Педагогические условия использования и этапы проведения игровой деятельности на уроке
В первом параграфе данной главы мы рассмотрели понятие игры как феномена и ее применение в образовательной деятельности. Мы выяснили, что игра является весьма распространенным и действенным методом преподавания. От обычного, классического урока, урок-игра отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится. В обычной школе не трудно указать источник знаний. Это учитель – лицо обучающее. В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом.
Игровые формы обучения как никакая другая технология способствуют использованию различных способов мотивации, таких как:
1) Мотивы общения:
· учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей;
· при решении коллективных задач используются разные возможности учащихся;
· совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.
2) Моральные мотивы:
В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.
3) Познавательные мотивы:
· каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других);
· в игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера;
· обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса;
· ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а как поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш);
· состязательность - неотъемлемая часть игры – притягательна для детей;
· в игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа;
· мысль ищет выход, она устремлена на решения познавательных задач [8].
Организация игр - не всегда простое занятие. При ее реализации на уроке педагог может столкнуться с рядом проблем. Во-первых, это дисциплина: игра может превратить урок в шумное мероприятие, и здесь учителю нужно суметь скоординировать действия учеников, чтобы не потерять суть урока и одновременно сохранить атмосферу игры.
Во-вторых, серьезное отношение к предмету. Ведь учитель должен дать детям научные знания, но возможно ли правильно подать информацию в процессе игры? Оценка в игре - еще одна проблема, необходимо правильно подобрать критерий объективности. Кроме того, игра зачастую непредсказуема, так, организовывая обычный урок, педагог знает, что процесс усвоения знаний находится под контролем. В игре же всегда возможны неожиданности (например, велика вероятность того, что дети могут задать учителю вопрос, на который он может не знать ответа)[5].
Много разных проблем встает перед учителем: как часто следует привлекать игру, сколько времени нужно тратить на нее на уроке и т.д.
Внедряя игровые технологии в образование, необходимо учитывать возможные их ограничения и недостатки. Прежде всего, это отсутствие методических разработок по данному вопросу и постоянная нехватка личного времени учителя для создания режиссуры дидактических игр, требующих повышенного методического и профессионального мастерства. Порой подготовка игры требует на много большего количества времени, нежели ее проведение[15].
Таким образом, учителю необходимо знать все тонкости педагогических условий применения игры на уроке, методику проведения подобных занятий.
Но что же такое «педагогические условия»? Анализ позиций различных исследователей относительно определения понятия "педагогические условия" позволяет выделить ряд положений, важных для понимания данного феномена всеми участниками педагогического процесса:
а) условия выступают как составной элемент педагогической системы, в том числе и целостного педагогического процесса;
б) педагогические условия должны отражать всю совокупность возможностей образовательной среды: целенаправленно конструируемые меры воздействия и взаимодействия субъектов образования. Они должны включать: содержание, методы, приемы и формы обучения и воспитания;
в) в программно-методическое оснащение образовательного процесса должно активно использоваться учебное и техническое оборудование;
г) реализация правильно выбранных педагогических условий должна обеспечивать развитие и эффективность функционирования педагогической системы.
А.С.Сивцева в своей работе определяет, что в современной науке выделяются следующие педагогические условия, целью которых является обеспечение оптимальности педагогического процесса:
¾ организационно-педагогические условия как основной фактор целостного педагогического процесса;
¾ психолого-педагогические условия как совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды;
¾ дидактические условия, которые являются элементами организационных форм обучения [20].
Для того, чтобы выделить педагогические условия применения игровой деятельности на уроке, необходимо ознакомиться с основными видами игр, правилами проведения, этапами и ограничениями проведения той или иной дидактической игры для педагога .
В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.
Требования к проведению дидактических игр:
· игра - форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывающая простор для личной активности и творчества;
· игра должна быть построена на интересе;
· обязателен элемент соревновательности между участниками игры [26].
Важными условиями, обеспечивающими эффективность применения игровых технологий обучения, являются те принципы организации и правила, которые способствуют достижению поставленных в обучении целей и задач. Панфилова выделяет несколько таких правил:
1) организация разумной, адекватной виду игровой деятельности, пространственной среды, «игрового поля» (например, для дискуссии внутри команд или межгрупповой дискуссии - «Пленум»);
2) проигрывание обучаемыми разнообразных игровых ролей: «оппонента», «пессимиста», «оптимиста», «реалиста», «провокатора» и др. - с учетом индивидуальных (интеллектуальных и творческих) способностей каждого участника, в процессе игрового взаимодействия;
3) осуществление в режиме «нормирования» обучения взаимодействию, т.е. в процессе игры предполагается строгое соблюдение сформулированных преподавателем норм, правил игры, «поощрений» и «наказаний» за демонстрируемые позитивные и негативные результаты;
4) соблюдение достаточно жесткого регламента и наличие неопределенности информации, а также освоение прогрессивных подходов к коллективному принятию решений;
5) обязательность участия обучаемых во всем цикле игровых занятий, т.е .каждый должен пройти весь предметный и игровой курс, от анализа ситуаций до участия в играх;
6) обеспечение преподавателем новизны. Для поддержания активности участников обучения необходимо обеспечивать в каждых последующих технологиях игрового обучения, упражнениях, дискуссиях новизну как в содержательном плане, так и в выборе технологии обучения. Новизна обеспечивается также путем смены ролей, партнеров в команде, в ролевом общении и в других видах игрового взаимодействия [13].
Основные принципы организации игры на уроке выделяет В.С. Кукушин:
· отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру,
· принцип развития игровой динамики;
· принцип поддерживания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей);
· принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;
· принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам (связано с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил) [8].
Важно отметить, что почти все учителя, применявшие игру на уроке считают, что игра - это одна из форм обучения. Она должна органически включаться в учебный процесс по предмету в тесной связи с другими видами учебной работы.
Разберем структуру организации игры на примере урока истории по Л.П. Борзовой [5]:
1. Выбор игры
На этом этапе происходит отбор содержания исторического материала для игр на основе изучения учителем программы, тематического плана, учебника, методической литературы. Отобрав игры, соответствующие программному содержанию, учитель должен четко представить себе, какие результаты он хочет получить. От этого часто зависит оформление замысла, игровые действия, содержание и формулировка правил, ход игры.
2. Подготовка игры
а) Предварительная подготовка учащихся к игре.
Следует заметить, что не все игры содержат этот этап. Задача учителя заключается в том, чтобы все дети понимали, что они должны сделать в ходе подготовительной работы. Предварительная подготовка зачастую несет основную дидактическую нагрузку. Это в основном относится к ролевым играм. На данном этапе педагогу следует предоставить свободу творчества ученикам, больше доверять детям. Не нужно полностью организовывать подготовку, пусть они сами проявят самостоятельность.
б) Подготовка непосредственно перед игрой.
Этот этап должен быть направлен на создание эмоционального игрового настроения (переставить столы, включить музыку, приготовить к использованию технические средства, вывесить схемы, карты, картины); проверить готовность учащихся к игре.
3. Введение в игру
а) Предложение игры детям.
Обычно организатору игры достаточно сказать вступительные слова, на подобие: «А теперь давайте поиграем в ... (название игры)» или «А чтобы вы лучше запомнили этот материал, мы с вами поиграем в игру» или « В связи с этим есть такая игра... ». Этого достаточно, чтобы ребята обрадовались и настроились на другой характер работы. Желательно, чтобы при предложении игры говорилось ее название. Тогда в дальнейшем сами ребята смогут проявлять инициативу в построении и планировании учебно-игровой деятельности. Но иногда возможны какие-то необычные формы предложения. Например, при предложении игры «Продолжи рассказ» можно рассказать об истории этой игры: «Сегодня мы поиграем в игру, которую знали задолго до нас с вами…»
б) Объяснение правил игры.
Необходимо сформулировать их кратко и конкретно. Многое усвоится в самой игре, если кому-то что-то не понятно.
в) Выбор участников игры.
Случаются ситуации, когда учителю нужно выбрать 4 участников для игры, а в классе гораздо больше желающих. Если учитель сам выберет игроков, часть активных ребят тут же могут «выключиться» из игры, потому что не их выбрали. Но можно сделать иначе - тот же выбор игроков обыграть, преследуя образовательные и дисциплинирующие цели. То есть выборка в данном случае осуществляется путем решения другой задачи. Учитель объявляет: «Для игры нужно 4 участника, но поскольку желающих много, мы поступим так: на доске нарисована головоломка (анаграммы, вопросы). Первые 4 человека, которые быстрее других в тетради напишут решение (ответ) и будут участниками».
Есть много других возможностей выбора участников: например, сначала играют те, у кого фамилия на букву «П» (заранее можно посмотреть, чтобы количество совпадало), те, у кого день рождения в декабре, те, кто сидит на последних партах или учащиеся с 15-го по 19-й номер согласно списка в журнале и т.п.
4. Ход игры
Несмотря на важность дидактического результата, при проведении игры необходимо понять, что методическое содержание - это та часть урока, которая должна волновать учителя до начала игры. Как только игра началась, главное - это игровое действо. Ведь чем интереснее и занимательнее игра, тем больший развивающий, образовательный и воспитательный результаты могут быть достигнуты.
а) Начало игры.
На этой стадии можно уточнить некоторые нюансы, касающиеся правил игры. Они проясняются в игре первых же участников. И тогда учителю нужно остановить игру и кратко объяснить, что нарушено и как нужно правильно участвовать в игре.
б) Развитие игрового действа (кульминация).
На этой стадии максимально проявляется азарт играющих, одновременно возрастает интерес и участников, и зрителей (если таковые есть). Организатору важно следить за выполнением правил, а также за эмоциональным состоянием учеников (т.е. при необходимости подбодрить проигравшего, заметить что-нибудь интересное в его участии, напомнить, что в игре итог может быть совершенно неожиданным и т.д.)
в) Заключительный этап игры.
Учителю необходимо почувствовать, когда спадает напряжение; не следует ждать, что игра сама надоест учащимся. Нужно вовремя поставить точку, чтобы не только не пропало созданное игрой приподнятое настроение, но и не расфокусировалось направленное на изучаемый материал внимание.
5. Подведение итогов (оценка и поощрение)
Подведение итогов игры включает в себя как дидактический результат (что нового учащиеся узнали, как справились с заданием, чему научились), так и собственно игровой (кто оказался лучшим и что помогло ему достичь победы).
При подведении итогов возможны следующие варианты:
· если проводятся тематические игры, в которых участвуют две или несколько команд, то для оценки конкурсов необходимо жюри, слово которого – закон;
· другой формой оценки может быть жетонная система, она весьма удобна при подсчете активности личного участия играющих; по окончании игры победителем оказывается тот, кто набрал большее количество жетонов[17].
Не менее значим и ритуал награждения участников. Сначала следует сказать несколько добрых слов о проигравшей команде (важно не делать акцента на их неудачах), занявшей «почетное место», затем приступить к награждению победителей. Награды не должны быть равноценными.
6. Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния)
Несмотря на то, что учитель сам чувствует настроение класса (понимает, что игра удалась или наоборот), все же это не может представлять полноценную картину, так как это коллективное настроение. Учителю, однако, важно понимать каждого ребенка, чтобы сделать выводы для проведения последующей игры - с учетом индивидуальных особенностей каждого. И поэтому важно, несмотря на то, что времени всегда катастрофически не хватает, провести этот этап - он залог эффективности игровой деятельности, развития методического мастерства учителя.
Педагог может воспользоваться тестами, провести анкетирование, рефлексию в форме обсуждения и т.п.
Применение игр в процессе обучения, отмечает Н.П. Аникеева, имеют некоторые ограничения.
· Классы с большой активностью и высоким развитием, проявляют интересы к играм, в которых они имеют возможность продемонстрировать смекалку, эрудицию, сообразительность и стать лидерами по знанию изученного материала. В подобных классах нужно проводить более сложные игры, участие в которых им составит сложность.
· Дидактические игры применяются чаще, после изучения материала учениками 5 - 6 классов, так как учащимся нравятся подобные уроки, они с удовольствием включаются в работу и лучше усваивают новый материал.
· В старших классах более часто используются сюжетно-ролевые игры. К таким играм требуется более серьезная подготовка, чем к дидактическим, как со стороны учителя, так и со стороны учеников. Такие игры проводятся 1 – 2 раза в год.
· При изучении нового материала не стоит увлекаться дидактическими играми, потому что научное развитие очень важное составляющее каждого ученика.
· Дидактические игры не проводятся слишком долго, они утомляют учеников. Их стоит проводить за короткий отрезок времени 10-15 минут и стараться совмещать их с научным материалом [3].
Исходя из изученной нами литературы, мы выделили следующие педагогические условия использования игровой деятельности на уроке:
1.Организационно-педагогические:
¾ координация действий учеников;
¾ соблюдение регламента игры и иных норм, правил игровой деятельности;
¾ сохранение дисциплины на уроке;
¾ соответствие игрового материала и заданий, предложенных ученикам, основным задачам образовательного процесса в целом и конкретного урока в частности.
2.Психолого-педагогические:
¾ создание ситуации успеха;
¾ сохранение благоприятного эмоционального фона и атмосферы игры;
¾ поддержание здоровой конкурентной среды (элемент состязательности) в коллективе на время применения игровой деятельности;
¾ учет индивидуальных интеллектуальных и творческих способностей участников игровой деятельности.
3.Дидактические:
¾ формирование необходимых компетенций у учеников в процессе применения игровой деятельности на уроке;
¾ ориентирование учеников на основные проблемные вопросы изучаемой в ходе игровой деятельности темы;
¾ обучение применению знаний по данному предметы в ходе решения задач.
Таким образом, мы рассмотрели основные требования к применению игры на уроке, узнали, что введение игровых компонентов в образовательный процесс позволяет лучше усвоить полученные знания на практике. Также были обозначены этапы игры, общие рекомендации к проведению и педагогические условия использования игры как сложной формы учебной деятельности, требующей хорошей подготовки и высокой компетентности преподавателя.