Условия реализации и обеспечение учебного процесса

1.3.1. Кадровое обеспечение

Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавраобеспечивается педагогическими кадрами, имеющими, как правило, ученую степень (звание), соответствующее профилю преподаваемой дисциплине и систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью: более 50% из общего количества преподавателей должны состоять в штате высшего учебного заведения.

1.3.2. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра менеджмента обеспечивается доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплин основной образовательной программы из расчета обеспеченности учебниками и учебно-методическими пособиями более 0,5 экз. на одного студента. Библиотечный фонд основной учебной литературы (с грифами Минобрнауки России, Учебно-методическими объединениями учебных заведений Российской Федерации и др.) составляет более 70%, укомплектован с учетом устареваемости литературы (по дисциплинам общегуманитарного и социально-экономического профиля за последние 5 лет, по естественнонаучным и математическим – за последние 10 лет, по общепрофессиональным – за последние 10 лет, по специальным – за последние 3 года).

Фонд дополнительной литературы включает в себя научную литературу и периодические издания: - собрание законодательства Российской Федерации: о труде, по общим вопросам хозяйственной деятельности, о предприятиях и предпринимательской деятельности и другие; все кодексы Российской Федерации; компьютерные базы данных нормативных правовых документов Российской Федерации;

Методическое обеспечение учебного процесса включает также внутривузовские издания и разработки: учебные пособия и лабораторные практикумы, в том числе с грифами УМО, методические указания по выполнению контрольных, курсовых работ, практикумов, дипломного проекта и др.

Практические занятия предусмотрены при изучении специальных дисциплин и дисциплин специализации согласно учебному плану и проводятся в форме ролевых и деловых игр, «круглых столов» с применением коммуникативных методов, методов активного обучения и др., с использованием наглядных пособий и технических средств обучения, а для выполнения расчетно-графических работ с использованием методов автоматизированного расчета.

По гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам проводятся семинарские занятия в форме обсуждения учащимися сообщений, докладов, рефератов, самостоятельного выполнения заданий в присутствии преподавателя и под его руководством. Семинары используются и как самостоятельная форма тематических учебных занятий.

Программно-информационное обеспечение образовательных программ включает в себя использование в учебном процессе компьютерных технологий, обеспечение обучающихся компьютерными классами с локальными компьютерными сетями, терминалами с доступом к сети Интернет, программным обеспечением.

Учебно-методическое и программно-информационное обеспечение дисциплин учебных планов отражено в рабочих программах дисциплин.

Учебно-методическое и программно-информационное обеспечение дисциплин учебных планов отражено в рабочих программах дисциплин. Обеспеченность вуза по заочной форме обучения всеми видами учебно-методических материалов по всем дисциплинам основной образовательной программы подготовки бакалавра менеджмента - 1,0 экземпляр на одного обучающегося.

1.3.3. Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение включает материально-техническую базу, которая обеспечивает нормальное и ритмичное проведение всех видов учебных занятий, предусмотренных учебным планом. Материально-техническое обеспечение соответствует действующим санитарно-техническим нормам.

Лабораторные работы проводятся в специализированных классах, оснащенных учебно-наглядными пособиями, лабораторными стендами и оборудованием, специализированными измерительными средствами и современной компьютерной, мультимедийной аудио, видео техникой. Обеспеченность учебного процесса компьютерами должна составлять не менее одного компьютера на 25 обучающихся.

Лекционные занятия проводятся в специализированных аудиториях, оснащенных учебно-наглядными пособиями и оборудованием, обеспечивающими демонстрацию тематических иллюстраций.

1.3.4. Организация практик

Цель учебной ознакомительной практики - подготовка к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин. Практика очной формы обучения проводится на базе специализированных классов ВУЗа и путем проведения экскурсий на предприятия отрасли, для студентов заочной формы обучения и обучающихся по целевым договорам - в форме самостоятельного практикума.

Цель производственно-профессиональной практики: закрепление, расширение, углубление и систематизация знаний, полученных при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин на основе изучения деятельности предприятия отрасли.

Цель преддипломной практики: обобщение знаний и навыков работы студентов по направления. Производственно-профессиональная и преддипломная практики студентов дневного отделения проводится на основе прямых договоров, заключаемых между предприятием и вузом, для студентов заочного отделения и обучающихся по целевым договорам - в форме самостоятельного практикума.

Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам всех видов практик, кроме преддипломной выставляется зачет, по итогам преддипломной практики выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).

1.4. Требования к уровню подготовки выпускника

1.4.1. Требования к уровню подготовки выпускника

Бакалавр менеджмента должен:

- знать основные положения экономической теории, управленческих и социальных наук, а также уметь использовать методы этих наук в различных видах профессиональной деятельности;

- иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в обществе и бизнесе, а также о тенденциях развития российской и мировой экономик понимать суть социально-экономических явлений, владеть методами анализа экономических и социальных процессов;

- понимать законы функционирования организаций, уметь анализировать значимые проблемы и процессы в системах управления и осуществлять основные функции менеджмента;

- владеть практическими навыками менеджера (осуществление коммуникаций, принятие управленческих решений, управление конфликтами и стрессами и др.).

- уметь пользоваться профессиональной литературой на иностранных языках;

- владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере менеджмента;

- быть подготовлен к продолжению образования, умет приобретать новые знания, в том числе, используя современные информационные технологии.

1.4.2. Итоговая государственная аттестация выпускника

Итоговая государственная аттестация бакалавра менеджмента включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку выпускника к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации итоговая государственная аттестация осуществляется государственными аттестационными комиссиями.

Государственный экзамен предшествует защите дипломной работы, имеет комплексный, междисциплинарный характер и проводится по программам, охватывающим весь спектр основных вопросов по базовым курсам направления. Формы и содержание государственного экзамена обеспечивают контроль выполнения требований к уровню подготовки студентов, завершивших обучение, и подтверждают их соответствие квалификационным требованиям государственного образовательного стандарта. Программа государственного экзамена, вид и форма их проведения, а также критерии оценки знаний студентов определяются по представлению выпускающей кафедры Методическим советом по направлению.

Форма проведения государственного междисциплинарного экзамена – смешанная: письменный ответ на билет и устная беседа с целью выявления навыков выпускника к логическому осмыслению экономических и управленческих процессов. В билете предусмотрено 2 контрольных вопроса (по дисциплине общепрофессионального и специального циклов) и задача. На подготовку отводится 30-40 минут. Условия проведения государственного экзамена доводятся до сведения выпускников не позднее, чем за шесть месяцев до начала государственного экзамена. Все студенты обеспечиваются программами экзаменов, им создаются необходимые для подготовки условия, для желающих должны проводиться консультации.

Требования к выпускной квалификационной работе:

Выпускная квалификационная работа выполняется в форме дипломной работы и представляет собой законченную разработку, в которой решается актуальная для конкретного предприятия задача в виде технико-экономического обоснования мероприятия, направленного на совершенствование системы управления. Темы работ отражают основные сферы и направления деятельности менеджеров младшего и среднего звена и утверждены Учебно-методическим Советом по направлению.

Основная часть выпускной квалификационной работы структурно содержит:

- Введение. Здесь должна быть обоснована актуальность разрабатываемой темы для конкретного объекта дипломного проектирования и сформулированы цель, а также задачи, решение которых необходимо для достижения поставленной цели.

- Теоретическая часть. В данном разделе дается проблемное изложение теоретического материала по теме выпускной работы, оно должно основываться на нормативных актах государственных и местных органов, работах ученых в области менеджмента, маркетинга, предпринимательской деятельности, организации производства и др. Студент должен обосновать свою точку зрения на теоретические и методологические подходы к решению поставленных во введении задач.

- Практическая часть. В данном разделе формулируется бизнес-идея и осуществляется комплекс плановых расчетов в соответствии с принятой методологий и методами бизнес-планирования, формируются выводы, в которых приводятся основные показатели эффективности бизнес-плана

- Заключение. В этой части выпускной квалификационной работы отражаются конкретные выводы и рекомендации, полученные в результате решения задачи, поставленной во введении.

- Список использованной литературы и приложения.

В выпускной квалификационной работе дипломник должен показать умение использовать компьютерные методы сбора и обработки информации, применяемые в сфере профессиональной деятельности.

1.4.3. Для оценки качества подготовки специалистов разрабатывается фонд контрольных заданий. Фонд используется для регулярного проведения самоанализа работы, а также при аттестации направления и СПБГУСЭ.

Фонд включает операционные формы заданий, вопросов, тестов, задач, которые позволяют оценить уровень знаний, навыков и умений, их соответствие положениям настоящего стандарта и квалификационным требованиям.

ОБЩИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Федеральный компонент

ФИЛОСОФИЯ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Основные цели дисциплины – подготовка специалистов, обладающих глубокими знаниями в гуманитарной области, формирование интеллектуально развитых личностей c собственной мировоззренческой позицией, способных к осознанию современных социальных, экономических проблем и к принятию самостоятельных решений вопросов, развитие интереса к фундаментальным социально-философским и экономическим знаниям, потребностям к философским оценкам исторических событий и фактов международной экономической действительности.

Задачи дисциплины – научить студентов:

- пониманию мировой и отечественной философии в ее истории, и современном состоянии;

- методологическому мышлению в социально-экономической науке и практике;

- ответственности за принимаемые решения;

- анализу социально-экономических проблем, прогнозированию их развития с перспективами разрешения.

Знания, полученные при изучении дисциплины, позволяют сформировать системные представления об интеллектуальной деятельности в различных сферах менеджмента, наметить проблемное поле познания целостности человеческого бытия в единстве его сущности и существования, в диалектике общечеловеческого, особенного (социальная, культурная плоскости) и единичного (личностного, уникального).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины «Философия» студент должен:

· знать:

- философскую, мифологическую, религиозную и научную картину мира, смысл жизни человека, особенности духовных и материальных ценностей и их роль в жизнедеятельности человека и общества;

- структуру научного познания, ее формы и методы;

- соотношение биологического, социального и духовного в человеке, условия формирования личности, её свободы и ответственности;

- эпохальные этапы развития человеческой мысли, основные течения и направления философии;

· уметь:

- аргументировано выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему;

- оперировать философской терминологией;

- вести интеллектуальную дискуссию;

· получить навыки:

- философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного социально-экономического пространства и глобальных проблем человечества;

- целостного рассмотрения человека (как биосоциокультурной системы), его места в мире, его отношение к природе, обществу, культуры, к другому и к самому себе;

- постановки и решения задач экономического направления в области будущей профессиональной деятельности менеджера.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Введение в философию. - - -
2. Роль философии в жизни человека и общества - -
3. Исторические типы философии. Античная философия. - -
4. Философия средневековья и Возрождения - -
5. Философия Нового времени - -
6. Немецкая классическая философия - -
7. Философия в России - -
8. Западноевропейская философия 19-20 вв. - -
9. Философское понимание мира - -
10. Философская концепция сознания - -
11. Познание, его возможности и границы - -
12. Смысл человеческого бытия - -
13. Философия культуры - -
14. Человек в мире культуры - -
15. Культура и цивилизация - - -
16. Философия общества и истории - -
17. Роль научной рациональности в развитии общества. - -
18. Человечество и глобальные социальные проблемы современности - -
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -
  Для заочной формы обучения
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1. Введение в философию

Предмет и содержание дисциплины. Требование программы, структура и порядок изучения курса, содержание разделов и методические основы их изучения, связь курса с фундаментальными, общетеоретическими и специальными дисциплинами, методологическое значение для экономической науки.

Тема 2. Роль философии в жизни человека и общества

Мировоззрение как явление духовной жизни общества и личности. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. Структура философского знания. Основные темы философских размышлений: мир и человек, бытие и сознание. Человек как высшая ценность. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Функции философии, ее роль обществе.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Исторические типы мировоззрения: их структура и особенности.

2. Философское мировоззрение. Главные темы философских размышлений: проблема мира и человека. Основной вопрос философии.

3. Функции философии. Философия и наука.

Литература:

1. Алексеев, П. В. Философия : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : ТК Велби : Проспект, 2004.

2. Основы современной философии : учебник. – СПб. : Лань, 2002.

3. Спиркин, А. Г. Философия : учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М. : Гардарики, 2005.

Тема 3. Исторические типы философии. Античная философия.

Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы её исторического развития. Ионийская философия. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Поиск первоначала мира. Гераклит Эфесский. Текучесть бытия и тождество противоположностей.

Италийская философия. Пифагор и пифагорейцы. Число и гармония. Элеаты: Парменид и Зенон. Бытие и небытие. Множественность бытия в атомизме Левкиппа и Демокрита.

Софистика и диалектика. Сократ. Логика и диалектика. Знание как добродетель. Платон. Учение об идеях. Аристотель. Учение о первоначалах бытия. Физика, теория познания и логика.

Философия эпохи эллинизма. Эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. Особенности философии Древнего Рима.

Семинарское занятие 1:

Вопросы для обсуждения:

1. Онтология. Поиск первоначала. Материалистическая (Демокрит) и идеалистическая (Платон) трактовка бытия.

2. Философское учение Аристотеля и его место в истории античной философии и культуре.

Семинарское занятие 2:

Вопросы для обсуждения:

1. Философия Древнего Рима.

2. Этические воззрения в древнегреческой философии. Стоики и эпикурейцы.

Литература:

1. Алексеев, П. В. Философия : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : ТК Велби : Проспект, 2004.

2. Аристотель. Метафизика / Аристотель. – СПб. : Алтейя, 2002.

3. Основы современной философии : учебник. – СПб. : Лань, 2002.

4. Платон. Федон; Пир; Федр / Платон. - М. : Мысль, 1999.

5. Спиркин, А. Г. Философия : учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М. : Гардарики, 2005.

Тема 4. Философия средневековья и Возрождения

Апологеты, их борьба с гностицизмом и манихейством. «Отцы церкви». Аврелий Августин. Теология. Теория познания. Философия истории.

Ранняя схоластика. Вера и знание. Спор об универсалиях. Реализм и номинализм, их градация. Арабская философия.

Расцвет схоластики. Латинский аверроизм. Философы доминиканского ордена: Альберт Великий и Фома Аквинский. Классическая система схоластики на основе христианизированного Аристотеля.

Поздняя схоластика. Иоганн Дунс Скотт. Философия как критика возможностей мышления. Новый номинализм: Уильям Оккам. Критика схоластического метода и развитие эмпирических наук.

Натурфилософия и новое естествознание. Николай Кузанский как предшественник ренессанской натурфилософии. Вопросы естественных наук в трудах Парацельса и Джордано Бруно. Галилео Галилей и принципы математического естествознания.

Социальные теории. Теория политики Никколо Макиавелли. Утопический социализм: Томас Мор и Томмазо Кампанелла. Влияние философии на развитие экономических отношений эпохи Возрождения.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Религиозный, символизирующий характер средневекового мировоззрения.

2. Патристика. Проблема отношения бога, мира и человека у Августина.

3. Метафизическая теория бытия Фомы Аквинского. Проблема гармонии веры и разума.

4. Натурфилософия и социальные теории Возрождения.

Литература:

1. Жюлиа, Д. Философский словарь / Д. Жюлиа. – М. : Международные отношения, 2000.

2. Канке, В. А. Философия : учеб. пособие / В. А. Канке. – М. : Логос, 2002.

3. Новая философская энциклопедия : в 4 т. – М. : Мысль, 2001.

4. Фролов, И. Т. Философский словарь / И. Т. Фролов. - М. : Республика, 2001.

5. Хрестоматия по философии : учеб. пособие. - М. : ТК Велби : Проспект, 2001.

Тема 5. Философия Нового времени

Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт: поиск научного метода. Эмпиризм и рационализм. Сенсуализм Джона Локка. Границы познания. Восприятие и рефлексия. Первичные и вторичные качества. Джордж Беркли. Бытие как восприятие. Бог как субстанция чувственного мира. Дзвид Юм. Впечатления и идеи. Аналитические и эмпирические суждения. Критика неполной индукции и понятия причинности.

Рационализм Бенедикта Спинозы. Бог как субстанция. Мышление и протяженность. Готфрид Вильгельм Лейбниц. Учение о монадах и предустановленной гармонии.

Французская философия эпохи просвещения: метафизический материализм, рационализм, атеизм. Проблема соотношения личности и среды. Просветители: Франсуа Мари Аруэ Вольтер и Жан Жак Руссо. Энциклопедисты: Дени Дидро и Жан Батист Д'Аламбер. Сенсуализм теории познания французских материалистов 18в. (Дидро Ламетри, Гольбах и Гельвеций).

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема познания - центральная проблема философии Нового Времени. Эмпиризм и рационализм.

2. Связь гносеологии с онтологией в философии XVII века: монизм: (Б.Спиноза), дуализм (Р.Декарт), множественность субстанций (Г.Лейбниц).

3. Французский материализм эпохи Просвещения о природе, обществе и человеке.

Литература:

1. Жюлиа, Д. Философский словарь / Д. Жюлиа. - М. : Международные отношения, 2000.

2. Канке, В. А. Философия : учеб. пособие / В. А. Канке. – М. : Логос, 2002.

3. Философия : учебник / под ред. В. Лавриненко. – М. : Мысль, 2002.

4. Фролов, И. Т. Философский словарь / И. Т. Фролов. – М. : Республика, 2001.

Тема 6. Немецкая классическая философия

Иммануил Кант. Понятие трансцендентального знания. Априорные формы чувственности и рассудка. Обоснование математики и естествознания Антиномии чистого разума и критика метафизики. Свобода и нравственный закон. Категорический императив.

Иоганн Готлиб Фихте. Чистое «Я» и его отчуждение. Эмпирическое «Я» и восприятие внешнего мира. Деятельность как самоопределение.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг. Принцип тождества. Натурфилософия. Деятельность как источник сознания и самосознания. Искусство как высшее выражение тождества мышления и бытия.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Формы сознания как самосознание духа. Роль труда. Отчуждение внешнего мира. Диалектическая триада. Бытие, понятие сущность. Единство разумного и действительного. Движение от абстрактного к конкретному. История как развитие духа во времени.

Нравственность, гражданское общество и государство. Критика спекулятивной философии. Людвиг Фейербах и экономическая теория Карла Маркса.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Критическая философия И.Канта. Наука и нравственность.

2. Послекантовский немецкий идеализм (Диалектика «Я» и «не-Я» Фихте, натурфилософия Шеллинга).

3. Система Гегеля и его диалектический метод.

4. Антропологический материализм Фейербаха.

Литература:

1. Алексеев, П. В. Философия : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : ТК Велби : Проспект, 2004.

2. Гегель, Г. В. Энциклопедия философских наук: в 3 т. Т. 3. Философия духа / Г. В. Гегель. - М. : Мысль, 1977.

3. Кант, И. Критика чистого разума. Введение / И. Кант. - Ростов н/Д : Феникс, 1999.

4. Основы современной философии : учебник. – СПб. : Лань, 2002.

5. Спиркин, А. Г. Философия : учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М. : Гардарики, 2005.

Тема 7. Философия в России

Особенности становления и развития философской мысли в России в 18 в. первой половине 19 вв. П.Я. Чаадаев. Западничество и славянофильство. Социалистические идеи. Философские идеи Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. В.С. Соловьев. Русская философия на рубеже 19-20 вв.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Славянофилы и западники: П.Чаадаев, А.Герцен, А.Хомяков, И.Киреевский.

2. Философия «всеединства» Вл. Соловьева.

3. Философия свободы как учение о человеке Н.Бердяева.

Литература:

1. Алексеев, П. В. Философия : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : ТК Велби : Проспект, 2004.

2. Новая философская энциклопедия : в 4 т. – М. : Мысль, 2001.

3. Основы современной философии : учебник. - СПб. : Лань, 2002.

4. Спиркин, А. Г. Философия : учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М. : Гардарики, 2005.

5. Хрестоматия по философии : учеб. пособие. - М. : ТК Велби : Проспект, 2001.

Тема 8. Западноевропейская философия 19-20 вв.

Формирование «неклассической» философии. «Философия жизни», её предвосхищение в трудах А. Шопенгауэра. Фридрих Ницше как критик классической философии и морали. Мартин Хайдеггер и превращение феноменологии в онтологию и герменевтику человеческого бытия. Герменевтика. Её историко-философские и экономические предпосылки. Ханс Георг Гадамер. Понимание и язык.

Позитивизм и его эволюция: классический позитивизм, махизм, неопозитивизм. Постпозитивизм. Карл Поппер Фальсификационизм и критика принципа верификации. Томас Кун. Научные парадигмы и исследовательские программы. Пол Фейерабенд. Методологический анархизм.

Структуализм и постструктуализм. (Клод Леви-Стросс. Мишель Фуко). Фрейдизм и неофрейдизм.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер, Д.С.Милль). Неопозитивизм (Б.Рассел, Л. Витгенштейн, Р.Карнап). Постпозитивизм (К.Поппер, Т.Кун).

2. «Философия жизни» (Ф.Ницше, А.Бергсон,). Философия экзистенциализма (Хайдеггер, Сартр, Камю).

3. Теория психоанализа и неофрейдизм (З.Фрейд, А.Юнг, Э.Фромм).

Литература:

1. Жюлиа, Д. Философский словарь / Д. Жюлиа. – М. : Международные отношения, 2000.

2. Канке, В. А. Философия : учеб. пособие / В. А. Канке. – М. : Логос, 2002.

3. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла / Ф. Ницше. - СПб. : Кристалл, 2002.

4. Философия : учебник / под ред. В. Лавриненко. – М. : Мысль, 2002.

5. Фролов, И. Т. Философский словарь / И. Т. Фролов. – М. : Республика, 2001.

Тема 9. Философское понимание мира

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие материального и идеального. Пространство и время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.

Анализ проблемы бытия в истории философии. Зарождение и эволюция понятия материи в истории человеческой культуры: от Парменида до современных представителей различных философских течений (И. Канта, Ж.П. Сартра, М. Хайдеггера). Что есть «бытие», в чем суть проблемы соотношения бытия и небытия? Бытие как всеобщее, единичное и особенное. Характеристика форм бытия. Сущность материальной субстанции бытия. Атрибутивные свойства материи: движение, пространство, время. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени.Научные, философские и религиозные картины мира.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Бытие как фундаментальная категория философии. Основные формы бытия.

2. Проблема субстанции. Материя как субстанция.

3. Понятие движения, пространства, времени. Особенности их проявления в природе и обществе.

4. Мир как единая система. Бытие мира и человека.

Литература:

1. Алексеев, П. В. Философия : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : ТК Велби : Проспект, 2004.

2. Основы современной философии : учебник. - СПб. : Лань, 2002.

3. Спиркин, А. Г. Философия : учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М. : Гардарики, 2005.

Тема 10. Философская концепция сознания

Постановка проблемы сознания в философии. Метафора сознания в космоцентрической культуре античности. Христианство: открытие внутреннего духовного мира. Проблема сознания в Новое время и в немецкой классической философии. Диалектико-материалистическая концепция сознания. Отражение как всеобщее свойство материи. Развитие форм отражения. Сущность психического отражения. Психический образ как субъективная реальность. Общественная природа сознания. Сознание и язык. Творческая активность сознания. Проблема бессознательности. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Категория сознания. Происхождение сознания. Структура сознания, его знаковая природа.

2. Личность - реальный носитель сознания. Сознание и бессознательное. Самосознание.

3. Назначение человеческого разума. Ноосфера.

Литература:

1. Алексеев, П. В. Философия : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : ТК Велби : Проспект, 2004.

2. Основы современной философии : учебник. – СПб. : Лань, 2002.

3. Спиркин, А. Г. Философия : учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М. : Гардарики, 2005.

4. Философия : учебник / под ред. В. Лавриненко. – М. : Мысль, 2002.

Тема 11. Познание, его возможности и границы.

Проблема познаваемости мира. Агностицизм и его формы. Проблема соотношения субъекта и объекта, познания. Познание, творчество, практика. Функции практики. Знание, отражение, информация. Многообразие форм знания.

Проблема истины. Объективность и субъективность, абсолютность и относительность, конкретность истины. Истина и заблуждение. Вопрос о критерии истины в истории философии и науки. Соотношение чувственного и рационального в познании. Чувственное познание и его формы: ощущение, восприятие, представление. Формы абстрактного мышления: понятие, суждение, умозаключение. Интуиция, и ее роль в познании. Понимание и объяснение. Основные проблемы гносеологии. Вера и знание.

Два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Действительность, мышление, логика и язык. Искусство спора. Основы логики. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.

Структура научного познания, его методы и формы. Свобода научного поиска и ответственностьученого.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Познание как процесс взаимодействия субъекта и объекта. Чувственное и рациональное.

2. Знание и вера. Проблема научных и вненаучных форм знания.

3. Понятие истины. Истина и ценность.

4. Наука как знание, деятельность и социальный институт.

Литература:

1. Алексеев, П. В. Философия : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : ТК Велби : Проспект, 2004.

2. Канке, В. А. Философия : учеб. пособие / В. А. Канке. – М. : Логос, 2002.

3. Спиркин, А. Г. Философия : учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М. : Гардарики, 2005.

4. Фролов, И. Т. Философский словарь / И. Т. Фролов. – М. : Республика, 2001.

Тема 12. Смысл человеческого бытия

Проблема человека и личности в истории философии, ее значение для социальных наук и современной общественно- экономической практики. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Сознание, самосознание и личность. Взаимоотношение личности и общества. Интериоризация и экстериоризация. Становление личности. Понятия «социальная роль», «статус». Взаимосвязь физической, социальной и духовной сторон личности. Социальные типы личности. Человек в системе социальных связей.

Демократический процесс и перспективы реализации личности в различных социокультурных системах.

Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность. Категория свободы в философских учениях. Развитие способностей и формирование разумных потребностей личности. Общественный и личный интерес. Проблема ценностной ориентации личности.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Природа, сущность, предназначение человека.

2. Соотношение природного и общественного в человеке.

3. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека.

4. Личность и общество.

Литература:

1. Алексеев, П. В. Философия : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : ТК Велби : Проспект, 2004.

2. Новая философская энциклопедия : в 4 т. - М. : Мысль, 2001.

3. Основы современной философии : учебник. – СПб. : Лань, 2002.

4. Спиркин, А. Г. Философия : учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М. : Гардарики, 2005.

5. Хрестоматия по философии : учеб. пособие. - М. : ТК Велби : Проспект, 2001.

Тема 13. Философия культуры

Философское понятие культуры. Формационная и цивилизационнаяконцепции общественного развития. Человек, общество, культура. Человек и природа. Основные модели культуры: натуралистическая, классическая, неклассическая, постмодернистская. Насилие и ненасилие. Специфика определения культуры. Множественность подходов к осмыслению феномена культуры: аксиологический (ценностный), деятельностный, семиотический, структуралистский, социологический, гуманистический. Виды культур: экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая, нравственная, экологическая. Культурные нормы. Традиции и новации. Развитие культуры. Мораль, справедливость, право. Деление культуры на две формы: материальная и духовная. Россия в диалоге культур.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Соотношение культуры и цивилизации.

2. Понятия насилие и ненасилие в философии и культуре.

3. Специфика мышления в культуре.

4. Соотношение философии и культурологии.

Литература:

1. Алексеев, П. В. Философия : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : ТК Велби : Проспект, 2004.

2. Основы современной философии : учебник. – СПб. : Лань, 2002.

3. Русская философия: имена, учения, тексты : учеб. пособие. – М. : ИНФРА-М : Весь мир, 2001.

4. Спиркин, А. Г. Философия : учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М. : Гардарики, 2005.

Тема 14. Человек в мире культуры

Механизмы исследования культуры. Личностная и транскультурная социализация. Культурно-традиционные основания самосознания. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Традиции и обычаи. Религиозные ценности и свобода совести.Межличностная коммуникация как механиз

Наши рекомендации