Глава 6. стратегии финансирования социально-культурных проектов и программ
Основные дидактические единицы:Источники финансирования социально-культурных программ. Условия получения средств, необходимых для реализации проекта. Требования к программе в случае конкурсного финансирования (критерии оценки). Условия и механизмы бюджетного финансирования. Структура заявки на участие в федеральных программах. Условия получения средств из внебюджетных источников. Фонды как источник финансирования. Структура и технология оформления заявки на получение гранта. Условия получения средств от коммерческих структур (стратегия и тактика взаимодействия со спонсорами). Коммерческая деятельность учреждения как дополнительный источник финансирования программ (стратегия, технология, направления).
УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ СРЕДСТВ (ИЗ БЮДЖЕТНЫХ И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ)
Возможными источниками финансирования социокультурных проектов и программ являются:
1. Государственный бюджет (как федеральный, так и местный). Как правило, бюджетное финансирование культурных программ осуществляется на основе социально-творческого заказа конкретному исполнителю отдельных разделов программы.
2. Фонды – некоммерческие организации, имеющие финансовые средства и программу деятельности. Реализация собственных программ осуществляется фондами, как правило, путем выдачи грантов по заявкам различных субъектов культурной жизни – организаций, учреждений, частных лиц, инициативных образований граждан.
3. Коммерческие организации (фирмы, корпорации, банки и др.).
4. Индивидуальные предприниматели (спонсоры, меценаты).
5. Средства населения (доходы от коммерческих программ, благотворительные пожертвования граждан).
Для получения финансовых средств (или гранта) субъект, участвующий в конкурсе программ, должен соответствовать определенным требованиям.
Первым условием является некоммерческий характер деятельности той организации, которая просит деньги (т.е. подает заявку на финансирование своего проекта).
Если с заявкой обращается общественная организация, то некоммерческий характер ее деятельности должен быть зафиксирован в уставе. Признаки некоммерческой организации (объединения, клуба) следующие:
1. Организация не преследует цели извлечения прибыли (т.е. не имеет права расходовать средства, получаемые под программу, на заработную плату и в личных целях).
2. Организация имеет общественно значимые цели. Общественная значимость целей и задач организации определяется, как правило, актуальностью и радиусом решаемых проблем.
3. Приоритеты деятельности организации, определяемые ее уставом, находятся в сфере культуры и носят гуманистический характер.
4. Организация имеет коллективное учредительство и руководство (совет, правление, которое определяет содержание деятельности организации, зарплату штатных работников, отвечает за общественное доверие и т.д.).
5. Финансовая деятельность организации контролируется общественностью.
Второе условие получения средств (как из бюджетных, так и внебюджетных источников) – наличие программы и заявки, оформленной в соответствии с определенными требованиями, а именно: требованиями той организации (фонда, коммерческой структуры, государственного органа, осуществляющего финансирование программы), которая выделяет деньги (они могут содержаться в условиях конкурса программ, в уставе организации, выделяющей средства); а также специальными требованиями к оформлению заявки на получение средств, необходимых для реализации соответствующей программы.
Наиболее общими требованиями к программе являются:[101]
1. Соответствие программы тематике конкурса, приоритетным направлениям, разрабатываемым организацией, объявляющей конкурс программ;
2. Соответствие программы миссии той организации, в которую подается заявка;
3. Актуальность проблем, решаемых в рамках программы: как с позиции общества, так и с позиции той организации, которая выделяет средства;
4.Общественная значимость целей и задач, определяемая культурным контекстом и радиусом проблемы;
5. Соответствие содержания программы интересам и проблемам потенциальных и реальных участников, т.е. реальной проблематике той социальной группы, которой адресована программа;
6. Реалистичность программы (ее обеспеченность в финансовом, кадровом, материально-техническом отношении;
7. Полнота представленных разделов (в заявке);
8. Соответствие содержания – и формы реализации программы;
9. Согласованность проблемного, целевого и содержательного блоков программы.
Соотношение программы и заявки графически можно изобразить следующим образом:
Программа | Заявка | |
Сущность того, что собираешься сделать | “Упаковка” идеи, ее продвижение, обеспечение спроса на нее |
Оформление заявки на получение средств под программу – это разновидность технологии маркетинга, суть которого, как известно, заключается в прогнозировании, расширении и удовлетворении спроса на товары, идеи, услуги посредством их разработки, продвижения (упаковки) и реализации.
Схема отношений: “спонсор – программа – заявка”