Культура и гендерные различия

Влияние культуры распространяется на многие аспекты нашей жизни, в том числе и на формы поведения, связанные с половой принадлежностью. За последние 20-30 лет мы стали свидетелями существенных перемен во взглядах на приемлемость тех или иных форм поведения для мужчин и женщин. Безусловно, американская культура одна из наиболее динамичных в отношении вопросов, связанных с проявлением половых и гендерных различий (а также проявлениями сходства в данной области). Этот динамизм послужил причиной многих серьезных проблем и конфликтов, но вместе с тем он стал источником оптимизма, связанного с нашими представлениями о возможности изменения природы человеческих отношений и самой культуры.

Тема данной главы - влияние культуры на по­ведение, связанное с половыми гендерными аспектами личности и общественных отношений. Вначале мы обсудим ряд аналогий между гендерной и культурной проблематикой и эволюцию взглядов на данные области исследования в традиционной психологической науке. Затем рассмотрим основные термины и определения, различающие половые и гендерные характеристики, что позволит лучше понимать, какие конкретные аспекты данной темы мы имеем в виду в том или иной случае, и более точно проследить характер культурных влияний.

После этого мы проанализируем результаты кросс-культурных исследований, посвященных изучению гендерных различий, включая такие темы, как гендерные стереотипы, ролевое поведение, гендерные аспекты Я-концепции, исследование Хофстеде, а также другие психологические конструкты. Кроме того, мы рассмотрим некоторые теоретические модели, с помощью которых психологи пытаются объяснить механизмы возникновения гендерных различий, а также культурного разнообразия, связанного с их проявлениями.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ГЕНДЕРА И КУЛЬТУРЫ В ТРАДИЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Прежде чем мы обратимся к обсуждению кросс-культурных исследований гендерных различий в научной литературе, интересно отметить некоторые параллели между влиянием изучения гендерной и культурной проблематики на основное направление развития психологии. Психологическая наука и гендвр

Приблизительно 20-30 лет назад общественное явление, известное нам как движение за права женщин в США, заставило научное сообщество пересмотреть ряд вопросов, связанных с ролью, отводимой женщинам в обществе, и отражением этой роли в исследовательских работах и учебниках. Стало очевидно, что в качестве участников большинства исследований выступали мужчины, а подавляющая часть информации, касающейся «людей» в целом, которая преподносилась аудитории на страницах учебников и в материалах университетских курсов, была основана на данных, полученных в ходе исследований и опросов с участием мужчин. Эта диспропорция отразилась и на темах, которые ученые считали наиболее важными для исследования, на относительной значимости, которая приписывалась изучению тех или иных вопросов, а также на вероятности того, что результаты данных исследований будут опубликованы и где именно, а следовательно - какой резонанс они получат. Психологи постепенно начали приходить к осознанию того факта, что между мужчинами и женщинами, возможно, существуют значимые пси­хологические различия, что заставило поставить под сомнение методы исследования и теории, господствующие в психологии до сих пор и не учитывающие этих различий. Для теоретиков, исследователей, преподавателей и студентов стал актуальным вопрос о том, насколько точной картиной, касающейся людей в целом, мы располагаем на основании результатов исследований, проводившихся преимущественно с участием мужчин.

Одним из проявлений растущего осознания учеными этого факта стало принятие специальных мер по включению женщин в число участников исследований с целью обеспечения того, что полученные результаты в равной степени будут распространяться и на мужчин и на женщин. В то же время все больше женщин сами становятся учеными и исследователями, они привносят новые точки зрения во взгляды на психологическую теорию, методы полевых исследований и интерпретацию полученных результатов. Таким образом, в наши дни достигнут более пропорциональный вклад в психологию со стороны мужчин и женщин, по крайней мере в США, а связанное с этим многообразие подходов и точек зрения придает психологии динамизм, имеющий столь важное значение и содержащий в себе многообещающие перспективы для развития данной области науки.

Сегодня гендерные исследования прочно вошли в круг тем, рассматриваемых социальными науками, и в любом учебнике освещаются вопросы половых и гендерных различий (хотя место и объем, который должна занимать данная тема в общей структуре материала, преподаваемого в рамках курса психологии, продолжает оставаться ареной горячих дискуссий и критики). Психология и культура

Аналогичный пересмотр общепринятых взглядов произошел и в отношении к культурным нормам, касающимся особенностей поведения мужчин и женщин. Наряду с вопросом о специфике знаний, касающихся женщин и особенностей женской психологии, еще 30 лет назад за рамками исследовательской и преподавательской практики оставались также вопросы, связанные с проявлениями сходства и различий между культурами и с изучением культурного разнообразия. Этот пробел до конца не заполнен еще и сегодня. В наши дни не менее остро стоит вопрос о том, действительно ли те знания, которые мы получаем в наших лабораториях и преподаем студентам в учебных классах, в равной степени верны по отношению к представителям всех культур и этносов. И до сих пор мы вынуждены отвечать на этот вопрос: «не обязательно». Чтобы решить эту проблему, исследователи начали целенаправленно изучать формы поведения, типичные для многих культур земного шара, пытаясь обнаружить между ними сходства и различия. Академические научные учреждения также предприняли ряд мер по набору и подготовке специалистов, являющихся носителями различ­ных культурных традиций, так чтобы они могли внести свой вклад в теорию, исследовательскую практику и преподавание психологии.

Я рассматриваю произошедшие изменения как свидетельство эволюции в области психологии культуры, аналогичные тем эволюционным изменениям, которые имеют место в отношении гендерной психологии. Иными словами, психологическая наука находится в процессе непрерывного изменения и развития, как и сама природа людей, которую эта наука призвана изучать. Поскольку аме­риканская культура, как и весь мир, становится все более многообразной, растет и потребность в научном психологическом изучении, объяснении и описании этого многообразия. Данная потребность стала осознаваться психологами всего каких-нибудь 10-15 лет назад (хотя кросс-культурная психология и кросс-культурные исследования имеют значительно более давнюю историю). Теоретическая и экспериментальная психология, а также психологическое образование начинают все более серьезно относиться к культурной проблематике, и этот факт должен привести к дальнейшей эволюции, которая неизбежно отразится как на форме, так и на содержании психологической науки. Таким образом, в данный момент как традиционная, так и кросс-культурная психология переживают очень интересный этап своего развития, характеризующийся тем, что разрыв между ними все более сужается.

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Прежде чем говорить о культурных влияниях, связанных с половыми и гендерными различиями, необходимо определить, что мы понимаем под этими терминами. Специалистами в области различных социальных наук предложено немало концепций, позволяющих определять и различать такие понятия, как пол и гендер. Биологический пол

Под термином пол (биологический пол) обычно понимают биологические и физиологические различия между мужчинами и женщинами, с наибольшей очевидностью проявляющиеся в анатомическом строении органов воспроизведения. К биологическим также относятся физиологические, гормональные и биохимические половые различия.

Термин половые роли используется для описания свойственных мужчинам либо женщинам форм поведения и паттернов деятельности, непосредственно связанных с биологическими функциями, выполняемыми ими в процессе продолжения рода. Так, кормление грудью относится к числу женских половых ролей, поскольку данная функция характерна исключительно для женщин.

Термином половая идентичность (половая (само)идентификация) обозначают степень осознания и принятия индивидом своей половой принадлежности и соответствующих половых ролей. Половая идентичность мужчины включает «его осознание своей потенции оплодотворять женщин и знание, касающиеся соответствующих форм поведения. Женская половая идентичность включает осознание женщиной своей потенции производить потомство, а также знания, касающиеся форм поведения, ведущих к беременности» Психологический пол

В отличие в вышеприведенных терминов, термин гендер (психологический пол) относится к поведению и паттернам деятельности, считающимся общепринятыми для мужчин либо для женщин в контексте данного общества или культуры. Эти паттерны поведения могут быть как связаны, так и не связаны с биологическим полом и половыми ролями, хотя, как правило, такая связь существует. В частности, с традиционными гендерными ролями, о которых каждый из нас слышал, принято связывать представления о том, что мужчины агрессивны и неэмоциональны (за исключением выражения гнева) и что мужчина каждый день должен покидать дом, чтобы идти зарабатывать на жизнь, поскольку он является основным кормильцем в семье. В свою очередь, в соответствии с традиционными гендерными ролями, принято считать, что женщины заботливы и эмоциональны и что женщина должна оставаться дома, чтобы вести домашнее хозяйство и воспитывать детей.

Термин гендерные роли связан с тем, в какой степени человек принимает и следует формам поведения, предписываемым ему или ей культурой. Термин гендерная идентичность связан с тем, в какой степени человек осознает или признает тот факт, что он принимает те или иные гендерные роли. И наконец, термин гендерные стереотипы описывает типичные психологические и поведенческие характеристики, традиционно приписыва­емые мужчинам либо женщинам.

Далеко не все люди вписываются в стереотипы, связанные с половыми и гендерными ролями, вследствие того, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении этих ролей. Кроме того, гендерные ролевые стереотипы вступают во взаимодействие с другими формами групповых отношений. Так, например, описанные выше роли неприменимы к большинству афроамериканских женщин, а также к женщинам-инвалидам и женщинам нетрадиционной сексуальной ориентации.

Различение между биологическими и физио­логическими половыми аспектами, с одной стороны, и поведенческими гендерными аспектами - с другой, является первым шагом к пониманию природы различий между мужчинами и женщинами. Действительно, благодаря такому различению становится очевидным, что нас интересуют прежде всего гендерные, а не половые различия. Культура, будучи макро-конструктом, оказывает влияние на наше восприятие этих гендерных различий.

КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Кросс-культурные исследования гендерных различий охватывают широкий спектр разделов психологии и психологических конструктов, с помощью которых мы можем попытаться составить связную картину проявлений гендерных различий в различных культурах, а также выдвигать гипотезы относительно возможных причин существования таких различий. Руководствуясь соображениями наглядности, я разбил все исследования, проводящиеся в данной области, на четыре группы: гендерные стереотипы;

гендерные роли и Я-концепция; исследование Хофстеде; психологические гендерные различия, вклю­чающие различия, связанные со способностями в сфере восприятия, решения пространственных и когнитивных задач, а также касающиеся конформности и подчинения, агрессии и других психологических конструктов. Естественно, данную классификацию следует рассматривать как чисто произвольную; она преследует лишь цель внести определенную структуру в широкий спектр кросс-культурных исследований, посвященных изучению гендерных различий. Следует также добавить, что произведенный здесь обзор не является исчерпывающим; мною предпринята лишь попытка представить общую картину огромного числа исследований, предметом которых были совершенно различные темы, входящие в сферу кросс-культурной гендерной психологии.

КУЛЬТУРА И ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ

Количество мужских и женских гендерных ролей бессчетно. В разных культурах приняты различные формы гендерных разграничений. Все мы знакомы с традиционной формой гендерной дифференциации, основанной на представлениях о том, что мужчина должен быть сильным, независимым, самостоятельным и эмоционально сдержанным, тогда как женщина должна быть зависимой, слабой, заботливой и эмоциональной. Однако возникает вопрос: в какой степени данные представления характерны лишь для западной культуры? Исследования Уильямов и Вест

В области кросс-культурного изучения гендерных стереотипов наибольшую известность получило исследование Уильямса и Бест, в ходе которого был проведен опрос граждан 30 стран; количество опрашиваемых из каждой страны составляло от 50 до 120 человек, а общее число участников исследования достигло почти 3000. Ученые использовали Контрольный список прилагательных (КСП), состоящий из трехсот прилагательных, переведенных на различные языки. Всех опрашиваемых просили указать, какие прилагательные в большей степени характеризуют женщин, а какие - мужчин. При этом нужно было указать те прилагательные, которые с точки зрения опрашиваемых связывались с типичными представлениями о мужчинах или о женщинах, принятых в их культуре; то, в какой степени они лично были согласны с данной характеристикой, значения не имело.

Затем ученые сопоставили данные, полученные от всех опрошенных лиц. На основании общего анализа полученных ответов Уильяме и Бест установили критерий, согласно которому в случае если более двух третей респондентов из той или иной страны указывали одно и то же прилагательное, как связанное с характеристикой определенного пола, данная характеристика считалась общепринятой в соответствующей культуре. Затем, сопоставляя данные, уже соответствующие культурам в целом, исследователи решили, что если та или иная ха­рактеристика является общепринятой более чем для двух третей изучаемых культур, можно считать, что существует кросс-культурный консенсус относительно данной характеристики для описания либо мужчин, либо женщин. Полученные результаты свидетельствовали о высоком уровне культурной общности во взглядах на характеристики, приписываемые как мужчинам, так и женщинам.

Степень совпадения типичных описаний мужчин и женщин, полученных от представителей различных культур, оказалась поразительной. Результаты были настолько впечатляющими, что позволили Берри и его коллегам высказать точку зрения, согласно которой «столь высокая степень согласия дает нам основания предположить, что исследователям удалось выявить психологические универсалии, касающиеся гендерных стереотипов»; в то же время эти авторы предостерегают ученых от опасности чрезмерных обобщений. В любом случае вероятность существования универсально распространенных гендерных стереотипов позволяет нам сделать интересные предположения о возможных эволюционно обусловленных культурных параллелях, связанных с разделением труда между мужчинами и женщинами, и общности психологических характеристик, явившихся следствием этой универсальной формы разделения труда.

Предпочтительность, сила и активность

Обобщая результаты своих исследований, Уильяме и Бест провели и другой тип анализа собранных данных. Для каждой страны они произвели оценку прилагательных по таким показателям, как предпочтительность, сила и активность, чтобы выяснить, как данные прилагательные распределяются по своему аффективному или эмоциональному значению. В этом случае также наблюдалось поразительное сходство: характеристикам, ассоциирующимся с мужчинами, приписывалась большая сила и активность, по сравнению с характеристиками, ассоциирующимися с женщинами, во всех изучаемых стра­нах. Однако при оценке по признаку предпочтительности проявились культурные различия: в некоторых странах (таких, как Япония и Южно-Африканская Республика) «мужские» характеристики оценивались как более предпочтительные, чем «женские», в то время как в других странах (в частности, Италия и Перу) наблюдалась обратная картина.

Данные исследований Уильямов и Бест с точки зрения теории

Как мы можем интерпретировать эти результаты? Возможно, что разделение труда, связанное с различием воспроизводящих функций мужчин и женщин, послужило причиной различий в формах поведения, что, в свою очередь, привело к различию психологических характеристик. Возможно также, что последние давали мужчинам и женщинам те или иные эволюционные преимущества, позволяющие им с максимальной эффективностью выполнять свои роли, предписанные сложившейся формой разделения труда. Возможно, что данные психологические характеристики закрепились за мужчинами и женщинами во всех культурах, чем и объясняется столь полное совпадение в описании мужчин и женщин представителями всех культур по соответствующим различительным признакам. Кроме того, возможно, что у мужчин и женщин выработался устойчивый менталитет, включающий эти универсальные представления о существующих между ними культурных различиях, чему способствовали внешние проявления социального нера­венства и ряд других социальных факторов, а также распространения опосредованных форм коммуникации, включая средства массовой информации.

На результаты исследований могла также повлиять выбранная авторами методика их проведения; в частности, тот факт, что в качестве опрашиваемых во всех странах выступали студенты, благодаря чему выборка оказалась достаточно однородной. Различия в ответах респондентов, возможно, оказались бы значительно большими, если бы участники исследования выбирались произвольным образом среди всего населения каждой страны.

Хотя различные факторы, повлиявшие на ре­зультаты исследования Уильямса и Бест, трудно отделить друг от друга, важно отметить, что позднее те же авторы провели аналогичный опрос с участием детей, результаты которого в значительной степени совпали с результатами опроса студентов. Этот факт свидетельствует против точки зрения (хотя и не полностью опровергает ее), что первоначальные результаты объясняются однородностью студенческой среды, в которой проводилось первое исследование.

Исследования с применением пятифакторной модели личности

За прошедшие годы работа Уильямса и его коллег по изучению гендерных стереотипов получила дальнейшее развитие по ряду важных направлений. В частности, Уильяме, Саттервайт и Бест проанализировали данные предыдущих исследований, собранные в 25 странах с помощью опросника КСП, на основе Пятифакторной модели личности, включающей пять основных личностных измерений, известных также под названием «большой пятерки». В главе 15, в которой описывается пятифакторная модель, приведены данные, свидетельствующие о том, что пять входящих в нее основных личностных характеристик могут считаться универсальными для всех или большинства культур земного шара.

Ученые обнаружили, что мужчины характеризуются более высокими показателями по всем измерениям, кроме «социального соответствия»; в то же время среди женщин показатели по данному измерению намного выше, чем среди мужчин.

Различия, касающиеся гендерных стереотипов, как правило, выше в странах, характеризующихся более традиционным, иерархически организованным типом общества, более низким уровнем социоэкономического развития, относительно невысокой степенью распространения христианства, незначительным процентом женщин, обучающихся в высших учебных заведениях.

Уильяме и его коллеги продолжили свои исследования, повторно оценив данные, полученные ими ранее в 27 странах с помощью опросника КСП, по измерительным шкалам пятифакторной модели. Затем они проанализировали выявленные различия между мужчинами и женщинами для каждой страны в отдельности. Ученые обнаружили, что полученные ими ранее результаты в целом подтвердились для всех стран. Кроме того, они сопоставили данные о гендерных различиях по данным шкалам с оценками по культурным шкалам, взятым из двух крупных работ, посвященных изучению ценностей, а также с рядом демографических показателей и полученными ими ранее оценками, касающимися вопросов гендерной идеологии.

Исследователи пришли к заключению, что различия, касающиеся гендерных стереотипов, как правило, выше в странах, характеризующихся более традиционным, иерархически организованным типом общества, более низким уровнем социоэкономического развития, относительно невысокой степенью распространения христианства, незначительным процентом женщин, обуча­ющихся в высших учебных заведениях. В тех странах, для которых характерны тенденции к равноправию мужчин и женщин, меньшая степень влияния традиционных половых ролей и восприятие женских характеристик как более предпочтительных по сравнению с мужскими, дифференциация между мужскими и женскими тендерными стереотипами оказалась менее выраженной по всем пяти факторам. Связь гендерных стереотипов с характеристиками личности

На основании рассмотренных исследований мы можем сделать вывод, что в целом гендерные стереотипы достаточно стабильны во всех культурах земного шара и связаны со значимыми психологическими характеристиками, которые представляют собой интересную тему для исследований. В соответствии с типичным образом, мужчины воспринимаются как активные, сильные, самостоятельные и критически настроенные; характеризующиеся потребностью в доминировании, независимости и достижениях, и такими психологическими чертами, как агрессивность, демонстративность и настойчи­вость. С точки зрения пятифакторной модели, образ мужчины ассоциируется с такими чертами личности, как экстраверсия, нейротизм и открытость. Женщины воспринимаются как более пассивные, слабые, заботливые и адаптивные и характеризуются потребностью в подчинении, следовании авторитетам, опеке, принадлежности и гетеросексу-альности. Из пяти основных личностных факторов они характеризуются наиболее высокими показателями по шкале «социального соответ­ствия». Как уже говорилось, стабильность данных стереотипов, обнаруженных во всех культурах и странах мира, является убедительным свидетельством их культурной универсальности. Другие исследования ролевых стереотипов

Изучению гендерных и половых ролевых стерео­типов, существующих в различных странах и культурах, посвящен также ряд других исследований. В частности, Рао и Рао провели сравнительный анализ полоролевых сте­реотипов в США и Индии и обнаружили, что среди индусов распространены значительно более традиционные стереотипы, связанные с ролью матери, жены и отца, чем среди американцев. Исследования Тромсдорфа и Иваваки, изучавших гендерные ролевые различия между немецкими и японскими подростками, показали, что, по мнению опрашиваемых из Японии, матери принадлежит более контролирующая роль в семье, чем отцу, тогда как для не­мецких подростков характерно противоположное мнение. Согласно полученным ответам, японцы придерживаются более традиционных взглядов на гендерные роли, чем немцы. В целом, результаты обоих исследований подтверждают выводы Уильямса и Бест. Формирование гендерных стереотипов

В ряде исследований ставилась также цель выяс­нить, каким образом формируются гендерные ролевые стереотипы. В частности, Алберт и Портер сообщают, что гендерные стереотипы становятся более ярко выраженными с возрастом и что дети в большей степени склонны рассматривать с точки зрения стереотипов лиц своего пола. Манро, Шиммин и Манро пришли к выводу, что понимание детьми гендерных и половых ролевых предпочтений, существующих в их культуре, вероятно, связано с уровнем их когнитивного развития. Несмотря на большое количество проводимых исследований, в данной области психологии, имеющей столь большое значение для общества, остается еще немало неразрешенных вопросов. Насколько соответствует поведение людей их собственным стереотипам и различается ли степень этого соответствия в различных странах и культурах? Как связаны распространенные среди людей стереотипы со значимыми психологическими характеристиками и формами поведения, оказывающими непосредственное влияние на повседневную жизнь? Как формируются гендерные стереотипы в процесс индивидуального развития, какие факторы способствуют их развитию или накладывают на них определенные ограничения? Все эти вопросы должны стать предметом будущих исследований.

КУЛЬТУРА, ГЕНДЕРНАЯ РОЛЕВАЯ ИДЕОЛОГИЯ И Я-КОНЦЕПЦИЯ

Гендерная ролевая идеология

Другой важной темой кросс-культурных гендерных исследований является гендерная ролевая идеология, которую составляют суждения о том, как мужчины и женщины должны выглядеть и вести себя. Данной теме посвящено одно из исследований Уильямса и Бест, в котором они предложили участникам из 14 стран заполнить опросник КСП в соответствии с тем, какими они видят себя и какими они хотели бы быть. Участникам также было предложено указать свои ответы по шкале половой ролевой идеологии, оценки которой располагались между полюсами, обозначенными как «традиционность» и огалитарность». Оценки, расположенные вблизи полюса традиционности, соответствовали описанию традиционных или общепринятых универсальных норм, касающихся гендерных ролей, основанному на данных, полученных учеными в ходе предыдущих исследований. Оценки, соответствующие по­люсу эгалитарности, отражали тенденцию к уменьшению дифференциации между мужчинами и женщинами по различным психологическим характеристикам. Традиционность и эгалитарность

Оценки, наиболее близкие к полюсу эгалитарности, были получены от участников, представляющих такие страны, как Нидерланды, Германия и Финляндия, а соответствующие наиболее традиционной идеологии - от опрашиваемых из Нигерии, Пакистана и Индии. Выяснилось, что для женщин характерны более эгалитарные взгляды, чем для мужчин. Однако различия во взглядах внутри отдельных стран были относительно небольшими по сравнению с различиями между странами, которые варьировали в значительных пределах. Более эгалитарные оценки были получены в странах, характеризующихся такими показателями, как относительно высокий уровень социоэкономического развития, значительный процент протестантов среди населения при небольшом количестве мусульман, значительная часть женщин, работающих вне дома и учащихся в высших учебных заведениях, а также высокая степень индивидуализма. Последняя характеристика отнюдь не случайна, поскольку распространенность индивидуалистических тенденций формирует культуру, в которой женщинам предоставлены рабочие места и широкие возможности получения образования, что способствует размыванию традиционных гендерных ролей. Гендерные различия в Я-концепции

В исследование Уильямса и Бест входило также изучение гендерных различий, связанных с Я-концепцией. Студентов из 14 стран попросили оценить 300 прилагательных опросника КСП, с точки зрения того, описывают ли данные прилагательные их реальное или идеальное «Я». Помимо таких показателей, как предпочтительность, сила и активность, полученные ответы оценивались и по шкале маскулинности/фемининности. Оценки мужчин, соответствующие как своему реальному, так и идеальному «Я», оказались выше по показателю маскулинности, чем оценки женщин, для всех изучаемых стран; соответственно, оценки женщин оказались более высокими по шкале фемининности. Однако представления как мужчин, так и женщин о своем идеальном «Я» оказались более высокими по шкале маскулинности, чем фактическое описание самих себя. Иными словами, и те и другие в большей степени хотели бы видеть себя об­ладающими психологическими чертами, традиционно ассоциирующимися с мужчинами.

По оценкам измерений, связанных с эмоцио­нальными факторами (предпочтительность, сила, активность), Я-концепция, характерная для мужчин, отличалась более высокими оценками по шкале силы. В некоторых странах наблюдалось относительное сходство между оценками мужчин и женщин по всем трем измерениям, тогда как в других странах имели место значительные расхождения. Уильяме и Бест высказали предположение, что уровень расхождений связан с такими переменными, как социоэкономический статус, религия и процент женщин, работающих вне дома.

Данные результаты также представляют для нас интересную информацию о природе гендерных различий и свидетельства их кросс-культурной стабильности. Рассматриваемые совместно с результатами исследований, посвященных гендерным стереотипам, они служат дополнительным подтверждением существования целого блока универсальных психологических конструктов. Под­тверждение этой гипотезы делает для нас еще более актуальным вопрос о характере взаимосвязи между культурой, личностью и биологическими факторами, а также о том, в какой степени психологические потребности и запросы, характерные для представителей всех культур земного шара, обусловлены биологическими половыми различиями. Более подробное изучение этой темы потре­бует дальнейших исследований, которые должны будут ответить на вопрос о том, каким образом различные культуры, хотя в них по-разному решаются вопросы удовлетворения биологических потребностей исходя из имеющихся ресурсов, порождают сходные психологические конструкты, связанные с данными потребностями.

ИССЛЕДОВАНИЕ ХОФСТЕДЕ

Об исследовании Хофстеде, изучавшего установки, относящиеся к трудовой деятельности, подробно говорится в главах 2 и 17, однако поскольку его работа также связана с рассматриваемой нами темой гендерных различий, я еще раз кратко остановлюсь на ней. Шкала маскулинности

Хофстеде провел широкомасштабный опрос сотрудников одной крупной транснациональной корпорации, посвященный изучению профессиональных ценностей. На основе собранных данных он выделил четыре измерения, описывающих культурные различия между участниками его исследования. В число этих измерений входила и шкала, которую Хофстеде обозначил как маскулин­ность, или МА. Оценки по данной шкале отражали степень, в которой та или иная культура формирует, поощряет и сохраняет ценностные различия между мужчинами и женщинами. Высокие показатели маскулинности среди представителей определенной культуры свидетельствовали о том, что принятые в данной культуре представления о профессиональной деятельности и работе на предприятиях ассоциируются с мужским полом.

Наиболее высокие оценки по маскулинности были зафиксированы для Японии, Австрии, Венесуэлы и Италии. Культурам, характеризующимся низкими оценками по шкале МА, свойственны тенденции к минимизации половых и гендерных различий, связанных с работой. В число стран, отличающихся наиболее низкими оценками по данному показателю, вошли Дания, Нидерланды, Норвегия и Швеция.

Хотя исследование Хофстеде ограничивалось изучением ценностей, связанных с трудовой деятель­ностью, полученные им результаты проливают свет на основной вопрос, который интересует нас в данной главе, свидетельствуя о том, что для каждой культуры характерно специфическое отношение к различиям между мужчинами и женщинами. Культурные нормы, описывающие характерные для мужчин и женщин типы поведения, оказывают на представителей данных культур различное психологическое влияние, результаты которого непосредственно отражаются на их поведении в повседневной жизни (в частности, связанных с трудовой деятельностью). Эти культурные влияния могут проявляться совершенно по-разному; так, одни культуры способствуют значительным различиям в поведении мужчин и женщин, в то время как в других существует тенденция к минимизации подобных различий. Именно эти культурно обусловленные вариации, касающиеся гендерных ролей, были зафиксированы Хофстеде с помощью использованной в его исследованиях шкалы маскулинности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В РАЗНЫХ КУЛЬТУРАХ

Культура, биология, гендерные роли и стереотипы взаимодействуют между собой, порождая гендерные различия в психологии и поведении. Иными словами, разделение труда и разница типичных для мужчин и женщин форм поведения, появившихся в результате биологических и физиологических различий, в свою очередь становятся источником различий, относящихся к области психологии и менталитета. Таким образом, психологические гендерные различия могут рассматриваться в качестве результата половых различий, обусловленных сло­жившимися формами разделения труда между мужчинами и женщинами и спецификой их функций, связанных с продолжением рода.

Основные области проявления психологических гендерных различий в разных культурах - это перцептуальные/пространственные/когнитивные способности; конформность и подчинение; агрессивность.

Наряду с психологическими гендерными различиями, существующими в пределах любой отдельной культуры, существуют также и психологические гендерные различия между культурами. При этом степень проявлений, направление развития и сама природа таких различий также могут изменяться от культуры к культуре. Так, если одна культура способствует формированию психологических различий определенного типа, это не означает, что и другая изучаемая нами культура в равной степени порождает тот же тип различий. С другой стороны, мы можем обнаружить культуру, в которой данный тип различий будет еще более ярко выраженным, чем в изученных нами до сих пор. Дело в том, что психологические гендерные различия являются не просто не продуктом биологических и культурных факторов, но оказывают влияние и на развитие самой культуры. Су­ществует обратная связь между ними и такими проявлениями культуры, как типы поведения, гендерные роли и гендерная ролевая идеология. Таким образом, характер взаимосвязей между культурой, поведением и психологическими характеристиками представляет собой замкнутый круг, в котором психологическим проявлениям гендерной дифференциации принадлежит важнейшая роль в воздействии на образ жизни, традиции и поведение людей.

Анализируя литературу, посвященную психо­логическим гендерным различиям в разных культурах, можно выделить три основные области их проявления: перцептуальные/пространственные/ когнитивные способности; конформность и подчинение; агрессивность. Исследования свидетельствуют, что хотя и существуют гендерные различия, в равной степени характерные для всех культур, различия между мужчинами и женщинами в каждой из данных областей могут проявляться по-разному в зависимости от данной культуры.

ПЕРЦЕПТУАЛЬНЫЕ/ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ/ КОГНИТИВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Существует расхожее мнение, по крайней мере в США, что мужчины лучше справляются с задачами, требующими математических способностей и пространственного воображения, тогда как женщины оказываются сильнее при выполнении лингвистических заданий. Анализ результатов тестирования по стандартизированным методикам, проводимого в общеобразовательных школах, при поступлении в колледжи и в университеты, до некоторой степени подтверждает правомерность такой точки зрения, хотя в последние годы наблюдается сокращение разрыва между оценками мужчин и женщин. Тем не менее анализ научной литературы, проведенный Маккоби и Джеклин, позволяет сделать вывод, что мужчины показывают более высокие результаты при выполнении задач на пространственное воображение, а также заданий, включающих пространственный компонент. Следует, однако, отметить, что еще несколькими годами ранее Берри не обнаружил подобных различий между мужчинами и женщинами из народности эскимосов-иннуитов в Канаде. Берри высказал предположение, что в данной культуре <

Наши рекомендации