Формы социально-педагогической помощи семье
Богатый опыт оказания социально-педагогической помощи нуждающимся с использованием долгосрочных и краткосрочных форм работы накоплен в зарубежной практике.
Среди краткосрочных форм(продолжительность которых не превышает 4-х месяцев) учёные выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия.
Кризисинтервентная модель работы с семьёй предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.
Поскольку кризисная ситуация требует быстрого реагирования, её оценка не предполагает детальной диагностики, а фокусирует своё внимание на масштабах дезадаптации и имеющихся средствах её преодоления.
Независимо от того, какие проблемы привели к кризисной ситуации, задача социального педагога – путём оказания непосредственной эмоциональной поддержки смягчить воздействие стрессового события и мобилизовать усилия семьи на преодоление кризиса. Для этого социальный педагог оказывает образовательную помощь, предоставляя семье информацию, касающуюся этапов выхода семьи из кризиса и ее перспектив, подкрепляя её документальными фактами.
Таким образом, социальный педагог в индивидуальных беседах через образовательную и посредническую помощь, т.е. косвенным образом, достигает эффекта психологической поддержки, воздействуя на чувства сомнения и страха, которые препятствуют контролю над ситуацией. Кроме того, семья может быть вовлечена в программу семейной терапии и обучающих тренингов, целью которых является улучшение общения между членами семьи, и решения скрытых проблем которые обнаруживаются в кризисной ситуации.
Проблемно-ориентированная модель направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных семьёй, т.е. в центре этой модели находится требование, чтобы профессионалы, оказывающие помощь, концентрировали усилия на той проблеме, которую осознала семья и над которой она готова работать.
Проблемно-ориентированная модель основывается на том, что в определённых условиях большинство проблем люди могут решить, или хотя бы уменьшить их остроту, самостоятельно. Отсюда задача социального педагога – создать такие условия.
Особенности диагностического этапа в рамках этой модели в том, что социальный педагог сосредотачивает внимание не столько на внутренних особенностях семьи, сколько на ситуации породившей проблему. Совместно с семьёй формулируются конкретные, достижимые цели.
Ведущим методом проблемно-ориентированной модели является составление контракта (договора) между социальным педагогом, оказывающим помощь, и семьёй или её конкретным представителем. Роль семьи при этом – определить желательные и осуществимые цели и задачи предстоящей деятельности. Роль социального педагога - определить предельные сроки, и помочь семье в выборе и осуществлении целей. Важно отметить, что при этом стороны несут не правовые, а моральные обязательства, которые закрепляются официальным документом.
Долгосрочные формы работы,преобладающие, в основном, в зарубежной практике, требуют продолжительного общения с клиентом (от 4-х месяцев и более) и обычно построены на психосоциальном подходе.
Основные задачи психосоциального подхода состоят в том, чтобы изменить семейную систему, адаптируя её к выполнению своей специфической функции, либо изменить ситуацию – другие общественные системы, оказывающие влияние на семью, либо воздействовать на то и другое одновременно.
В условиях низкой мотивации обращения семей именно за социально-педагогической, психологической помощью необходимо применение такой формы работы с семьёй, как патронаж.Это одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющими установить и поддерживать длительные связи с семьёй, своевременно выявляя её проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.
В нашей стране патронажный опыт работы существует и реализуется педиатрическими службами, территориальными центрами социального обслуживания пенсионеров и инвалидов. Но медицинские и хозяйственно-бытовые услуги не исчерпывают возможностей патронажа. В его рамках могут осуществляться различные виды образовательной, психологической, посреднической помощи, поэтому посещение семьи на дому является неотъемлемой формой работы социального педагога.
Патронаж даёт возможность наблюдать семью в её естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Следует учитывать, что проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов:
- принципа самоопределения семьи,
- добровольности принятия помощи,
- конфиденциальности.
Поэтому следует находить возможность информировать семью о предстоящем визите и его целях.
Патронаж может проводиться со следующими целями:
- диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
- контрольные: оценка состояния семьи и ребёнка, динамика проблем (если контакт с семьёй повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и др.;
- адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи.
Иной подход допустим в отношении асоциальных семей. В этом случае социальный педагог, исходя из интересов ребёнка, совместно с правоохранительными органами ведёт открытый контроль за ходом реабилитационных мероприятий, оказывает необходимое директивное воздействие в случае низкой реабилитационной активности семьи, в том числе прибегает к карательным мерам, выступая, например, инициатором лишения родителей прав на воспитание ребёнка.
Патронажи могут быть единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы (долгосрочной или краткосрочной) с данной семьёй.
С запланированной периодичностью проводятся патронажи семей, имеющих конкретные проблемы. Например, неоднократно посещаются семьи, воспитывающие детей-инвалидов первого года жизни. Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их.
Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы. Консультирование, по определению, предназначено, в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.
Социальный педагог, работая с семьёй, может использовать наиболее распространённые приёмы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини-тренинг и пр. при этомконсультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи – образовательные, психологические, психолого-педагогические.
Если семья не является инициатором взаимодействия с социальным педагогом, консультирование может проводиться в завуалированной форме. Конечная цель консультационной работы – с помощью специально организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить её реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребёнку.
Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьёй (семьями) – тренинги.
Социально-психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Надо отметить, что в настоящее время тренинг перестал быть областью практической психологии, заняв достойное место в социальной педагогике, системе образования. Тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой работы и является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования родителей. Эта проблема не теряет своей актуальности в течение последних десятилетий. Особенно остро она стоит в отношении родителей тех детей, которые имеют проблемы психического, физического, социального отклонения от нормы.
Образовательные тренинги, не получившие пока должного распространения в нашей стране, должны быть направлены прежде всего на развитие умений и навыков, которые помогают семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия. Среди таких навыков надо выделить:
- коммуникационные умения и навыки: умение «активного слушания», представляющее собой безоценочную реакцию, которая свидетельствует о том, что родители заинтересованно слушают и понимают своего ребёнка; отработку приёма «Я – сообщения», выражающего личную обеспокоенность родителя возможными последствиями действий ребёнка, и др.;
- психогигиенические приёмы преодоления стрессовых ситуаций: повседневной саморегуляции, оказания психотерапевтического воздействия на ребёнка и др.;
- психолого-педагогические приёмы: приёмы раннего развивающего обучения, модификации поведения ребёнка, игротерапии и др.
Групповые методы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе.
Вышеописанные методы: консультативная беседа, образовательный тренинг – являются универсальными, т.е. используются в долгосрочных и краткосрочных формах работы.