III. Этика и этикет письменного делового общения
Задание 7.Ответьте на вопросы:
-В чем заключаются этикетные нормы обращения, выражения просьбы, отказа, претензии?
-Если ответ на деловое письмо требует проработки вопроса в течение рабочей недели, как следует поступить?
-Каким должен быть объем делового письма?
-Каких формулировок следует избегать в официальной письменной речи?
Задание 8.Проанализируйте текст ответного письма с точки зрения соблюдения этических норм деловой коммуникации. Выделите слова и выражения, которые, с Вашей точки зрения, смягчают отказ. Прав ли автор, когда дает рекомендации, как поступить, к кому ещё обратиться? Верно ли, что в теме ответного письма указано «Коммерческое предложение», а не «отказ», «ответ» или что-то подобное?
Инициативное письмо:
Холдинг «Отель 2000» Главному менеджеру по работе с клиентами Е.Н. Казачихиной Коммерческое предложение Уважаемая Елена Николаевна! Продюсерский центр «Художники России» заинтересован в сотрудничестве на постоянной коммерческой основе с компаниями, имеющими авторитет в гостиничном бизнесе. Холдинг «Отель 2000» пользуется заслуженным успехом на рынке гостиничных услуг. Предлагаем Вам рассмотреть вопрос о создании площадок для проведения художественных выставок-продаж на территории гостиничных комплексов, относящихся к холдингу «Отель 2000». Участие вашей организации в мероприятиях продюсерского центра принесет объективную выгоду обоим партнерам. Со своей стороны мы можем предложить: профессиональные рекомендации по оформлению гостиничных комплексов на безвозмездной основе; скидки на приобретение картин для клиентов гостиниц холдинга; гибкие условия заключения договора с учетом ваших интересов и пожеланий. Приложения: 1. Фотокопии картин на 25 листах в 1 экз. 2. Рецензии на выставки «Художников России» на 20 л. в 1 экз. С надеждой на сотрудничество, директор продюсерского центра «Художники России» Д.С. Смирнов |
Ответное письмо:
Директору продюсерского центра «Художники России» Д.С. Смирнову Коммерческое предложение Уважаемый господин Смирнов! На Ваше исх. от 10.04.2012 № 5 сообщаю, что мы внимательно ознакомились с предложением и, к сожалению, вынуждены отказаться от него по причинам, изложенным ниже. Для обсуждения предложения созывалось специальное совещание руководящих работников компании, на котором была названа основная причина невозможности проведения выставок-продаж, организуемых продюсерским центром «Художники России», на территории гостиничных комплексов «Отель 2000». Согласно проведенным исследованиям, наши клиенты, как правило, люди с консервативными взглядами, у которых радикальное искусство современных художников вызвало бы резкое отторжение. Наша компания, заботящаяся о психологическом комфорте клиентов, не может себе такого позволить. С подобным предложением вам лучше обратиться к руководству сети гостиниц «Удивительный мир», которое в настоящее время разрабатывает новую концепцию обслуживания клиентов. С уважением, главный менеджер по работе с клиентами Е.Н. Казачихина |
Тема 9. Жанры служебных документов
Литература
1. Зверева Е.Н. Основы культуры речи. Теоретический курс. М., 2008. С. 158-159.
2. Русский язык и культура речи / Под ред. В. И. Максимова. М., 2000. Гл. X. Параграфы 1, 2.
I. Классификации документов
Задание 1. По каким основаниям выделены следующие группы документов? Приведите примеры документов каждой разновидности.
-документы для внутреннего пользования, документы для внешнего пользования;
-организационные, распорядительные, информационно-справочные.
-служебные и личные.
-линейная запись, трафарет; таблица; анкета; текст-аналог.
Задание 2. Охарактеризуйте с точки зрения места составления, функции, формы следующие жанры служебной документации: заявление, деловое письмо, личный листок по учету кадров.
Образец: Распоряжение – документ для внутреннего пользования, директивный, имеет форму текста-аналога.
Задание 3. Что должен знать и уметь человек, которому предстоит коммуникация в правовом поле? Будет ли она успешной, если что-то «сделано не так» (выбран не тот жанр, в документе отсутствует часть реквизитов и т.д.)? Какие шаги должен сделать человек, если он хочет попросить родственника продать свою машину, или защитить в суде свои законные права, или повлиять на решение какой-либо социальной проблемы (строить – не строить завод; закрывать – не закрывать детский дом и т.д.).