Тема 1. Культура как предмет культурологии. Теоретические концепции культуры
Министерство здравоохранения и социального развития РФ
ГОУ ВПО Уральская государственная медицинская академия
Культурология
Учебно-методическое пособие по курсу «культурология»
для самостоятельной подготовки
к семинарским занятиям студентов УГМА
Екатеринбург
УДК 008 (075. 8)
ББК Ч110я 73-1
К 906
Культурология/ Учебно-методическое пособие по курсу «культурология»
для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям
студентов УГМА.Екатеринбург. Изд-во УГМА, 2010 - 100 с.
ISBN 978-5-89895-397-3
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов УГМА всех специальностей. В нём содержатся вопросы к семинарским занятиям и основная литература, темы докладов и литература для подготовки к ним. Также предложены темы рефератов; обязательный понятийный минимум дисциплины; вопросы к зачету по культурологии. В пособии есть и задания для самоподготовки студентов к тестированию.
Составители: ст. преподаватель Е.В.Белоусова
ассистент С.А.Горшкова
Рецензент: профессор, д. ф. н. Брандт Г.А.
Ответственный редактор: профессор, д. ф. н. Князев В.М.
ISBN 978-5-89895-397-3
© УГМА, 2010
Содержание
Введение ………………………………………………………………….…....4
Планы семинарских занятий по курсу культурологии……..…………………. 6
Приложение № 1.Темы рефератов…………………………….…………….…37
Приложение № 2. Обязательный понятийный минимум
Словари: Понятийный фонд к каждой теме…………………...........................38
Приложение № 3. Вопросы для подготовки к зачёту по курсу
«культурология» …………………………………………………………….….90
Демонстрационный вариант теста по культурологии…………………..…..…91
Возможные задания Интернет-тестирования………………............................94
Введение
«Культурология» является важной частью федерального компонента высшего профессионального медицинского образования РФ (ГОС ВПО, март 2000г., раздел Ф.04), и определена как одна из 4 обязательных базовых дисциплин гуманитарного цикла. Данное пособие рассчитано на студентов первого курса и предполагает путем изучения курса культурологии расширить круг концепций и представлений о культуре, сложившихся в мировой науке, позволит полнее реализовать цели социально – гуманитарного образования
Главная задача курса формулируется в соответствии с концепцией гуманизации и гуманитаризации высшего образования. Это воспитание специалиста, обладающего широкой культурой, эрудицией и навыками творческой работы.
Предложенный для изучения курс содержит все необходимые дидактические единицы и рассчитан на 36 часов (18 часов - лекций и 18 часов - семинарских занятий). Предусмотрена и самостоятельная подготовка студентов. Курс разработан в соответствие с рекомендациями и часовой нагрузкой базовой программы «Культурология», предложенной Всероссийским учебно–научно–методологическим Центром по непрерывному медицинскому и фармакологическому образованию при Минздраве РФ (март 2001 г.). Почасовая разбивка тематических планов лекций и семинарских занятий также проведена в соответствии с нормами, утвержденными учебно-методическим управлением УГМА. Изучение курса завершается зачетом, поэтому в пособии предусмотрены соответствующие виды отчетности.
Данное учебно-методическое пособие включает тематический план лекций и семинарских занятий, перечень рекомендуемой литературы, словари к каждой теме и обязательный понятийный минимум по дисциплине, перечень тем докладов и рефератов, вопросы и тестовые задания для подготовки к зачету.
Тематический план лекций
№ п / п | Тема | Объем в часах |
Историческое изменение понятий о культуре. Структура и состав современного культурологического знания. | ||
Культурогенез. Культура и природа. Мифология, её место в культуре. | ||
Религия как феномен культуры и социальный институт. | ||
Искусство и наука как формы духовно-практического освоения мира. | ||
Русская культура. Место и роль России в мировой культуре. | ||
Проблемы и особенности развития современной культуры. Модерн и постмодерн. | ||
Культурная картина мира. Семиотика культуры. Межкультурная коммуникация. | ||
Культура, личность, общество. | ||
Диалог культур. «Восток» и «Запад» как культурологические понятия. |
Тематический план семинаров
№ п/ п | Тема | Объем в часах |
Культура как предмет культурологии. Теоретические концепции культуры | ||
Генезис культуры. Миф как ядро первобытной культуры. | ||
Религия как феномен культуры и социальный институт. | ||
Искусство как зеркало культуры. Роль науки и техники в развитии культуры. | ||
Русская культура. Место и роль России в мировой культуре. | ||
Проблемы и особенности развития современной культуры. Культура постмодернизма. | ||
Культурные ценности и нормы. Этика и этикет в культуре. | ||
Культура, личность, общество. | ||
Диалог культур. «Восток» и «Запад» как культурологические понятия. |
Планы семинарских занятий по курсу культурологи
Культура
Слово (лексема), термин и понятие К. многозначны. Этимологически восходит к латинскому термину “cultura” (возделывание, обрабатывание), В теологическом толковании его соотносят с “культом”, верой, полагая, что культ — это бутон, из которого произрастает культура. Насчитывается несколько сотен теоретических определений (дефиниций) культуры. Ее определяют как систему знаков, символическую оболочку человеческой деятельности; как то, что содеяно человеком, противостоит натуре (природе), как мир искусственных фактов (артефактов); как процесс прогрессирующего самоосвобождения человека; как форму традиционного поведения, программу образа жизни и т. д. Наличие такого множества определений демонстрирует сложность того, что именуют К. Это зависит от того, что пестр и противоречив, неисчерпаем и многогранен сам человек, ее творец и потребитель.
Культурная картина мира - это мир, представленный в смысловом значении для определенной социальной общности. Можно сказать, что содержательной основой культурной картины мира является система ценностных ориентаций данной социальной общности, ее понимания добра и зла, эстетического идеала, счастья, справедливости и т.д. Все это делает возможным отличить одну культуру от другой.
Ядром культурной картины мира является менталитет(от латинского –мышление, образ мыслей, духовный склад).
Морфология культуры
Раздел культурологии, исследующий внутреннюю организацию культуры, составляющие ее блоки. По одной из классификаций (М. Каган) есть три формы предметного бытия культуры: человеческое слово, техническая вещь, социальная организация и три формы духовной предметности: знание, ценностность, проект и художественная предметность, несущая в себе художественные образы. По другой классификации (А. Флиер), культура включает четкие блоки человеческой деятельности: культура социальной организации и регуляции, культура познания мира, человека и межчеловеческих отношений, культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации; культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека. Возможны и другие классификации. М. к. изучает формы и строение ее артефактов (культурных объектов) во времени и пространстве.
Функции культуры
Основной, фундаментальной функцией культуры является человекотворческая, гуманитарная функция. Она коррелирует со сверхзадачей культуры – расширенное воспроизводство человека как вида.
Выполнение этого обеспечивают следующие функции культуры:
функция трансляции, передачи социального опыта, информативная функция. Эта функция обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического процесса. Эта функция проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и передачи информации, ведь не случайно культура считается коллективной памятью человечества. Она опредмечена в знаковых системах (памятников литературы, искусства, религии и т.п.)
Познавательная (гносеологическая) функция культуры связана с возможностью человека освоить накопленный социальный опыт множества поколений людей. Потребность этой функции заключается в стремлении человека создать собственную картину мира. Познание является необходимым элементом жизнедеятельности человека. "Она (культура) осуществляет лишь истину в познании, в философских и научных книгах: добро - в нравах, бытии и общественных установлениях; красоту - в книгах, стихах и картинах, в статуях и архитектурных памятниках, в концертах и театральных представлениях... "[Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990. С.164.]
Знаковая, или семиотическая, функциякультуры представляет собой определенную знаковую систему культуры, предполагает ее знание. Без знания определенных знаковых систем невозможно постичь все многообразие культуры.
Нормативная (регулятивная) функциякультуры связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности человека. Обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в обществе, приводить в соответствие с общественными интересами и нормами действие отдельных социальных групп и индивидуумов. Эта функция предназначена для обеспечения определенности, понятности, предсказуемости поведения. Это - технические, юридические, этические и др. нормы.
Защитная функциякультуры является следствием необходимости сбалансированного отношения человека и окружающей его среды (в том числе и природной). Расширение поля деятельности человека влечет за собой все новые и новые опасности, что требует создания культурой неких защитных механизмов (медицина, экологические службы, технические и технологические достижения и т.д.).
Коммуникативная функциякультуры способствует общению людей друг с другом, обмену достижениями культуры. Основные каналы коммуникации - зрительный, осязательный, речевой.
Ценностная (аксиологическая) функциякультуры отражает качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству, как правило, судят об уровне развития человека и общества.
Культуры субъект(от лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе) — конкретный индивид (или социальная группа), созидающий культурные ценности, нормы, цели, правила, обычаи, социальные стандарты и т.д., а также потребляющий, и личностно усваивающий объекты культуры. Формирование К. с. определяется воздействием не какого-либо одного фактора (идеологического, политического, экономического, эстетического и т. д.), но целостностью влияния различных культурных форм и образов сознания. К. с. конкретно-исторически обусловлен, но одновременно обладает способностью творить новое, выходя за рамки существующей культуры. В культурологической мысли XX века возникла тенденция умаления возможностей К. с. в роли источника упорядочивающей творческой деятельности, проявившаяся в учениях структурализма (человек детерминирован миром структур, в котором он живет — Ж. Лакан, М. Фуко), постструктурализма (идеология, “ложное сознание” довлеет над индивидом — М. Фуко, Р. Барт), в концепции массовой культуры (подверженность сознания человека воздействию специальных манипу-лятивных механизмов — X. Ортега-и-Гассет).
Культурогенез(от лат. cultura и греч. genesis — возникновение):
1) возникновение культуры как таковой;
2) один из видов социокультурной динамики, заключающийся в постоянном самообновлении культуры как путем трансформации уже существующих систем и форм, так и в процессе создания новых артефактов, не существовавших в культуре ранее. К.-г. не следует представлять, как только начало становления общества и человека, это непрерывные процессы постоянной адаптации человеческих сообществ к меняющимся условиям их существования путем выработки новых форм деятельности и социального взаимодействия. Генезис культурных форм проходит несколько этапов: осознание необходимости появления нового (знаний, социальных структур, механизмов социализации и коммуникации), создание новых культурных форм и их внедрение в социальную практику. К.-г.есть единый процесс обновления и преемственности. Сотворение новых культурных форм должно служить развитию человеческого в человеке. В противном случае возможно появление таких форм организации культурной жизни, которые служат не обновлению культуры, а прямо противоположны ей, как напр., китайский вариант “культурной революции”, когда представителей творческой и художественной интеллигенции отправили в поля на сельхозработы; изгнание творческой интеллигенции из России после 1917 г. (“философский пароход”); практика “Пролеткульта” и т. д. Все это проявления агрессивного антикультурного псевдогенеза.
Динамика и статика культуры
Противоречивое единство сохранения, воспроизводства и обновления, развития её элементов, свойств и отношений. Состояние неизменности культуры выражается понятием “статика”; те изменения, которые происходят в культуре и во взаимодействии различных культур, выражаются понятием “динамика”.
Культуры символ(от др.-греч. sumbolon — условный знак, признак, знамение) — чувственно воспринимаемый предмет, представляющий некоторый другой предмет, свойство или отношение, использующийся для приобретения, хранения, переработки и передачи культурных значений и смыслов. В качестве К. с. могут выступать практически любые предметы и вещи, природные и социальные процессы, животные и растения, фантастические существа и т. д. К. с. есть конкретно-чувственное выражение идей, идеалов и ценностей, к-рыми живет человек и к-рыми обусловливается развитие и функционирование самой культуры. К. с. обеспечивает творческую преемственность культуры, делая накопленное и воплощенное в них смысловое содержание исходным пунктом для творческого развития со стороны новых поколений.
Методы Культурологии
Культурология использует систему методов, то есть различных, взаимосвязанных между собою способов изучения явлений культуры.
Культурно-аналитический метод понимания человеком собственного бытия и собственного духовного существования называется герменевтический метод.
Сравнительно-исторический метод. Он позволяет провести сущностное сравнение принципиально сопоставимых объектов, относящихся к разным культурам. Чрезвычайно широко распространенный обряд обрезания имеет несхожую символическую нагрузку. Так, в иудаизме значение обряда связано с наречением мальчика именем. Обрезание происходит через восемь дней после рождения. Несомненно, совершение этого обряда замещает собой гораздо более древний обычай человеческого жертвоприношения. Кроме указанного, происхождение ритуала обрезания объясняется и гигиеническими соображениями: люди стремились предупредить возможные инфекции в условиях полупустыни, где вода являлась ценностью.
В культуре папуасов Новой Гвинеи обрезание, являясь формой символической смерти, знаменует собой инициацию, то есть переход мальчика во взрослое состояние. В исламе обряд обрезания семилетних мальчиков служит, как и у иудеев, символом религиозной принадлежности и считается обязательным. Этот обряд символизирует инициацию, взросление ребенка. Вытерпеть боль - дело чести мальчика, которого задолго готовят к операции, разъясняя ему всю ритуальную важность ее. Обрезание обычно сопровождается праздником.
Обряд инициации, существовавший практически во всех традиционных культурах мира, обычно требовал преодоление боли юношей.
Структурно-функциональный метод предполагает разделение исследуемого явления культуры на составные части и выявление соотношения между ними. В качестве примера укажем на опыт изучения культурологом Б.А. Успенским такого своеобразного феномена, как русский мат.
Матерная брань характеризуется наличием ряда смысловых уровней - структурой. Запрет на матерную ругань объясняется негативным отношением христианства к культовым функциям мата как явления языческой культуры. Матерная ругань связана с обрядами плодородия. Эта брань восходит к языческим молитвам или заговорам. Целью ее является стимулирование брачного союза «Отца-Неба» с «Матерью-землей» и соответственно получение урожая. Использовалась она и в свадебных обрядах для магического вызова, ускоряющего рождение детей - главной опоры земледельца.
Второй уровень содержания брани связан с явлением двоеверия. Здесь в качестве субъекта действия в матерном выражении выступает пес, который понимается как противник Громовержца. В христианской символике, так же как и в язычестве, пес традиционно считается «нечистым» животным. Смысл матерного поведения сводится к идее осквернения земли псом.
На наиболее поверхностном, обыденном уровне мат выражает стремление ругающегося доминировать, ибо в качестве субъекта действия понимается сам говорящий, а в качестве объекта - мать собеседника.
Семиотический метод предполагает использование семиотики как науки о знаковых и символических системах и успешно применяется для понимания, например, языка искусства средневекового христианства. На протяжении Средних веков развивался культ Девы Марии. С ее именем связывали полумесяц, кипарис и оливковое дерево. Лилия символизировала чистоту Девы Марии, а белая роза, королева цветов, служила символом того, что Дева Мария - королева всех святых. Пять лепестков розы имеют дополнительные значения: их считали пятью буквами латинского написания имени Мария и пятью радостными событиями в ее жизни (Благовещение, Сошествие Святого Духа, Рождество, Введение во Храм, Иисус - ребенок во Храме). В Средние века белая роза стала также символизировать скорбные события Нового Завета (Страдание на Кресте, Путь на Голгофу с Крестом, «Коронование» терновым венцом, Распятие), а желтая и золотая – «славные» (Воскрешение, Вознесение, Нисхождение Святого Духа на Апостолов, Успение, Коронация Девы Марии на Небе).
Биографический метод предполагает анализ жизненного пути деятеля культуры для лучшего понимания его внутреннего мира, который отражает систему культурных ценностей его времени.
Метод моделирования предполагает стремление создать модель определенного типа культуры, с тем, чтобы выявить наиболее существенные его черты.
Такой метод, в частности, использовали Н. Данилевский, автор книги «Россия и Европа», О. Шпенглер, написавший «3акат Европы». Каждый из них закладывает в модель какое-либо сущностное основание, позволяющее комплексно воспринимать все культурные явления определённого периода. Иногда таких оснований было несколько.
Психологический метод предполагает возможность выяснить посредством анализа мемуаров, хроник, мифов, летописей, эпистолярного наследия, трактатов наиболее типические реакции людей той или иной культуры на наиболее значимые для них явления: голод, войны, эпидемии. Такие реакции проявляются как в форме социальных чувств, так и ментальности в целом. Под ментальностью, менталитетом понимается как причина, то есть социально-биологическая обусловленность духовности, так и следствие, то есть готовность к действию, психологическая установка.
Диахронический метод предполагает выяснение хронологической, то есть временной последовательности изменения, появления и протекания того или иного явления культуры.
Синхронический метод состоит в анализе изменения одного и того же явления (скажем, феномена православия или идеи патриотизма в русской культуре) на разных этапах единого культурного процесса. Синхронический метод также возможно понимать (В.А. Сапрыкин) как совокупный анализ двух или нескольких культур на протяжении определённого времени их развития с учётом существующих связей и возможных противоречий.
Цивилизация - (от лат. civis — гражданин, что указывает на принадлежность к городской жизни). Слово и понятие Ц. столь же многозначны, как и “культура”. Зачастую лексемы “цивилизация” и “культура” толкуются как синонимы, в литературном и публицистическом языке они часто взаимозаменяемы, хотя стилистически и различны. У многих авторов, в том числе и у русских философов, понятия культуры и Ц. разделяются и даже противопоставляются. К культуре относят сферу духовности (идей), а к цивилизации — область результатов материальной деятельности (вещей). Ц. стала трактоваться как материальный аппарат культуры. Утверждается, что культура гибнет и сникает перед торжеством Ц. Распространено и иное толкование Ц., когда она представляется как общая характеристика исторически конкретных типов социальности и культуры. В этом случае Ц. понимается как определенная ступень общественной истории, длительного периода развития народов и мира в целом, определяемая наличным состоянием социальной структуры и духовного мира. Наиболее краткое определение Ц. таково: “Ц. — социально-культурные комплексы, складывающиеся в разное время в различных областях Земли и несущие в себе черты социального и культурного своеобразия. Именно поэтому встречаются выражения “цивилизация инков”, “греческая цивилизация”, “древняя цивилизация”, “современная цивилизация” и др.
Вера
Особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, конечном итоге события, о реализации на практике предвидимого поведения, о результате проверки. Возникает по поводу тех процессов, событий,идей, которые имеют для людей существенно значимый смысл, и представляют собой сплав когнитивного, эмоционального и волевого моментов.
Инициации
(От лат. initiatio - совершение таинств, посвящение), распространённая в родовом обществе система обычаев, связанных с переводом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин или женщин. И. имели целью подготовку молодёжи к производственной, общественной и семейной жизни и, как правило, сопровождались тренировкой, различными, часто мучительными испытаниями, операциями (обрезание, рубцевание, выбивание зубов и др.), посвящением в тайны и мифы племени. Некоторые из обрядов И. впоследствии, после утраты первоначального значения, были передвинуты на более раннее время жизни. Пережитками И. являются: сохранившийся в исламе и иудаизме обычай обрезания, христианское крещение, возложение священного шнура у индуистов.
Культ
Религиозный (лат. cultus - почитание, поклонение, от colo - возделываю, почитаю), религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых сверхъестественными свойствами
Магия
Совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность, одна из форм древней духовной культуры. Основоположником научного изучения магии считается Дж. Фрэзер. В своей знаменитой книге «Золотая ветвь» Фрезер выделил две главных разновидности симпатической магии: гомеопатическую и контагиозную(заразительную) магию. Фрэзер считал, что симпатическая магия является своеобразной первобытной наукой, или преднаукой. Она основывается на следующих законах: подобное порождает подобное; вещи, хоть раз бывшие в соприкосновении, сохраняют мистическую связь и на расстоянии.
Миф
(От греч. mytos — сказание) — появляющиеся в дописьменных обществах предания о первопредках, богах, духах и героях. Мифологический комплекс, принимающий в обрядах синкретические визуально-вербальные формы, выступает как специфический способ систематизации знаний об окружающем мире
Обряд
Совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются определенные религиозные представления, бытовые традиции.
Религиозное действие, совершаемое верующими с различными целями. Например, некоторые религии используют обряды для закрепления в сознании верующих некоторых религиозных представлений и укрепления веры во всемогущие силы.
Политеизм
(греч.- многобожие), почитание многих богов, самая распространенная форма религий у древних и современных первобытных народов; различают различные виды П.: анимизм, фетишизм, тератеизм, тотемизм, сабеизм и др. Основа П. состоит в поклонении таинственным силам и явлениям природы (небесные светила, море, реки, ветер, горы, растения и животные, плодородие земли и пр.), которые олицетворяются в живые существа и изображаются в форме идолов, статуй и пр.
Ритуал
[От латин. ritualis - обрядовый] (книжн.).
Установленный порядок обрядовых действий при совершении какого-н. религиозного акта. Р. погребения. Р. свадьбы.
Сакральное
(От лат. sacer - посвященный богу и sacrum - священное) - 1) наделение какого-либо объекта (вещи, явления, животного, человека) священным содержанием, необычным качеством. Понятие "С." выражает представление о разделении мира на профанный (светский, обычный) и сакральный (священный, трансцендентный). Соотношение этих двух миров характеризуется некоторыми особенностями: во-первых, сакральное невыразимо по своей природе и может быть приближено к человеку (его пониманию) только через символ; во-вторых, общение с сакральным требует особой церемонии, придающей человеческому действию священный смысл.
Символ
(От греческого «знак, опознавательная примета») — это любой предмет, явление, словесный или пластический образ, которые имеют какой-то смысл, отличный от их собственного содержания. В символе этим «другим», значением, смыслом является ценность. Значения любых других знаков относятся либо к вещам и предметам реального физического мира, либо к явлениям психической и духовной жизни. Значение символов указывает на значимость, ценность этих явлений, как для отдельного человека, так и для малых и больших групп людей, народов, государства, человечества в целом.
Синкретизм
Качество, свойственное первобытной культуре, характеризующееся нерасчлененностью и неразвитостью чего-либо, в частности деятельности и сознания, например, синкретизм мифа. В мифе в слитном, нерасчлененном виде содержатся все последующие формы духовной культуры: искусство, мораль, наука, философия.
Табу́
Термин, заимствованный из религиозно-обрядовых установлений Полинезии и ныне принятый в этнографии и социологии для обозначения системы специфических религиозных запретов — системы, черты которой под различными названиями найдены у всех народов, стоящих на определённой ступени развития. В переносном смысле табу может означать вообще всякий запрет, нарушение которого обычно рассматривается как угроза обществу.
Тотемизм
Древнейшая форма религии, основанная на вере в сверхъестественную кровную связь представителей той или иной общины с каким-либо видом животных или растений.
Фетишизм
Одна из древних форм религии, характеризуется культом неодушевленных предметов, вера в сверхъестественную силу вещей амулетов, талисманов; обожествление предметов и явлений.
Шаманизм
Религия (разнообразные верования), несущей конструкцией которой выступает богоподобный авторитет шамана - харизматической личности (медиума), способной впадать в транс, исцелять больных и убогих, а также находящаяся в контакте с загробными мирами.
Бог (нем. Gott; порт. Deus)
· «В религиях мира Высшее, создающее и устраивающее мир, дающее вещам, существам и лицам их бытие, меру, значение и закон. В религиозных учениях, объединенных принципом теизма, утверждается личное бытие Высшего, его личное отношение (любовь) к сотворённым существам и космосу в целом, его диалогическое самораскрытие в актах Откровения. Идея Бога постепенно кристаллизовалась в различных религиозных традициях человечества. Исходная теория развития - представления первобытных народов о силах, действие которых по разному локализуется на панораме мирового целого»
· По другому распространённому определению, Бог - «одно из ключевых религиозных понятий, означающее некую объективированную сверхъестественную сущность, выступающую объектом поклонения»
· Согласно «Новейшему философскому словарю» Бог - «сакральная персонификация Абсолюта в религиях теистского типа: верховная личность, атрибутированная тождеством сущности и существования, высшим разумом, сверхъестественным могуществом и абсолютным совершенством. Персонифицирующая интерпретация единого Бога свойственна для зрелых форм такого религиозного направления, как теизм, и формирование её является результатом длительной исторической эволюции религиозного сознания»
Вера -признание чего-либо истинным (убеждение), в том числе признание чего-либо истинным без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения (чистая вера), которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.
Особым случаем проявления феномена веры является религиозная вера. В этом смысле вера противопоставляется уму и знанию
Монотеи́зм (от греч. μόνος, «один» и греч. θεός, «бог» — «единобожие») — религия, основанная на вере в единого Бога, обладающего абсолютной неразделимой властью и силой, а также являющегося Создателем всего сущего.
Рели́гия(от лат. religio — «святыня», набожность, благочестие) — особая форма осознания мира, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу) и в зависимость от этого результата человеческих действий и жизни человека. Эта вера - основной признак и элемент любой религии. Р. включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину) Основы религиозных представлений, как правило, записаны людьми в священных текстах, по убеждению сторонников религии либо продиктованных непосредственно богом, либо написанных людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития. Большинство религий поддерживаются профессиональными священнослужителями.
Теоцентризм – подход к осмыслению мира с признанием главенства Бога и Божественного начала. Универсальная картина мира, в которой все строится вокруг Высшего начала – Бога.
Толерантность – (лат. – tolerantia – терпение) – терпимость к чужим мнениям, верованиям.
Трансцендентный
(Лат. transcendens - перешагивающий, выходящий за пределы). Философский термин, означающий, в противоположность имманентному, то, что запредельно по отношению к миру явлений и недоступно теоретическому познанию
Политеи́зм(от греч. πολύς, «многочисленный, много» + греч. θεός, «бог, божество») — букв. «многобожие» — религия, совокупность верований, основанная на вере в нескольких богов. Боги имеют собственные пристрастия, характер, вступают в отношения с другими богами и имеют специфическую сферу влияния.
Политеизм противостоит монотеизму – вере в единого Бога и атеизму, отрицающему существование Бога или богов. Сакральное– (лат.Sacrum – священный) - аспекты социальной реальности, выходящее за рамки привычного и обыденного. Для верующих сакральное выступает как сущностное ядро жизни, трансформирующее их поведение.
БУДДИЗМ
Будда (санскр. просветленный) - в буддизме человек, достигший просветления, или нирваны. В буддизме также Будда - имя собственное основателя буддизма принца Сиддхартха Гаутамы. В некоторых течениях буддизма, к примеру, ваджраяне, считается, что Гаутама был не первым буддой, а одним из воплощений Амибудды.
Сиддхартха Гаутама - индийский царевич. По одной из версий, родился в день майского полнолуния в 623 году до н.э. в Капилавастху, на границе Непала и Индии.
Буддизм - религия, проповедующая избавление от страданий путем отказа от желаний и достижения высшего просветления – «нирваны». Зародился в Индии в 6 – 5 веках до н. э. как один из еретических учений этического плана. В 3 веке до н. э. провозглашено официальной религией. Основатель Б. – Сиддхартха, прозванный Буддой (просветленным), отверг существование Бога – отца, отрицал религию Вед (приняв с некоторыми изменениями их учение о круговороте жизни). В 3 – 1 веках была развита философская трактовка в учении о мире и человеческой личности как потоке, сменяющих друг друга элементов материи и сознания – дхарм. Путь спасения в подавлении «беспокойства» дхарм.
В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью - праджней. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.
Дхарма
Санскр. - закон, порядок, долг, справедливость, качество, характер, природа.
Одно из важнейших понятий древнеиндийской философии. В самом общем виде - некое установление положительного характера, образец, которому надлежит следовать как норме, вечный закон, моральный по своему содержанию. В более узком смысле - частное нравственное установление (долг, добродетель и т.п.).
Нирвана (санскр. «угасание, прекращение») — понятие, обозначающее состояние освобождения от страданий. В общем смысле нирвана — состояние, при котором отсутствуют страдания, страсти; состояние умиротворённости, «высшего счастья». По своей сути нирвана — трансцендентное состояние непреходящего покоя и удовлетворённости.
Принципиально сейчас принято различать 3 вида нирваны:
Моментальная нирвана — кратковременное состояние покоя и просветления, знакомое каждому человеку.
Жизненная нирвана — состояние Достигшего нирваны в этом теле при жизни.
Вечная нирвана — состояние Достигшего нирваны после разрушения физического тела.
Сансара
Санскр., прохождение через что-либо, перерождение - одна из основных концепций индийской философии и религии.
Концепция сансары заключает в себе идею родственности всего живого и перехода между его формами, при этом перерождение возможно не только в образе человека, но и бога, и животного.
ХРИСТИАНСТВО