Основы безопасности личности, общества и государства
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях природного характера.Землетрясения. Вулканы. Оползни. Сели. Обвалы. Снежные лавины. Ураганы. Бури. Смерчи. Наводнения. Цунами. Лесные и торфяные пожары. Психологические основы выживания в ЧС природного характера.
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.Чрезвычайные и экстремальные ситуации в природе. Психологические основы выживания в природных условиях. Как избежать попадания в экстремальную ситуацию. Автономное существование человека в природе. Смена климатогеографических условий.
Производственные аварии и катастрофы
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация. Понятие об аварии, производственной и транспортной катастрофе, чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера по масштабу распространения и тяжести последствий. Типы чрезвычайных ситуаций техногенного характера, их классификация и характеристика (транспортные аварии, аварии с выбросом биологически опасных веществ, аварии на электроэнергетических и коммунальных системах, обрушения зданий и сооружений и др.).
Причины чрезвычайных ситуаций техногенного характера и защита от них. Понятие о потенциально опасном объекте. Основные причины аварий и катастроф техногенного характера. Обеспечение личной безопасности при чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Заблаговременные меры по предупреждению и защите от чрезвычайных ситуаций.
Взрывы и пожары
Из истории катастроф.
Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах. Наиболее распространенные причины пожаров и взрывов на промышленных предприятиях, транспорте, в складских помещениях. Понятие о пожаро- и взрывоопасных объектах. Виды аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах.
Общие сведения о взрыве и пожаре. Понятие о взрыве. Характеристика взрывов, их причины и последствия. Зоны действия взрыва. Действие взрыва на здания, сооружения, оборудование, степени разрушения. Понятие о пожаре и горении. Условия для протекания процесса горения. Классификация веществ и материалов по группам возгораемости.
Классификация пожаров. Виды пожаров по внешним признакам горения и месту возникновения. Классификация пожаров по масштабам интенсивности и времени прибытия первых пожарных подразделений. Стадии развития пожара. Линейное и объемное распространение пожара.
Причины пожаров и взрывов, их последствия. Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях, на промышленных и взрывоопасных предприятиях. Основные причины взрывов в жилых домах и связанных с ними пожаров. Террористическая деятельность как причина взрыва. Последствия взрывов и пожаров на объектах экономики и в жилых зданиях.
Опасные факторы пожаров и поражающие факторы взрывов. Основные поражающие факторы пожара: открытый огонь и искры, повышенная температура окружающей среды, токсичные продукты горения и др. Вторичные факторы поражения пожара. Основные и вторичные поражающие факторы взрывов. Поражения людей при взрывах.
Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах.Правила безопасного поведения при пожаре в здании, при опасной концентрации дыма и повышении температуры. Действия по спасению пострадавших из горящего здания, после взрыва. Правила безопасного поведения в случае взрыва. Действия по спасению из завала. Тушение на человеке одежды.
Пожары и паника. Понятие о панике. Опасность паники в чрезвычайных ситуациях. Механизм панического бегства, движение людей при вынужденной эвакуации. Правила безопасного поведения при панике во время пожара в общественном месте. Меры по предотвращению паники.
Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ
Из истории химических аварий.
Виды аварий на химически опасных объектах. Понятие об опасном химическом веществе, химически опасном объекте, химической аварии. Классификация промышленных объектов, городов, городских и сельских районов, областей, краев и республик по степени химической опасности.
Аварийно химически опасные вещества и их поражающее действие на организм человека. Классификация опасности веществ по степени воздействия на организм человека. Понятие об аварийно химически опасном веществе. Наиболее распространенные аварийно химически опасные вещества (хлор, аммиак, фосген и др.), характеристика, воздействие на человека, меры по предотвращению отравления и оказанию первой помощи.
Причины и последствия аварий на химически опасных объектах. Причины химических аварий и их возможные последствия. Понятие об очаге химического поражения и зонах химического заражения. Характеристика зон химического поражения, их глубина и форма. Стойкость аварийно химически опасных веществ.
Защита населения от аварийно химически опасных веществ. Основные способы защиты населения от аварийно химически опасных веществ. Принципы работы системы оповещения. Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания. Защитные свойства гражданских противогазов. Изготовление ватно-марлевой повязки. Укрытие людей в защитных сооружениях и последовательность герметизации помещений. Организация эвакуации населения.
Правила безопасного поведения при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ. Меры предосторожности, действия в случае оповещения об аварии и правила движения по зараженной местности. Правила безопасного поведения после выхода из зоны заражения. Действия при подозрении на поражение аварийно химически опасными веществами.
Аварии с выбросом радиоактивных веществ
Из истории радиационных аварий.
Радиация вокруг нас. Понятие об ионизирующем излучении и его влияние на человека. Виды ионизирующего излучения (альфа-, бета- и гамма-излучения) и их характеристика. Измерение дозы облучения. Естественные и искусственные источники ионизирующего излучения. Внешнее и внутреннее облучение человека. Дозы облучения от различных источников излучения.
Аварии на радиационно опасных объектах. Понятие о радиационно опасном объекте. Классификация аварий с выбросом радиоактивных веществ и их причины. Деление районов радиоактивного заражения на зоны. Четыре фазы аварии на радиационно опасном объекте и их характеристика.
Последствия радиационных аварий. Специфические свойства радиоактивных веществ. Понятие о периоде полураспада. Радиоактивное загрязнение местности. Виды радиационного воздействия на людей и животных и их последствия. Понятие о радиочувствительности органов человека, их классификация по этому признаку и установленные для них значения основных дозовых пределов. Определение допустимых доз облучения. Последствия однократного и многократного облучения. Допустимые значения заражения продуктов питания и воды.
Защита от радиационных аварий. Меры предосторожности, принимаемые проживающими вблизи от радиационно опасных объектов людьми. Действия в случае поступления сигнала об аварии на радиационно опасном объекте (подготовка к эвакуации, действия при отсутствии убежища и средств защиты). Режим поведения при проживании на загрязненной местности. Комплекс мер по защите населения: режим радиационной защиты, использование средств индивидуальной защиты, проведение йодной профилактики, радиометрический контроль продуктов питания.
Гидродинамические аварии
Из истории гидродинамических аварий.
Аварии на гидродинамически опасных объектах, их причины и последствия. Классификация гидродинамических аварий. Затопление как последствие гидродинамической аварии. Понятие о зоне затопления, зоне катастрофического затопления и их характеристика. Классификация гидродинамически опасных объектов, основные причины аварий на них. Поражающие факторы и последствия гидродинамических аварий.
Защита от гидродинамических аварий. Мероприятия по уменьшению последствий аварий на гидродинамически опасных объектах. Основные меры по защите населения. Правила безопасного поведения при авариях на гидродинамически опасных объектах.
Чрезвычайные ситуации на транспорте
Из истории транспортных аварий.
Автомобильные аварии и катастрофы. Автомобильные аварии и катастрофы и их основные причины. Автомобиль как источник опасности на дороге. Безопасное поведение на дорогах.
Безопасное поведение на дорогах велосипедистов и водителей мопедов. Правила движения по проезжей части на велосипедах и мопедах. Сигналы поворота и торможения. Запрещенные для водителей велосипедов и мопедов действия на дороге.
Чрезвычайные ситуации экологического характера
Состояние природной среды и жизнедеятельность человека. Антропогенные изменения в природе: преднамеренные преобразования и попутные изменения. Формы воздействия человека на биосферу. Понятие о чрезвычайной ситуации экологического характера, их классификация. Источники загрязнения окружающей среды и их классификация. Понятие о токсичности. Экологические последствия хозяйственной деятельности человека.
Изменение состава атмосферы (воздушной среды).Функции воздушной среды. Зависимость климата от прозрачности атмосферы. Влияние хозяйственной деятельности человека на воздушную среду. Опасные явления, связанные с изменением состава атмосферы: парниковый эффект, разрушение озонового экрана, кислотные осадки. Основные источники загрязнения воздушной среды вредными веществами. Меры по улучшению ситуации.
Изменение состояния гидросферы (водной среды).Значение воды для жизни на Земле. Физико-химические свойства питьевой воды. Причины ухудшения качества пресных природных вод. Понятие о сточных водах. Классификация и характеристика сточных вод. Отрицательная динамика состояния питьевой воды.
Изменение состояния суши (почвы). Функции и значение почвы. Основные причины сокращения сельскохозяйственных угодий. Причины опасного влияния почвы на здоровье человека. Опасность, исходящая из почвенных покровов в связи с широким применением пестицидов. Деградация почвы и ее причины. Классификация отходов и их влияние на загрязнение почвы.
Нормативы предельно допустимых воздействий на природу. Понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве. Нормы качества воздуха, воды и почвы. Правила поведения для уменьшения влияния на здоровье вредных экологических факторов.
Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи
Первая помощь в природных условиях.Средства оказания ПМП. Укусы насекомых. Укусы змей. Ожог кожи. Солнечный ожог. Обморожение и общее охлаждение организма.
Первая помощь при различных видах повреждений (травм).Правила наложения повязок. ПМП при переломах и их переноска. ПМП при различных видах кровотечений.
Первая помощь при массовых поражениях. Основные факторы поражения людей при чрезвычайных ситуациях. Главная задача и основная цель первой помощи. Мероприятия первой помощи при массовых поражениях.
Первая помощь при поражении аварийно химически опасными веществами. Воздействие химических веществ на организм человека. Пути попадания ядовитых веществ в организм человека: через органы дыхания, через желудочно-кишечный тракт, через кожу. Наиболее характерные и общие признаки химического отравления. Общие правила оказания первой помощи при поражении аварийно химически опасными веществами: удушающего действия; общеядовитого действия; удушающего и общеядовитого действия; нейротропного действия; удушающего и нейротропного действия. Первая помощь при поражении метаболическими ядами; при отравлении соединениями тяжелых металлов и мышьяка; при ожогах химическими веществами.
Первая помощь при бытовых отравлениях. Признаки отравления средствами бытовой химии (инсектицидами, уксусной эссенцией, перекисью водорода и др.) и оказание первой помощи. Причины, последствия и признаки отравления минеральными удобрениями. Оказание первой помощи при первых признаках отравления минеральными удобрениями (при отравлении через органы пищеварения, дыхательные пути, глаза и кожу).
Основы здорового образа жизни
Физическая культура и закаливание. Влияние физических упражнений на развитие растущего организма. Развитие необходимых физических качеств. Составляющие хорошей физической формы. Пути развития сердечно-дыхательной выносливости, мышечной силы, гибкости и скоростных качеств. Понятие о закаливании. Роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. Принципы закаливания. Факторы окружающей среды, применяемые для закаливания организма: воздушные и солнечные ванны, закаливание водой. Правильное питание. Значение жиров, белков и углеводов. Гигиена и культура питания.
Семья в современном обществе. Роль и задачи семьи в современном обществе. Создание семьи путем заключения брака. Понятие о законном браке. Права и обязанности супругов. Пути достижения взаимопонимания в семье. Особенности подросткового возраста.
Календарно- тематическое планирование курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс.
Типы уроков и формируемые универсальные учебные действия для достижения метапредметных и личностных результатов в предлагаемом варианте календарно – тематического планирования определены условно. Выбор типа каждого конкретного урока, способы формирования и развитие тех или иных универсальных учебных действий зависят от содержания урока, индивидуального методического стиля учителя, используемых педагогических технологий, материально – технического оснащения, уровня подготовки обучающихся.
При обозначении типов уроков использованы следующие сокращения:
Нов. – урок изучения нового материала.
Пр. – урок комплексного применения знаний.
ОС+К – урок обобщения, систематизации и контроля
Контр. – урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Зак. – урок закрепления изученного материала.
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Содержание | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
Вводный инструктаж по ТБ. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях природного характера | Нов. | Землетрясения. Вулканы. Оползни. Сели. Обвалы. Снежные лавины. Ураганы. Бури. Смерчи. Наводнения. Цунами. Лесные и торфяные пожары. Психологические основы выживания в ЧС природного характера. | Понимать роль и значение основ безопасности жизнедеятельности. Соблюдать правила ТБ и профилактика травматизма при занятиях ОБЖ. Овладение знаний о землетрясениях, оползнях, селях, обвалах, бурях, смерчах, наводнениях, цунами, лесных и торфяных пожарах, психологических основах выживания в ЧС природного характера. | Уметь определять цели и задачи обучения на уроках ОБЖ. Уметь работать на уроке в сотрудничестве с учителем и со сверстниками. | Знать правила поведения на занятиях ОБЖ. Уметь ставить вопросы, обращаться за помощью. Формулировать собственное мнение, проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. | |
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. | Чрезвычайные и экстремальные ситуации в природе. Психологические основы выживания в природных условиях. Как избежать попадания в экстремальную ситуацию. | Уметь действовать в чрезвычайных и экстремальных ситуациях в природе. Знать психологические основы выживания в природных условиях. Знать, как действовать, чтобы избежать попадания в экстремальную ситуацию. | Формирование и развитие компетентностей в области использования информационно-коммуникативных технологий. | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. | ||
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. | Автономное существование человека в природе. Смена климатогеографических условий. | Знать определение автономное существование. Уметь действовать при автономном существовании. Узнать о смене климатогеографических условий. | Уметь определять цели и задачи на уроках. Уметь строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем во время урока. | Уметь ставить вопросы, обращаться за помощью. Формулировать собственное мнение, проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. | ||
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация. | Нов. | Понятие об аварии, производственной и транспортной катастрофе, чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера по масштабу распространения и тяжести последствий. Типы чрезвычайных ситуаций техногенного характера, их классификация и характеристика (транспортные аварии, аварии с выбросом биологически опасных веществ, аварии на электроэнергетических и коммунальных системах, обрушения зданий и сооружений и др.). | Формировать понятие об аварии, производственной и транспортной катастрофе, чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера по масштабу распространения и тяжести последствий. Типы чрезвычайных ситуаций техногенного характера, их классификация и характеристика (транспортные аварии, аварии с выбросом биологически опасных веществ, аварии на электроэнергетических и коммунальных системах, обрушения зданий и сооружений и др.). | Уметь определять цели и задачи на уроках. Уметь строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем во время урока | Знать основные понятия об ЧС техногенного характера. Знать классификацию ЧС техногенного характера по масштабам распространения | |
Причины чрезвычайных ситуаций техногенного характера и защита от них. | Нов. | Понятие о потенциально опасном объекте. Основные причины аварий и катастроф техногенного характера. Обеспечение личной безопасности при чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Заблаговременные меры по предупреждению и защите от чрезвычайных ситуаций. | Формировать понятие о потенциально опасном объекте. Уметь выявлять основные причины аварий и катастроф техногенного характера. Узнать основные аспекты обеспечения личной безопасности при чрезвычайных ситуациях техногенного характера и заблаговременные меры по предупреждению и защите от чрезвычайных ситуаций. | Уметь выделять основное из текста учебника. | Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности в условиях ЧС. | |
Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах. | Нов. | Наиболее распространенные причины пожаров и взрывов на промышленных предприятиях, транспорте, в складских помещениях. Понятие о пожаро- и взрывоопасных объектах. Виды аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах. | Уметь выделять причины пожаров и взрывов в различных условиях, изучит понятия пожароопасный объект и взрывоопасный объект | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. | |
Общие сведения о взрыве и пожаре. Понятие о взрыве. | ОС+К | Характеристика взрывов, их причины и последствия. Зоны действия взрыва. Действие взрыва на здания, сооружения, оборудование, степени разрушения. Понятие о пожаре и горении. Условия для протекания процесса горения. Классификация веществ и материалов по группам возгораемости | Уметь анализировать причины и последствия взрывов и пожаров, узнать зоны действия взрывов и степени разрушения. Изучить условия, при которых протекает процесс горения и классификацию веществ и материалов по группам возгораемости | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. | Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства по средствам осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС. | |
Классификация пожаров. | Пр. | Виды пожаров по внешним признакам горения и месту возникновения. Классификация пожаров по масштабам интенсивности и времени прибытия первых пожарных подразделений. Стадии развития пожара. Линейное и объемное распространение пожара. | Уметь определять пожары по внешним признакам, по масштабам интенсивности и времени прибытия первых пожарных подразделений. Знать стадии развития пожара и его распространение. | Уметь определять цели и задачи на уроках. Уметь строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем во время урока. | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. | |
Причины пожаров и взрывов, их последствия. | Зак. | Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях, на промышленных и взрывоопасных предприятиях. Основные причины взрывов в жилых домах и связанных с ними пожаров. Террористическая деятельность как причина взрыва. Последствия взрывов и пожаров на объектах экономики и в жилых зданиях | Уметь анализировать причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях, на промышленных и взрывоопасных предприятиях, изучить причины взрывов в жилых домах и связанных с ними пожаров, Террористическая деятельность как причина взрыва | Формирование и развитие компетентностей в области использования информационно-коммуникативных технологий. | Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства по средствам осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС. | |
Опасные факторы пожаров и поражающие факторы взрывов. | Контр. | Основные поражающие факторы пожара: открытый огонь и искры, повышенная температура окружающей среды, токсичные продукты горения и др. Вторичные факторы поражения пожара. Основные и вторичные поражающие факторы взрывов. Поражения людей при взрывах. | Понимать основные поражающие факторы пожара. Вторичные факторы поражения пожара. Основные и вторичные поражающие факторы взрывов. Поражения людей при взрывах. | Уметь определять цели и задачи на уроках. Уметь строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем во время урока. | Уметь ставить вопросы, обращаться за помощью. Формулировать собственное мнение, проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. | |
Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. | Нов. | Правила безопасного поведения при пожаре в здании, при опасной концентрации дыма и повышении температуры. Действия по спасению пострадавших из горящего здания, после взрыва. Правила безопасного поведения в случае взрыва. Действия по спасению из завала. Тушение на человеке одежды. | Овладеть знаниями Правила безопасного поведения при пожаре в здании, при опасной концентрации дыма и повышении температуры. Уметь правильно действовать при спасении пострадавших из горящего здания, после взрыва и в случае взрыва, а также при спасении из завала. Узнать, как правильно тушить одежду на человеке. | Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий ЧС. | Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства по средствам осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС. | |
Пожары и паника. | Закр. | Понятие о панике. Опасность паники в чрезвычайных ситуациях. Механизм панического бегства, движение людей при вынужденной эвакуации. Правила безопасного поведения при панике во время пожара в общественном месте. Меры по предотвращению паники. | Уметь правильно действовать во время паники, при вынужденной эвакуации. Знать меры по предотвращению паники. | Работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов | Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ЧС, угрожающих жизни и здоровью людей. | |
Из истории химических аварий. Виды аварий на химически опасных объектах. | Нов. | Понятие об опасном химическом веществе, химически опасном объекте, химической аварии. Классификация промышленных объектов, городов, городских и сельских районов, областей, краев и республик по степени химической опасности. | Изучить понятия опасное химическое вещество, химически опасный объект. Уметь классифицировать промышленные объекты, города, городские и сельские районы, области, края и республики по степени химической опасности. | Работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. | |
Аварийно химически опасные вещества и их поражающее действие на организм человека. | ОС+К | Классификация опасности веществ по степени воздействия на организм человека. Понятие об аварийно химически опасном веществе. Наиболее распространенные аварийно химически опасные вещества (хлор, аммиак, фосген и др.), характеристика, воздействие на человека, меры по предотвращению отравления и оказанию первой помощи. | Знать понятие АХОВ. Наиболее распространенные аварийно химически опасные вещества (хлор, аммиак, фосген и др.), характеристика, воздействие на человека, меры по предотвращению отравления и оказанию первой помощи. | Формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях. | Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства по средствам осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС. | |
Причины и последствия аварий на химически опасных объектах. | Пр. | Причины химических аварий и их возможные последствия. Понятие об очаге химического поражения и зонах химического заражения. Характеристика зон химического поражения, их глубина и форма. Стойкость аварийно химически опасных веществ. | Уметь анализировать причины химических аварий и их возможные последствия. Знать понятие об очаге химического поражения и зонах химического заражения. Характеристика зон химического поражения, их глубина и форма. | Развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. | |
Защита населения от аварийно химически опасных веществ. | Нов. | Основные способы защиты населения от аварийно химически опасных веществ. Принципы работы системы оповещения. Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания. Защитные свойства гражданских противогазов. Изготовление ватно-марлевой повязки. Укрытие людей в защитных сооружениях и последовательность герметизации помещений. Организация эвакуации населения. | Изучить основные способы защиты населения от аварийно химически опасных веществ. Узнать принципы работы системы оповещения. Уметь пользоваться СИЗОД. | Умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. | Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства по средствам осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС. | |
Правила безопасного поведения при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ. | ОС+К | Меры предосторожности, действия в случае оповещения об аварии и правила движения по зараженной местности. Правила безопасного поведения после выхода из зоны заражения. Действия при подозрении на поражение аварийно химически опасными веществами. | Знать меры предосторожности, действия в случае оповещения об аварии и правила движения по зараженной местности. Правильно действовать после выхода из зоны заражения и при подозрении на поражение аварийно химически опасными веществами. | Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий ЧС. | Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства по средствам осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС. | |
Из истории радиационных аварий. Радиация вокруг нас. | Нов. | Понятие об ионизирующем излучении и его влияние на человека. Виды ионизирующего излучения (альфа-, бета- и гамма-излучения) и их характеристика. Измерение дозы облучения. Естественные и искусственные источники ионизирующего излучения. Внешнее и внутреннее облучение человека. Дозы облучения от различных источников излучения. | Изучить понятие об ионизирующем излучении и его влияние на человека. Уметь различать виды ионизирующего излучения. Знать естественные и искусственные источники ионизирующего излучения, внешнее и внутреннее облучение человека, дозы облучения от различных источников излучения. | Умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. | |
Аварии на радиационно опасных объектах. | Пр. | Понятие о радиационно опасном объекте. Классификация аварий с выбросом радиоактивных веществ и их причины. Деление районов радиоактивного заражения на зоны. Четыре фазы аварии на радиационно опасном объекте и их характеристика. | Знать понятие радиационно опасный объект. Уметь классифицировать аварии с выбросом радиоактивных веществ и их причины. Изучить зоны заражения, а также фазы аварии на радиационно опасном объекте | Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий ЧС | Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства по средствам осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС. | |
Последствия радиационных аварий. | Закр. | Специфические свойства радиоактивных веществ. Понятие о периоде полураспада. Радиоактивное загрязнение местности. Виды радиационного воздействия на людей и животных и их последствия. Понятие о радиочувствительности органов человека, их классификация по этому признаку и установленные для них значения основных дозовых пределов. Определение допустимых доз облучения. Последствия однократного и многократного облучения. Допустимые значения заражения продуктов питания и воды. | Изучить свойства радиоактивных веществ, их воздействие на людей и животных и их последствия. Уметь определять допустимые дозы облучения. Узнать последствия однократного и многократного облучения | Работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов | Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей. | |
Защита от радиационных аварий. | ОС+К | Меры предосторожности, принимаемые проживающими вблизи от радиационно опасных объектов людьми. Действия в случае поступления сигнала об аварии на радиационно опасном объекте (подготовка к эвакуации, действия при отсутствии убежища и средств защиты). Режим поведения при проживании на загрязненной местности. Комплекс мер по защите населения: режим радиационной защиты, использование средств индивидуальной защиты, проведение йодной профилактики, радиометрический контроль продуктов питания. | Знать меры предосторожности, принимаемые проживающими вблизи от радиационно опасных объектов людьми. Уметь правильно действовать в случае поступления сигнала об аварии на радиационно опасном объекте (подготовка к эвакуации, действия при отсутствии убежища и средств защиты). Изучить комплекс мер по защите населения: режим радиационной защиты, использование средств индивидуальной защиты, проведение йодной профилактики, радиометрический контроль продуктов питания. | Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во и при ликвидации последствий ЧС | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов | |
Из истории гидродинамических аварий. Аварии на гидродинамически опасных объектах, их причины и последствия. | Нов. | Классификация гидродинамических аварий. Затопление как последствие гидродинамической аварии. Понятие о зоне затопления, зоне катастрофического затопления и их характеристика. Классификация гидродинамически опасных объектов, основные причины аварий на них. Поражающие факторы и последствия гидродинамических аварий. | Знать классификацию гидродинамических аварий. Уметь различать понятия зона затопления и зона катастрофического затопления. Знать причины аварий на гидродинамически опасных объектах. Уметь анализировать поражающие факторы и последствия гидродинамических аварий. | Развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение. | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. | |
Защита от гидродинамических аварий. | Пр. | Мероприятия по уменьшению последствий аварий на гидродинамически опасных объектах. Основные меры по защите населения. Правила безопасного поведения при авариях на гидродинамически опасных объектах | Знать мероприятия по уменьшению последствий аварий на гидродинамически опасных объектах и основные меры по защите населения. Уметь правильно себя вести при авариях на гидродинамически опасных объектах | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства по средствам осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС. | |
Автомобильные аварии и катастрофы. Безопасное поведение на дорогах велосипедистов и водителей Наши рекомендации
|