Деятельность социального педагога по работе с семьёй
Объектом воздействия социального педагога может быть ребёнок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив. Деятельность социального педагога с семьёй включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую. Рассмотрим последовательно каждую из составляющих.
Образовательнаясоставляющая включает в себя 2 направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих в семье проблем и формирование педагогической культуры родителей.
К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся: недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания; отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи; слепая любовь к ребёнку; чрезмерная строгость; перекладывание забот о воспитании на образовательное учреждение; ссоры родителей; применение физических наказаний и др.
Поэтому деятельность социального педагога предусматривает проведение широкого просвещения родителей. Наряду с передачей родителям соответствующих знаний, социальный педагог может организовать ещё и практические занятия, помогающие повысить социальный статус семьи.
Помощь в воспитаниипроводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путём их консультирования, а также с ребёнком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях её укрепления и наиболее полного использования её воспитательного потенциала.
Социальному педагогу при оказании помощи семье необходимо разобрать с родителями применяемые в их семье методы воспитания и помочь определить наиболее адекватные. Методы семейного воспитания можно разделить на две группы. Первую группу методов составляют методы повседневного общения, делового доверительного взаимодействия и взаимовоздействия. Эта группа методов включает в себя:
· метод уважения детской личности,
· метод убеждения.
Социальный педагог должен показать родителям, через какие приёмы могут реализовываться эти методы. Ими могут быть:
- обсуждение разнообразных вопросов жизни в доверительном разговоре,
- понимание,
- доверие,
- побуждение,
- сочувствие,
- предостережение,
- критика.
Вторую группу методов составляют методы педагогического и психологического воздействия воспитателя на личность ребёнка в целях коррекции его сознания и поведения. Этими методами родители могут пользоваться только тогда, когда у ребёнка возникают какие-либо проблемы. Данная группа методов включает в себя:
· метод обращения к сознанию,
· метод обращения к чувству,
· метод обращения в воле и поступку.
Социальный педагог также должен показать через какие приёмы реализуется эта группа методов. Обращаться к сознанию ребёнка можно через:
- пример,
- разъяснение,
- возбуждение психологического состояния радости,
- актуализацию мечты,
- снятия напряжения в отношениях.
К чувствам ребёнка обращаются через обращение к совести, чувству справедливости, эстетическому чувству, к самолюбию состраданию и милосердию, страху и бесстрашию, отвращению и брезгливости. Обращение к воле и поступку требует от педагога внушения, упражнения, поощрения, наказания.
Таким образом, подсказанная родителям система методов и приёмов в воспитательном процессе должна быть трансформирована, воплощена в реальные отношения, которые образуют воспитательную среду, комфортную для всех членов семьи(1,стр 223).
Существенные проблемы в семье могут быть связаны с неправильно подобранными тактиками семейного воспитания, тогда социальный педагог поможет осознать особенности таких негативных тактик, как:
- диктат,
- опека,
- конфронтация,
- мирное сосуществование и помочь овладеть позитивной тактикой семейного воспитания – тактикой сотрудничества.
Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя два компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию.
Поддержка направлена на создание благоприятного климата в семье в период кратковременного кризиса. Наиболее эффективна эта работа, когда помощь семье оказывается комплексно: социальный педагог определяет проблему, анализируя межличностные отношения семьи, положение ребёнка в семье, отношение семьи с обществом; психолог выявляет те психические изменения каждого члена семьи, которые приводят к конфликтам; психиатр или психотерапевт проводит лечение.
Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребёнком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. К такому виду насилия относятся:
- запугивание,
- оскорбление ребёнка,
- унижение его чести и достоинства,
- нарушение доверия.
Цель социально-педагогической коррекции заключается в том, чтобы помочь членам семьи узнать, как они взаимодействуют друг с другом, а затем помочь узнать, как сделать это взаимодействие более конструктивным.
Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.
Помощь в организациинаправлена наорганизацию семейного досуга, включающего в себя: организацию благотворительных аукционов, клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, клубов знакомств, летнего отдыха и др.
Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребёнка в ней. Такими проблемами могут быть: передача ребёнка на воспитание в приёмную семью, усыновление ребёнка, помещение детей в приюты.
Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем которые существуют внутри семьи. Такая помощь оказывается любому члену семьи, в том числе и детям, с которыми плохо обращаются или о которых не заботятся. Как крайнюю меру этот вид помощи предусматривает рекомендации на лишение родительских прав, передачу ребёнка в интернатные учреждения.
Таким образом, социальный педагог при работе с семьёй выступает в трёх основных ролях:
Советник –информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
Консультант –консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник- защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое обращение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.