Описание места учебного предмета

Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения.

При обучении астрономии важное место отводится реализации межпредметных связей. Астрономические наблюдения, которые являются основой для определения географических координат, обеспечивают связь курса астрономии с курсом физической географии. На уроках астрономии учащиеся встречаются со всеми изучаемыми в курсе физики понятиями, явлениями, теориями и законами. Углубление этих знаний помогает учащимся осмыслить практическое применение «земной» физики в космических масштабах. Успехи в изучении химического состава тел Солнечной системы, достигнутые благодаря ракетно-космической технике, позволяют осуществлять более тесную связь курсов химии и астрономии.

Особенностью курса астрономии является то, что она немыслима без наблюдений и наглядных пособий, а также то, что этот курс должен сообщать учащимся наиболее современные сведения о Вселенной, знакомить их с основными идеями, усвоение которых будет способствовать последующему приобретению знаний в процессе самообразования, ориентируя выпускников в огромном потоке научной информации

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностными результатами обучения астрономии в средней школе являются:

в сфере отношений обучающихся к себе, к сво­ему здоровью, к познанию себя — ориентация на до­стижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креатив­ность, готовность и способность к личностному са­моопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспе­чить себе и своим близким достойную жизнь в про­цессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, вырабатывать собственную по­зицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осоз­нания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны, к саморазвитию и са­мовоспитанию в соответствии с общечеловечески­ми ценностями и идеалами гражданского общества; принятие и реализацию ценностей здорового и без­опасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физиче­скому и психологическому здоровью;

в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству) — российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского на­рода и судьбе России, патриотизм, готовность к слу­жению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гор­дости за свой край, свою Родину, прошлое и настоя­щее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); фор­мирование уважения к русскому языку как государ­ственному языку Российской Федерации, являюще­муся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; вос­питание уважения к культуре, языкам, традици­ям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

в сфере отношений обучающихся к закону, го­сударству и гражданскому обществу — граждан­ственность, гражданская позиция активного и от­ветственного члена российского общества, осозна­ющего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно при­нимающего традиционные национальные и обще­человеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жиз­ни; признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собствен­ных прав и свобод без нарушения прав и свобод дру­гих лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно обще­признанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего ме­ста в поликультурном мире; интериоризация цен­ностей демократии и социальной солидарности, го­товность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в при­нятии решений, затрагивающих права и интере­сы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям ин­тернационализма, дружбы, равенства, взаимопомо­щи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; готовность обучающих­ся противостоять идеологии экстремизма, национа­лизма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, националь­ным признакам и другим негативным социальным явлениям;

в сфере отношений обучающихся с окружаю­щими людьми — нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультур- ном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопони­мания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценно­стей, осознанное, уважительное и доброжелатель­ное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностя­ми здоровья и инвалидам; бережное, ответствен­ное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; формирование выра­женной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе ус­воения общечеловеческих ценностей и нравствен­ных чувств (чести, долга, справедливости, милосер­дия и дружелюбия), компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрос­лыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других ви­дах деятельности;

в сфере отношений обучающихся к окружа­ющему миру, к живой природе, художественной культуре — мировоззрение, соответствующее со­временному уровню развития науки, значимость на­уки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых до­стижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способ­ность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное отношение к род­ной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических про­цессов на состояние природной и социальной среды, ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправ­ленной деятельности; эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству соб­ственного быта;

в сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений — уважение всех форм собственности, готовность к защите своей собственности; осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обуча­ющихся к трудовой профессиональной деятельно­сти как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональ­ных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, до­бросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности, готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполне­ние домашних обязанностей.

Метапредметные результаты обучения астроно­мии в средней школе представлены тремя группами универсальных учебных действий.

Наши рекомендации