Выбор и изучение района путешествия

Выбор района путешествия. Начинать занятия туризмом лучше всего в своем районе или крае. Эти первоначальные местные путешествия не потребуют больших денежных затрат на транспорт и снаряжение, длительного времени на подъезды. После походов по своему краю интереснее знакомиться и с другими районами страны.

Район путешествия выбирается в зависимости от интересов и вкусов участников. При выборе района учитываются также наличие удобных путей подъезда, время, необходимое на дорогу, транспортные и другие расходы.

Для упрощения организации путешествия Центральный совет по туризму разработал «Перечень классифицированных туристских маршрутов» по всем видам туризма в различных районах, эти маршруты строятся с опорой на населенные пункты, туристские и альпинистские базы, метеорологические и научно-исследовательские станции, фактории и охотничье-рыболовные станы.

Изучение района путешествия обычно происходит одновременно с разработкой маршрута.

Туристы должны подробно ознакомиться с географическими, экономическими и прочими особенностями района путешествия, используя при этом научную и художественную литературу, географические описания и справочники, метеорологические наблюдения, лоции рек и озер, отчеты туристских групп, побывавших в этом районе.

Участники будущего путешествия должны заранее получить представление о рельефе местности, температурных колебаниях в районе похода, количестве осадков, наиболее вероятней погоде в период, намеченный на поход (если можно, то запросить прогноз погоды), выяснить местоположение экскурсионных объектов и т. п.

Планируя путешествие в район, редко посещаемый туристами, необходимо установить письменную связь с местными учреждениями и общественными организациями. Сообщая о намеченных сроках похода, группа должна запросить сведения, которые помогут подготовиться к нему: о наличии и характере путей сообщения и средств связи, о возможности приобретения на месте продовольствия и снаряжения, о существующих там ценах и т. п. Выясняя эти вопросы, нужно узнать, проведение какой общественно полезной работы на маршруте местные организации считают желательным.

Подобные запросы лучше всего делать через свои учреждения или спортивные организации. Наряду с этим можно завязать переписку с учителями школ, охотниками, лесниками. При наличии в каком-либо пункте маршрута туристской секции целесообразно установить с ней связь. Подробное предварительное изучение района похода необходимо не только для того, чтобы больше увидеть и узнать, но и для обеспечения безопасности самого путешествия.

2. Разработка маршрута (особенности выбора пешеходного и горного маршрутов)

Разработкой маршрута занимаются все без исключения участники будущего путешествия.

Во многих городах имеются туристские клубы, детские экскурсионно-туристские станции, крупные туристские секции при спортивных обществах. В этих учреждениях можно получить консультацию и необходимую литературу.

Маршрут путешествия должен соответствовать определенным требованиям, лишь тогда он будет полноценным.

Во-первых, он должен быть интересным в познавательном отношении. В зависимости от состава группы и цели похода на маршруте намечаются различные объекты для осмотра; исторические места, памятники культуры и воинской славы, археологические и музейные объекты, города и селения, новостройки и т. п. Туристы, конечно, будут знакомиться с жизнью и бытом местного населения.

Во-вторых, путешествие должно способствовать укреплению здоровья, улучшению физического развития туристов, повышению их спортивного мастерства, приобретению ими прикладных навыков. Следовательно, категория сложности планируемого маршрута должна соответствовать физической подготовленности участников похода и накопленному ими опыту.

Имея опыт прохождения простых маршрутов, можно планировать более сложные—увеличить протяженность маршрута, включить в него дополнительные естественные препятствия. Планируя преодоление участков пересеченной местности, горных перевалов, лесных участков, группа должна рассчитывать в первую очередь на собственные силы, опыт и умение.

Но даже при хорошей физической подготовке туристов не следует увлекаться слишком длинными и сложными маршрутами по безлюдной местности, так как это затруднит путешествие, лишит возможности познакомиться с намеченными для осмотра объектами, нарушит сроки похода, вызовет физическое и моральное переутомление участников.

Маршруты могут быть линейными, кольцевыми и радиальными. От основного маршрута делаются радиальные выходы для осмотра различных объектов.

Третье требование к маршруту — наличие коротких железнодорожных, автомобильных или водных (пароходных) подъездов. Нужно придерживаться правила, по которому время на подъезды к маршруту и на обратную дорогу, а также транспортные расходы не должны превышать 20—30% затрат времени и средств на весь поход.

При разработке маршрута группа ориентировочно определяет категорию его сложности, пользуясь нормативами или сравнивая свой маршрут с аналогичными маршрутами из «Перечня классифицированных маршрутов».

Разработка маршрута проходит приблизительно по следующему плану. После того как выбран район путешествия, определяется пункт, до которого можно доехать, используя железнодорожный, водный, автомобильный или гужевой транспорт. Затем определяется пункт, откуда удобно возвратиться домой, используя указанный выше транспорт. Линия маршрута должна соединить исходный и конечный пункты, проходя естественными путями (проселочные дороги и тропы, долины рек и ручьев, горные перевалы, оборудованные переправы через водные преграды) через населенные пункты и различные базы. Промежуточные населенные пункты и базы будут служить опорными пунктами для группы. В них она может запла-' нировать ночлеги и дневки, отремонтировать снаряжение и пополнить запасы продовольствия.

Если некоторые экскурсионные объекты остаются в стороне от основной линии маршрута, то к ним прокладываются радиальные маршруты. При этом часть груза может быть временно оставлена на хранение в опорном пункте.

Маршрут вычерчивается на карте, выявляются все возможные участки с естественными препятствиями, определяются способы их преодоления и подсчитывается общий километраж.

Учитывая возможный для данной группы темп передвижения, наличие на маршруте естественных препятствий, расположение населенных пунктов и экскурсионных объектов, степень физической подготовленности участников и вес их рюкзаков, по карте намечают график движения.

Следует, однако, помнить, что дневной переход и его трудность зависят не только от километража и веса рюкзака, но и от рельефа, залесенности, состояния снега, направления и силы ветра и других обстоятельств.

В первые дни путешествия (особенно в сложных походах) дается малый километраж, поскольку вес рюкзаков еще велик, а участники недостаточно втянулись в работу. Первая дневка делается после 2—3 дней пути, после того как выявилась необходимость дополнительной подгонки и ремонта снаряжения. В лыжном путешествии дневки зачастую устраиваются в зависимости от метеорологических условий. При благоприятной погоде в начале похода туристы, как правило, не устраивают дневок, накапливая запас времени на последующие дни, когда погода может ухудшиться и придется делать вынужденные остановки.

В конце маршрута километраж, согласно графику, снова снижается. Идет постепенное расслабление организма после больших нагрузок. Кроме того, здесь заложен некоторый резерв времени на случай нарушения графика из-за непредвиденных обстоятельств.

Особенности выбора пешеходного и горного маршрутов. При выборе пешеходного и горного маршрутов следует прежде всего учитывать физическую и техническую подготовленность участников похода. Новички ни в коем случае не должны идти по горным и таежным маршрутам с серьезными природными препятствиями (скалы, переправы, снежные склоны, ледники, ненаселенная тайга).

Выбирать маршрут, пролегающий по высокогорью, следует лишь туристам, получившим физическую и техническую подготовку в альпинистском или в горно-туристском лагере или в походах под руководством опытных туристов-горняков.

Пешеходные маршруты для новичков прокладываются по лесистым районам в красивых местах, где много тени и можно купаться.

Более сложные маршруты полезно выбирать с таким расчетом, чтобы туристы из года в год знакомились с новыми географическими районами.

Часто туристы решают исследовать интересные в познавательном отношении таежные и горные районы, совмещая эту задачу с физическим воспитанием и оздоровлением. В таком случае маршруты прокладываются в северных, юго-восточных и восточных районах страны.

Продолжительность таежных и высокогорных походов надо устанавливать с учетом того, что движение среди лесных завалов, без троп, с резким набором и потерей высоты, с переправами, по скалам и снегу происходит гораздо медленнее, чем в обычных условиях, и требует значительной затраты физических сил. Следовательно, на преодоление таких мест надо отвести больше времени. Из этого расчета и следует планировать общую длину маршрута и время на его прохождение, добавив 1—2 дневки.

Если целью похода служит охота, рыбная ловля, маршрут должен быть в 2—3 раза короче обычного, иначе не хватит отпускного времени.

Намечая маршрут по горной местности, нельзя забывать, чтоизмеренное на карте расстояние будет на 15—25% меньше действительного.

Выбирая маршрут любой сложности, следует выяснить, в каких пунктах можно пополнить запас продовольствия (особенно в таежных походах, где унести на себе весь груз питания не всегда удается). В крайнем случае надо создать на маршруте продовольственную базу на расстоянии 3—4 дней пути от исходной точки, запланировав дополнительное время для заброски питания с помощью транспортных средств или пешком.

Наши рекомендации