Разделение обязанностей между родителями

Изучение разных культур выявило значительные различия в разделении обязанностей между родителями в семье. Бест, Хаус, Барнард и Спикер изучали различия в отношениях между детьми и обоими родителями во Франции, Германии и Италии. Они обнаружили, что французские и итальянские отцы больше играют с детьми, чем матери, но обратная ситуация наблюдается в Германии. Деверо, Бронфенбреннер и Сьюци обнаружили, что преобладание роли матери в семье более заметно в американских и немецких семьях, т. е. в их американской выборке дифференциация ролей отца и матери выражена сильнее, чем в немецкой. Бронштейн, изучавший отношения детей с отцами и матерями в мексиканских семьях, обнаружил, что отцы там чаще общаются и играют с детьми, а матери больше занимаются обеспечением насущных физических потребностей ребенка.

Ожидания родителей

Многие различия в поведении родителей в разных культурах связаны с ожиданиями родителей в отношении культурного развития ребенка. Джоши и Мак-Лин изучали ожидания матерей в отношении развития ребенка в Индии, Японии и Англии. В этом исследовании матерей просили назвать возраст, в котором дети смогут, по их мнению, выполнить каждое из 45 заданий. Японские матери возлагали большие надежды на своих детей в области учебы, личной гигиены и самостоятельности, чем британские матери. Индийские матери меньше ожидали от своих детей, чем японские и британские матери, во всем, за исключением самостоятельности. Другие авторы пришли к выводу, что в Индии и США существует связь между поведением родителей и такими чертами личности детей, как благодарность, настойчивость и склонность к депрессии.

Сходства в родительском поведении

Исследования разных культур продемонстрировали не только различия, но и многочисленные проявления сходства в поведении родителей. Келли и Тзенг, например, установили, что в США матери европейского и китайского происхождения обращают внимание на манеры, школьные успехи и эмоциональный настрой детей в возрасте 6-8 лет больше, чем в возрасте 3-5 лет. Соли-Камара и Фоке оценивали поведение родителей по 100-балльной шкале и пришли к выводу, что мексиканские и американские матери не отличаются по своим родительским ожиданиям и поведению.

Пэппс, Уолкер, Тримболи и Тримболи обнаружили, что у англоамериканских, греческих, ливанских и вьетнамских этнических групп применение родительской власти является самой распространенной методикой дисциплинарного воздействия. Келлер, Чазиотис и Рунде также сообщают о культурном сходстве между американскими, немецкими и греческими родителями в вербальном и вокальном поведении по отношению к детям.

Резюме

Результаты исследований говорят как о различиях, так и о сходстве поведения родителей при воспитании детей в разных культурах. Все исследования показали, что стиль поведения родителей связан с целями развития личности, установленными каждой культурой. Это значит, что культурные различия в моральных ценностях, веровани­ях, отношениях и поведении связаны с разными целями развития так, что в результате воспитания развивающиеся члены общества могут выполнять работу, необходимую для выживания. Оказывается, все люди похожи в том, что развиваются в соответствии с культурными целями общества, а различны так, как различаются эти цели.

Культурные различия в родительском поведении связаны и с другими факторами. Самые важные из них - экономика и семья (в широком смысле). Разнообразие родительского поведения как функция экономики

Воспитание детей часто происходит в очень разных экономических условиях, даже в пределах одного государства. Эти разнообразные условия порождают процессы социализации, различающиеся в разных культурах. Практика воспитания детей отличается не только из-за различий в представлениях, но и из-за значительных различий в жизненных стандартах. Применение привычных стандартов для оценки поведения родителей в других странах и культурах может привести к неверным выводам. Представьте себе женщину из бразильских трущоб, которая закрывает троих маленьких детей на целый день в темной тесной лачуге, а сама пытается раздобыть для них какую-нибудь пишу и одежду. Мы не можем судить о ней по стандартам сытых и обеспеченных людей.

Это положение было подтверждено исследованием, изучавшим работу матерей, имеющих одного ребенка в США и Аргентине. В обеих странах работа женщины после рождения ребенка была связана со сроком замужества и работой во время беременности. Но в Соединенных Штатах образованные женщины с более престижной работой работали дольше, чем такие же женщины в Аргентине. Таким образом, экономические и культурные различия двух стран влияли на решение женщины о продолжительности рабочего дня.

Всем известно, что, для того чтобы успокоить плачущего ребенка, надо взять его на руки, а дети, которых не берут на руки, чтобы не испортить, в конце концов плачут больше. Однако в отдаленных сельских районах Китая младенцев в возрасте нескольких недель надолго оставляют одних, пока их матери работают в поле. Детей сажают в мешки с песком, который поддерживает их и действует как адсорбент. Эти дети быстро прекращают кричать, так как рано начинают понимать, что ответа на крик они не дождутся.

Наши рекомендации