Укажите все виды речевых ошибок. Исправьте их.
1. Мартын накинул на голову барса мешок и, когда увидел, что он не может его сбросить, он вмиг очутился на нем верхом.
2. Он дал щенку мяса, и он за несколько секунд съел его.
3. Наш интерес к медицине вполне понятный.
4. Дедушка пришел на концерт послушать выступление его внука.
5. Самый наибольший вред наносит человеку курение.
6. Свыше пятьсот народностей проживают на этом континенте.
7. Среди двадцать одного студентов группы четверо были отличниками.
8. Какая-то птица села на ветку, и с нее посыпался серебряный дождь.
9. Наиболее высочайшие здания в мире находятся в городе Нью-Йорке.
10. На обеих коленях были царапины.
IV. Г Р А М М А Т И Ч Е С К И Й У Р О В Е Н Ь
КУЛЬТУРЫ РУССКОЙ РЕЧИ
Грамматические ошибки могут быть трех видов:
1) Словообразовательные ошибки, при которых нарушена структура слова: «беспощадство», «бессмертность», «заместо», «публицизм».
2) Морфологические ошибки, при которых наблюдаются ошибки, связанные с ненормативным образованием форм слова. К ним относятся ошибки в образовании форм существительных: «Гринев жил недорослью»; ошибки в образовании форм прилагательных: «Один брат был богатей другого»; ошибки в образовании местоимений: «Я пошел к ему»; ошибки в образовании наречий: «Я стоял тама»; ошибки в образовании глагола: «Он ни разу не ошибился»; неправильное конструирование видовой пары, чаще всего парного глагола несовершенного вида: «Мы с братом отпиляем все лишние ветки, ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее» и др.
3) Синтаксические ошибки, связанные с неудачным порядком слов в предложении: хозяйка дома стирала? (Непонятно, о чем требуется уточнение: то ли о стирающей хозяйке, то ли о том, где стирала хозяйка); с употреблением предлогов: по нам, по вам (вместо по нас, по вас), со школы, с района (вместо из школы, из района) и др.
♦ М о р ф о л о г и ч е с к и е н о р м ы русского языка
И случаи их нарушения
1. Исправьте в тексте словообразовательные ошибки.
Беспощадство, бессмертность, благородность, демократист, завгодно, заместо, публицизм, навзрыв (плакать), несменно, обжорливый.
От данных существительных образуйте форму единственного числа.
Близнецы–___________,ботинки–___________,брови–___________, валенки–___________, варежки–___________, войска–___________, волосы–___________,кавычки–___________,носки–___________,перчатки–________, родители–___________,туфли–___________,фрукты–___________,чулки–___________.
3. Исправьте ошибки в употреблении имен существительных. Мотивируйте правильный вариант предложения.
1. Все смотрели на него, как на призрака. 2. Я лежал от заворота кишки. 3. На факультете мало лезгинов. 4. Я сегодня не успел к полдевятому.
5. Отважные сыновья Родины. 6. На форуме участвовали англичаны. 7. На крыше здания реют два знамя. 8. Мы стояли на мосте и наблюдали за бурлящей водой. 9. Какой у него телефон номер? 10. Мы всегда поздравляем девочек с Восьмым мартом и днем рожденьем.
4. Исправьте ошибки в употреблении имен существительных только единственного и только множественного числа. Запишите правильный вариант предложения.
1. На черноморских пляжах одни гальки. 2. Отнесите эту носилку. 3. Под дровой спрятано оружие. 4. Возьму одну-две ножницу. 5. Одной из новизней является вскрытие межпредметных связей. 6. Мы должны быть живыми примерами для студентов. 7. На конференции выступили ученые с мировыми именами. 8. Совершенствование знаний русского языка – важная задача. 9. Справедливость является моим жизненным кредом. 10. Вчера в бутик завезли новые польта. Я такие фасоны польт вижу первый раз.
11. Во дворе построили большую качель. 12. Он не боялся усталостей. 13. Я свою курсовую отпечатала на белых бумагах. 14. В наших районах большие недостатки учителей.
5. Подчеркните нужную форму имен существительных, обоснуйте свой выбор.
1. Николаеву не хватило (духа, духу) признать свою вину.
2. Сергеев в очередном (отпуске, отпуску). 3. Уже вспахано сто (гектар, гектаров). 4. База отгрузила магазину четыре тонны (помидор, помидоров).
4. В районе открыто шесть (ясель, яслей). 5. Отряд (партизан, партизанов) двинулся в путь. 6. Не хватает четырех пар (туфлей, туфель).
6. Исправьте ошибки в употреблении имен прилагательных. Запишите правильный вариант предложения.
1. Когда он нес важные бумаги, ему в провожатые дали два чекиста. 2. Солдат кинулся в военное городишко. 3. Катя научила меня танцевать старинный танго. 4. Гаврик рос круглой сиротой. 5. Он стал несчастным жертвой этих обстоятельств. 6. Молчалин оказался очень хитрым лисой. 7. В бутик привезли поношенную одежду. 8. Его вклад в общее дело был существенен. 9. Эта книга более интереснее.