Культурология теоретическая и прикладная

Как теоретическая дисциплина К. изу­чает культуру во всей полноте ее проявлений и в ее сущности, во всем многообразии ее исторических фор­мообразований и принципов современного функцио­нирования. Именно переход от явлений (многообра­зия проявлений культуры) к сущности (к принципам ее воспроизводства и существования), от описания и фактографии к анализу и синтезу позволяет теорети­чески охарактеризовать культуру как самозначащую и самовоспроизводящую себя в историческом пространстве и времени систему. Т. е. теоретическая К. иссле­дует культуру на уровне всеобщего и строит свое зна­ние о ней как целостность понятий, обладающих внут­ренней связью и доказательностью, что и позволяет ей воспроизвести базовые, фундаментальные черты культуры.

Теоретическое исследование культуры опирается на глубокие философские традиции, которые ее генети­чески связывают с философией истории и философи­ей культуры. Возможности К. в построении обобща­ющей модели культуры привлекают внимание пред­ставителей других наук, прежде всего — археологии, этнографии, психологии, истории, социологии. Но только в середине XX века начинается реализация все более осознаваемой потребности и возможности спе­циального межпредметного исследования культуры. Основы К. как самостоятельной научной дисципли­ны, в которой объект изучения — культура — не сво­дим к философскому и другим подходам к этому фе­номену, были заложены творчеством американского ученого Лесли Уайта. Попытки обнаружить за номи­нальным единством, фиксируемым понятием “куль­тура”, реальное содержание или, наоборот, показать, что такового не существует — одна из главных задач, которую должна решить Т. к.

Во многом это зависит от решения вопроса о соот­ношении К. как науки теоретической и науки при­кладной. В соответствии со сложившимися на сегод­няшний день представлениями, в культурологию включаюттеорию культуры; историю культуры (ис­торическая культурология); прикладную культуроло­гию, непосредственно занимающуюся описанием и ос­мыслением культурной конкретики. Что сближает пос­леднюю с социологией культуры. В то же время необходимо отметить, К. п. в отличие от теоретичес­кой находится в сфере единичного, а не всеобщего: она или непосредственно занята проблемами культур­ной конкретики, или использует общетеоретические выводы и обобщения для объяснения конкретных яв­лений, что предполагает и выработку соответствую­щих практик.

Культура

Слово (лексема), термин и понятие К. многозначны. Этимологически восходит к латинско­му термину “cultura” (возделывание, обрабатывание), В теологическом толковании его соотносят с “куль­том”, верой, полагая, что культ — это бутон, из кото­рого произрастает культура. Насчитывается несколько сотен теорети­ческих определений (дефиниций) культуры. Ее опре­деляют как систему знаков, символическую оболочку человеческой деятельности; как то, что содеяно чело­веком, противостоит натуре (природе), как мир ис­кусственных фактов (артефактов); как процесс про­грессирующего самоосвобождения человека; как фор­му традиционного поведения, программу образа жизни и т. д. Наличие такого множества определений демон­стрирует сложность того, что именуют К. Это зависит от того, что пестр и противоречив, неисчерпаем и мно­гогранен сам человек, ее творец и потребитель.

Культурная картина мира - это мир, представленный в смысловом значении для определенной социальной общности. Можно сказать, что содержательной основой культурной картины мира является система ценностных ориентаций данной социальной общности, ее понимания добра и зла, эстетического идеала, счастья, справедливости и т.д. Все это делает возможным отличить одну культуру от другой.

Ядром культурной картины мира является менталитет(от латинского –мышление, образ мыслей, духовный склад).

Морфология культуры

Раздел культурологии, исследующий внутреннюю организацию культуры, со­ставляющие ее блоки. По одной из классификаций (М. Каган) есть три формы предметного бытия культу­ры: человеческое слово, техническая вещь, социальная организация и три формы духовной предметности: зна­ние, ценностность, проект и художественная предмет­ность, несущая в себе художественные образы. По дру­гой классификации (А. Флиер), культура включает четкие блоки человеческой деятельности: культура со­циальной организации и регуляции, культура позна­ния мира, человека и межчеловеческих отношений, культура социальной коммуникации, накопления, хра­нения и трансляции информации; культура физичес­кой и психической репродукции, реабилитации и рек­реации человека. Возможны и другие классификации. М. к. изучает формы и строение ее артефактов (куль­турных объектов) во времени и пространстве.

Функции культуры

Основной, фундаментальной функцией культуры является человекотворческая, гуманитарная функция. Она коррелирует со сверхзадачей культуры – расширенное воспроизводство человека как вида.

Выполнение этого обеспечивают следующие функции культуры:

функция трансляции, передачи социального опыта, информативная функция. Эта функция обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического процесса. Эта функция проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и передачи информации, ведь не случайно культура считается коллективной памятью человечества. Она опредмечена в знаковых системах (памятников литературы, искусства, религии и т.п.)

Познавательная (гносеологическая) функция культуры связана с возможностью человека освоить накопленный социальный опыт множества поколений людей. Потребность этой функции заключается в стремлении человека создать собственную картину мира. Познание является необходимым элементом жизнедеятельности человека. "Она (культура) осуществляет лишь истину в познании, в философских и научных книгах: добро - в нравах, бытии и общественных установлениях; красоту - в книгах, стихах и картинах, в статуях и архитектурных памятниках, в концертах и театральных представлениях... "[Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990. С.164.]

Знаковая, или семиотическая, функциякультуры представляет собой определенную знаковую систему культуры, предполагает ее знание. Без знания определенных знаковых систем невозможно постичь все многообразие культуры.

Нормативная (регулятивная) функциякультуры связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности человека. Обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в обществе, приводить в соответствие с общественными интересами и нормами действие отдельных социальных групп и индивидуумов. Эта функция предназначена для обеспечения определенности, понятности, предсказуемости поведения. Это - технические, юридические, этические и др. нормы.

Защитная функциякультуры является следствием необходимости сбалансированного отношения человека и окружающей его среды (в том числе и природной). Расширение поля деятельности человека влечет за собой все новые и новые опасности, что требует создания культурой неких защитных механизмов (медицина, экологические службы, технические и технологические достижения и т.д.).

Коммуникативная функциякультуры способствует общению людей друг с другом, обмену достижениями культуры. Основные каналы коммуникации - зрительный, осязательный, речевой.

Ценностная (аксиологическая) функциякультуры отражает качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству, как правило, судят об уровне развития человека и общества.

Культуры субъект(от лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе) — конкретный инди­вид (или социальная группа), созидающий культур­ные ценности, нормы, цели, правила, обычаи, соци­альные стандарты и т.д., а также потребляющий, и личностно усваивающий объекты культуры. Формирование К. с. определяется воздействием не какого-либо одного фактора (идеологического, политического, эко­номического, эстетического и т. д.), но целостностью влияния различных культурных форм и образов со­знания. К. с. конкретно-исторически обусловлен, но одновременно обладает способностью творить новое, выходя за рамки существующей культуры. В куль­турологической мысли XX века возникла тенденция умаления возможностей К. с. в роли источника упоря­дочивающей творческой деятельности, проявившаяся в учениях структурализма (человек детерминирован миром структур, в котором он живет — Ж. Лакан, М. Фуко), постструктурализма (идеология, “ложное сознание” довлеет над индивидом — М. Фуко, Р. Барт), в концепции массовой культуры (подверженность со­знания человека воздействию специальных манипу-лятивных механизмов — X. Ортега-и-Гассет).

Культурогенез(от лат. cultura и греч. genesis — возникновение):

1) возникновение культуры как та­ковой;

2) один из видов социокультурной динамики, заключающийся в постоянном самообновлении куль­туры как путем трансформации уже существующих систем и форм, так и в процессе создания новых арте­фактов, не существовавших в культуре ранее. К.-г. не следует представлять, как только начало становления общества и человека, это непрерывные процессы по­стоянной адаптации человеческих сообществ к меня­ющимся условиям их существования путем выработки новых форм деятельности и социального взаимодей­ствия. Генезис культурных форм проходит несколько этапов: осознание необходимости появления нового (знаний, социальных структур, механизмов социали­зации и коммуникации), создание новых культурных форм и их внедрение в социальную практику. К.-г.есть единый процесс обновления и преемственности. Сотворение новых культурных форм должно служить развитию человеческого в человеке. В противном слу­чае возможно появление таких форм организации культурной жизни, которые служат не обновлению культуры, а прямо противоположны ей, как напр., китайский вариант “культурной революции”, когда представителей творческой и художественной интел­лигенции отправили в поля на сельхозработы; изгна­ние творческой интеллигенции из России после 1917 г. (“философский пароход”); практика “Пролеткульта” и т. д. Все это проявления агрессивного антикультур­ного псевдогенеза.

Динамика и статика культуры

Противо­речивое единство сохранения, воспроизводства и об­новления, развития её элементов, свойств и отноше­ний. Состояние неизменности культуры выражается понятием “статика”; те изменения, которые происхо­дят в культуре и во взаимодействии различных куль­тур, выражаются понятием “динамика”.

Культуры символ(от др.-греч. sumbolon — ус­ловный знак, признак, знамение) — чувственно вос­принимаемый предмет, представляющий некоторый другой предмет, свойство или отношение, использую­щийся для приобретения, хранения, переработки и передачи культурных значений и смыслов. В каче­стве К. с. могут выступать практически любые пред­меты и вещи, природные и социальные процессы, животные и растения, фантастические существа и т. д. К. с. есть конкретно-чувственное выражение идей, идеалов и ценностей, к-рыми живет человек и к-рыми обусловливается развитие и функционирование самой культуры. К. с. обеспечивает творческую преемствен­ность культуры, делая накопленное и воплощенное в них смысловое содержание исходным пунктом для творческого развития со стороны новых поколений.

Методы Культурологии

Культурология использует систему методов, то есть различных, взаимосвязанных между собою способов изучения явлений культуры.

Культурно-аналитический метод понимания человеком собственного бытия и собственного духовного существования называется герменевтический метод.
Сравнительно-исторический метод. Он позволяет провести сущностное сравнение принципиально сопоставимых объектов, относящихся к разным культурам. Чрезвычайно широко распространенный обряд обрезания имеет несхожую символическую нагрузку. Так, в иудаизме значение обряда связано с наречением мальчика именем. Обрезание происходит через восемь дней после рождения. Несомненно, совершение этого обряда замещает собой гораздо более древний обычай человеческого жертвоприношения. Кроме указанного, происхождение ритуала обрезания объясняется и гигиеническими соображениями: люди стремились предупредить возможные инфекции в условиях полупустыни, где вода являлась ценностью.

В культуре папуасов Новой Гвинеи обрезание, являясь формой символической смерти, знаменует собой инициацию, то есть переход мальчика во взрослое состояние. В исламе обряд обрезания семилетних мальчиков служит, как и у иудеев, символом религиозной принадлежности и считается обязательным. Этот обряд символизирует инициацию, взросление ребенка. Вытерпеть боль - дело чести мальчика, которого задолго готовят к операции, разъясняя ему всю ритуальную важность ее. Обрезание обычно сопровождается праздником.
Обряд инициации, существовавший практически во всех традиционных культурах мира, обычно требовал преодоление боли юношей.

Структурно-функциональный метод предполагает разделение исследуемого явления культуры на составные части и выявление соотношения между ними. В качестве примера укажем на опыт изучения культурологом Б.А. Успенским такого своеобразного феномена, как русский мат.
Матерная брань характеризуется наличием ряда смысловых уровней - структурой. Запрет на матерную ругань объясняется негативным отношением христианства к культовым функциям мата как явления языческой культуры. Матерная ругань связана с обрядами плодородия. Эта брань восходит к языческим молитвам или заговорам. Целью ее является стимулирование брачного союза «Отца-Неба» с «Матерью-землей» и соответственно получение урожая. Использовалась она и в свадебных обрядах для магического вызова, ускоряющего рождение детей - главной опоры земледельца.

Второй уровень содержания брани связан с явлением двоеверия. Здесь в качестве субъекта действия в матерном выражении выступает пес, который понимается как противник Громовержца. В христианской символике, так же как и в язычестве, пес традиционно считается «нечистым» животным. Смысл матерного поведения сводится к идее осквернения земли псом.
На наиболее поверхностном, обыденном уровне мат выражает стремление ругающегося доминировать, ибо в качестве субъекта действия понимается сам говорящий, а в качестве объекта - мать собеседника.

Семиотический метод предполагает использование семиотики как науки о знаковых и символических системах и успешно применяется для понимания, например, языка искусства средневекового христианства. На протяжении Средних веков развивался культ Девы Марии. С ее именем связывали полумесяц, кипарис и оливковое дерево. Лилия символизировала чистоту Девы Марии, а белая роза, королева цветов, служила символом того, что Дева Мария - королева всех святых. Пять лепестков розы имеют дополнительные значения: их считали пятью буквами латинского написания имени Мария и пятью радостными событиями в ее жизни (Благовещение, Сошествие Святого Духа, Рождество, Введение во Храм, Иисус - ребенок во Храме). В Средние века белая роза стала также символизировать скорбные события Нового Завета (Страдание на Кресте, Путь на Голгофу с Крестом, «Коронование» терновым венцом, Распятие), а желтая и золотая – «славные» (Воскрешение, Вознесение, Нисхождение Святого Духа на Апостолов, Успение, Коронация Девы Марии на Небе).
Биографический метод предполагает анализ жизненного пути деятеля культуры для лучшего понимания его внутреннего мира, который отражает систему культурных ценностей его времени.

Метод моделирования предполагает стремление создать модель определенного типа культуры, с тем, чтобы выявить наиболее существенные его черты.

Такой метод, в частности, использовали Н. Данилевский, автор книги «Россия и Европа», О. Шпенглер, написавший «3акат Европы». Каждый из них закладывает в модель какое-либо сущностное основание, позволяющее комплексно воспринимать все культурные явления определённого периода. Иногда таких оснований было несколько.

Психологический метод предполагает возможность выяснить посредством анализа мемуаров, хроник, мифов, летописей, эпистолярного наследия, трактатов наиболее типические реакции людей той или иной культуры на наиболее значимые для них явления: голод, войны, эпидемии. Такие реакции проявляются как в форме социальных чувств, так и ментальности в целом. Под ментальностью, менталитетом понимается как причина, то есть социально-биологическая обусловленность духовности, так и следствие, то есть готовность к действию, психологическая установка.

Диахронический метод предполагает выяснение хронологической, то есть временной последовательности изменения, появления и протекания того или иного явления культуры.

Синхронический метод состоит в анализе изменения одного и того же явления (скажем, феномена православия или идеи патриотизма в русской культуре) на разных этапах единого культурного процесса. Синхронический метод также возможно понимать (В.А. Сапрыкин) как совокупный анализ двух или нескольких культур на протяжении определённого времени их развития с учётом существующих связей и возможных противоречий.

Цивилизация - (от лат. civis — гражданин, что ука­зывает на принадлежность к городской жизни). Сло­во и понятие Ц. столь же многозначны, как и “культура”. Зачастую лексемы “цивилизация” и “культу­ра” толкуются как синонимы, в литературном и пуб­лицистическом языке они часто взаимозаменяемы, хотя стилистически и различны. У многих авторов, в том числе и у русских философов, понятия культуры и Ц. разделяются и даже противопоставляются. К культу­ре относят сферу духовности (идей), а к цивилиза­ции — область результатов материальной деятельнос­ти (вещей). Ц. стала трактоваться как материальный аппарат культуры. Утверждается, что культура гиб­нет и сникает перед торжеством Ц. Распространено и иное толкование Ц., когда она представляется как общая характеристика исторически конкретных ти­пов социальности и культуры. В этом случае Ц. по­нимается как определенная ступень общественной ис­тории, длительного периода развития народов и мира в целом, определяемая наличным состоянием соци­альной структуры и духовного мира. Наиболее крат­кое определение Ц. таково: “Ц. — социально-куль­турные комплексы, складывающиеся в разное время в различных областях Земли и несущие в себе черты социального и культурного своеобразия. Именно по­этому встречаются выражения “цивилизация инков”, “греческая цивилизация”, “древняя цивилизация”, “современная цивилизация” и др.

Наши рекомендации