Внебюджетные источники финансирования

Одним из ресурсов развития культурно-досуговой сферы является поиск внебюджетных источников финансирования. Актуальность данного направления совершенствования системы финансирования вызвана, во-первых, ограниченностью бюджетных средств, выделяемых на культуру в последние годы. Как известно, установленные законодательством о культуре нормативы федерального и местных бюджетов не выполняются. Во-вторых, знание стратегии и тактики поиска внебюджетных источников финансирования актуально в связи с тем, что в последнее время появилось большое количество фондов, ассоциаций, коммерческих фирм, готовых финансировать проекты в сфере культуры, искусства и досуга.

Фонды. Основным внебюджетным источником финансирования социокультурных программ являются Фонды, которых только на территории Российской Федерации насчитывается несколько десятков. В сфере культуры и искусства действуют такие известные фонды как Международный Фонд “Культурная инициатива” (Дж. Сорос); Фонд помощи творческой молодежи; Международный Евразийский Фонд “Демократические реформы. Средства массовой информации. Развитие негосударственных организаций”; Фонд Г.Вишневской; Фонд художников Белютина и Молевой; Фонд Фахтангова, 12-А”. Фонды в общественно-политической и социальной сфере: Институт “Открытое общество” (аккредитованное представительство расположенной в Нью-Йорке благотворительной организации “Открытое общество”, которая координирует работу независимых национальных фондов, действующих во многих странах мира. Основатель Джордж Сорос), Санкт-Петербургский центр “Стратегия” и др.

Рассмотрим типичную структуру заявки на получение средств из фонда:

1. Титульный лист («визитная карточка» программы). Он содержит следующую информацию:

– Название проекта, которое должно быть кратким, образным и ярким (напр. «Возвращенные имена», «Будущее не ждет», «Живая история», «Истоки» и т.д.);

– Организация-исполнитель название, адрес, телефон, номер расчетного счета);

– Организация-партнер, т.е. государственная или общественная организация, поддерживающая программу или принимающая участие в ее реализации – ее наименование, адрес, вклад в проект;

– Руководитель проекта – ФИО, звание, должность;

– Радиус действия программы;

– Срок выполнения (как правило, не более 2-3 лет);

– Стоимость проекта (требуемый объем финансирования и доля источников финансирования).

2. Аннотация программы (не более двух страниц). Она представляет собой краткое изложение проекта, предельно конкретно, сжато и выразительно отражающая смысл его основных разделов. В ней содержится информация о заявителе, его прежних достижениях, излагается актуальность программы, ее цели, задачи, форма реализации и содержание деятельности, ресурсы организации, запрашиваемая сумма.

3. Введение. Основная задача это раздела заявки – показать связь между интересами организации, разрабатывающей программу и интересами финансирующего органа.

Введение содержит: цели и задачи учреждения или организации, подающей заявку; ресурсы организации (финансовые, материально-технические, кадровые и т.д.); уникальность организации, ее наиболее впечатляющие достижения; оценку и признание результатов прежних проектов, аналогичных предлагаемому; прецеденты финансовой поддержки, получаемой из других источников; доказательства уровня квалификации и компетентности, необходимого и достаточного для выполнения поставленных задач.

4. Актуальность проекта. В этом разделе дается характеристика ситуации, определяющей актуальность проекта, т.е. описание проблем, которые необходимо решить с помощью данного проекта. Здесь необходимо учитывать следующее:

– в характеристику ситуации не следует включать внутренние проблемы деятельности организации или учреждения (например, недостаток финансовых средств, отсутствие кадров, слабая материально-техническая база и т.п.);

– обозначенные проблемы, определившие актуальность программы, необходимо проиллюстрировать материалами социологических исследований, публикациями в прессе, статистическими данными;

– проблемы, решаемые в рамках проекта, связать с функциями и задачами организации;

– масштаб проблем должен быть в пределах разумного, а их характер и содержание должно быть связано с интересами организации, выделяющей средства.

5. Цели и задачи проекта. Следует обратить внимание на то, чтобы цели были связаны с проблемами, а задачи представляли собой конкретные и поддающиеся измерению способы изменения ситуации, характеристика которой давалась ранее.

6. Методы. Этот раздел содержит описание форм и содержания деятельности (мероприятий), необходимых для получения желаемых результатов с помощью имеющихся ресурсов. Финансирующей организации должно быть ясно: что будет сделано; кто, как, когда и в какой последовательности будет осуществлять действия; какие ресурсы будут при этом использованы. Формулируя эти позиции, важно проследить смысловую и содержательную взаимосвязь логической цепочки «проблемы – цели – задачи – методы».

7. Бюджет (смета расходов). В сложившейся практике финансирования некоммерческих проектов и программ наиболее типичными являются следующие статьи бюджета:

– оплата труда;

– консультации и контрактные услуги;

– аренда помещений, коммунальные услуги;

– аренда и покупка оборудования;

– расходные материалы (канцелярские принадлежности, книги, проезд на транспорте и т.п.);

– прочие расходы (телефонные разговоры, проведение конференций, совещаний, организация и проведение исследований).

Спонсоры.Формы финансовой помощи со стороны фирмы, банка, общественной организации могут быть самыми различными – непосредственное финансирование проектов программ; предоставление фирмой или организацией товаров, услуг; предоставление льготных кредитов и др.

Главными условиями получения средств в данном случаеявляются:

1. Наличие благоприятного имиджа той организации, которая просит деньги (имидж – это наличие собственного “лица”, некоторые признаки, отличающие данную организацию от всех других, благоприятное общественное мнение). Для формирования позитивного образа организации (в глазах общественности, в средствах массовой информации) большое значение имеет участие в проведении или финансирование мероприятий и благотворительных программ для социально ослабленных категорий и групп населения, проведение пресс-конференций и презентаций, посвященных началу или окончанию социально значимых проектов, издание бюллетеней с рассказом о благотворительных акциях и т.д.

Имидж организации во многом определяется ее миссией, т.е. социальной значимостью, ролью, назначением организации, которое должно быть известно населению, средствам массовой информации, властям, потенциальным спонсорам. Миссия оформляется в виде одной странички текста, из которого должно быть ясно: кто вы; что вы делаете; чьим интересам служите.

Залогом благоприятного решения в пользу финансирования проекта является также личное обаяние человека, вступающего в диалог со спонсором, владение им техникой межличностной коммуникации.

2. Знание возможных мотивов финансирования проекта. Автору программы или заявки (или представителю организации-просителя), вступающему в диалог со спонсором, необходимо не просто знать мотивы финансовой благотворительности, но очень важно проговорить (или оформить в тексте заявки) те проблемы, которые волнуют организацию-спонсора, предельно конкретно и точно сформулировать:

– что вы хотите получить и под что конкретно;

– что вы можете дать организации-спонсору;

– в чем сильная сторона вашей организации (ее уникальность, непохожесть);

– какова общественная значимость того дела, которое нуждается финансировании.

В процессе общения с представителем организации-спонсора следует иметь в виду, что стимулом к выделению средств могут быть следующие мотивы:

– доступ к рынку с помощью финансируемой акции;

– реклама продукции (особенно, если такая реклама запрещена[104];

– ассоциативный престиж – название корпорации ассоциируется с именем известной личности, по отношению к которой оказывается благотворительность;

– имидж предприятия – финансирование культурных мероприятий с целью повышения его привлекательности для сотрудников, населения, а также как способ заявить о своей финансовой состоятельности.

Мотивы личной благотворительности (спонсорства, меценатства) связаны, как правило, с налоговыми льготами (рациональная выгода); чувством социальной ответственности (чувством долга – перед обществом, культурой); личным искуплением (чувством вины, страха); стремлением адаптироваться к обществу, культуре, социальному окружению (снять личностный дискомфорт, вызванный неблагоприятным общественным мнением); потребностью в личностной самореализации (поиском в благотворительности дополнительных источников смысла жизни).

Таким образом, мотивы индивидуальной благотворительности могут быть связаны как с рациональной выгодой, так и продиктованы желанием избавиться от ряда проблем, стремлением удовлетворить актуальные для личности потребности.

К сожалению, в настоящее время данный ресурс финансирования проектов (да и сферы культуры в целом) используется не в полной мере. Проблемы получения внебюджетных источников заключаются в отсутствии технологий взаимодействия с финансовыми структурами (слабо развития техника межличностной коммуникации, неумение оформить заявку и др.), в неразвитости инфраструктуры благотворительной деятельности и несформированности самого института благотворительности.

Средства населения, получаемые в результате коммерческой деятельности. Как уже отмечалось, основным источником финансирования социально-культурных программ является бюджет (федеральный, местный) и фонды (централизованные, целевые, международные, благотворительные и др.).

Однако дефицит бюджетных средств делает весьма актуальным использование такого источника финансирования как средства населения. В идеальном варианте каждый проект должен предусматривать виды деятельности и определенного рода услуги, которые будут оплачиваться населением. Сегодня, когда культура испытывает значительный дефицит финансовых средств, этот участок работы является необходимым и занимает весьма существенный объем деятельности учреждений культуры, досуга, спорта.

В этой связи необходимо знание некоторых общих закономерностей разработки коммерческих программ, методов определения наиболее перспективных и пользующихся максимальным спросом у населения услуг и видов деятельности.

Прежде всего следует отметить, что полноценная коммерческая деятельность возможна в условиях свободного и сформировавшегося рынка. А рыночные отношения, независимо от сферы проявления, могут эффективно функционировать при наличие абсолютного права любого человека или организации производить, продавать и покупать все, что угодно (учитывая, конечно, законы и требования общественной морали); права свободной покупки и свободной продажи по свободной цене, на которую есть покупатель и права доступа в любые отрасли производства и оказания услуг без каких-либо ограничений, кроме тех, которые установлены законом.

Отмечая особенности коммерческой деятельности в сфере культуры, следует подчеркнуть, что здесь, как правило, нет “вещного” содержания товара, он здесь носит характер услуги, т.е. некоторого комплекса работ, выполняемых в целях удовлетворения потребностей граждан, социальных групп и организаций.

Успех коммерческой деятельности зависит от целого ряда технологий и приемов, которые связываются в литературе с двумя понятиями: менеджментом и маркетингом. Менеджмент определяется как совокупность методов и приемов изучения и удовлетворения интересов и потребностей личности, социальных групп, организаций. Маркетинг – одна из функций менеджмента, которая предполагает владение специальной технологией, а точнее, это процесс, посредством которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на товары, идеи и услуги путем их разработки, продвижения и реализации (обмена). Объектами маркетинга являются не только промышленные товары, но и организации, люди (политические кандидаты), отдельные территории (например, просчет возможностей получения прибыли от вложения средств в туризм), идеи. Следовательно, в таком смысле маркетинг распространяется и на деятельность некоммерческих организаций, является составной частью культурной политики.

В самом общем виде маркетинг предполагает владение двумя технологиями:

– выявление и удовлетворение потребностей человека;

– стимулирование и управление спросом.

Ориентация на удовлетворение потребностей – основополагающий принцип маркетинга, ибо в основе принятия решения купить товар или услугу лежит некая нужда, проблема, необходимость. Социально-психологическую базу технологий выявления и удовлетворения потребностей человека лежит теория потребностей лидера американской гуманистической психологии А.Маслоу. Его классификация человеческих потребностей включает несколько уровней: физиологические потребности (в сексе, воспроизводстве людей, отдыхе, пище, дыхании, здоровье, одежде, жилище); экзистенциальные (в безопасности, защите, уверенности в завтрашнем дне, в стабильности); потребность в принадлежности (в общении, заботе о других, внимании к себе); потребность в авторитете, уважении (престиже, одобрении, признании, в служебном росте, самоутверждении); потребность в творческом самовыражении и самореализации.

Первые две группы потребностей А.Маслоу назвал первичными, остальные три – вторичными, т.е. приобретенными. Выйти на уровень вторичных потребностей, по его мнению, можно лишь в том случае, если будут удовлетворены потребности первой и второй группы. Специалисты по маркетингу подтверждают данную закономерность: чем теснее товар или услуга связана со здоровьем, безопасностью человека, тем охотнее он платит за них деньги.

Технология выявления и удовлетворения потребностей человека представляется достаточно сложной, особенно для работников социально-культурной сферы. Здесь сказываются последствия многолетней ориентации на “массы” и отсутствие навыка работы с отдельным человеком, социальной группой. Трудности возникают и в связи с неосознанностью личных потребностей у большой части населения (кроме, конечно, потребностей первого уровня), их неотрефлексированностью самим человеком, а также несовпадением потребности и предмета потребления, потребителя услуги (товара) и покупателя (или заказчика).[105]

Технология управления спросом предполагает владение методами его изучения, расширения, стимулирования, стабилизации. Спрос – это объем услуг, за которые различные группы населения готовы заплатить деньги при данных ценах. Спрос определяет предложение, т.е. тот объем услуг, который производитель готов продать при данных ценах. В этой связи основная задача при формировании коммерческих мероприятий или программ – выявить спрос на продукцию, идеи, услуги и обеспечить его устойчивость. Спрос определяется, во-первых, утилитарными нуждами населения и организаций (спрос – это осознанная потребность, это установившаяся взаимосвязь потребности и товара или услуги, осознание того, “что мне нужно”); во-вторых, определенными характеристиками товара или услуги (в частности, соответствием уровня качества потребностям личностей, групп и организаций; качественной “упаковкой” товара или услуги; его новизной)[106].

Разрабатывая коммерческий проект, предварительно необходимо решить, как минимум, следующие задачи:

– определить категорию потребителя услуги (состав социальной группы, ее интересы, проблемы, материальные возможности и др.);

– обеспечить соответствующее качество услуги (или товара), ее “содержание”, предусмотрев при этом соответствующую “упаковку”, подчеркивающую ее новизну, оригинальность;

– обосновать стоимость услуги с учетом минимальной прибыли. “Держать прибыль на минимуме” – это закон внедрения товара или услуги на рынок и условие дальнейшего роста спроса на него.

– изучить возможные источники финансирования (не только население, но и коммерческие структуры, общественные организации и т.д.).

Таким образом, успех коммерческой программы зависит от качества услуг (новизна, доступность, низкая цена, которые обеспечивают неоспоримые преимущества в сравнении с конкурентами) и их конкретного адресата. Товар или услуга предлагается конкретной социальной группе с учетом ее интересов, проблем, потребностей, возможностей. Для этого необходимо планировать именно те услуги (т.е. знать реальный спрос населения на те или иные виды деятельности), за которые население готово платить деньги при данных ценах. Учитывая, что различные группы населения по разному реагируют на предложенные услуги, целесообразно производить классификацию социальных групп по различным критериям – общему интересу, характеру проблем, содержанию потребностей. Недифференцированный вариант, когда предлагается услуга в расчете на случайного потребителя, как правило, мало эффективен. Критерий классификации социальных групп в данном случае может быть еще более “мелким”, чем при формировании некоммерческих социально-культурных программ. Например, услуги можно предлагать не просто категории родителей, а молодым людям, вступившим в брак и ожидающим ребенка; супружеским парам, имеющих детей дошкольного возраста; неполным семьям, имеющим одного из родителей; зрелым супружеским парам; пожилым супружеским парам, дети у которых живут отдельно и др.

Управление спросом предполагает не только учет потребностей, проблем и интересов конкретной группы населения, потребностей, но и формирование потребности – в тех товарах и услугах, которые производит или готово производить учреждение. Основными способами стимулирования спроса являются: расширение социальной базы потребности (сюда входят такие приемы как “авансирование” потребности, ориентация на моду и ценности, являющиеся престижным в обществе и др.); расширение возможностей и областей применения товара или услуги, в которых уже существует потребность.

Коммерческая деятельность культурно-досуговых учреждений может осуществляться по нескольким направлениям:

1. Организация досуга населения (и оказание соответствующих платных услуг). Наиболее распространенными формами здесь являются: дискотеки, дискоклубы; видеосалоны, видеотеки, видеоклубы; концертные (гастрольные) бюро, группы, организации; клубы атлетической гимнастики, аэробики, ушу и т.д.; компьютерные клубы; оздоровительные группы; студии звукозаписи, фотостудии, фотосалоны; игротеки, детские игровые комнаты; мастерские для бытового технического творчества; выставки самодеятельных авторов; кабельное телевидение; услуги по проведению различных торжеств и обрядов; консультации по вопросам культуры, истории, спорта, отдыха и быта.

К этой же группе платных услуг можно отнести курсовую сеть, которая охватывает сегодня сотни человеческих профессий и увлечений: курсы иностранных языков, ковроткачество, росписи по тканям, пошив головных уборов, курсы модных причесок, косметики и макияжа, машинописи, динамического чтения, курсы домашних медсестер, переплетных работ, реабилитационной гимнастики, программы обучения технике общения, ораторскому искусству, школы, курсы, студии, кружки игры на музыкальных инструментах, пения, актерского мастерства, классического, народного, бального и современного эстрадного танца, кино-, фото-, изобразительного и декоративно-прикладного искусства и т.д.

Коммерческие культурно-досуговые программы, преследующие цель извлечения прибыли, должны носить многопрофильный характер. Например, действующая на базе клуба хозрасчетная компьютерная студия может выступить в качестве исполнителя следующих услуг: разработка игровых и обучающих программ и других программных продуктов; создание “Службы знакомств” с использованием компьютерной техники для анонимного знакомства людей; психологическая диагностика с использованием специальных компьютерных программ; создание специальных программ для частных фирм и предприятий.

Перечень услуг, характерных для сферы досуга, можно продолжать до бесконечности. Например, в ежедневную программу центра отдыха и развлечений г.Элдриджа (США) входят следующие занятия: формирование фигуры человека; свободная гимнастика; йога; гимнастика для желающих по худеть; детская акробатика; женский волейбол; бейсбол, курсы по оказанию первой медицинской помощи; изготовление драгоценных украшений; ремонт мебели; изготовление керамики, ткацкое дело; портное дело; моделирование; кружок фотографов; кружок кулинаров; пошив модной одежды; танцы для взрослых; танцы для детей; современные танцы; балет; детский хор; драматический кружок; учебные курсы хормейстеров; рисунки масляными красками; рисовальный кружок; кружок любителей игры в бридж; коллективные игры; кружок бойскаутов; кружок девочек-скаутов; кружок любителей собаководов; кружок знатоков генеалогии “Знай своих предков”.

Необходимо отметить, что организация такого рода услуг осуществляется, как правило, на принципах самоокупаемости и хозрасчета. Однако в некоторых случаях, в зависимости от материальных ресурсов учреждения, кадрового потенциала и задач той программы, частью которой являются эти услуги, они могут предлагаться на частичной или полной дотации.

2. Помимо организации свободного времени, в качестве источника получения финансовых средств нередко используется производственная деятельность (создание ремонтно-строительных групп, ателье, мастерских, кооперативов, оказание информационных, рекламные и бытовых услуг населению, предприятиям и организациям). Здесь перечень работ может быть самый разнообразный: ремонт телерадиоаппаратуры, обслуживание автолюбителей, производство сувениров, светотехнических устройств, транспортные услуги, туристические бюро, юридические консультации, медицинское обслуживание, художественно-оформительские работы, организация туристских маршрутов; ремонт и реставрация произведений и изделий изобразительного и декоративно-прикладного искусства, печатных изданий, переплетные работы; разработка эскизов и оформление интерьеров квартир по заявкам населения и т.д.

3. Посредническая деятельность культурно-досуговых учреждений. Как уже отмечалось, содержание услуг каждый раз определяется в зависимости от местных условий (в частности, соотношения спроса и предложения, наличия конкурентов, квалифицированных специалистов и др.). Поэтому в некоторых случаях культурно-досуговое учреждение может выступать в качестве посредника между заказчиком и исполнителем, оформляя отношения этих сторон юридически и обеспечивая их соответствующими организационными структурами (банк социальных инициатив; центр инновационных методов и др.) и специфическими социокультурными технологиями (организация праздничных вечеров и программ по заказу различных организаций, проведение аукционов, презентаций, конференций, участие в предвыборных кампаниях и др.).

Средства населения как источник финансирования социально-культурных программ (и ресурс развития учреждений культуры и досуга) может быть реализован при высоком профессионализме специалистов, оказывающих услугу, на основе предварительного маркетингового исследования (оценки платежеспособного спроса, возможностей конкурентов), а также при совершенствовании ценовой политики – дифференциации культурного обслуживания по принципу взаимодополнения блоков: бесплатное обслуживание – льготная плата – полная плата – повышенная плата.

Совмещая в рамках проекта культуроориентированные и коммерческие направления, надо представлять себе возможные трудности и ту опасность, которую несет культура, основанная на коммерции. В этой связи учреждения, активно осуществляющие коммерческие программы, должны, во-первых, четко дифференцировать стоимость услуг в зависимости от уровня доходов конкретных групп населения. При этом бесплатная и льготная плата должны компенсироваться категориями “полной” и “повышенной” платы (например, цены на престижные услуги, именные места для высокооплачиваемых граждан). Во-вторых, учреждению необходимо поддерживать свой положительный “имидж” – специально проводить мероприятия, формирующие благоприятное общественное мнение (благотворительные программы для групп населения, нуждающихся в социальной защите и поддержке, например, олимпиады для детей-инвалидов, аукционы для пожилых людей); освобождать от платы за обучение малоимущих; оказывать материальную поддержку деятелям культуры, носителям народных традиций; участвовать в финансировании престижных мероприятий, имеющих общетерриториальное значение; издавать нерекламные бюллетени и др. Основная задача этих мероприятий – общественность должна быть уверена, что учреждение культуры работает в интересах человека и общества, а не с целью извлечения прибыли.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонюк Г.A. Социальное проектирование и управление общественным развитием: Теоретико-методологические аспекты. — Минск, 1986;

2. Антонюк Г.А. Социальное проектирование (некоторые методологические аспекты). — Минск, 1981.— С. 11.

3. Баранов П.В., Сазонов Б.В. Игровая форма коммуникации, мышления, деятельности.— М.: МНИИПУ, 1988.

4. Баркан Д.И. Маркетинг для всех. Л., 1991.

5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979.

6. Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества. — М., 1984.

7. Бестужев-Лада И.В. Теоретико-методологические проблемы нормативного социального прогнозирования // Теоретико-методологические проблемы нормативного социального прогнозирования. — М., 1986.—С. 11.

8. Бирштейн М.М., Жуков Р.Ф., Тимофеевский Т.П. Возникновение и состояние советских и зарубежных дедовых игр // Активные методы обучения и деловые игры. — Новосибирск, 1981, и другие.

9. Вебер М. «Объективность» познания в области социальных наук и социальной политики // Исследования по методологии наук. —М., 1980.

10. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1934.

11. Генисаретский О.И. Воображение и ценностные взаимосвязи образа жизни и предметной среды // Ценности, образ жизни и жилая среда: Труды ВНИИТЭ. — М., 1987.— С. 21— 23. — Техническая эстетика. Вып. 51.

12. Генисаретский О.И. Опыт методологического конструирования общественных систем//Моделирование социальных процессов. — М., 1970

13. Генисаретский О.И. Проблемы и перспективы развития системы эстетического воспитания//0бзорная информация. Культура и искусство а СССР. Изобразительное искусство. — М., 1986. — (Информкультура МК СССР: Вып 1).

14. Генисаретский О.И. Регионализм, средовое проектирование и проектная культура // Экология культуры. - М.,НИИ культуры, 1991.

15. Генисаретский О.И. Социальное проектирование как средство активной культурной практики // Прорыв к реальности. М., 199

16. Генисаретский О.И., Гнедовский М.., Коник М. Художественное проектирование и экологическое сознание.//Искусство. — 1986. — № 6.

17. Глазычев В.Д. Исследование и проектирование в сфере культуры // Методология и методика социологических исследований культуры. — М., 1986.

18. Глазычев В.Л. Роль градостроительных конвенций в развитии современной архитектуры. ЦНИИТА. — М„ 1984.

19. Глазычев В.Л. Язык и метод социального проектирования // Прорыв к реальности. М., 199

20. Гнедовский М.Б. Художник как социальный проектировщик городской среды // Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. — М., 1986. — Сб. науч. тр./НИИ культуры.

21. Голов А.А. Методологический анализ игры // Проблемы методологии. Социально-гуманитарное сознание и особенности его методологии. - М., 1985.

22. Грушин Б.А. Методологические принципы разработки долгосрочных комплексных программ // Культура и средства массовой информации: социально-экономические проблемы. — М., 1985.

23. Грушин Б.А. Принципы долгосрочного программирования в сфере культуры // Социологические исследования. — 1984. — № 3. — С. 83.

24. Дадамян Г.Г. Прогнозирование художественной культуры: иллюзии и реальность// Методологические проблемы прогнозирования и управления в области художественной культуры. - М., 1980. - С. 123.

25. Дадамян Г.Г. Проектирование культурных процессов по «образам» // Прорыв к реальности. М., 199

26. Дадамян Г.Г. Проектирование культурных процессов по образам // Социальное проектирование в сфере культуры; методологические проблемы. - М., 1986 .— С. 43—54;

27. Дадамян Г.Г. Специфика современной культурной ситуации и проблемы ее научного изучения // Вопросы социального функционирования художественной культуры. — М., 1984.

28. Дондурей Д.Б. Социальное проектирование в сфере культуры: поиск перспективных направлений // Прорыв к реальности. М., 199

29. Дридзе Т.М. Прогнозное проектирование в социальной сфере как фактор ускорения социально-экономическою и научного прогресса: теоретико-методологические и «технологические» аспекты // Теоретико-методологические проблемы социального прогнозирования и социального проектирования в условиях ускорения научно-технического прогресса. — М., 1986.

30. Дридзе Т.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования. - М., 1995.

31. Дудченко В.С. Инновационная игра как метод исследования и развития организаций // Нововведения в организациях. – М., 1983;

32. Дудченко В.С., Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии // Социс., 1990 - №5. - С.106-107.

33. Дудченко В.С., Масалков И.К. Решение региональных проблем игровыми методами // Социс., 1991. - №7. - С.85-86.

34. Жежко И.В. Игровой метод проектирования в сфере культуры // Прорыв в реальность. М.,

35. Жежко И.В. Игры открытого типа как средство активизации человеческого фактора. Обзор. — М., ИНИОН, 1988.

36. Жежко И.В. Проектная игра «Досуг в городе» // Культура города: проблемы качества городской среды, — М„ 1986.

37. Жежко И.В. Проектные игры в культуре // Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы.– М., 1986;

38. Железко С.Н., Рю М.Ю. Формирование инновационных установок у горожан в процессе проблемно-практической игры // Культура города: проблемы инноваций.— М„ 1987;

39. Закон Российской Федерации “Об общественных объединениях”. - Российская газета, 25 мая 1995 г.

40. Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. - СПб, 1996.

41. Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. - СПБ, 1996.

42. Зинин В.Г. Проблемы комплексного планирования и управления развитием отраслей культуры и средств массовой информации.//Культура и средства массовой информации: социально-экономические проблемы. — М., 1985. — С. 42;

43. Зинченко А.П. Организационно-деятельностная игра как средство программирования развития города // Целевое управление и имитационное моделирование. – Новосибирск, 1983;

44. Зинченко А.П. Проблемы архитектурно-градостроительного обеспечения программы развития города. — Ульяновск, 1987;

45. Зинченко А.П. Средовой подход и игровые имитации города//Культура города: проблемы качества городской среды. — М„ 1986;

46. Зуев С.Э. Культура в контексте развития // Вопросы методологии, 1991 - №2. - С. 21-27.

47. И.В.Жежко Игровой метод проектирования в сфере культуры // Прорыв к реальности. М., 199

48. Иконникова С.Н. Культурное пространство и возрождение России // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. - СПб., 1996. - С.117.

49. Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996.

50. Как общаться с инвалидами. - М., “Преодоление”, 1993.

51. Кантор К.М. Социально-философское объяснение проектных возможностей дизайна // Вопросы философии. — 1981. — № 11;

52. Колесов В.В. Вторжение подлого стиля и разрушение ментальности путем заимствований // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. - СПб., 1996. - С.402-404.

53. Крючков Ю.А. Проектные игры как метод организации проектной деятельности // Проектирование и организация нововведений. — М.: ВНИИСИ, 1987.

54. Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. - М., 1994, вып.10;

55. Культура города: проблемы инноваций / НИИ культуры. — М., 1987.

56. Культура города: проблемы качества городской среды/НИИ культуры. — М., 1986;

57. Культура на перепутье. - М.: РКХ РИЦ Мин. культуры РФ. - 1994.

58. Культурная политика западноевропейских стран и проблемы социального развития.–Общие проблемы культуры. Обзорная информация. – Вып.2. - М., 1987.

59. Лапин Н.И., Пригожин А. И. «Социальные инновации» — новое направление в организационной психологии на Западе // Психологический журнал. — 1982. - №5. - Том 3

60. Лапин Н.И., Садовский В.Н. Советско-американские научные связи по методологии, теории и практике системных исследований//Вопросы философии. — 1985. — № 11.

61. Любимова Т.В. Будущее - это истина прошлого // Экология культуры. - М., НИИ культуры. 1991.

62. Ляхов И.И. Социальное конструирование. — М., 1970;

63. Ляхов И.П. Социальное конструирование. — М., 1970.

64. Марков А.П. Отечественная культура как предмет культурологии. Учебное пособие. - СПБ, 1996.

65. Метод проектного семинара. Анализ опыта. Методические материалы. — М.: ВНИИТЭ, 1988.

66. Орлова Э.А. Культурная политика в контексте модернизационных процессов // Теоретические основания культурной политики. - М., Рос. институт культурологии, 1993. - С.

67. Орлова Э.А. Проблемно ориентированное социокультурное проектирование. Теория и методология // Теоретические основания культурной политики. - М., Рос. институт культурологии, 1993.

68. Основные направления Федеральной целевой программы “Культура и инвалиды” на 1996-1998 годы. - М., Рос. Институт культурологии.1995.

69. Панин Э.И. Возвращение (о репатриации депортированных народов) // Социс, 1990, № 12.

70. Панкратьев И.П. Проектные установки при решении социальных проблем досуга // Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. — М., 1986.— Сб. науч. тр. / НИИ культуры.

71. Потенциал культурно-просветительной деятельности в сфере межнациональных отношений. – Обзор. инф. - Вып. 3. - М., 1989.

72. Пригожин А.И. Практическая деловая игра как метод выработки решений в социальном проектировании // Теоретико-методологические проблемы социального проектирования в условиях ускорения научно-технического прогресса.– М., 1986;

73. Пузанов В.М. Типы ситуационных организаций // Проблемы и принципы организации деятельности по созданию дизайн-программ. - М., 1980 — С. 99.

74. Разин В.М. Выступление на «Круглом столе» Познание и проектирование // Вопросы философии. — 1985. — № 6. — С. 86— 87.

75. Разин В.М. Единство и специфика естественных и гуманитарных форм научного мышления // Гуманитарные науки в контексте социалистической культуры. — Новосибирск, 1984.

76. Розин В.М. Природа и особенности социального проектирования (от замысла к реализации) // Прорыв к реальности. М., 199

77. Розин В.М. Проектирование как объект философско-методологического исследования // Вопросы философии. — 1984. — № 10. — С. 100-103.

78. Розин В.М. Эволюция проектной культуры и форм ее осмысления // Проблемы теории проектирования предметной среды. — М., 1974.

79. Рывкина P.В., Винокур А.В. Социальный эксперимент. — Новосибирск, 1968. // Теоретико-методологические проблемы социального прогнозирования.

80. Рябушин А.В. Проблемы формирования жилой среды. — М., 1974.

81. Сазонов Б.В. Проблемы и пути интенсификации инновационных процессов в организациях.—М„ 1983. — С. 6.

82. Сельвестров В.В. Культура как предмет теории // Культура. Традиции. Образование. - М., Рос. институт культурологии. 1993;

83. Социальное проектирование в сфере культуры: Игровые методы.—Сб. науч. тр. / НИИ культуры,—М„ 1987.

84. Социальное проектирование в сфере ку<

Наши рекомендации