Классификация видов туризма по индивидуальным запросам
Часть туристов выбирает для своего путешествия нетрадиционные маршруты, должно быть предусмотрено деятельностью туристического предприятия. Естественно, что организовать коллективные (групповые) выезды по отработанных маршрутах гораздо проще, но количество туристов, предпочитающих индивидуальным путешествиям, растет с каждым днем, и это побуждает туристические предприятия диверсифицировать свой туристический продукт.
В основе деления туризма по такому признаку, как индивидуальный запрос, лежит желание туриста повлиять на:
Ø Маршрут путешествия – клиент хочет определить перечень желаемых мест для посещения, а иногда и их последовательность;
Ø Время поездки – клиент может оговорить конкретные сроки поездки (продолжительность и дату отправления), желательны остановки в отдельных пунктах, увеличить или уменьшить продолжительность транзитных стоянок;
Ø Формирование развлекательной программы – в отдельных случаях турист хочет посетить спортивные соревнования или другие массовые зрелища, иметь полную информацию о возможности его участия в развлекательных мероприятиях в местах будущих остановок;
Ø Перечень дополнительных услуг – аренда средств передвижения (автомобиль, яхта, самолет, велосипед и т.д.), наличие туристического и специального снаряжения (водные лыжи, акваланги, палатки, фото-, кинокамеры и прочее), требования к режиму питания, проживания, отдыха.
Классификация видов туризма за финансовыми возможностями
Финансовые возможности клиента основном определяют будущий маршрут путешествия, уровень комфортности и средство передвижения. Кроме этого, финансовое состояние влияет и на вид путешествия. По этому признаку можно выделить следующие виды туризма:
Ø Групповой за отработанными маршрутами – наиболее дешевая форма при прочих равных условиях. Низкая цена объясняется скидками, которые предоставляются туристическим группам. Скидки имеют место и при выборе традиционного для туристических фирм маршрута (их предоставляют предприятия транспорта, размещения, питания, обслуживающих маршрут);
Ø Индивидуальный за отработанными маршрутами – более дорогой вид путешествия, поскольку при его оформлении не действуют скидки, которые предоставляются группам;
Ø Групповой по индивидуальным маршрутам – скидки предоставляются в случае оптимального размера группы (например, определенного по количеству мест в туристическом автобусе), а также привлечение в индивидуальный маршрут традиционных мест отдыха;
Ø Индивидуальный по индивидуальным маршрутам – наиболее дорогая форма обслуживания, поскольку все вышеперечисленные скидки здесь не действуют. При организации такого путешествия необходима разработка и дополнительное отработки маршрута.
Экскурсионная деятельность
В состав туристических услуг, согласно межгосударственных стандартов (ГОСТ 28681.1-95 и ГОСТ 28682.2-95), зачисляются экскурсии, походы и путешествия. Экскурсия может быть предоставлена как экскурсанту, так и туристу.
Экскурсия – туристическая услуга, которая обеспечивает удовлетворение духовных, эстетических, информационных и других потребностей туриста или экскурсанта.
Экскурсант– временный посетитель, находящийся менее 24 часов в стране или на объекте посещения.
Экскурсионная деятельность – деятельность по организации путешествий, которые не превышают 24 часов, в сопровождении специалиста-экскурсовода по заранее составленным маршрутам, с целью ознакомления с памятниками истории, культуры, природы, музеями, с выдающимися местами и тому подобное.
Во время экскурсии участники имеют возможность познавать окружающий мир, природные явления и образования, исторические ситуации, бытовые элементы, достояния и достижения местности и др..
Функциональное назначение экскурсии – отдых и досуг, повышения познавательного и культурного уровня, общение.
Классификация экскурсий
Экскурсионная деятельность имеет свои характерные признаки: содержание, тематику, состав участников, место проведения, упорядоченный маршрут, продолжительность по времени, форму проведения, способ передвижения, наличие экскурсовода, текста экскурсии, объектов показа и непосредственно наличие самих участников.
По содержанию экскурсии бывают многоплановые (обзорные) и тематические. Тематические экскурсии, как правило, посвящены одной теме или событию. Такие экскурсии делятся на естественные, исторические, литературные, художественные, экологические, производственные и другие.
По составу участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, групповые, для школьников и студентов, для местного населения и приезжих.
По месту проведения экскурсии бывают: по городу, за городом и на междугородных маршрутах (информация в дороге).
По способу передвижения экскурсии делятся на пешеходные, с использованием транспортных средств и комбинированные.
Продолжительность экскурсии составляет от 1 часа до 1 суток.
По форме проведения экскурсии делятся на обычные, учебные, рекламные, экскурсии-лекции, экскурсии-прогулки, экскурсии-концерты.
Технология подготовки и проведения экскурсий
Подготовка экскурсий проводится в несколько этапов: выбор темы экскурсии, создание экскурсии под выбранную тему, подготовка экскурсовода для проведения экскурсии.
Выбор темы экскурсии зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания "банка" экскурсий. Тема экскурсии должна объединять все объекты посещения в единое целое.
Подготовка экскурсии проводится творческой группой, состав которой зависит от темы экскурсии. Здесь могут быть привлечены работники музеев, галерей, научных учреждений, специализированных туристическо-экскурсионных организаций и т.п..
Работа начинается с подбора материала по теме и его изучения, отбора объектов показа, а также накопление знаний по всем разделам темы.
При обработке материалов по теме целесообразно составить библиографию литературных и других источников, а также использовать архивные материалы, рассказы участников событий и очевидцев, кинохронику и др..
Важным этапом создания экскурсии является правильный подбор объектов показа.
В любой стране на государственном учете находится большое количество памятников архитектуры, истории, культуры, археологии, а в музеях страны хранятся миллионы экспонатов.
Объектами экскурсий могут быть:
Ø Места, связанные с историческими событиями;
Ø Природные объекты и заповедники;
Ø Здания и сооружения;
Ø Мемориальные памятники и комплексы;
Ø Объекты, связанные с жизнью и творчеством выдающихся личностей;
Ø Памятники искусства;
Ø Экспозиции музеев, картинных галерей, выставок, технические экспонаты;
Ø Археологические памятники.
При большом количестве таких объектов необходимо обратить внимание на их правильный отбор с учетом познавательной ценности, важности, содержания, функционального назначения, безопасности и др..
Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и уменьшает интерес туристов. Оптимальная продолжительность экскурсии по городу составляет 2-3 часа, при этом с интересом воспринимается не более 15-20 экскурсионных объектов.
При подготовке экскурсии целесообразно составить паспорт на каждый объект, в который необходимо внести название объекта, события, связанные с этим объектом и даты, когда происходили эти события, местонахождение, источники информации об объекте и данные, об авторах объекта, безопасность при его посещении, фотографии и видеосъемки и другие данные.
Процесс создания экскурсии также включает в себя разработку экскурсионного маршрута, текст экскурсии, методики проведения, разработку и изготовление демонстрационного материала (фото, плакаты), калькуляцию затрат и расчет цены на экскурсионную услугу, утверждение экскурсии в установленном порядке, рекламу экскурсионного маршрута.
При пробном обходе или объезде маршрута экскурсовод обязан ознакомиться с планом расположения улиц и площадей, места стоянок транспортных средств, местонахождения объекта и площадки для лучшего отображения, провести хронометраж маршрута и др..
После пробного обхода или объезда утверждается контрольный текст экскурсии, на основе которого экскурсовод готовит индивидуальный текст, а также различные варианты данной экскурсии.
На основе контрольного текста, индивидуального текста экскурсовода, контрольного обхода или объезда, хронометража маршрута, составляется паспорт экскурсионного маршрута, и все эти документы вместе подаются на заседание методической комиссии. Методическая комиссия принимает материалы и путем открытого защиты на методическом совете экскурсоводом, который участвовал в разработке экскурсии, утверждает экскурсионный маршрут.