Знаковые места Лодейнопольского района по степени значимости
1. Жители Петербурга
2. Жители Москвы
3. Пенсионеры
4. Ветераны
5. Туристы-школьники
6. Иностранные туристы
7. Родители с детьми школьного возраста
8. Молодежь
Образная формула территории Лодейнопольского района.
Образ «Бабочки над заливом» подходит к содержанию знаковых мест территории и нашего района. Зеленый цвет - это наши леса и поля. А голубой- оттого, что водной глади много. Про любую реку или озеро нашего района можно рассказать целую историю. Это образ Ленинградской области- это наша территория.
Предлагаем включить в разработку образной формулы территории района эти цвета, которые могут обозначить и красоту наших рек, и тихие озера, бескрайние леса.
Слоган территории Лодейнопольского района
Предлагаем несколько вариантов на обсуждение:
1. Лодейнопольский район - красоты эталон!
2. Лодейнопольский край - почти что рай!
3. Любим - значит бережем
4. Вы полюбите его всем сердцем
5. Все краски природы
6. Район, в котором хочется жить
7. Чем богаты, тем и рады
8. История-это мы
9. Лодейнопольский район - доступен каждому
10. Жизнь на всех парусах
Мифологическая характеристика Лодейнопольского района.
Лодейнопольский район - это земля с древней историей, населяют ее коренные народы: вепсы - древний народ, потомки племени весь, коренные жители северо-западных земель - карелы, русские. История этих народов насчитывает не одно тысячелетие. Жизнь этих народов зависела от леса. Поэтому особенно сильна была их вера в лесных духов. Исследователи отмечают глубокую связь вепсской фольклорной традиции с карельским и русским фольклором. В литературных источниках существует много примеров мифов, сказок, причитаний, обрядов этих народов. Это и мифы о сотворении мира, мифы о происхождении огня, предания о духах природы, домашних духах, растениях, животных и птицах.
В самом центре Лодейного Поля растёт раскидистый молодой дуб, дедушка которого когда-то помог царю Петру построить самый главный корабль.
Назывался этот большой красавец - парусник с головой льва на носу - “Штандартом”. Царь Пётр сам путешествовал на “Штандарте”.
И много раз, из своих двадцати восьми пушек, отгонял врагов от земли русской этот корабль. А ствол Старого Дуба стал главной частью знаменитого корабля.
А дедушка этого дуба помнил страшных морских разбойников - викингов.
В те времена, когда он был ещё маленьким жёлудем, его дедушка - древний-предревний дуб рассказывал удивительные истории о здешней земле. Обо всём этом теперь рассказывает своим детям, маленьким желудям, его пра-пра-правнук - молодой раскидистый дуб, что растёт в самом центре Лодейного Поля.
Мне посчастливилось услышать некоторые истории...
Свирь
Давным-давно это было...
Так давно, что и не помнит никто из старых деревьев. Здешняя земля была пустынна и холодна. Лишь одна-единственная берёза возвышалась среди невысоких холмов, камней и множества озёр. Издалека занёс её семя сильный южный ветер, а братьев и сестёр растерял по дороге. Много лет росла берёза в полном одиночестве. Когда появлялся южный ветер, она всё расспрашивала его о жизни своих родных, и умоляла:
-Ветер мой теплый, ветер мой добрый, принеси ты ко мне семена родни! Тяжко мне одной-одинёшенькой в этом северном краю! Не с кем пошептаться, ветками поиграться!
-Что ты, милая! Не хотят твои родные отпускать детей и внуков в суровые края. Жалеют тебя, но ничем не могут помочь. Да всё меня упрекают, что забросил тебя в такую даль.
Был раньше у берёзы ствол белый-белый, но с каждым годом становилось на нём всё больше черных следов от слёз. Долго ли, коротко так продолжалось, но однажды обратилась берёза к самому солнцу:
-Солнышко золотое! Помоги мне горемычной, иссуши мои веточки своим жаром, запали мое тело белое своим огнём! Не могу я больше страдать! Не могу одна средь молчаливых камней стоять!
Сжалилось солнце над берёзой, но жечь не стало.
Позвало на помощь сильный восточный ветер. Дунул он со всей своей мочи и повалил громадное дерево. И столько в берёзе накопилось слёз за многие годы, что, как только коснулась она своей кроной земли, произошло чудо.
Превратилось крона в широкое и глубокое озеро, да такое ладное, что назвали его потом Ладогой. Корни берёзы стали другим озером - раздольным и шумным. Прозвали его Онегой, что на древнем языке означает "громкое”. А ствол берёзы превратился в широкую извилистую реку.
Каномка и Луданка
Долго ли, коротко ли текла матушка Свирь в одиночестве, да захотелось ей поискать родню, позвать её в свой северный край. Отправила она во все стороны своих детушек с наказом - принести семян от разных деревьев.
Речка Важинка прибежала первой и подарила матери Свири семена родных берёз. Второй явилась сестра её, Яндеба, с семенами ольхи и ивы. А Янега принесла детей трепетной осины. Две подружки Шамокша с Шоткусой примчались с шишками ели и сосны.
А пока они все путешествовали - растеклись и слухи о Свири далеко вокруг с ручейками да притоками. И явились к ней бабушка Оять с желудями дуба и сестрица её младшая, Паша, с семенами благородной лиственницы.
Минуло несколько зим, и покрылись берега Свири живым зелёным одеялом. Прилетели в леса разные птицы, прибежали лесные звери, приползли всякие букашки.
Радоваться бы, да любоваться реке такому разнообразию, но прослышала она от одной залетной птахи, что среди дремучих лесов, на высоких-высоких холмах, с которых видны дали необозримые, есть чудесное озеро Кулеш. Что означает это странное слово, никто не знал, но вода из этого озера даёт великую силу - силу жизни.
Вот и послала Свирь свою младшую дочь Луданку в неблизкий путь и велела искать самый высокий холм.
Тяжко было маленькой Луданке. Волну за волной гнала она, преодолевая подъемы и подмывая валуны. А когда совсем выбилась из сил, решила пробиваться между горушек да холмов. Долго петляла маленькая Луданка в поисках заветного озера, но так и не нашла его. Заблудилась в большом болоте совсем недалеко от него. Стыдно было возвращаться ей с пустыми руками, поэтому речушка принесла Свири болотную воду и сказала со вздохом:
Долго я искала заветное озеро Кулеш, но так и не нашла его. Зато принесла чистой болотной воды. Может, она тебя, матушка, успокоит?
Спасибо, доченька, и на том, - отвечает ей ласковая Свирь. - Пусть все мои дочери отныне несут мне болотную воду, чтоб не кончались мои речные силы, чтобы вольготно жилось всем моим подводным подданным.
Прошло время, и вновь захотелось Свири найти чудесное озеро Кулеш. Послала она в неблизкий путь дочь свою прилежную Каномку.
Тяжело пришлось и Каномке. Волну за волной гнала она, преодолевая подъемы и подмывая валуны, долго петляла среди горушек да холмов. Вот-вот, казалось, иссякнут её водяные струи - и скатится бедная обратно к Свири.
Но была она дочерью послушной и усердной. Добралась Каномка до большого болота, в котором заблудилась Луданка, однако рисковать не стала. Увидела поблизости несколько диких кур и спросила:
-Не знаете ли вы, пестрые подружки, где чудесное озеро Кулеш?
Куры ей дорогу и указали. Принесла Каномка матушке заветную воду и
рассказала, как удалось её отыскать. С той поры и прозвала её Свирь в память о птицах куриной рекой. А маленькую Луданку - каменистой, так как хватило ей сил преодолевать валуны да камни.
Вода из озера Кулеш, и правда, оказалась чудодейственной. Благодаря ей матушка Свирь создала людей. Но это - уже другая история...
Про указ царя Петра
Много ещё воды утекло в великое Ладожское озеро. Забыли дети берёзы странника, научившего их мудрости, но берегли чудесные храмы с крестами и звонили в бронзовые колокола, чтобы отпугнуть ворон и прочие напасти. На высоком берегу матушки-Свири они построили уютный город и назвали его Лодейнополь. Мастера этого города делали самые надежные и красивые лодьи для рыбаков и купцов. По всему свету плавали их лодьи, выдерживая и огромные волны, и сильнейшие ветра.
Но однажды нашли чёрной тучей вражьи полчища и сожгли ладный город Лодейнополь. Погибли в огне чудесные храмы, разбиты были врагами колокола. Многих детей берёзы враги увели в плен, многих убили, и лишь немногие жители Лодейнополя спаслись в дремучих лесах. Перестали с той поры дети берёзы строить дома на берегах матушки Свири, боясь новых нападений. Заросли поля густыми лесами, лишь дикие звери да охотники облюбовали опустевшие берега.
Но однажды появился в здешних краях сам русский царь Пётр. Удивительный был царь. Перетащил посуху через непроходимые болота свои лодьи с Белого моря и на них добрался до матушки-Свири. Она ему очень полюбилась: и глубока, и сильна, и лесами корабельными обильна. Давно искал он место, чтобы было оно и сердцу его любо, и для постройки больших кораблей пригодно. А как узнал царь Пётр от охотников про город Лодейнополь и крепкие дубовые лодьи его мастеров, так сразу и решил именно здесь строить военные корабли, чтобы защитить русскую землю от вражьих нашествий.
Услышал царь и легенду о том, что деревня Мокришвицы раньше называлась Мухвари Свистос, что означает место храбрых. Но никто из людей уже не помнил, откуда появилось такое Название. Только один знахарь, понимающий язык деревьев и трав, подвёл царя Петра к старому дубу, который всё и рассказал. Подивился царь истории одинокой берёзы и её несчастных детей. Встревожился он, узнав о диком пиве. Поэтому первым делом Пётр повелел построить великолепный высокий храм с крестом и с бронзовыми колоколами, чтобы прогнать чёрных ворон и другую нечисть.
Так под звон колоколов и началась великая стройка. Понаехало на берега матушки-Свири всякого народа, даже такого, что языка русского совсем не знали, зато были лучшими корабельными мастерами. А лучшими плотниками были дети берёзы, слушались их родные деревья, сами принимали нужную форму. Перво-наперво стали строить мастера из наилучших дубов и лиственниц царский корабль - фрегат, который назвали “Штандарт". Поставили на этом корабле три мачты и установили двадцать восемь пушек. А вместе с ним и другие корабли построили и вооружили. Один из них даже назвали в шутку «Пивоносителем», чтобы увёз он дикое пиво обратно его недобрым создателям.
А деревья в благодарность старались отдать все свои соки. По ведру смолы набегало от каждого пня с корнями, по десять вёдер - от каждого кривого дерева. Хорошо смолились корабли, долго не давали течи, оберегая моряков
Доволен был царь Петр. В благодарность за помощь деревьев в постройке кораблей издал строгий указ о заповедных лесах.
Говорилось в этом указе; кто начнёт рубить ценные деревья, того казнить смертною казнью, а кто купит у таких людей срубленные дуб, ель или сосну, того велено бить кнутом и ссылать на каторгу.
Разрешалось людям по царскому указу рубить для домашних нужд только липу, явень, берёзу, осину и ольху.
Для кораблей нужна была смола. Чтобы понапрасну не губить хорошие деревья, царь Пётр приказал брать её только из пней, из корней да кривых деревьев. А деревья в благодарность старались отдать все свои соки. По ведру смолы набегало от каждого пня с корнями, по десять вёдер - от каждого кривого дерева. Хорошо смолились корабли, долго не давали течи, оберегая моряков.
Победил царь Пётр врагов на море благодаря своим кораблям. Спокойными стали берега матушки-Свири. Зажили мирно дети берёзы. А в том месте, где строились корабли, вместо леса образовалось огромное поле. И в память о городе Лодейнополе царица Екатерина Великая повелела назвать новый город на Свири Лодейным Полем.
Выводы
Материалы социологического исследования в Лодейнопольского районе Ленинградской области позволяют заключить:
1. Гордостью сувенирной промышленности района респонденты считают Оятскую керамику. В русских и вепсских деревнях на реке Оять издавна было развито гончарное дело, которое в настоящее время возрождено и развивается.
2. В качестве характерного для района хлебобулочного продукта респонденты указали знаменитые «калитки», что отражает возрастание интереса к традиционной культуре вепсской и угро-финской культуре.
3. Знаковыми культурно-историческими объектами района респонденты назвали Мемориальный парк «Свирская победа» и Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь. Александро-Свирский монастырь – одна из старейших православных обителей на севере российского государства, основанная святым Александром Свирским. Этот, а также Введено-Оятский и Покрово-Тервенический монастыри представляют значительный интерес для внутреннего и въездного туризма.
4. Культурным героем района респонденты назвали Петра Первого, который в 1702 году основал в Лодейном Поле судостроительную верфь, а в 1703 году на верфи были построены первые фрегаты русского балтийского флота.
5. В логотип района респонденты чаще других предлагают внести изображения медведя, лося, и волка, а также сосны, ели и белого гриба. Эти данные свидетельствуют о лесном богатстве района и должны учитываться специалистами в области рекреационного туризма (охота, фотоохота, рыбалка, лесные прогулки и др.).
6. Наиболее емкими фразами для создания туристского слогана респонденты считают:
-«Здесь при Петре трудами наших дедов для Балтики рубили корабли»;
-«Морские Русь готовила победы в Лодейном поле на реке Свири»;
-«Лодейное Поле – родина Балтийского флота».
7. Респонденты с большой долей уверенности считают цвета герба района (синий и желтый) соответствующими его имиджу. Судоходство и по сей день определяет туристскую специфику района. Вместе с тем, образ района ассоциируется у респондентов с синим и зеленым цветами, что характеризует 2 основные природные доминанты – воду и лес. Указания на явное доминирование природоориентированных и рекреационных ресурсов в ответах респондентов свидетельствует о необходимости развития этих видов туризма.
8. Географическое положение района на озерно-речных и наземных путях (судоходная река Свирь связывает Онегу, Ладогу, Белое и Балтийское моря; по территории района проходят Октябрьская железная дорога и федеральная автотрасса "Кола") является важнейшим аргументом для увеличения туристских потоков.
5.Подпорожский муниципальный район Ленинградской области |
Характеристика выборки
Выборочная совокупность в Подпорожском муниципальном районе составила 104 опрошенных, среди которых 48,4% составили мужчины, 51,6%- женщины (рисунок 5.1).
Рисунок 5.1– Гендерное распределение респондентов (в %) в социологической выборке жителей Подпорожского района.
Образовательный состав респондентов Подпорожского района выглядит следующим образом: 86,3% ответивших имеют высшее и незаконченное высшее образование, 10,8% респондентов имеют среднее образование (рисунок 5.2)
Рисунок 5.2– Распределение респондентов по образовательному уровню в
социологической выборке жителей Подпорожского района.
Возрастное распределение опрошенных следующее: группа респондентов от 20 до 40 лет составляет 45,5%, старше 40 лет – 53,5%. Младшая возрастная группа занимает 1% выборочной совокупности (рисунок 5.3).
Рисунок 5.3– Возрастное распределение респондентов в социологической выборке
жителей Подпорожского района.
В исследуемой выборке 91,2% опрошенных проживают в Подпорожском муниципальном районе свыше 15 лет (рисунок 5.4).
Рисунок 5.4– Распределение респондентов по срокам проживания в Подпорожском муниципальном районе.
Экономические ресурсы
Подпорожский муниципальный район — муниципальное образование в северо-восточной части Ленинградской области. Плотность населения составляет 4,1 человека/км², плотность же сельского населения — лишь 0,7 человека/км². По последнему показателю район занимает последнее место в Ленинградской области и по принятой в современной общественно-географической литературе классификации, относится к незаселённым территориям.
С точки зрения респондентов (рисунок 5.5) основу экономики Подпорожского района составляет лесозаготовительная промышленность, что обусловлено значительностью запасов древесины на его территории. Эксплуатационный фонд лесов Подпорожского района составляет 30-35 млн м³.
Рисунок 5.5.Распределение частоты ответов на вопрос «Назовите три вида
промышленной продукции, которую можно считать гордостью Вашего района?».
65% респондентов отмечают важным для экономики производство железобетонных мостовых конструкций. ОАО «Подпорожский завод мостовых железобетонных конструкций» – единственное в Северо-Западном регионе предприятие, выпускающее мостовые железобетонные конструкции. Последним уголком социализма называют МЖБК, сохранившим традиции наперекор времени. Подпорожский завод МЖБК - почти ровесник города Подпорожья, ставшего лучшим местом для завода, который должен был обеспечивать железобетонными конструкциями будущие стройки Северо-Запада. Запасы щебня и песка, транспортные артерии и новая мощная гидроэлектростанция – Свирская ГЭС – создавали для него идеальные условия.
Логотип завода – двутавровая железобетонная мостовая балка синего цвета может войти в состав композиции логотипа района, наравне с элементами герба города и района
Около половины респондентов (45%), принявших участие в опросе, считают гордостью своего районаэлектроэнергетику — на р. Свирь расположена Верхнесвирская ГЭС мощностью 160 тыс. кВт, построенная в 1938-1952 гг. Однако, вклад местной промышленности в областное производство крайне незначителен — на долю района приходится менее 1 % промышленного производства Ленинградской области.
Гордостью своего района (рисунок 5.6) респонденты считают лесозаготовки (30,5%), железобетонные конструкции (29,6%) и электроэнергию (20,8%). Главное богатство района – его леса, что не могло не сказаться на специфике его культурных ресурсов: это деревянное зодчество. Из 37 памятников культуры района 90% - это деревянные церкви, которые являются объектами туристского интереса. Крест в виде ромба в гербе района символизирует богатые архитектурные традиции деревянного зодчества Присвирского края.
Рисунок 5.6.Структура частоты ответов на вопрос «Назовите три вида промышленной продукции, которую можно считать гордостью Вашего района?».
86% респондентов не могут назвать сельскохозяйственную продукцию, которую можно считать гордостью района (рисунок 5.7). Данный ответ респондентов указывает на доминирование среди природных ресурсов лугов над пахотными землями и соответственно – развитие мясомолочного животноводства (рисунок 5.8).
Рисунок 5.7.Распределение частоты ответа на вопрос «Назовите три вида
сельскохозяйственной продукции, которую можно считать гордостью Вашего района?».
Рисунок 5.7.Распределение частоты названной продукции при ответе на вопрос
«Назовите три вида сельскохозяйственной продукции, которую можно считать
гордостью Вашего района?».