Программа отрядной деятельности
ПРОГРАММА ОТРЯДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
Реализующаяся в рамках
образовательного модуля
дополнительной общеобразовательной
Общеразвивающей программы
Детского лагеря «Олимпийский» на 2017 год
Туристско-краеведческой направленности
«ШКОЛА ЮНЫХ ТУРИСТОВ.
ЭКСПЕДИЦИЯ «ТАЙНЫ КАВКАЗСКИХ ГОР»
Разработчики программы:
Хисматуллина Линара
Адвокатов Иван
воспитатели детского лагеря «Олимпийский»
8команда
6 смена 2017 года
Участники программы
Участниками проекта станут … подросток 11-16 лет, представители регионов Российской Федерации, победители Всероссийских конкурсов и олимпиад по географии, культуре и искусству России, регионоведению, призёры Всероссийских и региональных конкурсов по спортивному туризму среди школьников.
Цель и задачи деятельности
Цель – способствовать формированию ценностного отношения подростков к здоровому образу жизни, культурно-историческому наследию России через включение в физкультурно-спортивную и туристско-краеведческую деятельность.
Задачи:
1. Содействовать расширению представления подростков о спортивном туризме, краеведении на примере Черноморского побережья Северного Кавказа.
2. Развить ценностное отношение подростков к культурно-историческому достоянию России, на основе изучения культуры, истории, природы и быта Краснодарского края.
3. Организовать образовательный процесс, направленный на получение и расширение подростком знаний о спорте, физической культуре и здоровом образе жизни.
4. Продемонстрировать подросткам способы организации и проведения спортивных и туристско-краеведческих мероприятий, как одного из способов организации досуга. Включить в организацию дел физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой деятельности.
5. Организовать деятельность, способствующую раскрытию и реализации познавательных, творческих и спортивных способностей подростков.
6. Создать условия для совместной аналитической деятельности участников смены, предметом которой станет образовательные, спортивные, туристские, творческие дела.
7. Содействовать определению перспектив подростка в определении возможных направлений применения опыта, полученного в «Орлёнке».
Результаты образовательной деятельности для подростка
Отображены в образовательном модуле дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы детского лагеря «Олимпийский» на 2016–2020 гг. «ШКОЛА ЮНЫХ ТУРИСТОВ. ЭКСПЕДИЦИЯ «ТАЙНЫ КАВКЗСКИХ ГОР».
Содержание отрядной деятельности
Логика развития содержания деятельности по этапам смены
На третьем этапе смены
Итогом образовательной работы по теме смены станет общелагерная игра на местности Большая туристская игра «По азимуту твоего лета» и интерактивная выставка-экскурсия «Мои открытия Кубани». Приняв участие в этой игре, ребята проверят знания, полученные на занятиях в «Школе юных туристов». Применить все навыки, умения и знания в области краеведения и туризма подростки смогут в I молодежной экспедиции «Тайны Кавказских гор», которая и станет завершающим этапом школы.
Работа с детской инициативой:
На первом этапе смены в ходе планирования и на организационных сборах выбираются органы соуправления и формируются творческие группы в командах. Подростки знакомятся с системой поощрения организаторских, интеллектуальных и творческих успехов и достижений – званиями «Юный турист «Орлёнка», «Чемпионы Олимпа», с формулами, документами, заслугами, необходимыми для их присвоения.
На втором этапе смены подростки, входящие в общелагерные органы соуправления, спланируют и проведут заявочную кампанию на проведение дел на уровне лагеря, а также начнут текущую организаторскую работу по своим направлениям, разработают положения о конкурсах, организаторами которых они станут в смене, продумают, как будут их проводить, освещать их ход и итоги. Подростки активно участвуют в запланированных делах смены и организуют свои собственные. В конце второго этапа наступает время реализации идей и подготовки дел на двух уровнях – командном и общелагерном. Органы соуправления, помимо текущей организаторской работы становятся организаторами и/или координаторами проведения запланированных дел. На этом этапе завершаются творческие и организаторские конкурсы и подводятся их итоги.
Третий этап смены – время подведения итогов системы поощрения организаторских, интеллектуальных и творческих успехов – важный стимул для дальнейшего развития детской инициативы. Общественное признание достижений – это присвоение званий внутри команды и на уровне лагеря, награждение дипломами и грамотами победителей конкурсов и соревнований.
Совместное целеполагание и анализ,
обобщение итогов достижений подростков:
На первом этапе смены происходит знакомство подростков с направлениями и формами самореализации в смене, возможностями пополнения своего портфолио. Постановка командных и индивидуальных целей, а также старт работы с паспортом туриста, в том числе постановка личных целей подростков, пройдут на сборе целеполагания «На пути к Олимпу».
На втором этапе смены подростки начнут продвижение к поставленным целям. Промежуточные итоги будут подводиться в индивидуальных беседах и на вечерних сборах команды, фиксировать итоги подростки будут в паспорте туриста.
На третьем этапе сменына итоговом сборе «История успеха» подростки подведут итоги прожитой командой смены, проанализируют достижение цели, работу детских органов соуправления, определят перспективы дальнейшего использования приобретённого опыта, заполнят итоговый раздел паспорта туриста. На круглом столе «Олимпа» подростки подведут итоги образовательных занятий «Школы юного туриста», поразмышляют на тему. Как знания и умения, полученные на смене, смогут пригодиться им в повседневной жизни.
Деятельность всех составляющих образовательного пространства тесно связана друг с другом. На всех уровнях происходит взаимодействие и сотрудничество ребёнка с взрослым, который выступает в роли наставника и старшего товарища, таким образом, предоставляя подросткам возможность выступить в роли активного участника и организатора, направляя и координируя их деятельность, стимулируя их активность и создавая ситуации успеха.
Ключевые дела программы
Этап – Основной период
(4–18 день смены)
Дела на уровне команды | Дела на уровне лагеря |
· Образовательное занятие «История туризма и спортивного ориентирования в России» · Тематический огонёк «Герои Олимпа» · Спорт.часы · Тур.часы · Образовательное занятия «Школа здоровья «ЗОЖ и К» · Образовательное занятие «Олимпийский урок» · Образовательное занятие «Скажи стрессу нет!» · Музыкально-игровой час «О дружбе» · Экскурсионные поездки · Тематический огонёк «Маленькая победа – дорога в большую историю» · Обзорные экскурсии в другие лагеря Центра · Экскурсия по дендропарку «Орлёнка» · Занятие «Игры нашего двора» · Тематический огонёк «Следуй за мной» · Акция «Письмо домой» · Вечерние сборы команд | · Работа ОСУ · Конкурсы «Олимпийцы среди нас»: - конкурс зарядок «Бодрое утро, «Орлёнок» - конкурс чтецов и авторов стихов о спорте и туризме «Сила слова»; - конкурс рисунков красивых мест детского лагеря «Олимпийский» и красивых мест Туапсинского района «АРТ-Олимп». · Конкурсно-игровая программа «Олимпийское многоборье»: - «Олимпийский голос. Дети»; - «Минута славы Олимпа»; - «Танцы на Олимпе». · Спортивные соревнования: - «Норматив ГТО» - «Орлятский норматив»; - фестиваль пляжных игр «Пески Олимпа»; - первенство детского лагеря по фрисби «Короли диска». · Выставка «Тайны Кавказа» · Веревочный курс «Туристская тропа» · Большая туристская игра «По азимуту твоего лета». · I молодёжная экспедиция ВДЦ «Орлёнок». · Творческая презентация результатов экспедиции «Мои открытия природы Кубани». |
Этап – Итоговый период
(19–21 день смены)
Дела на уровне команды | Дела на уровне лагеря |
· Итоговый сбор команды · Круглый стол «Олимпа» · Итоговый огонёк «Нас миллионы» · Коллективно-творческие дела «Для тебя «Олимпийский» · Коллективно-творческое дело «Письмо в будущее» | · Итоговые сборы ОСУ · Торжественная церемония закрытия смены · I молодёжная экспедиция ВДЦ «Орлёнок». · Вечер песни «Оставляю вам на память» |
Описание образовательных занятий –
Учебно-тематический план
Тема | Название занятия/ий в рамках темы | Форма проведения каждого занятия, используемые педагогические средства; кто проводит | Количество часов | Форма контроля полученных Результатов | |||
Индивидуальное и коллективное целеполагание: понятия «цель», «план», «успех»; цели краткосрочные и долгосрочные; значение целеполагания для подростка. | «На пути к Олимпу» | Сбор целеполагания | Открытый микрофон (с применением мячика) | ||||
Аннотация: Подростки обсудят информацию о возможностях самореализации в смене, полученную в первые дни смены, раскроют смысл понятий «цель», «план», «успех», научатся ставить цель на определённый отрезок времени, поставят цели на смену (командную и личные цели, познакомятся с паспортом туриста и начнут его заполнять, «Подготовка к смене», «Личные качества», «Цели на смену». Ход дела: - Подготовка места проведения, реквизита - Настрой детей на рабочую атмосферу (игры на концентрацию внимания) - «О тебе» (дети рассказывают о себе от третьего лица и крепят человечка на флипчарт) - Обсуждение понятий «Цель», «Успех», «План» (открытый микрофон) - Фиксация полученных понятий на флипчарте - Постановка личных целей(запись на листочке, сложить в рюкзачок, и положить в коробочку) - Постановка целей для команды (разделить детей по группам) - Выявление главных, общих целей. Фиксация на флипчарте. - Подведение итогов. Анализ дела. | |||||||
Команда как особая социокультурная общность: формирование команды | «Орлятское созвездие» | Огонёк знакомств | Наблюдение | ||||
Аннотация: Подростки знакомятся друг с другом, традицией вечернего огонька, орлятского круга. Ход дела: - Подготовка места проведения, подготовка реквизита - Настрой детей на атмосферу(дети идут к месту проведения, закрыв глаза и держась за руки, преодолевая препятствия на пути) - Расположение детей (напротив каждого ребенка лежат звёзды с вопросами, на которые им предстоит ответить) - Знакомство с легендой об огоньке - Знакомство с правилами проведения огонька(представление атрибута) - Дети по кругу против часовой стрелки знакомятся друг с другом и отвечают на предложенные им вопросы - Знакомство с легендой об Орлёнке - Подведение итогов огонька - Завершение огонька. Знакомство с песней «Разговоры еле слышны…» - Знакомство с ритуалом завершения дня «День отшумел…» | |||||||
«Олимпийский привет». | КТИ на знакомство и командообразование, выявление индивидуальных особенностей, способностей, умений | Наблюдение, опрос | |||||
Аннотация: Серия дел и игровых программ, в которых подростки познакомятся друг с другом, с индивидуальными особенностями других членов команды. Ряд заданий поможет подросткам получить опыт решения задач, требующих коллективного обсуждения и взаимодействия, выработать правила эффективного взаимодействия, сплотиться и стать единой командой. Ход КТИ «Звуковая дорожка»: - Деление на группы - Объяснение правил игры - Раздача заданий (детям предлагается изобразить различные звуковые эффекты: Школьная перемена, песня в походе, разведение костра, шум моря и т.д.) - Выполнение ребятами заданий - Выявление самой оригинальной группы методом голосования | |||||||
Ход КТИ «Создай команду »: - Подготовка раздаточного материала - Деление на группы - Погружение в игру - Раздача заданий - Выполнение ребятами задания - Раздача заданий - Выполнение ребятами заданий - Подведение итогов дела | |||||||
Ход КТИ «Ночь Триффидов»: - Подготовка игровой территории и реквизита - Настрой детей на игру (дети заходят, встают в круг, в центре круга зажженые свечи.Детям завязываются глаза и читается вводная легенда.) - Погружение в сюжет (В романе Джона Уиндема "День Триффидов" мы сталкиваемся с необычным космическим явлением - дождь из сверкающих метеоритов, сгорающих в верхних слоях атмосферы. Все на Земле прильнули к окнам своих домов, к окулярам телескопов и биноклей - никто не хотел пропустить необычного зрелища, такого раньше еще не было! Яркие вспышки метеоров чудесно переплетаются в звездном небе… До тех пор, пока… все, наблюдавшие это зрелище, не слепнут…) - Объяснение правил и главной задачи игры (просто найти Доктора, который, возможно, сможет вернуть им зрение.) - Первый этап игры (адаптация, нахождение доктора, рассказ о строении глаза, поиск саквояжа и ассистента, нахождение саквояжа ) - Второй этап игры (похищение, проблема предателя) - Третий этап игры - Завершение игры - Анализ проведенного дела (с участием психолога) | |||||||
Ход КТИ «Сказка.)» - Подготовка раздаточного материала - Подготовка детей к игре (анаграммы) - Разделение детей на творческие группы - Каждая группа получает по 2 слова. В течение 5-10 минут, опираясь на эти слова, ребята должны сочинить сказку: принцесса – печка; стол – самосвал; трамвай – помидор: - Голосование на выбор самой оригинальной сказки | |||||||
Ход КТИ «Построй памятник»: - Подготовка раздаточного материала и места проведения - Настрой детей на игру, оглашение правил - Разделение детей на команды - Оглашение первого задания, дети приступают к выполнению (7-10 мин.) - Презентация полученного результата - Оглашение второго задания, дети приступают к выполнению (7-10 мин.) - Презентация полученного результата - Голосование на выбор самой оригинальной группы | |||||||
КТД | КТД на различную тематику в рамках основного образовательного пространства | Наблюдение | |||||
Аннотация: Организация коллективно-творческих дел различной направленности совместно с детьми. Ряд заданий поможет подросткам получить опыт решения задач, требующих коллективного обсуждения и взаимодействия, выработать правила эффективного взаимодействия, сплотиться и стать единой командой. Ход КТД «Таланты юных туристов»: - Сбор творческой группы - Распределение обязанностей - Подготовка сценария - Подготовка оформления - Приглашение на участие в деле - Проведение дела - Анализ проведенного дела | |||||||
Ход КТД «Тематический огонек»: - Сбор творческой группы - Распределение обязанностей - Подготовка сценария - Подготовка оформления - Проведение дела - Анализ проведенного дела | |||||||
Ход КТД «Игра на проверку знаний по истории туризма в России»: - Сбор творческой группы - Распределение обязанностей - Подготовка сценария - Подготовка оформления - Подготовка раздаточного материала - Проведение дела - Анализ проведенного дела | |||||||
Тематические огоньки | Наблюдение | ||||||
Тематический огонёк «Герои Олимпа» Аннотация: Огонёк, на котором подростки узнают о людях, сделавших огромный вклад в развитие туризма и спорта в России, обсудят, какими качествами должен обладать человек, чтобы достичь высоких вершин в спорте и в туризме. Ход дела: - Написание сценарного хода огонька - Подготовка места проведения, подготовка реквизита - Настрой детей на атмосферу (легенда ) - Расположение детей (напротив каждого ребенка лежат карточки с фотографиями людей, сделавших огромный вклад в развитие туризма и спорта в России, с обратной стороны написана краткая справка об этом человеке и вопрос, на который им предстоит ответить) - Дети по кругу против часовой стрелки рассказывают о человеке, который им достался и отвечают на предложенные им вопросы - Подведение итогов огонька - Завершение огонька. Исполнение песни «Разговоры еле слышны…» - Выполнение ритуала завершения дня «День отшумел…» | |||||||
Тематический огонёк «Следуй за мной» Аннотация: На огоньке подростки обсудят успехи, которых они уже добились за прошедшие дни, и наметят дальнейшие перспективы. Ход дела: - Написание сценарного хода огонька - Подготовка места проведения, подготовка реквизита - Настрой детей на атмосферу (стихотворение:Что делать, коль стоишь на полпутиИ знаешь, что с мечтой не повстречаться? Иль, как всегда, вперёд ещё идти, Или назад, к истокам, возвращаться? Возвратный изнурительный поход, И на него возможно согласиться, Когда вперёд шёл день, неделю, год, Назад, наверно, легче устремиться. Но если полпути полжизни шёл, И есть на что солидно оглянуться, Огонь в душе к мечте упрямо вёл, Полжизни нужно, чтоб назад вернуться. Пускай не встречу я свою мечту, Возможно, и на финиш не прибуду, Но только, как всегда, вперёд иду И возвращаться ни за что не буду.) - - Рассадка детей (перед детьми лежать стрелки, на которых они напишут свои дальнейшие перспективы. По окончанию огонька все стрелки будут вложены в персональные кармашки. Данный плакат вывесится в уголке) - Дети по кругу против часовой стрелки передают компас и отвечают на предложенные им вопросы(чего достигли, и к чему будут стремиться дальше) - Подведение итогов огонька - Завершение огонька. Исполнение песни «Разговоры еле слышны…» Ритуал завершения дня «День отшумел…» | |||||||
Тематический огонёк «Маленькая победа – дорога в большую историю» Аннотация:На огоньке подростки обсудят полученные знания в «Школе юных туристов» и поразмышляют, как они смогут их применить в жизни, и возможно ли оставить свой след, занимаясь изучением родного края, родины, страны. Ход дела: - Написание сценарного хода огонька - Рассадка детей(на входе вывешено название огонька «Маленькая победа – дорога в большую историю» ,в центре стоят часы. Перед детьми лежат заранее подготовленные вместе с детьми свитки, на которых написаны их результаты, впечатления и намеченные планы ) - Дети по кругу против часовой стрелки рассказывают о том, почему они написали имеющиеся пункты. - Подведение итогов огонька - Завершение огонька. Исполнение песни «Разговоры еле слышны…» - Ритуал завершения дня «День отшумел…» | |||||||
Команда как особая общность: создание субкультуры команды. | «Законы Олимпа» | Сбор по выработке правил команды | Открытый микрофон, наблюдение, созданный документ(свод правил) | ||||
Аннотация: Дело, где подростки познакомятся с понятиями «команда», «законы», «традиции», «правила», «свод правил»; вырабатывают собственные правила, которые будут помогать команде быть единым целым на протяжении 21 дня, всё успевать, быть дружными, общаться с другими командами и т.д. Выберут название, девиз своей команды, её символ (эмблему, герб), песню, а также создадут флаг команды Ход дела: - Обозначаются задачи, которые необходимо решить отряду на сборе - Знакомство с понятиями «команда», «законы», «традиции», «правила», «свод правил» - Выбор пресс-группа (2-3 человека) - Выработка собственных правил, которые будут помогать команде быть единым целым на протяжении 21 дня - Выбор названия, девиза, символики - Создание флага команды - Зачитывание пресс-группой решения сбора - Подведение итогов сбора - Исполнение отрядной песни | |||||||
«Мы – команда» | Организационный сбор | Открытый микрофон, наблюдение | |||||
Аннотация: Утверждение общей цели команды, обсуждение и выбор идей для отличительных особенностей команды – её субкультуры; выборы органов соуправления команды и представителей в общелагерные советы, знакомство с общелагерной и командной системой стимулирования. Ход дела: - Обозначаются задачи, которые необходимо решить отряду на сборе - Принимаются правила ведения сбора - Выбирается пресс-группа (2-3 человека) - Обсуждение вопросов сбора(что означает для нас название смены, к чему мы стремимся, каким будет наш отряд и т.д.) - Пресс-группа зачитывает решение сбора - Подведение итогов сбора - Исполнение отрядной песни | |||||||
Культурное своеобразие ВДЦ «Орлёнок» | «Богатства Орленка» | Экскурсия по Центральной усадьбе «Орлёнка» | Блиц-опрос | ||||
Аннотация: Подростки познакомятся с историей, достопримечательностями, архитектурными особенностями ВДЦ «Орлёнок». Ход дела: - Подготовка местности - Подготовка материалов - Создание карты и траектории передвижения команды. Команда должна заполнить карту недостающими деталями - Сбор детей и рассказ правил - Проведение дела (Дети передвигаются по карте местностис недостающими картинками достопримечательностей , но с их цифровым обозначением. , картинки с изображением и описанием достопримечательностей находятся на этих в этих местах и ждут когда их найдут) - Подведение итогов - Анализ дела | |||||||
«Знакомство с семьей Олимпийского» | Экскурсии в детские лагеря ВДЦ «Орлёнок» | Викторина | |||||
Аннотация: Дело, на котором подростки знакомятся с другими лагерями Центра Ход дела: - Подготовка информации о лагерях, расположенных на территории ВДЦ Орлёнка - Договоренность о времени и возможности посещения территории ДЛ - Сбор детей. Рассказ о том, что предстоит пройти путь из настоящего в прошлое, и узнать о лагерях вплоть до самого первого «сторожилы». - Проведение дела. По ходу экскурсии рассказывать детям об особенностях лагеря, легендах. - По окончанию экскурсии детям будет предложено нарисовать карту расположения ДЛ на территории Орлёнка. - Подведение итогов. Выставка рисунков. - Анализ дела | |||||||
Музыкальные часы | Наблюдение | ||||||
Аннотация: На музыкально-игровых часах подростки познакомятся с песенной и игровой культурой Центра, узнают имена авторов любимых орлятских песен и интересные факты из песенной и поэтической истории «Орлёнка» и «Олимпийского», разучат песни, готовясь к творческому делу «Олимпийская поющая площадь», а также те, которые выберут для своей команды сами. Ход музыкального часа «О России»: - Подготовка места проведения - Подготовка раздаточного материала - Поиск песен на данную тематику - Предложение ответить на вопрос, в чем отличие России от других стран - Исполнение Песен о России - Подведение итогов | |||||||
Ход музыкально-игрового часа «О дружбе»: - Подготовка ребусов на разгадывание темы ( несколько слов похожих по смыслу в ребусах , после разгадывается которых , ребята догадываются о самой теме) - Исполнение песен о дружбе - Обучение желающих простому ритму на стаканчиках( если будут столы) , для маленького аккомпанемента под гитарудля одной песни, мелодии - Исполнение песен о дружбе - Легенда о дружбе - Подведение итогов | |||||||
Ход музыкально-игрового часа «О море»: - Подготовка места проведения музыкального часа (с видом на море) - Поиск подходящих песен связанных с темой моря - Подготовка раздаточного материала ( тексты) - Настрой детей на нужный лад(легенда о море) - Исполнение песен - Подведение итогов | |||||||
Ход музыкального часа «Лирика»: - Подбор лирических песен - Легенда о чувствах - Исполнение песен по текстам в которых пропущены слова , Восстановив их нужно из них же собрать фразу/пословицу/мудрую мысль связанную с темой часа. - Подведение итогов | |||||||
Детский ботанический сад ВДЦ «Орлёнок»: природные отделы и произрастающие в них растения | «В гостях у друзей» | Экскурсия по детскому ботаническому саду | Викторина | ||||
Аннотация: Подростки познакомятся с природными отделами детского ботанического сада «Орлёнка» и произрастающими в них растениями. Ход дела: - Подготовка материалов, места проведения (QR-коды, маршрутный лист) - Сбор детей и рассказ правил - Проведение дела - Проведение викторины на выявление знаний - Подведение итогов дела - Анализ дела | |||||||
История туризма в России | «История туризма и спортивного ориентирования в России» | Образовательное занятие | Опрос | ||||
Аннотация: На занятии подростки познакомятся с основными этапами развития туризма у нас в России, познакомятся с культурными и историческими особенностями Краснодарского края. Подросткам предстоит понять то, чем предстоит им заниматься на протяжении смены. Ход дела: - Подготовка раздаточного материала - Настрой детей на рабочую атмосферу (игры на повышение мозговой активности) - Объявление темы занятия - Знакомство с этапами развития туризма в России (каждый этап по очереди приклеивается на флипчарт) - Знакомство с культурными и историческими особенностями Краснодарского края (поделив детей на команды, предложить им составить пазл, отражающий особенности Краснодарского края) - Показ мультфильма о туризме - Подведение итогов занятия - Анализ дела | |||||||
История Олимпийский игр. | «Олимпийский урок» | Образовательное занятие | Открытый микрофон | ||||
Аннотация: На занятии подростки познакомятся с основными этапами Олимпийских Паралимпийских игр, познакомятся с историей, основными символами, ценностями олимпийского движения. Ход дела: - Подготовка информации, раздаточного материала по заданной теме - Сбор детей, объявление названия образовательного занятия - Показ фильма про историю возникновения Олимпийских игр - Анализ фильма, выявление основной информации, фиксирование её на флипчарте - Знакомство с основными символами, ценностями олимпийского движения. Творческое задание: поделив на команды, предложить каждой придумать символ, который будет сочетать в себе ценности олимпийского движения - Выполнение задания. Презентация полученного результата. - Подведение итогов. Опрос в форме открытого микрофона о полученных знаниях - Анализ дела | |||||||
Самоанализ и коллективный анализ деятельности Самоанализ и коллективный анализ деятельности | «Вечерний сбор команды» | Обучающее занятие | Наблюдение | ||||
Аннотация: Знакомство подростков с алгоритмом анализа; формами и приемами аналитической деятельности. Ход дела: - Знакомство детей с понятием «Вечерний сбор команды» - Знакомство с приемами и формами проведения - Анализ занятия | |||||||
Вечерние сборы команды | Наблюдение | ||||||
Аннотация: Сборы, на которых подростки подводят итоги выполнения плана на день, анализируют результаты сделанного | |||||||
Общая логика аналитической работы, идеи и приёмы для ВСК: 1. «Если бы я был…» Суть, приемы, формы: Ребятам задается вопрос: «Если бы я был/а волшебником, то в сегодняшнем дне я бы: 1.исправил/а;2. Сделал/а; 3.добавил/а». (открытый микрофон) 2. «Метод фотосъемки» Суть, приемы, формы: Педагог задает ситуацию: ребята, представьте, что сегодня весь день снимал фотограф. Все что мы делали сегодня, он заснял на фотопленку. Но, увы, из-за неумелости фотографа, пленка засветилась. Давайте сейчас попробуем с вами восстановить каждый кадр этой пленки. а) самые яркие, эмоциональные, веселые кадры; б) и кадры, которые получились «не очень». 3. «Рассказ-эстафета» Суть, приемы, формы: К кому попадает предмет, тот и высказывается по дню. Что для меня сегодняшний день? Работает правило свободного микрофона, т. е. кто хочет сказать, тот передает и говорит. Если ребенку нечего сказать, он передает предмет дальше по кругу. В завершении вожатый предлагает кому-то из ребят подытожить все услышанное. Если нет желающих, педагог подводит итоги сам. 4. «Вопросы к коллективному обсуждению» Суть, приемы, формы: Ребятам задаются вопросы для размышления:
| |||||||
Круглый стол «Олимпа» | Круглый стол | Опрос, открытый микрофон, созданный документ(решение) | |||||
Аннотация: Подростки подводят итоги проделанной работы в «Школе юного туриста», приходят к выводу, возможно ли в современном обществе быть гармонично развитой личностью с активной жизненной позицией, знающей особенности края, в котором живёт, готовой к трудностям, физическому труду, выживанию в естественных природных условиях. На нём подростки обсудят такие вопросы: «Почему важно знать историю своего края, родины? Какие дела я проведу у себя дома, чтобы рассказать другим о Краснодарском крае?» Заполняют коллективную анкету, где отмечают, какие образовательные занятия были полезными и интересными. Ход дела: - Знакомство с легендой о круглом столе (Согласно древней легенде, мудрый король Артур впервые усадил своих соратников за круглый стол с целью сделать их равными и равноправными.Благодаря возможности всем участникам дискуссии чувствовать себя равными в правах, круглый стол дошел до сегодняшних дней как символ плодотворной дискуссии и принятия компромиссных решений.) - Постановка основных вопросов для обсуждения: (вопросы из аннотации) - Выбор пресс-группы (2-3 человека) - Обмен мнениями по поставленным вопросам - Создание образа «Юного туриста»(выбор основных качеств, которыми должен обладать турист, прикрепление этих качеств на изображение мальчика/девочки туриста) - Оглашение пресс-группой решения круглого стола - Заполнение коллективной анкеты - Подведение итогов круглого стола - Исполнение отрядной песни | |||||||
«Миссия выполнима» | Итоговый сбор | Блиц-опрос | |||||
Аннотация: Дело, на котором подростки подводят итоги прожитой командой смены, анализируют достижение цели, свою игровую модель (субкультуру) работу детских органов соуправления, определяют перспективы дальнейшего использования приобретённого опыта, дополняют паспорт туриста, «Активность позиции в разных направлениях деятельности», «Умения», «Личные качества», «Ценности», «Последействие»; оценивают, удалось ли им достичь индивидуальной цели на смену. Ход дела: - Объявление целей задач, вопросов сбора - Выбор пресс-группы - Обсуждение вопросов сбора - Подведение итогов сбора (выделение того, что особенно важно для жизни ребят в дальнейшем) - Оглашение пресс-группой решения сбора и его утверждение - Творческое напутствие детям воспитателями команды(стихотворение, сюрпризики) - Общая песня | |||||||
«Нас миллионы» | Итоговый огонёк | Наблюдение, открытый микрофон | |||||
Аннотация: На огоньке ребята обсудят важность единства людей в целях и делах, ценность дружбы, поддержки и взаимопомощи, определят значимость того, что все они стали частью огромного сообщества «орлят». Обсудят образ орлёнка, основанный на идеалах высокой морали, общечеловеческих ценностей. Ход дела: - Подготовка оформления отрядного места, реквизита (клубок с нитками) - Настрой детей на атмосферу (легенда «О маленьком фонарщике») - Размещение детей (дети сидят в кругу, перед ними лежат конвертики, в которых написаны напутственные слова от воспитателей.В руках у воспитателя клубок с нитками) - Запуск воспитателем атрибуа огонька- клубок с нитками, объясняя принцип действия - Проведение дела - Легенда о дружбе - Завершение огонька. Исполнение песни «Разговоры еле слышны…» - Выполнение ритуала завершения дня «День отшумел…» | |||||||
ПРОГРАММА ОТРЯДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
Реализующаяся в рамках
образовательного модуля
дополнительной общеобразовательной
Общеразвивающей программы