Анализ эффективности педагогических условий использования игровой деятельности на уроке
Анализ эффективности педагогических условий использования игровой деятельности был проведен на основе разработанного нами общего тестирования по пройденному на уроке материалу.
Данные тестирования для удобства приводим в таблицах (Прил. 4). Исходя из данных таблицы, мы выяснили, что наилучшего результата при решении теста по пройденному материалу достигли ученики 8 «Г» класса, принимавших участие в уроке с использованием игровой деятельности: средний балл по группе равен 7,8. В то же время средний балл по группе 8«А» класса составляет 7,2, что говорит о худшей степени усвоения знаний. Эти данные свидетельствуют о достаточно весомой роли применения игровой деятельности на уроке и о зависимости внедрения новых технологий и методик в образовательный процесс и успеваемости учеников.
Результаты учеников, принявших участие в уроке-игре, показывают, что 30% идеально справились с тестированием, 55% набрали от 7 до 8 баллов (1-2 ошибки). Наименьшее количество баллов, - 5, - набрало около 5% учеников (Рис.1.).
Рис 1. Распределение баллов по результатам тестирования учеников 8"Г" класса
Другой результат был получен при проведении традиционного урока без использования игровой деятельности. Идеально с работой в данном случае справились 9 %, от 7 до 8 баллов получили 50% учеников. Наименьшее количество баллов, - 3, -получило около 4% респондентов (Рис. 2.).
Рис 2. Распределение баллов по результатам тестирования учеников 8"А" класса
Уже на начальных этапах урока-игры ученики начали активно участвовать в образовательном процессе. Так как игра позволяет создать непринужденную атмосферу свободного общения и особую соревновательную среду для творчества, учащиеся с большим интересом принимали участие во всех конкурсах. Особенно детям понравился конкурс «живых картин». В случае же с типичным в образовательном процессе уроком, учащиеся вели себя достаточно скованно, неохотно отвечали на вопросы. По их отзывам, данный урок показался им «немного скучным».
Такое восприятие данного занятия отразилось и на результатах теста. Ученики запоминали наиболее яркие моменты урока, содержащие необходимую информацию, и с успехом справлялись с поставленными вопросами. Кроме того, атмосфера соревнований, созданная во время урока-игры, была перенесена и на последующий контроль знаний: как и предполагалось, школьники лучше справлялись с тестированием, если оно становилось продолжением игры.
На основании рефлексии, проведенной в конце урока, и наблюдений за учениками в процессе учебной деятельности мы можем сказать, что практически все педагогические условия применения игровой деятельности на уроке, предъявленные выше, были соблюдены.
1.Организационно-педагогические:
¾ координация действий учеников, а также соблюдение регламента игры и иных норм, правил игровой деятельности: данное условие было соблюдено благодаря проведенному инструктажу, а также периодическому уведомлению учеников о затраченном на решение той или иной задачи времени;
¾ сохранение дисциплины на уроке: сохранить дисциплину в должной степени порой не удавалось, т.к. ребята "заигрывались" и не слушали педагога или же начинали спорить с оппонентами, но в целом, данное условие следует считать выполненным;
¾ соответствие игрового материала и заданий, предложенных ученикам, основным задачам образовательного процесса в целом и конкретного урока в частности также было выполнено.
2.Психолого-педагогические:
¾ ситуация успеха была создана путем подкрепления положительных эмоций участников от победы в каком-либо соревновании, поддержка отстающих;
¾ сохранение благоприятного эмоционального фона и атмосферы игры: нам удалось создать необходимую атмосферу игры (благодаря соблюдению роли проводника в "Городе Культуры", применению мультимедийного оборудования, необходимых реквизитов и т.д.);
¾ поддержание здоровой конкурентной среды (элемент состязательности) в коллективе на время применения игровой деятельности: данное педагогическое условие также было соблюдено - внесен элемент состязательности (ведение счета команд, подведение результатов игры);
¾ кроме того, были учтены индивидуальные интеллектуальные и творческие способности участников игровой деятельности, введены такие конкурсы как «Живые картины» и шифровка на «Проспекте Литераторов», раскрывающие способности учеников и позволяющие творчески проявить себя;
3.Дидактические:
¾ формирование необходимых компетенций у учеников в процессе применения игровой деятельности на уроке: ребята в процессе занятия научились правильно формулировать познавательные цели, выделять из текста необходимую информацию, корректировать собственные ответы и т. п.;
¾ ориентирование учеников на основные проблемные вопросы изучаемой в ходе игровой деятельности темы было выполнено с помощью привлечения внимания школьников к решению определенных задач, совместной постановки цели урока в его начале, периодическому осмыслению пройденного во время игры учебного материала;
¾ кроме того, учащиеся научились применять полученные в ходе игры знания на практике, а именно при решении контрольной работы по данной теме.
Соответствие материала, использованного в ходе игры, учебной программе и тестирование, включающее основные вопросы, изучаемые по данной теме, позволяют нам вполне резонно заявить о среднем и высоком усвоении знаний и формировании необходимых компетенций у учащихся.
На основании полученных нами результатов мы можем сказать, что при проведении урока с использованием игровых технологий, информация усваивается учениками лучше в силу повышенного интереса к образовательному процессу. Кроме того, игра позволила раскрыть потенциал школьников, обеспечить равные условия конкурентной деятельности, что в свою очередь является дополнительным стимулом к самостоятельному изучению материала. Таким образом, педагогические условия применения игровой деятельности на уроке, выделенные нами в предыдущей главе, являются эффективными.
Заключение
Изучив литературу по данной теме и проведя экспериментальное исследование, мы узнали, что игра является неотъемлемой частью как жизни человека в целом, так и педагогического процесса в частности. Игра – это вид деятельности, в котором ученик может проявить себя в различных позициях, раскрыть собственный потенциал; кроме того игра позволяет учителю наилучшим образом взаимодействовать с учеником. Игровые технологии также помогают учащимся в решении задач, которые при использовании данной методики носят скрытый характер, благодаря чему ребенок справляется с данными заданиями легко.
Проанализировав развитие применения игровых технологий на уроке в педагогической науке и практике, автор может сказать, что данный вид технологий в последнее время становится все более востребованным. Этому способствуют интересная форма подачи материала, многофункциональность игры, соревновательный компонент и дополнительная мотивация школьников к изучению предмета.
Следует отметить, что игра является весьма неоднозначным явлением. Для правильного ее использования в образовательном процессе следует учитывать педагогические условия и особенности проведения игры. Игровая форма подачи материала требует лаконичности этапов, их оригинальности, в то же время педагогу следует не отходить от учебной деятельности, следовать образовательной программе. Также данный вид урока требует от учителя дополнительное время на подготовку к занятию.
Исходя из результатов проведенного нами исследования, было выяснено, что использование игровой деятельности на уроке является достаточно эффективным средством формирования знаний, умений, навыков и необходимых компетенций учащихся. Применение на одном из уроков данного вида деятельности с соблюдением определенных нами выше педагогических условий позволило ученикам лучше запомнить учебный материал. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтверждена.
Библиографический список
1. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ред. от 31.12.2015) [Текст]: [Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644]. – М., 2015.
2. Абуков, А.Ф. Методологические аспекты использования игры (игрового метода) в педагогике и психологии [Текст]/ А.Ф. Абуков// «Знание».-. 2016. №11 - с 51-57.
3. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст]: Кн. для учителя/ Н.П.Аникеева. – М.: Просвещение, 1987 – с.113-120, 131.
4. Бархинцева, Н.Е. Игровая деятельность в обучении [Электронный ресурс]/Н.Е. Бархинцева// Фестиваль 1 Сентября – 2007-2008 – Режим доступа: festival.1september.ru/articles/500198/
5. Борзова, Л.П. Игры на уроке истории [Текст]: Метод, пособие для учителя/ Л.П.Борзова. - М. : Изд-во Владос-Пресс, 2003 – с.39-45 .
6. Боровских, А.В. Игра: деятельность или мышление? [Текст]/ А.В.Боровских// Педагогика. - 2015. №7 – с.51.
7. Данилов, А.А. История России: XIX . 8 класс. [Текст]: Учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. - 11-е изд. – М.: Просвещение, 2010 – с.266-272 .
8. Кукушин, B.C. Теория и методика обучения/B.C. Кукушин. - Ростов н/Д.:Феникс,2005 – с.206-209.
9. Лазукова, Н.Н. История России [Текст]: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Н. Лазукова, О.Н. Журавлева; под общ. ред. Р.Ш. Ганелина. – М.:Вентана-Граф. 2013 – с.224-241.
10. Макаренко, А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта [Текст]/ А.С.Макаренко. - Т.5. - М., 1958 –с.79.
11. Миронов, А.В., Как построить урок в соответствии с ФГОС/ Миронов А.В., - 2014 – С.27-34.
12. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011 – с 110-123.
13. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.П.Панфилова.— М.: Издательский центр «Академия», 2009 – с108-113.
14. Педагогический словарь [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ [В.И.Загвязинский , А.Ф.Закирова , Т.А.Строкова и др.]; под ред. В.И.Загвязинского, А.Ф.Закировой . - М.: Издательский центр «Академия»,2008 –с.81-82.
15. Приблуда, Е.И. Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания [Текст]/ Е.И. Приблуда// Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2013.Т.3 – С.49-55.
16. Пряжникова О.В. от теории к практике на уроках истории [Текст]/ О.В.Пряжникова// журнал «Эксперимент и инновации в школе». - 2009, №6 – с 72-81.
17. Репринцева, Е.Л. Педагогические игры: теория, история, практика. [Текст]/ Е.Л.Репринцева – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2005 – с.43-57.
18. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие/ Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998 – 65-77.
19. Сергеева, И. С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников [Текст]: методические рекомендации / И. С. Сергеева, Ф. С. Гайнуллова. М.: КНОРУС, 2016- с. 6-18, 20.
20. Сивцева А. С. Определении содержания понятия «педагогические условия» методом контент-анализа [Электронный ресурс] А.С.Сивцева -Библиотека Мелитопольского Государственного Педагогического университета им. Б.Хмельницкого – Режим доступа: http://eprints.zu.edu.ua/13972/1/139-143.pdf
20.
21. Спиваковская, А.С. Игра - это серьезно [Текст]/ А.С. Спиваковская. - М., 1981 – 87-89, 93-99.
22. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения [Текст]/ К.Д. Ушинский. -В 6 т. Т. 5/Сост. С.Ф.Егоров. – М.: Педагогика,1990 – С.112.
23. Хёйзинга, Йохан. Homo ludens. Человек играющий [Текст]/ Сост., предисл. X 35 и пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова; Коммент., указатель Д. Э. Харитоновича. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011 – С.46.
24. Шайхетдинова, Л.Р. Игровые технологии как фактор познавательной деятельности учащихся [Электронный ресурс]/ Л.Р. Шайхетдинова// Фестиваль 1 Сентября – 2007-2008 - Режим доступа: festival.1september.ru/articles/522077/
25. Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры [Текст]/ С.А. Шмаков. - М., 1994 – с.34-40.
26. Янковский, Н.К. Дидактическая игра как средство развития творческой активности школьников[Электронный ресурс]/.Н.К. Янковский// Электронная газета «Биология». – 2000, №14. – Режим доступа: bio.1september.ru /article.php?ID=200001403
ПРИЛОЖЕНИЕ 1