Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию игровой деятельности на уроке.

Разработка и проведение урока с применением игровой деятельности

В предыдущей главе мы рассмотрели теоретические стороны изучаемого нами вопроса. Но для того, чтобы убедиться в эффективности применения данной методики, необходимо провести практические занятия с использованием игровой деятельности.

Исследование проводилось на базе МКОУ СОШ с УИОП №2 им. А. Жаркова г. Яранска Кировской области. Выборку составили 42 учащихся 8 «А» и 8 «Г» классов.

Нами было выделено три этапа эмпирической части исследования:

1) Разработка технологической карты и конспекта урока с применением игровой деятельности, направленной на улучшение усвоение необходимого учебного материала, а также разработка урока по данной теме без применения игровых технологий для параллельной группы испытуемых;

2) Непосредственное проведение данных уроков в параллельных классах;

2) Проведение диагностического тестирования у обеих групп;

3) Анализ результатов мероприятия.

При разработке уроков были использованы учебники по истории России для 8 класса А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной [7] и Н.Н. Лазуковой, О.Н. Журавлевой [9]. Также при создании уроков мы руководствовались методическими разработками Л.П. Борзовой [5] и А.В. Миронова [11].

Согласно первому этапу исследования были разработаны два типа урока, а именно – урок игра «Путешествие в город Культуры. Вторая половина XIX века» и аналогичный урок «Культура России второй половине XIX века» без использования игровой деятельности (Прил. 1,2). Нами были организованы встречи с учащимися и непосредственно проведены уроки. Каждое из занятий сопровождалось презентацией. В конце урока ученикам был предложен тест по пройденному материалу с выбором ответа, а также с задачами на сопоставление данных и знание фактов (Прил.3)

Ниже приводится конспект урока истории с применением игровых технологий.

«Путешествие в город Культуры. Вторая половина XIX века»

Цели урока:

Предметные:

1) углубить знания обучающихся о вкладе деятелей русской культуры в мировую культуру;

2) сформировать представление обучающихся об особенностях русской культуры второй половины XIX века;

Метапредметные:

А) коммуникативные:

1) умение обучающихся работать в группе;

2) умение излагать свое мнение и аргументировать его;

3)быстрая реакция, ориентирование при поставленной задаче;

Б) познавательные:

1) умение анализировать письменный и устный материал;

2) обобщать, делать выводы;

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы обучающихся: в группах, самостоятельно

Оборудование: проектор, интерактивная доска, конверты с заданиями, доска, мел, раздаточный материал (Прил. 2).

Ход урока

Организационный момент:

Учитель: Прозвенел звонок, и мы начинаем наш урок. Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы с вами рассмотрим культуру XIX века, а именно литературу, музыку, изобразительное творчество и архитектуру.

Я желаю вам рабочего настроения, уважительного отношения к ответам одноклассников. Я уверена, у нас всё получится.

Ученики предварительно рассаживаются по 4 командам

Постановка цели, мотивация. Актуализация знаний:

Учитель: сегодня у нас будет не простой урок. Мы с вами отправимся в путешествие в город Культуры. Но для начала давайте вспомним, что такое «культура» и от каких факторов зависит это явление? Кого из деятелей культуры первой половины XIX века вы помните?

Примерные ответы: «Культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, созданных человеком в определенные эпохи» или «Культура, это явление, которое несет отпечаток исторической эпохи» и т.д. (учащиеся высказывают свою точку зрения, аргументируют ее и приходят выводам о влиянии экономических и политических реформ 60-70-х годов, событиях общественной жизни на духовное развитие российского общества;вспоминают деятелей культуры начала XIX века).

Учитель: А теперь давайте сформулируем цели сегодняшнего урока

Примерные ответы: «узнать основные направления в творчестве художников, писателей», «понять, чем отличается культура второй половины XIX века», «какие жанры живописи, архитектурные стили присущи культуре второй половины XIX века, какой вклад в культуру внесли писатели» и т.п.

Учитель (формулирует проблему урока):

· сформировать представления о роли литературы в общественной жизни России;

· дать характеристику творчеству писателей;

· выяснить основные направления в русском изобразительном искусстве.

· ознакомиться с новыми явлениями в архитектуре и музыке, театре и т.п.

Учитель: Молодцы! Что ж место назначения - город Культуры, время - вторая половина XIX века. Поехали!

Изучение нового материала:

Учитель: И первая наша остановка - «Проспект Литераторов». Здесь красиво и просторно…, но что это? Прямо на дороге разбросаны какие-то фразы или слоги. Давайте соберем словосочетание! Та команда, что справится быстрее, получает 4 балла, остальные 3,2 и 1 соответственно.

Складывают словосочетание «критический реализм»

Учитель: Верно, критический реализм – это одно из основных художественных направлений второй половины XIX века в культуре, в частности в литературном творчестве. А каковы черты этого направления на ваш взгляд?

Повышенное внимание к отображению реальной жизни на основе критического восприятия

Учитель: А сейчас я предлагаю вам, ребята, побыть редакторами. Необходимо восстановить текст, который наш незадачливый писатель сократил до неузнаваемости.

Выдается 1 текст на группу. Первые сделавшие задание зачитывают текст и получают 2 балла.

Учитель: Молодцы! А мы продолжаем наше путешествие. И вот мы оказываемся в «Картинной галерее» города Культуры прямо на выставке художников-передвижников. Следует отметить, что «Товарищество передвижных художественных выставок» образовалось при весьма интересных обстоятельствах.

Накануне столетия со дня основания императорской Академии художеств, а именно 9 ноября 1863 г., 14 лучших ее выпускников отказались писать выпускную работу по заданной теме, обосновав это тем, что в России есть что рисовать(имелась в виду соц.обстановка). Выпускники хотели писать картины на собственные темы, и когда им в этом было отказано, они покинули стены академии. Вдохновителем «бунта» был И.Н.Крамской.

После этого «бунта» И.Н.Крамской организовал выставку картин своих современников в Нижнем Новгороде. А уже в 1870 г. художники, отстаивающие реализм, объединились в «Товарищество. Картины передвижников регулярно появлялись на выставках в различных городах России, вызывая широкий интерес публики.

Давайте посмотрим на эти замечательные картины.

Рассматривают репродукции картин, обсуждают

Учитель: Ой, а тут, кажется, одни пустые рамы. Наверняка картины забрали на реставрацию. Но нельзя же срывать такую замечательную выставку! Предлагаю вам самим воспроизвести изображенных на данных полотнах героев.

На слайде 4 пустых рамы с подписями (автор и название картины), командам раздается по одному произведению. Задача – воспроизвести его («живая картина»). Команда сделавшая это наиболее качественно и понятно для остальных получает 4 балла, остальные соответственно 3,2 и 1.

После игры репродукции возвращаются на места

Учитель: Что же, картины вернулись на свои места, а нам пора продолжать нашу экскурсию по городу.

И мы оказываемся на «Музыкальном переулке».

Как известно, музыканты обладают совершенным слухом. Посмотрим, так ли хорошо слушаете и слышите вы. Обратите внимание на доску: вы видите на ней ряд вопросов. Ваша задача услышать ответы на эти вопросы, исходя из прочитанного мною материала. Когда доска полностью будет чиста – игра закончена. Не забывайте вежливо относиться к другим командам, поднимайте руку при ответе и будьте внимательны.

Читает текст. Ученики постепенно отвечают на вопросы – доска становится чище. Команды получают баллы по количеству ответов.

Учитель: Чудесно! Но наше путешествие подходит к концу, и напоследок мы с вами прогуляемся по Театральной площади. Собственно на ней и находится московский Малый театр или как его называли «дом Островского» т.к. благодаря созвездию талантливых актеров в нем с успехом проходили пьесы драматурга. Но перед походом в театр необходимо ознакомиться с его репертуаром, узнать, кто исполняет главные роли, а кто является постановщиком. Для этого я предлагаю вам следующую игру: сейчас я раздам вам конверты, в которых запечатан Различные слова, числа, фамилии. Вы должны соотнести с текстом на слайде. Некоторые слова и выражения – лишние, будьте внимательнее. Та команда, которая быстрее и качественнее справится с заданием, получает 4 балла, остальные соответственно 3,2 и 1.

Раздает конверты, ученики подставляют слова в текст

Обобщение и систематизация знаний, закрепление материала:

Учитель: Наше путешествие в город Культуры завершилось. Напоследок мы с вами проверим, насколько хорошо вы поняли пройденный материал. Вам предлагается решить тест (Прил.3).

Решение теста «Культура во второй половине XIX века»

За время теста учитель (или жюри) подводит итоги игры.

Учитель: Меняемся бланками и проверяем

Проверка контрольного тестирования

Наши рекомендации