Проблема кризиса культуры в культурологии хх века

(Р. ГВАРДИНИ. КОНЕЦ НОВОГО ВРЕМЕНИ)

Цели занятия:

◊ Поразмышлять о кризисе современной культуры и его причинах;

◊ Познакомиться с книгой Р. Гвардини «Конец Нового времени» и осмыслить особенности подхода немецкого мыслителя к осмыслению проблемы кризиса культуры в Новое время.

1. Изучение кризиса современной культуры и его причин. Р. Гвардини о кризисе новоеропейского гуманизма.

2. Р. Гвардини и его осмысление этапов истории. Античная и средневековая картина мира. Картина мира Нового времени.

3. Общественное сознание и культура.

4. Идеал Гвардини: «не-культурная культура» Ее основания и ценности.

5. Тема власти в осмыслении Р. Гвардини.

6. «Человек массы» как культурно-исторический феномен Нового времени.

7. «Конец Нового времени» и философия техники.

Литература.

Гвардини Р. Конец Нового времени // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 127 – 163.

Аверинцев С.С. Жак Маритен, неотомизм, католическая теология искусства // Вопросы литературы. 1968. № 10. С. 126 – 143.

Аверинцев С.С. Литература христианского направления в ФРГ // Философия. Религия. Культура. М., 1982.

Аверинцев С.С. Гвардини Р. Конец Нового времени. Попытка найти свое место // Современные концепции культурного процесса на Западе. М., 1976.

Гайденко П.П. Философия культуры Романо Гвардини // Вопросы философии. 1990 № 4.

Дополнительная литература.

Булгаков С.Н. Два града. СПб., 1997.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. № 3.

Хайдеггер М. Время картины мира // Хайдеггер М. Время и Бытие. М., 1993.

Шпенглер О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории. Минск, 1998.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4.

РУССКИЕ МЫСЛИТЕЛИ

О КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ПУТИ РОССИИ.

Цели занятия:

◊ Познакомится с размышлениями о культурно-историческом пути России;

◊ Осмыслить понятие «русская идея», узнать историю его возникновения;

◊ Проанализировать особенности подхода русских мыслителей к осмыслению «русской идеи».

Вопросы.

1. Вокруг «русской идеи» (В.С. Соловьев, И.А. Ильин, В.В. Розанов, Н.С. Трубецкой)

2. Н.А. Бердяев: Судьба России и Душа России.

3. П.А. Флоренский: культ как исток культуры.

Литература.

Бердяев Н.А. Судьба России // Бердяев Н.А. Философия свободы. М., 2002. (Статью «Душа России»).

Или: Бердяев Н.А. Душа России // Русская идея: сб. произведений русских мыслителей. М., 2004. С. 289 – 317.

Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века (Глава 2) // О России и русской философской культуре. М., 1990. Или ту же главу по изданию: А.П. Чехов: диалог с традицией. М., 2007. С. 44 – 71.

Ильин И.А. О русской идее // Русская идея: сб. произведений русских мыслителей. М., 2004. С. 402 – 414.

Ильин И.А. О России // Русская идея: сб. произведений русских мыслителей. М., 2004. С. 415 – 441.

Розанов В.В. Возле «русской идеи» // Русская идея: сб. произведений русских мыслителей. М., 2004. С. 269 – 287.

Соловьев В.С. Русская идея // Русская идея: сб. произведений русских мыслителей. М., 2004. С. 227 – 256.

Трубецкой Н.С. Мы и другие // Русская идея: сб. произведений русских мыслителей. М., 2004. С. 385 – 401.

Флоренский П.А. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Флоренский П.А. Христианство и культура. М., 2001. С. 490 – 508.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5.

ПОНЯТИЕ ТИПА КУЛЬТУРЫ. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР.

Цели занятия:

◊ Познакомится с понятием «типологизация» и принципами классификации культур;

◊ Оценить типологизацию как метод, выявить его положительные и уязвимые стороны;

◊ Дать развернутую характеристику некоторых типов культур;

◊ Изучить основные подходы к культуре, научиться охарактеризовать ее роль в жизни общества и человека, получить представление о видах и типах культур;

◊ Освоить необходимый минимум теоретических знаний об исторических типах культур, знать основные культурно-исторические центры и цивилизации, особенности их функционирования;

Пояснительная записка. В I раздел внесены вопросы для обсуждения на практическом занятии. В разделах II и III представлены темы докладов (темы подчеркнуты и выделены курсивом); доклады можно готовить индивидуально или в малой группе. В разделе V – опорные термины и понятия, определения которых необходимо зафиксировать на карточках.

Раздел I. Понятие типа культуры.

1. Типологизация как способ осмысления социокультурного пространства и как научный метод исследования культуры.

2. Многообразие типологических построений культуры как отражение ее многофункциональности и разнообразия форм.

3. Критерии и основания для типологической классификации культуры.

Наши рекомендации