В результате изучения астрономии ученик должен
Знать/понимать
· смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, горизонтальную и экваториальную систему координат, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;
· определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;
· смысл работ: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Барнарда, Фридмана, Эйнштейна;
· формулировки законов: Кеплера, Ньютона, Хаббла, Доплера.
Уметь:
· использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
· приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
· применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни;
· осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
· владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, и профессионально-трудового выбора.
Выпускник сможет:
• решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные задачи);
• использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
• использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
• использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
• использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
С точки зрения формирования универсальных учебных действий в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник научится:
• формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
• восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
• отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
• оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для достижения поставленной цели;
• находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
• вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
• самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
• адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
• адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
• адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- нахождения светил на небе, используя карту звездного неба;
- ориентации на местности;
- определения времени по расположению светил на небе.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Астрономия, ее значение и связь с другими науками
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Практические основы астрономии
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца.
Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.
Солнце и звезды
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Строение и эволюция Вселенной
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название раздела, темы раздела | Количество часов | Характеристика основных видов деятельностиучащихся (на уровне учебных действий) |
Введение | ||
Предмет астрономии. Наблюдения — основа астрономии | –Поиск примеров, подтверждающих практическую направленность астрономии; –Применение знаний, полученных в курсе физики, для описании устройства телескопа. Характеристика преимуществ наблюдений, проводимых из космоса | |
Практические основы астрономии | ||
С.р. «Небесная сфера». Звезды и созвездия | Подготовка презентации об истории названий созвездий и звезд. | |
Небесные координаты и звездные карты | –Применение знаний, полученных в курсе географии, о составлении карт в различных проекциях | |
С.р. «Небесные координаты» Решение задач «Работа с подвижной картой звездного неба» | –работа со звездной картой при организации и проведении наблюдений | |
Видимое движение звезд на различных географических широтах | –Характеристика отличительных особенностей суточного движения звезд на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли | |
Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. | –Характеристика особенностей суточного движения Солнца на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли | |
Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. | –Изучение основных фаз Луны. Описание порядка их смены; –анализ причин, по которым Луна всегда обращена к Земле одной стороной; –описание взаимного расположения Земли, Луны и Солнца в моменты затмений; –объяснение причин, по которым затмения Солнца и Луны не происходят каждый месяц | |
Время и календарь. | –Подготовка и презентация сообщения об истории календаря; –анализ необходимости введения часовых поясов, високосных лет и нового календарного стиля | |
Контрольная работа «Введение. Практические основы астрономии» | —Применять знания к решению задач (вычислительных, качественных, графических) на уровне оперирования следующими интеллектуальными операциями: понимание, применение, анализ, синтез, оценка, обобщение, систематизация | |
Строение Солнечной системы | ||
Развитие представлений о строении мира. | –Подготовка и презентация сообщения о значении открытий Коперника и Галилея для формирования научной картины мира; –объяснение петлеобразного движения планет с использованием эпициклов и деферентов | |
Конфигурации планет | –Описание условий видимости планет, находящихся в различных конфигурациях; –решение задач на вычисление звездных периодов обращения внутренних и внешних планет | |
Законы Кеплера | –Анализ законов Кеплера, их значения для развития физики и астрономии; –решение задач на вычисление расстояний планет от Солнца на основе третьего закона Кеплера | |
Движение небесных тел под действием сил тяготения | –Решение задач на вычисление массы планет; –объяснение механизма возникновения возмущений и приливов; –подготовка и презентация сообщения о КА, исследующих природу тел Солнечной системы | |
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе | –Решение задач на вычисление расстояний и размеров объектов; –построение плана Солнечной системы в масштабе 1 см к 30 млн км с указанием положения планет на орбитах согласно данным «Школьного астрономического календаря» на текущий учебный год; –определение возможности их наблюдения на заданную дату | |
Решение задач «Небесная механика» | –Применение полученных знаний к решению задач | |
Природа тел Солнечной системы | ||
С.р. «Законы Кеплера». Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Планета Земля. | –Анализ основных положений современных представлений о происхождении тел Солнечной системы | |
Луна – естественный спутник Земли | –На основе знаний из курса географии сравнение природы Земли с природой Луны. –объяснение причины отсутствия у Луны атмосферы. Описание основных форм лунной поверхности и их происхождения. –подготовка и презентация сообщения об исследованиях Луны, проведенных средствами космонавтики | |
Планеты земной группы | –Анализ табличных данных, признаков сходства и различий изучаемых объектов, классификация объектов; –на основе знаний физических законов объяснение явлений и процессов, происходящих в атмосферах планет; –описание и сравнение природы планет земной группы; –объяснение причин существующих различий; –подготовка и презентация сообщения о результатах исследований планет земной группы | |
Планеты-гиганты | –На основе знаний законов физики описание природы планет-гигантов; –подготовка и презентация сообщения о новых результатах исследований планет-гигантов, их спутников и колец; –анализ определения понятия «планета» | |
Малые тела Солнечной системы | –Описание внешнего вида астероидов и комет; –объяснение процессов, происходящих в комете, при изменении ее расстояния от Солнца; –подготовка и презентация сообщения о способах обнаружения опасных космических объектов и предотвращения их столкновения с Землей; –на основе знания законов физики описание и объяснение явлений метеора и болида; –подготовка сообщения о падении наиболее известных метеоритов | |
Обобщающий урок «Строение Солнечной системы. Природа тел Солнечной системы» | –Применение полученных знаний к решению задач | |
Контрольная работа «Строение Солнечной системы. Природа тел Солнечной системы» | —Применять знания к решению задач (вычислительных, качественных, графических) на уровне оперирования следующими интеллектуальными операциями: понимание, применение, анализ, синтез, оценка, обобщение, систематизация | |
Солнце и звезды | ||
Солнце – ближайшая звезда | –На основе знаний физических законов описание и объяснение явлений и процессов, наблюдаемых на Солнце; –на основе знаний о плазме, полученных в курсе физики, описание образования пятен, протуберанцев и других проявлений солнечной активности; –характеристика процессов солнечной активности и механизма их влияния на Землю | |
Расстояния до звезд. Характеристики излучения звезд | –Определение понятия «звезда»; –вычисление расстояния до звезд на основе табличных данных; –указание положения звезд на диаграмме «спектр — светимость» согласно их характеристикам; –анализ основных групп диаграммы | |
Массы и размеры звезд. | –Классификация двойных звезд; –вычисление суммы масс компонентов двойных звезд; –вычисление размеров и плотности звезд; –сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца; | |
Переменные и нестационарные звезды | На основе знаний по физике описание пульсации цефеид как автоколебательного процесса; Подготовка сообщения о способах обнаружения «экзопланет» и полученных результатах; На основе знаний по физике оценка времени свечения звезды по известной массе запасов водорода; для описания природы объектов на конечной стадии эволюции звезд | |
Строение и эволюция Вселенной. Жизнь и разум во Вселенной | ||
Наша Галактика. Разнообразие мира галактик | –Описание строения и структуры Галактики; –изучение объектов плоской и сферической подсистем; –подготовка сообщения о развитии исследований Галактики; –на основе знаний по физике объяснение различных механизмов радиоизлучения; –описание процесса формирования звезд из холодных газопылевых облаков | |
Основы современной космологии. Жизнь и разум во Вселенной | –Определение типов галактик. –подготовка сообщения о наиболее интересных исследованиях галактик, квазаров и других далеких объектов –применение принципа Доплера для объяснения «красного смещения». –подготовка сообщения о деятельности Хаббла и Фридмана. –доказательство справедливости закона Хаббла для наблюдателя, расположенного в любой галактике –подготовка и презентация сообщения о деятельности Гамова и лауреатов Нобелевской премии по физике за работы по космологии –подготовка и презентация сообщения о современном состоянии научных исследований по проблеме существования внеземной жизни во Вселенной. | |
Итоговая контрольная работа | —Применять знания к решению задач (вычислительных, качественных, графических) на уровне оперирования следующими интеллектуальными операциями: понимание, применение, анализ, синтез, оценка, обобщение, систематизация | |
Повторение |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Типы урока:
ОНЗ - открытие новых знаний,
Р - рефлексия,
К – контроль,
ПЗ - повторение и закрепление
Виды контроля:
РК- рабочий контроль,
Ср – самостоятельная работа,
Кр – контрольная работа.
№ п/п | Название разделов Тема разделов Тема уроков | Количество часов | Тип урока | Вид контроля | Планируемые результаты | Дата по плану | Дата факт. | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||||||
Введение | |||||||||
Предмет астрономии. Наблюдения — основа астрономии | ОНЗ | РК | формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации; формирование положительного отношения к российской астрономической науке | классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, формулировать выводы и заключения | -воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой; -использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа. | ||||
Практические основы астрономии | |||||||||
Небесная сфера. Звезды и созвездия | К, ОНЗ | Ср | формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению | выполнять познавательные и практические задания | -воспроизводить определения терминов и понятий: созвездие; -ориентация на местности | ||||
Небесные координаты и звездные карты | ОНЗ | РК | формирование познавательной и информационной культуры | выполнять познавательные и практические задания | -воспроизводить горизонтальную и экваториальную системы координат; -иметь представление о подвижной карте звездного неба | ||||
С.р. «Небесные координаты» Решение задач «Работа с подвижной картой звездного неба» | К, Р | Ср | формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению | выполнять познавательные и практические задания | -применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд | ||||
Видимое движение звезд на различных географических широтах | ОНЗ, Р | РК | формирование познавательной и информационной культуры | на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования; анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения | -воспроизводить определения терминов и понятий: высота и кульминация звезд; -объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд на различных географических широтах | ||||
Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. | ОНЗ, Р | РК | формирование познавательной и информационной культуры | анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения | -воспроизводить определения терминов и понятий: высота и кульминация Солнца, эклиптика; -объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения Солнца на различных географических широтах, | ||||
Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. | ОНЗ, Р | РК | формирование познавательной и информационной культуры | анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения | -объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; | ||||
Время и календарь. | ОНЗ, Р | РК | формирование познавательной и информационной культуры | готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников | - воспроизводить определения терминов и понятий: местное, поясное, летнее и зимнее время; - объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля; - определять время по расположению светил на небе | ||||
Контрольная работа «Введение. Практические основы астрономии» | К | Кр | формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению | выполнять познавательные и практические задания | применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни | ||||
Строение Солнечной системы | |||||||||
Развитие представлений о строении мира. | ОНЗ, Р | РК | формирование познавательной и информационной культуры | классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, формулировать выводы и заключения | -воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира; | ||||
Конфигурации планет | ОНЗ, Р | РК | формирование познавательной и информационной культуры | на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования | - воспроизводить определения терминов и понятий: конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет | ||||
Законы Кеплера | ОНЗ, Р | РК | формирование познавательной и информационной культуры | на практике пользоваться основными логическими приемами, методами мысленного эксперимента | -воспроизводить определения терминов и понятий: астрономическая единица; -формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; | ||||
Движение небесных тел под действием сил тяготения | ОНЗ, Р | РК | формирование познавательной и информационной культуры | выполнять познавательные и практические задания | -описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; -объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы; -характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы. | ||||
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе | ОНЗ, Р | РК | формирование познавательной и информационной культуры | выполнять познавательные и практические задания извлекать информацию из различных источников и критически ее оценивать | -воспроизводить определения терминов и понятий: горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта; -вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию; | ||||
Решение задач «Небесная механика» | ПЗ | РК | формирование умения управлять своей познавательной деятельностью | выполнять познавательные и практические задания | применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни | ||||
Природа тел Солнечной системы | |||||||||
С.р. «Законы Кеплера». Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Планета Земля. | К,ОНЗ | Ср | формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению | выполнять познавательные и практические задания | - формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака; -определять понятия: Солнечная система, планета; -объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли; | ||||
Луна – естественный спутник Земли | ОНЗ | РК | формирование познавательной и информационной культуры; формирование положительного отношения к российской астрономической науке | выполнять познавательные и практические задания | -определять и различать понятия: планета, ее спутники; -описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли; | ||||
Планеты земной группы | ОНЗ | РК | формирование познавательной и информационной культуры; формирование положительного отношения к российской астрономической науке | выполнять познавательные и практические задания | - определять понятия: планеты земной группы; -перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения; -проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет; | ||||
Планеты-гиганты | ОНЗ | РК | формирование познавательной и информационной культуры; формирование положительного отношения к российской астрономической науке | выполнять познавательные и практические задания | -описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец; | ||||
Малые тела Солнечной системы | ОНЗ | РК | формирование познавательной и информационной культуры; формирование положительного отношения к российской астрономической науке | выполнять познавательные и практические задания | -определять и различать понятия: малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты; -характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий; -описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью; -описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов; -объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения. | ||||
Обобщающий урок «Строение Солнечной системы. Природа тел Солнечной системы» | ПЗ | РК | формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов | выполнять познавательные и практические задания | |||||
Контрольная работа «Строение Солнечной системы. Природа тел Солнечной системы» | К | Кр | формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению | выполнять познавательные и практические задания | применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни | ||||
Солнце и звезды | |||||||||
Солнце – ближайшая звезда | ОНЗ | РК | формирование познавательной и информационной культуры | выполнять познавательные и практические задания | -определять и различать понятия: звезда, модель звезды, светимость; -характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии; -описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности; -объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен; -описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю; | ||||
Расстояния до звезд. Характеристики излучения звезд | ОНЗ | РК | формирование познавательной и информационной культуры; формирование положительного отношения к российской астрономической науке | выполнять познавательные и практические задания | -определять и различать понятия: светимость, парсек, световой год; -вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу; - называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр–светимость»; | ||||
Массы и размеры звезд. | ОНЗ | РК | формирование познавательной и информационной культуры | выполнять познавательные и практические задания | -сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца; | ||||
Переменные и нестационарные звезды | ОНЗ | РК | формирование познавательной и информационной культуры | выполнять познавательные и практические задания | -объяснять причины изменения светимости переменных звезд; -описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых; -оценивать время существования звезд в зависимости от их массы; -описывать этапы формирования и эволюции звезды; -характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр | ||||
Строение и эволюция Вселенной. Жизнь и разум во Вселенной | |||||||||
Наша Галактика. Разнообразие мира галактик | ОНЗ | РК | формирование познавательной и информационной культуры | выполнять познавательные и практические задания | - характеризовать основные параметры Галактики: размеры, состав, структура и кинематика; - определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период - светимость»; - распознавать типы галактик: спиральные, эллиптические, неправильные; | ||||
Основы современной космологии. Жизнь и разум во Вселенной | ОНЗ | РК | формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки; формирование положительного отношения к российской астрономической науке | находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный; извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать; аргументировать свою позицию | - объяснять смысл понятий: космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение; - сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной; - обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик; - формулировать закон Хаббла; - определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых; -оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла; - интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной; -классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения - Большого взрыва; - интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» - вида материи, природа которой еще неизвестна; -систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной | ||||
Итоговая контрольная работа | К | Кр | формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению | выполнять познавательные и практические задания | применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни | ||||
30-34 | Повторение (резерв) |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Основная учебная литература
· Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. 11 класс». – М.: Дрофа, 2017
Дополнительная учебная литература
· Энциклопедия для детей. Том 8. Астрономия. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, АСТ, 2013