Методы обработки и анализа полученной нформации

В данной работе основным методом обработки и анализа полученной информации являлся дескриптивный анализ – систематизация эмпирических данных, их наглядное представление в форме графиков-гистограмм и частотных таблиц, а также их количественное описание и содержательная интерпретация.

В настоящее время основной трудностью осуществления массовых обследований является организация процедуры получения, обработки и анализа разноплановой информации у больших контингентов испытуемых. «Ручной» способ обработки данных в силу своей трудоемкости и ненадежности за последние десятилетия в практике массовых обследований последовательно был вытеснен: а) автоматическим считыванием графической информации ЭВМ с бланков в виде макетированных перфокарт; б) использованием компьютерных классов для группового компьютерного тестирования; в) применением автоматизированных рабочих мест с комплексом специальных «зашитых» программ для компьютерного ввода результатов исследований как с помощью клавиатуры, так и с помощью сканера (аппаратно-программных комплексов); г) использованием открытых высокоточных систем потокового ввода больших объёмов разноплановых данных с бумажных и электронных носителей с возможностью дистанционной обработки и передачи данных по сети интернет.

Наш более чем 20-летний опыт работы в сфере массовых полевых обследований показывает, что наиболее надежным и оптимальным способом потокового ввода больших объёмов данных на сегодняшний день является использование одной из лучших в мире технологий распознавания ABBYY FormReader (Flexi Capture Engine) - системы автоматизированного ввода форм, заполненных от руки с применением технологии ICR (Intelligent Character Recognition). Неоспоримыми преимуществами данной системы являются: 1) 10-кратное уменьшение времени на ввод данных с бумажных форм; 2) 20-кратное повышение точности итоговых данных благодаря заслужившим признание во всём мире технологиям распознавания ABBYY (OCR, ICR and OMR/Barcode) и 98% уровень корректного распознавания рукописных символов; 3) возможность использования на локальной рабочей станции и интеграции функций FormReader во внешние приложения; 4) способность обрабатывать любые типы форм, соответствующие простым требованиям машиночитаемости; 5) распознавание печатного текста (OCR), текста, написанного печатными буквами от руки (ICR) с уровнем корректного распознавания 98%, а также меток (OMR) и штрих-кодов (OBR); 6) отсутствие потребности во вмешательстве оператора на этапах сканирования и распознавания; 7) возможность проверки оператором символов, относительно которых у системы распознавания сложилось несколько гипотез; 8) трехступенчатая технология верификации – групповая, контекстная и "в форме", позволяющая подобрать оптимальный вариант проверки для каждого типа данных и гарантировать высокую их достоверность; 9) возможность экспорта подтверждённых данных (результатов ввода) в файлы форматов Microsoft Excel, TXT, DBF, CSV, в базы данных или информационную систему; сохранения изображений в виде pdf-файлов; 10) сведение к нулю влияния человеческого фактора оператора с абсолютным исключением "позиционных" ошибок; 11) автоматический контроль результатов распознавания вводимых данных с помощью готовых или задаваемых правил проверки, сверок по словарям и базам данных, правил контроля сумм и др.; 12) возможность автоматизировать весь процесс ввода, обработки и экспорта данных с бумажных носителей в файл или базу данных; 13) высокая производительность, позволяющая силами одного сотрудника вводить ежедневно от 500 до 1000 страниц в зависимости от сложности формы и аппаратной конфигурации (наличие скоростного сканера позволяет сканировать не менее 10 страниц в минуту).

Использование открытых высокоточных систем потокового ввода данных позволяет осуществлять массовые социологические и психодиагностические обследования традиционным путем, используя брошюрные варианты тестов и специальные регистрационные бланки для автоматизированной обработки с использованием сканера. Предпочтительное использование бумажных носителей информации кроме экономического (нет необходимости в наличии специальных компьютерных классов для тестирования) и методологического (нет необходимости в проведении обязательной специальной рестандартизации тестовых методик, используемых в компьютерном варианте), имеет еще и важный для ситуации скрининга и мониторинга правовой аспект, связанный с заполнением испытуемыми бланковых форм от руки и наличием личной подписи кандидата, что особенно актуально при возникновении и рассмотрении различного рода юридических коллизий.

В настоящем исследовании перевод первичных эмпирических материалов в электронную базу данных осуществлялся с использованием технологии распознавания ABBYY FormReader. В последующем с помощью компьютерной программы статистической обработки SPSS Statistics полученные данные были систематизированы и структурированы.


методы обработки и анализа полученной нформации - student2.ru 1. Кингисеппский муниципальный район Ленинградской области

методы обработки и анализа полученной нформации - student2.ru

Характеристика выборки

Выборочная совокупность в Кингисеппском муниципальном районе составила 100 опрошенных, среди которых 17,3% составили мужчины, 82,7% - женщины (рисунок 1.1).

методы обработки и анализа полученной нформации - student2.ru

Рисунок 1.1– Гендерное распределение респондентов в социологической выборке жителей Кингисеппского района.

Образовательный состав респондентов выглядит следующим образом: 76,77% ответивших имеют высшее и незаконченное высшее образование (из них - 1,01% имеют учёную степень), 18,18% респондентов имеют среднее и неполное среднее образование (рисунок 1.2)

методы обработки и анализа полученной нформации - student2.ru

Рисунок 1.2– Распределение респондентов по образовательному уровню в социологической выборке жителей Кингисеппского района.

Возрастное распределение опрошенных следующее: группа респондентов от 20 до 30 лет составляет 19%, от 30 до 40 лет – 29%, старше 40 лет – 40%. Младшая возрастная группа занимает 12% выборочной совокупности (рисунок 1.3).

методы обработки и анализа полученной нформации - student2.ru

Рисунок 1.3– Возрастное распределение респондентов в социологической выборке жителей Кингисеппского района.

В исследуемой выборке 84% опрошенных проживают в Кингисеппском муниципальном районе свыше 15 лет (рисунок 1.4).

методы обработки и анализа полученной нформации - student2.ru

Рисунок 1.4– Распределение респондентов по срокам проживания в Кингисеппском муниципальном районе.

Экономические ресурсы

Современное развитие территорий невозможно без производимой на них промышленной и сельскохозяйственной продукции. Не только объемы продукции, но и ее качество являются для проживающего населения своеобразным социально-экономическим барометром, т.е. брендом района. Экономический потенциал района играет большую роль и в его туристской привлекательности. В этой связи жителям Кингисеппского района было предложено назвать три наиболее известных вида промышленной продукции, производимой в их районе. Ответы распределились следующим образом: подавляющее большинство (90%) назвали минеральные удобрения, производимые на ОАО «Фосфорит». Далее следуют строительные материалы. Их назвали 25% участников исследования. Декоративную стеклотару (стекольная промышленность) отметили 21% респондентов (рисунок 1.5).

методы обработки и анализа полученной нформации - student2.ru Рисунок 1.5.Распределение частоты ответов на вопрос «Назовите три вида промышленной продукции, которую можно считать гордостью Вашего района?».

Следует особо отметить, что структура частоты ответов на вопрос: «Назовите три вида промышленной продукции, которую можно считать гордостью Вашего района» представлена следующим образом: на первом месте находятся минеральные удобрения (49,7%), на втором – строительные материалы (13,8%), третье место занимает декоративная стеклотара – 11,6% (рисунок 1.6).

методы обработки и анализа полученной нформации - student2.ru

Рисунок 1.6.Структура частоты ответов на вопрос «Назовите три вида промышленной продукции, которую можно считать гордостью Вашего района?».

В экономические задачи района, связанные с развитием туризма входит удовлетворение туристских потребностей в сувенирной продукции и других предметах туристского спроса. Из всех названных респондентами видов производимой продукции можно выделить производство декоративной стеклотары, которая вполне могла бы быть использована в сувенирной отрасли. Имидж региона как туристского центра может страдать от производств экологически вредной продукции.

По основным видам сельскохозяйственной продукции (рисунок 1.7) в лидирующую тройку вошли - мясная, овощная и молочная продукция (79%, 74% и 59%, соответственно).

В структуре ответов, касающихся сельскохозяйственной продукции (рисунок 1.8), первое место принадлежит мясной продукции. Ее назвали 26,9% респондентов. При этом среди населения района наиболее известными являются колбасные изделия местного производства. Так считают 91,5% респондентов, принявших участие в опросе (рисунок 1.9). На втором месте находится овощная продукция (рисунок 1.10). В этой группе продукции наиболее часто респонденты называют морковь (70,3%), свеклу (15,0%) и капусту (9,5 %). Третье место принадлежит молочной продукции (указали 20,1% от числа опрошенных).

методы обработки и анализа полученной нформации - student2.ru

Рисунок 1.7.Распределение частоты ответов на вопрос «Назовите три вида сельскохозяйственной продукции, которую можно считать гордостью Вашего района?».

методы обработки и анализа полученной нформации - student2.ru

Рисунок 1.8.Структура частоты ответов на вопрос «Назовите три вида сельскохозяйственной продукции, которую можно считать гордостью Вашего района?».

методы обработки и анализа полученной нформации - student2.ru

Рисунок 1.9.Структура частоты ответов по блоку «Мясная продукция».

методы обработки и анализа полученной нформации - student2.ru

Рисунок 1.10.Структура частоты ответов по блоку «Овощная продукция».

Из молочных продуктов чаще других были названы молоко и творог (69,62% и 27,9% соответственно), другая молочная продукция (2,53%) (рисунок 1.11).

методы обработки и анализа полученной нформации - student2.ru

Рисунок 1.11.Структура частоты ответов по блоку «Молочная продукция».

Близость Кингисеппского района к Финскому заливу (водным акваториям) позволяет его населению гордиться рыбной продукцией, в частности, добываемой миногой. Так считают 70,2% респондентов, принявших участие в данном эмпирическом исследовании (рисунок 1.12).

методы обработки и анализа полученной нформации - student2.ru

Рисунок 1.12.Структура частоты ответов по блоку «Рыбная продукция».

Развитие в последние годы гастрономического туризма предполагает возможности продвижения имиджа района как производителя пищевых продуктов. Среди названных продуктов на 1 место можно поставить миногу, которая могла бы войти в изображение логотипа района, делая его еще более привлекательным для гастрономического туризма.


Наши рекомендации