. Участие в тренингах общения, решение конфликтов, развитие навыков совместной работы, обсуждение проблем, связанных с за­щитой прав детей и родителей, помогают взрослым всмотреться, вчувствоваться в мир ребенка, видеть семью его глазами. В итоге обогащаются представления родителей о сущности ответственности за все, что происходит в семье.

Следовательно, деятельность педагогов на первых порах вы­ступает как профилактическая, призванная смягчить проблемы «трудных родителей», затем она становится все более оздоравли-еающсй и в определенном смысле реформирующей. Как показыва­ют исследования, расширяется область познаний родителей, осно­ву родительской компетентности начинает определять не столько собственный опыт, сколько понимание внутреннего мира ребенка и ориентация на современные общественные запросы.

Представители третьей группы родителей, ощущая свою неуве­ренность, активно ищут пути повышения компетентности. Особен­но остро эта проблема ощущается в молодых семьях. Стремление родителей разрешить конфликты, найти общий язык с детьми дик­тует потребность в практических знаниях. Но родители далеко не всегда знают, что они хотят. Поэтому, прежде всего, необходим профессиональныйподход, позволяющий определить общие вопро­сы, прямо или косвенно касающиеся проблемы ответственности ро­дителей за воспитание детей. К числу важнейших проблем, как по­казывает практика, можно отнести:

—уход за детьми и их воспитание, помощь в развитии ребенка
и т.д.;

—взаимоотношения в семье, взаимовлияние членов семьи, сове­
ты и консультации, разрешение проблем общего характера, личные
потребности и нужды, проявление чувств;

- знания мировоззренческого характера, касающиеся образа жизни семьи, ее духовных ценностей, правил поведения, взаимо­отношений, распределение обязанностей по дому, ответственность каждого, досуг и развлечения, праздники в семье;

—взаимоотношения семьи и школы, роль школы в жизни людей
разных поколений, школа глазами родителей, основы сотрудниче­
ства, солидарность с учителем:

—проблемы современного подростка, поиск собственной модели
жизненного самоопределения, истоки конфликтов в семье и школе,
криминальные контакты («дурные компании»).

Родители получают ответы на волнующие их вопросы по раз­личным каналам — стихийным и организованным. В стихийно осу­ществляемом образовательном процессе источниками информации становятся друзья, соседи, родственники. Они оказывают эмоци­ональную и материальную помощь, контролируют методы воспи­тания молодых родителей, сами показывают пример выполнения родительских функций. Эти источники информации оказываются самыми авторитетными, поскольку помощь близких людей осно­вана на прочной внутренней привязанности и заинтересованности. Дополняет эту информацию самообразование(чтение книг, журна­лов и газет по проблемам воспитания детей, специальные радио­передачи и т.д.). Чтение, радиопередачи дают родителям образцы общения, на которые можно ориентироваться, помогают познать и понять внутренний мир ребенка, дают советы, касающиеся выбора решения в сложных ситуациях.

Организованные формы обучения включают: различные курсы, практические занятия, консультации, посещение родительских со-

браний, клубов для родителей и т.д. Они создаются на базе школ, детских консультаций при поликлиниках, в дошкольных детских учреждениях. Чем младше ребенок, тем большее в его развитии определяется семьей, тем шире представлена сфера, оказывающая организованные образовательныеуслуги родителям. Чем старше ребенок, тем большее значение приобретают в его социализации, кроме родителей (в первую очередь матерей), друзья,учителя, дру­гие взрослые люди, его собственная позиция. Все это сужает сферу организованных образовательных услуг родителям.

Следует признать ошибочным расхожее суждение, что ошиб­ки, совершенные родителями по отношению к маленькому ребен­ку, имеют более глубокие последствия для его благополучия, чем ошибки, допущенные по отношению к старшекласснику. Примеры глубоких конфликтов между родителями и взрослыми детьми де­монстрируют значимость вопросов образования родителей и на эта­пах завершения детьми школьного образования. Однако далеко не всегда содержание и организация обучения удовлетворяю!' запросы и ожидания родителей. Эффект обучения достигается в том случае, когда на занятиях обеспечивается свободный обмен информацией между участниками, когда они «проживают» материал, т. е. пробу­ют реализовать в семье те ли иные рекомендации, когда возникает потребность в продолжении контактов, обсуждении различных се­мейных коллизий. Одна из центральных задач—утверждение са­моуважения родителей, содействие в самопознании. Чем лучше ро­дители будут знать себя, тем лучше они смогут понять чувства и поведение детей.

Важно подчеркнуть необходимость пересмотра привычных «сценариев» проведения родительских собраний. Они также долж­ны нести цепную информацию, позволяющую родителям повысить свою компетентность в области воспитания и обучения детей и укрепить связи семьи и школы.

Наряду с различными формами специально организованного обучения особую значимость приобретает привлечение родителей к участию в школьной жизни. Как показывают материалы опроса 1056 родителей, их помощь школе носит эпизодический и односто­ронний характер: 56% отметили, что участвуют в «посильном фи­нансировании некоторых мероприятий»; 22% —в организации от­дельных культурных и спортивных мероприятий: 3,5% —в работе попечительского совета; 1,5% — в руководстве кружком или секци­ей. Расширение контактов приносит пользу не только школе, обога­щая учебно-воспитательный процесс, но и семье: расширяется круг ее интересов, появляются новые сферы общения с детьми.

В этом плане заслуживает поддержки практикующееся в ряде образовательных учреждений заключение договора между школь­ной администрацией и родителями. В каждом подобном договоре четко определены обязанности сторон. В частности, описаны усло­вия обучения, перечислены права и обязанности школьной админи­страции на основе действующего устава учебного заведения. В до­говоре охарактеризованы права и обязанности родителей, гарантии их реализации, описаны формы и виды совместной деятельности участников договора. Хотя подобный договор не имеет правовой основы, он позволяет четко определить «границы» ответственно­сти сторон и основы сотрудничества.

Взаимодействие с семьей предполагает специально организован­ную работу и с подростками, призванную помочь им осознать, что напряженные отношения и конфликты с родителями — обыч­ное следствие их взросления, что они порождаются объективно су­ществующими различиями между людьми разных поколений.

Можно ожидать, что деятельность по повышению воспитатель­ной компетентности родителей будет проявляться в различных ас­пектах:

— в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, ощу­
щает ли он свою безопасность и защищенность;

- в более глубоком взаимопонимании представителей разных поколений;

— в осознании родителями значимости своей родительской дея­
тельности, в появлении родительской ответственности не только за
своих, но и за других детей;

—в оптимистическом взгляде родителей на жизнь, на возмож­
ность решения проблем обучения и воспитания детей;

—в проявлении родительской солидарности и сплоченности.

Рост компетентности родителей и изменения в характере взаи­моотношений в семье — мощный стимул к саморазвитию, при этом семья может преодолеть опасности различных «рисков» и обога-тить потенциал полноценного воспитания ребенка.

Благополучная семья

В семьях подобного типа дети — источник радости в жизни ро­дителей. Они стимулируют здоровый образ жизни, предприимчи­вость, удовлетворенность жизнью. Такие семьи заинтересованы в высоком качестве знаний, получаемых детьми, и создают для этого необходимые условия с учетом материальных возможностей, кото­рыми обладает семья в данный момент.

Привычная ориентация администрации образовательного учре­ждения на работу с проблемной семьей оставляет без внимания семью благополучную на том основании, что она успешно решает вопросы обучения и воспитания детей. Но благополучная семья--самый строгий заказчик и самый строгий «эксперт» в оценке дея­тельности школы. Семья подобного типа создает репутацию шко­лы, формирует об ще с т венное мнение. В решение проблемы усиле­ния ответственности семья подобного типа может внести большой вклад. Одно из важнейших направлений в этом плане — сотрудни­чество с родителями [67, 212].

Во-первых, оно позволяет наладить контакты с «трудными» взрослыми. Подобные контакты выступают не просто источни­ком знаний и жизненного опыта, они выполняют терапевтическую функцию и играют существенную роль в жизни личности и семьи. Никакие официальные организации или общественные учреждения не в состоянии заменить помощь и совет, основанные на родитель­ском опыте. Он призван помочь родителям группы риска и роди­телям, сталкивающимся с серьезными проблемами во взаимоотно­шениях с детьми, осознать себя как воспитателей в тех конкретных условиях, в которых они живут.

Во-вторых, «благополучные» родители, принимая участие в различных школьных программах (организации экскурсий, конкур­сов, смотров и т.д.), помогают классным руководителям, социаль­ным педагогам расширять сферу своей воспитательной деятельно­сти, вовлекать в нее трудных подростков. Родители могут высту­пить в качестве руководителей различных учебно-познавательных объединений, сообществ по интересам, групп продленного дня и т. д. Контакты подобного рода могут выйти за пределы школы и оказать благотворное влияние на содержание и организацию досу­га учащихся.

В-третьих, весьма поучительными для учащихся (особенно стар­шеклассников) могут оказаться встречи с родителями. Их рассказы о профессиональной карьере, роли и значении личностных качеств, знаний, умении общаться с людьми, с одной стороны, позволяют увидеть родителей в новой для детей позиции и, с другой — служит ценным жизненным уроком.

В-четвертых, сотрудничество позволяет расширить круг роди­телей, способных оказать спонсорскую помощь школе.

В-пятых, дает возможность родителям работать в педагогиче­ских, попечительских советах в качестве полноправных членов пе­дагогического сообщества. Подобное сотрудничество позволяет пе­дагогическому коллективу не только глубже изучить социальный

заказ родителей, но и включить их в жизнь школы в качестве пол­ноправных субъектов образовательной деятельности и расширить основы содружества детей и взрослых. В процессе сотрудничества налаживаются связи с социальными институтами, выступающими в роли социальных партнеров (органы исполнительной, законода­тельной и муниципальной власти, учреждения культуры и спор­та, профессиональные сообщества и вузы, представители малого и среднего бизнеса, национальных сообществ, служба занятости, пра­воохранительные органы и др.}. Наиболее перспективным взаимо­действие будет в том случае, если оно включает такие социально-педагогические проблемы, как соблюдение прав ребенка, детская наркомания и преступность, сохранение здоровья, социально-тру­довая адаптация выпускников, поддержка одаренных детей и т. д, Следует отметить, что далеко не всегда социальные институты ока­зывают активную поддержку школьным начинаниям. Противодей­ствие может исходить от консервативно настроенных управленцев, средств массовой информации, даже от некоторой части родителей, И в этих «внешкольных», подчас достаточно конфликтных, контак­тах наиболее авторитетные родители могут оказать существенную помощь педагогическому коллективу.

Совместная коллективно распределенная деятельность различ­ных социальных институтов преодолевает отчуждение школы от жизни и обогащает позитивные воздействия социокультурной сре­ды на семью, се социальную защиту и защиту прав детей.

Подобная деятельность не только расширяет основы взаимодей­ствия школы и семьи, но и повышает воспитательную культуру ро­дителей, формирует потребность в самообразовании. В свою оче­редь опыт работы с родителями, приобретаемый педагогами, рас­пространяется на взаимодействие с учащимися, способствуя демо­кратизации и гуманизации школьной жизни.

Таким образом, укрепляя и развивая контакты с «благополуч­ной» семьей, школа:

— расширяет свое влияние на «проблемные» семьи;

- предупреждает негативные тенденции в семье, связанные со
снижением благополучия:

- создает условия для реализации прав ребенка, способствует
его полноценному развитию;

- содействует формированию потребности родителей в повы­
шении своей общей и воспитательной культуры.

Завершая анализ путей повышения ответственности родителей за обучение и воспитание дете i, следует еще раз подчеркнуть ком-

плексный характер проблемы. Ее решение возможно только объ­единенными усилиями государственной и общественной систем на уровне страны, региона, локальной среды, конкретных организаций (в том числе семьи и школы).В свою очередь, встречные усилия должны исходить от профессионалов (педагогов, психологов, соци­альных педагогов), деятельность которых строится на научных ос­новах, включающих элементы психологии, педагогики, социологии и права. Одним из важных условий успеха становится учет особен­ностей позиции родителей как взрослых люде й-воспитателе и. Одни из них осознают свои промахи и пытаются но возможности их ис­править. Другие, загипнотизированные собственной непогрешимо­стью, отвергают мысль, что могут поступить неправильно.

О результатах деятельности по усилению ответственности роди­телей мы можем судить по следующим признакам:

—какое место занимает ребенок в жизни родителей;

—ощущает ли он свою безопасность и защищенность;

- по степени взаимопонимания представителями разных поко­
лений друг друга;

— по осознанию родителями значимости своей родительской де­
ятельности;

- по оптимистическому взгляду родителей на возможность ре­
шения родительских и семейных проблем;

— по проявлению родительской солидарности и сплоченности.

Контрольные вопросы и задания

1.Дайте определение понятию * родительская ответственность».

2. Почему усиление ответственности родителей за воспитание детей
является комплексной проблемой?

3. Опишите особенности проблемной семьи.

4. Опишите особенности некомпетентной семьи.

5. Почему в благополучнойсемье возникают трудности в воспитании
детей?

6. Проведите сравнительный анализ психологических трудностей в
воспитании детей в разных типах семей в зависимости от степени ответ­
ственности родителей.

Раздел второй

ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Глава 1

Наши рекомендации