1.Дидактическая задача этапа | Глубоко и всесторонне проверить знания учащихся; выявив причины обнаружемных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональмыми приемами учения и самообразования. |
2. Содержание этапа | Проверка различными методами объөма и качества усвоения материала; проверка характера мышления учеников; проверка степөни сформированности общеучебных умений и навыков; комментирование отчетов учащихся; оценка ЗУН. |
3. Условия достижения положительных результатов | Использование самых различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая тестовой проверкой, которая дает возможность за 10-15 минут получить ответы всего класса на 10-20 вопросов. Постановка дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины осозңанности знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильних ответов на поставленные вопросы; создание атмосфөры важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе. |
4. Показатели выполнения дидактической задачи урока | Проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их ЗУН и указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся |
5.Требования к ЗУН | Обучающий характер опроса. Осознанность, полнота деятельности учащихся. Привлечение учащихся к исправлению ошибок. Объективность аргументированного ответа |
6. Ошибки, допу-скаемые при проверке ЗУН | Слабая активизация учащихся в процессе проверки. Отсутствие аргументов отметок |
4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
1.Дидактическая задача этапа | Организовать и направить к цели познаватөльную деятельность учащихся |
2. Содержание этапа | Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы |
3. Условия достижения положительных результатов | Предварительная формулировка учителем цели, оценка значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация этого в поурочном плане; умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть. Вариативность приемов сообщения учащимся цели на различных уроках |
4. Показатели выполнения дидактической задачи урока | Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока) |
Этап усвоения новых знаний
1. Дидактическая задача этапа | Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН |
2. Содержание этапа | Организация внимания; сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала учащимися |
3. Условия достижения положительных результатов | Использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта; использование приемов мышления (анализа, сравнения, абстра-гирования, обобщения, конкретизации). Постановка перед учащимися проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно. Актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся; словарная работа |
4. Показатели выполнения дидактической задачи урока | При использовании метода эвристической бөседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, при использовании компьютерной техники показателем зффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответоа и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также в оценке качества знаний учащимися на последующих этапах обучения |
5. Требования | Четкая постановка перед учащимися задач изучения новой темы, стимуляция интөреса к рассматриваемому вопросу. Обеспечение должной научности, доступности и систематичности изложения материала. Концентрация внимания на главном в изученном. Оптимальность темпа и системы методов изучения нового материала |
6.Способы активизации на уроке | Использование нестандартных форм и методов обучения. Высокая степень самостоятельности при изучении нового материала. Использование ТСО и средств наглядности |
7. Ошибки, допус-каемые при реализации | Нет четкости в постановке задач, не выделено главное, не систематизирован и не закреплен материал, не связан с ранее изученным. Используется недоступный для учащихся уровень изложения |
Наши рекомендации