Новые подтверждения универсальности

Многочисленные исследования воспроизвели дан­ные первоначальных исследований универсальности. Например, Экман и коллеги попросили наблюдателей в 10 различных культурах просмотреть фотографии, изображающие каждую из 6 различных эмоций. Эксперты не только называли каждую эмоцию, отбирая ее словесное обозначение из определенного списка, но и оценивали, на­сколько яркой казалась им выражаемая эмоция. Эксперты во всех 10 культурах соглашались относительно того, какую эмоцию они видели, подтверждая тем самым универсальность узнавания. Кроме того, наблюдатели в каждой культуре высоко оценили интенсивность выражения эмоции на фотографиях.

Данные многочисленных исследований однозначно указывают на то, что люди во всех культурах могут узнать универсальные выражения лиц. Так же как это произошло с выражением эмоций, ученые быстро усвоили принцип узнавания, так что исследования в данной области взаимоотношений между культурой и эмоциональным восприятием почти прекратились. Поскольку исследователи знали, что люди из различных культур могли, следуя правилам выражения эмоций, по-разному проявлять их, то ученые поняли, что люди в разных культурах должны познакомиться с разным восприятием эмоций других. В прошлом десятилетии по этой теме проводились многочисленные исследования. Предполагается, что, как и выражение эмоций, восприятие эмоций имеет универсальные общекультурные элементы и аспекты, специфические для каждой культуры. ДАННЫЕ О ДРУГИХ КРОСС-КУЛЬТУРНЫХ СХОДСТВАХ В ВОСПРИЯТИИ ЭМОЦИЙ Универсальная эмоция презрения

С момента первоначальных исследований в универ­ситете ряд работ подтверждает универсальность седьмого выражения лица - презрения. Первоначальные данные были собраны из 10 культур, в том числе культуры Западной Суматры. Эта данные Мацумото позднее воспроизвел в своих исследованиях, проанализировав четыре культуры, три из которых отличались от 10 культур, исследовавшихся Экманом и Фризеном. Это седьмое универсальное выражение привлекло внимание исследователей и подвергалось сильной критике. Рассел например, предположил, что контекст, в котором появлялось то или иное выражение, влиял на результаты и свидетельствовал об универсальности. В исследовании Рассела выражение презрения люди чаще называли или отвращением или печалью, когда это выражение демонстрировали одно или после фотографии с выражением отвращения и печали. Экман, 0'Салли-ван и Мацумото тем не менее вновь проанализировали свои данные, чтобы отразить критику, и не обнаружили никакого влияния контекста. Виль и его кол­леги также не обнаружили никаких других возможных нарушений методологии. Рейтинги относительной интенсивности эмоций

В разных культурах приблизительно одинаково оценивается интенсивность тех или иных эмоций, выраженных на лице. То есть когда сравниваются два выражения лица, то во всех культурах люди выделяют то выражение, которое наиболее сильно проявляется. Когда Экман и его коллеги предложили участникам по два примера одной и той же эмоции, то обнаружили, что в 92% случаях участники экспериментов приходили к единому мнению относительно более интенсивной эмоции. Мацумото и Экман расширили базу участников и включили в фотографии для сравнения различные типы позирующих, в том числе европейского и японского происхождения. Когда исследователи изучали каждую эмоцию в рамках одного гендера, сначала в конкретной культуре, а затем в разных культурах, они обнаружили, что американцы и японцы высказывали единодушное мнение относительно эмоций, изображенных на 24 из 30 фотографий. Эти данные показывают, что в культурах эмоции оцениваются на одинаковом основании, несмотря на отличия в лицах, морфологии, расе и половой принадлежности позирующих и на правила в культуре, определяющие выражения и восприятия лиц.

Связь между кажущейся интенсивностью выражения эмоции и выводах о субъективных переживаниях

Когда люди видят ярко выраженную эмоцию на лице, они делают вывод, что человек действительно испытывает сильные чувства. Если у выражения лица более слабая эмоциональная окраска, делается вывод, что человек испытывает более слабые эмоции. Мацумото, Касри и Кукен продемонстрировали этот эффект, получив мнение о 56 выражениях японских и европейских лиц. Наблюдатели оценивали, какую эмоцию выражал позирующий, и потом делали вывод о внешнем выражении и о субъективном переживании эмоции. Корреляции между двумя рей­тингами интенсивности подсчитывались дважды, сначала брались корреляции между наблюдателями для каждого выражения, а затем корреляция выражений для каждого наблюдателя.

Независимо от подсчетов, и для культур и для всех выражений наблюдались высокие позитивные корреляции. Наблюдатели связывали силу внешнего проявления с предполагаемой силой внутренних переживаний, так что можно сделать предположение об общности, связывающей все культуры.

Связь между присутствием и отсутствием выражения и связанным с ним переживанием и интенсивностью того и другого - это тема, имеющая большое значение в современных теориях эмоции. Некоторые авторы утверждают, что связь между выражением и переживанием неосновательна другие считают, что выражения и переживания тесно связаны (но не обязательно сочетаются между собой). Данные Мацумото и его коллег с очевидностью подтверждают связь этих понятий. Второй вид реагирования при распознавании эмоций

В разных культурах одинаково ярко воспринимаются некоторые выражения эмоций. Наблюдатели в исследовании Экмана и других оценивали не только, какая эмоция изображалась на лицах, но и интенсивность каждой из категории эмоций. В этом задании наблюдателям разрешалось сообщить о многочисленных эмоциях или об отсутствии эмоций вообще, и их не вынуждали выбирать эмоцию, чтобы описать лицо. Хотя предыдущие исследования показали универсальность первого вида реагирования, культуры могли отличаться в том, какая эмоция в них преобладала.

Аналитические исследования все же подтвердили общность культур. В каждой культуре в исследовании Экмана и сотрудников вторичная эмоция для выражения презрения была презрение, а для выражения страха - удивление. Что касается гнева, то второй тип реагирования отличался в зависимости от фотографии, и участники экспериментов называли отвращение, удивление или презрение. Эти данные воспроизвел Мацумото и Экман, а также Биль и его коллеги. Так что можно предположить, что во всех культурах люди воспринимают выражения лица одинаково. Такое единодушие может существовать из-за общей семантики категории эмоций, у предшественников и возбудителей эмоции или в самих очертаниях лиц.

КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ОТЛИЧИЯ В ВОСПРИЯТИИ ЭМОЦИЙ

Сходства и отличия в распознавании эмоций

Хотя первые исследования по универсальности эмоций показали, что испытуемые узнавали одинаковые эмоции довольно часто, ни одно из исследований не указало полного кросс-культурного сходства (нет данных о 100% совпадении мнений по узнаванию эмоций в выражениях лица). Мацумото, например, сравнил оценки японцев и американцев и обнаружил, что уровень узнавания составлял от 64 до 99%, что соответствовало предыдущим иссле­дованиям по универсальности. Американцы лучше узнавали гнев, отвращение, страх и печаль, чем японцы, но уровень точности не отличался для счастья и удивления. Эти результаты можно интерпретировать как подтверждающие универсальность выражения эмоций на лице, потому что в большинстве случаев (свыше 70%) единодушие было последовательно высоким и статистически значимым.

Некоторые новые исследования также показали, что, хотя люди из разных культур придерживаются одного мнения относительно самого яркого выражения эмоций на лице, кросс-культурные отличия возникают в восприятии разных эмоций с тем же выражением. Иризарри, Мацумото и Уилсон-Кон, например, вновь проанализировали тесты на узнавание американцами и японцами семи универсальных выражений эмоций. И американцы, и японцы признавали, что самой ярко выраженной эмоцией был гнев. Однако американцы чаще видели отвращение и презрение среди предлагаемых выражений, тогда как японцы выражение гнева чаще принимали за печаль. Хотя предыдущее исследование последовательно показало, что эксперты видели многочисленные эмоции, когда рассматривали лица во всем мире, это было первое исследование, которое за­фиксировало культурные отличия в оценке многих эмоций, отражающихся в одном и том же выражении лица.

Узнавание эмоции и характеристики культуры

Учитывая, по крайней мере, некоторые культурные отличия в оценке восприятия эмоций, исследователи заинтересовались, в чем их причины. Рассел, например, настаивал на разграничении западной и незападной культур. Ученые предположили, что методологии, использовавшиеся для проверки узнавания эмоций в разных культурах, были с западным уклоном, так что наблюдателям из Северной Америки и Европы было легче отвечать на вопросы.

Биль и его помощники сравнили восприятие эмоций в шести культурах и продемонстрировали, что дихотомия западной и незападной культур статистически не подтверждается и не объясняет кросс-национальную вариацию. Вместо этого Биль и его помощники предположи­ли, что связанные с этими различиями социопси-хологические переменные или культурные направления влияют на процесс оценки эмоций.

В качестве примера использования таких пара­метров для объяснения культурных отличий в узнавании эмоций Мацумото отобрал данные о восприятии по 15 культурам из 4 исследований и разграничил каждую культуру в соответствии с параметрами Хофстеде: дистанция власти, сдержанность, избежание неопределенности, индивидуализм и маскулинность (см. главу 2, там дается обзор этих параметров). Затем Мацумото сопоставил эти параметры с уровнем точности узнавания. Он обнаружил, что индивидуализм позитивно коррелировал с уровнем средней интенсивности для гнева и страха. Так что подтвердилось предположение, что американцы (индивидуалистическая культура) лучше справляются с узнаванием негативных эмоций, чем японцы (коллективистская культура).

Метаанализ Шиммака также показал, что отличия в восприятии эмоции - функция культуры. Индивидуализм лучше предсказывал узнавание радости, чем этническая при­надлежность (кавказская/некавказская), так что подтвердилось представление о том, что социокультурные параметры объясняют отличия в восприятии эмоций. Исследования показывают, что в перспективе можно использовать такие параметры для исследования культурных влияний на восприятие эмоции, так что ученые могут больше не опираться на архаическое разграничение вроде дихотомии западной/незападной культуры. Атрибуции интенсивности выражения

Люди из разных культур отличаются тем, насколько сильными кажутся им эмоции других людей. Исследование Экмана и коллег 10 культур первым зафиксировало этот эффект. Хотя в целом данные о понимании подтвердили универсальность, у азиатов оказались значительно ниже рейтинги интенсивности счастья, удивления и страха. На основании этих данных можно предположить, что эксперты действовали в соответствии с культурными правилами того, как воспринимать выражения, особенно если учесть, что все позирующие были белыми. То есть, возможно, азиаты оценивали интенсивность выражения белых меньше из вежливости или незнания.

Чтобы проверить эту гипотезу, Мацумото и Экман взяли ряд стимулов (выражение эмоций у японцев и европейцев) и представили их экспертам в США и Японии. Выражения всех эмоций, кроме одной, американцы оценивали как более интенсивные, чем японцы, независимо от расы человека, которого оценивали. Поскольку различия не были конкретными для позирующего, Мацумото и Экман интерпретировали различия как функцию правил, которые могут быть в культурах для интерпретации выражения лица других. Различия в атрибуции интенсивности выражений также были зафиксированы документально среди этнических групп США.

Исследование Мацумото, описанное выше, также изучило взаимоотношения между параметрами культуры Хофстеде и рейтингом интенсивности эмоций. Оно дало два важных результата. Во-первых, существовала негативная корреляция между расстоянием и рейтингом интенсивности гнева, страха и грусти, так что можно предположить, что культуры, подчеркивающие различия в статусе, оценивают эти эмоции как менее интенсивные. Вероятно, эти эмоции угрожают статусу взаимоотношений и таким образом ослабляются в эмоциональном восприятии. Во-вторых, индивидуализм позитивно коррелировал с рейтингами интенсивности гнева, страха и печали, поэтому можно предположить, что люди в индивидуалистических культурах видят больше интенсивности в этих выражениях. Эти данные можно не только интерпретировать в связи с тенденциями поведения, обусловленными влиянием индивидуализма или сдержанности; на их основании можно предположить, что параметры понимания в культуре могут быть ключом к объяснению культурных отличий в вос­приятии негативных эмоций.

Выводы об эмоциональных переживаниях, связанных с выражением эмоций на лице

Хотя в разных культурах эмоции внешне выражаются по-разному, было неясно, по-разному ли в культурах описывается связанные с ними переживания и если так, будут ли наблюдаться такие же отличия во внешнем проявлении эмоций. Мацумото, Касри и Кукен протестировали это представление и сравнили экспертов - американцев и японцев, - когда получили отдельные рейтинги для выражения интенсивных и субъективных переживаний.

Американцы оценивали внешнее проявление эмоций как более интенсивное, чем японцы. Анализ внутри культуры не показал никаких значительных отличий в оценке в Японии. Были, однако, обнаружены значительные отличия для американцев, последовательно оценивавших внешнее проявление более интенсивно, чем субъективный опыт. Хотя исследователи уже раньше предполагали, что различия между американцами и японцами возникали, потому что японцы сознательно оценивали интенсивность ниже, эти данные указывают, что на самом деле именно американцы преувеличивали внешний рейтинг проявлений в зависимости от субъективных переживаний, а не японцы, преуменьшавшие его. Атрибуции личности, основанные на улыбках

Улыбка - это общий знак приветствия, признания и одобрения. Она также применяется, чтобы скрыть эмоции, а культуры могут отличаться в использовании улыбок для этой цели. Так, в исследовании Фризена, когда мужчины - японцы и американцы - смотрели видеоклипы, вызывающие отвращение, в одном помещении с экспериментатором, то японцы использовали улыбки, чтобы скрыть свои негативные выражения, намного чаще, чем американцы.

Чтобы дальше исследовать значение этих отличий, Мацумото и Кудо получили рейтинги японских и американ­ских улыбок и не улыбающихся (нейтральных лиц) по параметрам ума, привлекательности и общительности. Американцы оценивали улыбающиеся лица как более умные, чем нейтральные; а вот японцы - нет. Американцы и японцы в равной степени считали улыбающиеся лица более общительными, чем нейтральные, а для американцев это отличие было еще больше. Эти отличия предполагают, что правила проявления эмоций в культуре заставляют японцев и американцев придавать разное значение улыбке, и это хорошо объясняет значительные отличия в стиле коммуникации в разных культурах.

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ОТЛИЧИЙ ВОСПРИЯТИЯ НА УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ЭМОЦИЙ

Критика исследований универсальности

За 30 лет кросс-культурные исследователи собрали много данных, и универсальность выражения эмоций на лице превратилась из гипотезы в известный психологический принцип. Однако недавно в некоторых статьях подверглись сомнению исследования, доказывающие такую универсальность. Эта критика предыдущих исследований направлена в первую очередь на их методы, интерпретации и использование конкретных терминов в языке для выражения эмоций на лице.

Вероятно, больше всего в вопросе универсальности ученых волновали методы, используемые в экспертных исследованиях. На протяжении многих лет исследования во многих лабораториях во всем мире проводились независимо и применялись различные методы. В своем обзоре Расселл высказал несколько критических замечаний по поводу этих методик, в том числе 1) о природе стимула, т. е. фотографии отбираются заранее, а выражения эмоций были искусственными; 2) презентация стимула - в некоторых исследованиях стимулы заранее организуются таким образом, чтобы испытуемые могли «быстрее догадаться» и 3) критиковалась форма ответа - тот факт, что в альтернативе ответа доминировали методы вынужденного выбора. В одной из своих недавних работ Расселл вновь про­анализировал данные в ряде исследований и разделил исследования в зависимости от метода, а также разграничил культуры на западную и незападную и продемонстрировал, что используемые методы создавали предпочтения в пользу западных культур. (Мы уже ранее обсуждали валидность такого разграничения.)

Вержбицка высказала опасения другого рода, она предположила, что шесть (или семь) базовых эмоций, как правило, обозначаются в языке конкретными словами. Напротив, считает психолог, мы должны говорить об универсальных эмоциях только как о «примитивных концептах». Например, когда человек узнает счастливую улыбку, он или она читает на лице: «я думаю: что-то хорошее происходит, поэтому я чувствую, что мне хорошо». Вержбицка считает, что хотя действительно выражение эмоций на лице универсально, методы, применяемые нами для их изучения, включая использование терминов для обозначения эмоций как альтернативы реакций в задачах на оценку, ограничены и связаны с культурой, в которой эти термины сформировались, и они не могут быть универсальными. Универсальность и культурная относительность

Возражая Расселлу, Экман и Изард отмечают, что, хотя его статья , по-видимому, дает систематические доказательства, в действительности в ней избирательно описываются лишь работы, подтверждающие этот тезис. В частности, Расселл не цитировал эти исследования, искажавшие, как ему казалось, более ранние данные об универсальности эмоций. Тезис Расселла также имеет свои недостатки, так как, критикуя несколько доказательств универсальности выражений лица, он отрицал универсальность вообще. Например, Расселл не упоминает исследования приматов и младенцев.

Во-первых, тревоги относительно воздействия различных методологий в исследованиях, проводившихся в наши дни, - это эмпирические вопросы, и отвечать на них следует в процессе исследований, а не выдвигая гипотезы. Частичный подход к проблеме, решающейся по отдельности в каждом из исследований, не будет решением по той самой причине, которую называет сам Расселл: взаимодействие многочисленных методологических параметров может влиять на результаты. Таким образом, единственно возможное эмпирическое решение этого спора - проведение «полностью контролируемого и исчерпывающего исследования». В таком исследовании будут варьироваться следующие независимые переменные: 1) тип испытуемых - грамотные, неграмотные, студенты колледжа и не студенты колледжа; 2) типы стимулов - заранее определенные и спонтанные, с эмоциональными и неэмоциональными лицами; 3) представленные и не представленные заранее стимулы; 4) эксперименты с одним испытуемым или эксперименты, рассчитанные на взаимодействие испытуемых, разнообразный порядок или фиксированный порядок; 5) тип выборов реакции - любая, фиксированная, оценка по шкале; и 6) присутствие или отсутствие манипуляций, и если они присутствуют, будет варьироваться тип манипуляции. Любое отдельное исследование или группа исследований, в которых сочетаются части и детали, приведенные выше, не помогают ответить на вопрос о методологическом влиянии на мнение, так как человек никогда не сможет узнать, как различные уровни одного фактора влияют на различные степени присутствия другого фактора. Только полностью контролируемое исследование может ответить на эти вопросы. Конечно, полностью контролируемое исследование - скорее фантазия, чем реальность, и мы, вероятно, никогда не встретим его в литературе. Но важно понять, какими будут параметры эмпирического реагирования на вопросы, поднятые Расселом. В отсутствие данных полностью контролируемого исследования или когда данных слишком много, я не вижу никаких причин, чтобы критиковать его методологию.

Во-вторых, универсальность и культурная относительность не исключают друг друга. Как и в случае аргументации, основанной на аналогиях или среде, если мы будем смотреть на явление только с одной точки зрения, мы не увидим всей картины. Восприятие эмоции может быть и универсальным и конкретным для каждой культуры, в зависимости от того, какой аспект восприятия мы имеем в виду. Хотя я бы предположил, что существует по крайней мере пять причин вариативности восприятия эмоций, которые могут привести к культурным отличиям в восприятии эмоций, пусть даже это выражение может оцени­ваться как универсальное. Эти причины включают 1) семантическую общность в лингвистических категориях и психических концептах, связанных с эмоциями, которые используются в процессе оценки; 2) общие компоненты выражений лица в выражениях; 3) когнитивную общность событий и переживаний, связанных с эмоцией; 4) личностные предубеждения в социальном познании; и 5) культуру. Будущее исследование разграничит отдельные и интерактивные воздействия всех этих источников на природу процесса оценки.

Нейрокультурная теория сходств и различий

Следовательно, в целом имеющиеся доказательства позволяют предположить, что восприятие может состоять как из универсальных, так и конкретных для культуры элементов. В других работах я предполагаю, что существует механизм, похожий на нейрокультурную теорию Экмана и Фризена, который объясняет то, как могут возникать сходство в культуре и различия в восприятии эмоции или оценок. На основании этого можно сделать вывод, что на оценку эмоций влияют: 1) врожденная и универсальная программа узнавания аффекта (она похожа на программу воздействия лицевого аффекта Экмана и Фризена); 2) правила декодирования, специфичные для каждой культуры, усиливающие, ослабляющие, маскирующие или квалифицирующие восприятие.

Таким образом, когда мы видим эмоции у других, то выражение узнается в процессе, аналогичном поиску соответствия шаблону среди универсальных прототипов выражения эмоций на лице. Уже было доказано, что к восприятию стимула присоединяются и усвоенные правила восприятия таких выражений у других. Далее, я считаю, что этот механизм является базовым для передачи эмоций в разных культурах, как говорится в оригинальной нейрокультурной теории выражения эмоций Экмана и Фризена.

Исследования в будущем более полно исследуют контексты и параметры правил декодирования и то, как они влияют на оценки не только заранее подготовленных в лабораторных условиях выражений эмоций, но и спонтанных выражений эмоций в реальной жизни. Исследование в будущем также рассмотрит оценки частичных, смешанных и двусмысленных выражений в разных культурах.

КУЛЬТУРА И ПЕРЕЖИВАНИЕ ЭМОЦИИ

Когда люди из разных культур переживают эмоцию, они испытывают ее одинаково или по-разному? Подвержены ли они одним и тем же типам эмоций? Испытывают ли они одни эмоции чаще или сильнее, чем другие? Проявляются ли у них одинаковые невербальные реакции, физиологиче­ские и телесные симптомы и ощущения?

За последние годы была установлена степень универсальности эмоционального опыта, т. е. то, насколько он является общим для всех людей во всех культурах и специфическим для каждой отдельной культуры. На эти вопросы ответили два основных вида исследований: один проводили Клаус Шерер и Гаральд Уоллботт в Европе, а вто­рой - ряд независимых ученых. Психологи установили, что многие аспекты наших эмоциональных переживаний и на самом деле универсальны, тогда как другие аспекты эмоциональной жизни специфичны для каждой культуры.

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ

Первая серия исследований Шерера и его коллег

Шерер и его коллеги провели ряд исследований, используя анкеты, которые должны были оценить качество и природу эмоциональных переживаний во многих различных культурах. Первое исследование включало около 600 участников из 5 европейских стран. Во втором исследовании ученые собрали дополнительные данные еще в трех европейских странах, и таким образом исследователи охватили в работе всего 8 стран. В третьем исследовании проводилось сравнение средней выборки европейских участников с выборкой участников из США и Японии.

Методология для всех культур была в целом одинаковой. Участники заполняли анкету с вопросами о четырех базовых эмоциях: радости/счастье, печали/горе, страхе/тревоге и злости/гневе. Сначала они описали ситуацию, в которой ощущали эмоцию: что именно происходило, кто участвовал, где и когда, как долго длилось ощущение. Затем участники предоставили информацию о своих невербальных реакциях, физиологических ощущениях и вербальном выражении эмоции. Три теста были шкалированы, остальные ответы участники выбирали свободно.

Сходство эмоциональных переживаний

Результаты первых двух исследований показали удивительное сходство эмоциональных переживаний среди европейских участников эксперимента. Хотя их реакция действительно варьировалась в зависимости от культуры, на практике культура оказывала довольно незначительное воздействие, особенно по сравнению с различиями между самими эмоциями. То есть различия между четырьмя тестировавшимися эмоциями были намного больше, чем различия между культурами. Исследователи сделали вывод о том, что по крайней мере эти эмоции, тестировавшиеся в эксперименте, обладали общей базой переживаний.

Более того, когда сравнивались данные европейцев с данными американцев и японцев, Шерер и его коллеги обнаружили, что хотя эффект культуры был чуть больше, он все же оставался сравнительно незначительным по сравнению с отличиями эмоций. Во всех трех исследованиях был сделан вывод о том, что культура может влиять и действительно влияет на переживание указанных эмоций, но это влияние значительно меньше, чем основные отличия среди самих эмоций. Проще говоря, между разными культурами больше сходств, чем отличий.

Различия между универсальными эмоциями

Различия между эмоциями, представляющимися универсальными в разных культурах, суммированы Например, радость и гнев возникают чаще, чем печаль и страх. Радость и печаль переживаются интенсивнее, чем гнев и страх, и гораздо дольше. Гнев и страх ассоциируются с более сильной степенью эрготропного возбуждения (мы­шечными симптомами и потом), чем печаль и радость, а печаль ассоциируется с более трофотропным возбуждением (таким, как симптоматические ощущения в животе, комок в горле и плач). Радость ассоциируется с определенным поведением, а радость и гнев чаще ассоциируются с вербальными и невербальными реакциями.

Вторая серия исследований Шерера и его коллег

Во второй серии исследований, проведенных Шерером и его коллегами, использовалась в основном та же методика - анкетирование 2921 участника в 37 странах на пяти континентах. Первоначальная анкета была модифицирована и включала еще три эмоции - стыд, вину и отвращение - всего семь эмоций. Кроме того, многие вопросы были приспособлены так, чтобы ответы на них можно было выбрать или были даны уже готовые ответы, в том исле в качестве альтернатив были даны и ответы респондентов из предыдущих исследований. Анализ данных позволяет сделать следующие выводы.

Во всех сферах реагирования - субъективных ощущениях, физиологических симптомах и паттернах моторного выражения - семь эмоций различались друг от друга сильно и значительно (с точки зрения относительной величины эффекта). Географические и социокулътурные факторы также влияли на эмоциональные переживания, однако их степень воздействия была намного мень-ше, чем отличия между самими эмоциями. Выявленные эффекты сильного взаимодействия свидетельствуют о том, что географические и социокулътурные факторы могут оказывать разное воздействие на конкретные эмоции, но величина этих эффектов относительно мала. Эти резуль­таты подтверждают вывод о существовании сильных и последовательных отличиях между паттернами реакций для семи эмоций и они не зависят от того, в какой стране изучаются. Можно доказать, что универсальные отличия в самоотчетах об эмоциональных реакциях свидетельствуют о психобиологическом эмоциональном паттерне.

Данные исследований снова подтверждают, что переживание этих эмоций универсально и что независимо от культуры люди обладают одними и теми же базовыми эмоциональными переживаниями. Хотя культура действительно влияет на переживание семи эмоций, это влияние не столь значительно, как кажущиеся врожденными отличия между самими эмоциями. Опять-таки, в эмоциональных переживаниях намного больше сходств, чем отличий. Еще одно исследование участников из четырех культур - США, Японии, Гонконга и Китайской Народной Республики - было проведено другой группой ученых, причем дало похожие результаты, подтверждающие универсальность эмоциональных переживаний.

КУЛЬТУРНЫЕ ОТЛИЧИЯ В ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЯХ

Хотя культурные отличия, обнаружившиеся в только что описанных исследованиях, были значительно меньше, чем различия между эмоциями, они, тем не менее существуют. Например, когда Шерер и его коллеги сравнили европейцев, американцев и японцев, то японцы указывали, что переживают все эмоции - радость, печаль, страх и гнев - чаще американцев и европейцев. Американцы, в свою очередь, отмечали, что испытывают радость и гнев чаще европейцев. Американцы указывали, что дольше и интенсивнее переживают эмоции, чем европейцы или японцы. Японские респонденты в целом реже жестикулировали руками, меньше совершали телодвижений и меньше реагировали голосом или лицом на эмоции, чем американцы или европейцы. Американцы проявляли самую высокую степень экспрессивности, как в реакциях лица, так и голоса. Американцы и европейцы также описывали намного больше физиологических ощущений, чем японцы. Эти ощущения относились к температуре тела (люди краснели, чувствовали себя горячими), сердечно-сосудистой системе (учащалось сердцебиение, изменялся пульс) и состоянию пищеварительного аппарата (появлялись проблемы с желудком).

Японцы переживают все эмоции - радость, печаль, страх и гнев - чаще американцев и европейцев. Американцы испытывают радость и гнев чаще европейцев, причем все эмоции - дольше и интенсивнее, чем европейцы или японцы.

Для того чтобы объяснить выявленные культурные отличия, ученые использовали два метода, оценивая культуры с точки зрения их экономического статуса и параметров Хофстеде.

Зависимость стыда и вины от параметров культуры

Уолботтом и Шерером было проведено изучение связи между переживаниями стыда и вины и четырьмя параметрами культуры Хофстеде: индивидуализмом/коллективизмом, дистанцией власти, избежанием неопределенности и маскулинностью. Ученые выбрали из своей второй серии исследований страны, которые были ранее включены в многонациональное исследование культурных ценностей Хофстеде, и разделили их на три группы: с высокой, средней или низкой степенью выраженности параметров культуры, а затем совместили эту классификацию с данными о различиях в эмоциональных переживаниях.

Уоллботт и Шерер получили воистину поразительные результаты. Например, стыд переживался участниками экспериментов из коллективистских культур в течение более короткого времени, считался менее аморальным и это переживание чаще сопровождалось смехом и улыбками, чем у представителей индивидуалистических культур. Стыд в коллективистских культурах часто характеризовался высокой температурой и низким трофотропным возбуждением. Те же самые данные были получены в культурах с высокой дистанцией власти и слабо выраженным избежанием неопределенности. Эти результаты тем более интересны, поскольку противоречат тому, что можно было бы предсказать на основании предыдущих работ, которые характеризовали коллективистские культуры как «культуры стыда».

Эмоции и валовой национальный доход

В еще одной попытке раскрыть возможные основы культурных отличий в эмоциональных переживаниях Уоллботт и Шерер сопоставили данные своих исследований с валовым национальным продуктом каждой из ис­следованных ими стран. Они обнаружили «значительные негативные корреляции валового национального продукта с недавним эмоциональным переживанием, его продолжительностью и интенсивностью. Эти корреляции указывают, что чем беднее страна, тем дольше и интенсивнее эмоции. Испытуемые из более бедных стран сообщают о "более существенных и серьезных эмоциональных случаях"».

Чем беднее страна, тем дольше и интенсивнее эмоции у ее граждан...

Культурное построение эмоции

Ряд исследователей под руководством Китаямы и Маркуса, а также Вержбицка и Шведер воспользовались другим подходом для описания того, как культура влияет на эмоциональные переживания. Применяя так называемый функционалистский подход, эти исследователи рас­сматривают эмоцию как ряд «социально общих сценариев», состоящих из физиологических, поведенческих и субъективных компонентов. Такие сценарии формируются по мере того, как люди усваивают нормы культуры, которая их породила и с которой они взаимодействуют. Эмоция, следовательно, отражает культурную среду, в которой люди развиваются и живут, и является такой же неотъемлемой ее частью, как мораль и этика. Маркус и Китаяма цитируют данные многочисленных источников, подтверждающие эту точку зрения, в том числе исследования, демонстрирующие различие между культурами в переживании социальных и несоциальных эмоций и культурных паттернов ощущений радости и счастья.

С этой точки зрения культура формирует эмоцию. Поскольку различные культуры имеют разную реальность и идеалы, продуцирующие различные психологические потребности и цели, то они вызывают различия в переживании привычных эмоций. Универсальность эмоций с точки зрения функционалистского подхода

Многие авторы, использующие функционалистский подход, заходят дальше простого описания роли культуры в построении эмоциональных переживаний и подвергают сомнению универсальные и, возможно, биологически врожденные аспекты эмоций. В основном их аргументация состоит в том, что именно из-за врожденных и сложных от­ношений между эмоцией и культурой эмоцию нельзя рассматривать как «биологически фиксированную» для всех людей. Такие функционалисты считают, что говорить об универсальности эмоций методологически неправильно и что подтверждающие эту концепцию данные - всего лишь следствие экспериментальных и теоретических предубеждений некоторых исследователей. Дополнительность подходов к изучению эмоций

Мне лично не кажется, что функционалистский подход к эмоциям, основанный на культурной конструкции и общих социальных сценариях, противоречит универсальности эмоций. Во-первых, функционалисты и сторонники универсальности изучают разные эмоции. Позиция универсальности ограничивается узким набором разрозненных эмоций, характеризующихся уникальным выражением на лице. Исследования, проведенные функционалистами, вобрали широкий спектр эмоциональных переживаний, выходящих за пределы универсальных эмоций. Кроме того, эти исследователи изучили различные аспекты эмоции.

Универсальность эмоции основывается на существовании общекультурных сигналов выражения эмоций на лице. По большей части исследование культурной конструкции эмоции основано на субъективном переживании эмоции и лексиконе эмоций в языке, который используется, чтобы описать и представить соответствующие переживания. Понятно, что один компонент эмоции может быть универсальным, а другой - относительным для каждой культуры. Наконец, существование универсальных и врожденных биологических субстратов эмоции не ограничивает возможность того, что культуры тоже формируют большую часть переживания. Как уже говорилось раньше, унив<

Наши рекомендации