Семья как фактор воспитания.

Особенность воспитательной деятельности семьи - в ее непреднамеренности, естественной включенности в жизнедеятельность этой малой психолого-социальной группы. Умение родителей придать целевую направленность той или иной социальной ситуации превращает ее в педагогическую ситуацию, когда фактором воспитания становится буквально все: интерьер помещения, расположение предметов, отношение к ним, события семейной жизни, формы взаимоотношений и способы общения, традиции и обычаи и многое другое.

23 философско-мировоззренческая подготовка школьников

Понятие о мировоззрении

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, со­циально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление).

Научные знания выступают как часть, сторона, подтверждение диалектического взгляда на мир. Рассматривая научное мировоз­зрение как способ осмысления, понимания и оценки объектив­ной реальности, мы обнаруживаем, что оно представляет собой связь между различными знаниями, идеями, понятиями, образу­ющими определенную научную картину мира.

В качестве элемен­тов этой системы выступают взгляды, представления, принципы, направленные на выяснение отношения человека к миру, на оп­ределение человеком своего места в окружающей его социальной и природной среде. Но окружающая человека действительность чрезвычайно многообразна, как многообразны и те отношения, в которых человек находится с миром. И поскольку в своей прак­тической и познавательной деятельности человек соотносит себя с какой-то определенной стороной действительности, мир высту­пает перед ним как бы в разных своих проекциях. Соответствен­но этому и сам человек, как бы проецируя себя на разные сто­роны мира, выделяет или различает в себе качественно опреде­ленные стороны, познает себя в различных аспектах.

В мировоззрении проявляется единство внешнего и внутрен­него, объективного и субъективного. Субъективная сторона ми­ровоззрения состоит в том, что у человека формируется не толь­ко целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о самом себе, складывающееся в понимании и переживании сво­его "Я", своей индивидуальности, своей личности.

У человека, достигшего того уровня развития, когда его мож­но назвать личностью, все свойства и качества приобретают оп­ределенную структуру, логическим центром и основанием кото­рой становится мировоззрение. Соединяя в себе сложную сово­купность ценностных отношений человека к окружающей дейст­вительности, научное мировоззрение интегрирует все свойства и качества личности, объединяет их в единое целое, определяет социальную ориентацию, личностную позицию, тип гражданского поведения и деятельности. Благодаря этому формируются миро­воззренческие убеждения.

Сознание, на каком бы уровне оно ни находилось, всегда имеет своим результатом определенную оценку, некое знание действи­тельности. Это знание может относиться к сфере житейского, обыденного сознания, которое складывается под влиянием тра­диций, настроений, привычек, носящих порой весьма консерва­тивный характер. Оно, это знание, может также функционировать в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, от­ражающих наиболее существенные, закономерные связи и отно­шения объективной действительности. Речь, таким образом, идет о том, что в реальной жизни существует как стихийное, так и научное мировоззрение.

Среди мировоззренческих обобщений чрезвычайно важная роль принадлежит методологическим идеям, в которых с наибольшей полнотой и глубиной раскрываются внутренние законы действи­тельности. Отражая не только сущее, но и должное, такого рода идеи выступают одним из механизмов организации и получения научного знания. Поэтому в процессе формирования мировоззре­ния надо уделить особое внимание формированию методологи­ческих понятий, обобщений, идей, характеризующих действитель­ность и ее теоретические основания.

Возрастные возможности овладения мировоззрением

Существует взгляд, согласно которому на начальном этапе обучения будто бы можно ограничиться простым накоплением фактов. Между тем уже в начальных классах существует принци­пиальная возможность раскрывать идеи, дающие знание общих законов, которым подчинено всякое движение и развитие. По­ниманию школьников вполне доступны некоторые существенные связи и зависимости в явлениях природы и общества, носящие ми­ровоззренческий характер. К ним относятся начальные представле­ния о сезонных изменениях в жизни природы, материальном един­стве мира и его постоянном развитии, о социальных противоречи­ях и др. Изучая систематические курсы основ наук, подростки со­вершают более глубокий анализ предметов и явлений реальной дей­ствительности, находят в них черты сходства и различия, взаимной связи и причинной обусловленности, устанавливают закономерно­сти и движущие силы исторического процесса, приходят к самостоя­тельным мировоззренческим выводам и обобщениям.

Актуальная потребность подросткового возраста — стремление к самоутверждению, поиск своего места в мире. Удовлетворение этой потребности расширяет круг общения подростка, выводит его за пределы своего индивидуального опыта, дает толчок фор­мированию идеалов и жизненных установок. Вместе с тем для подростков характерны неустойчивость суждений, взглядов, не­адекватная самооценка, преувеличенная склонность к подража­нию. В этих условиях важно побуждать учащихся к самостоятель­ной и обоснованной оценке явлений.

В юношеском возрасте школьники достигают физической и духовной зрелости, определяющей их готовность к усвоению на­учного мировоззрения во всем его объеме и полноте. Философ­ская направленность мышления, познавательное отношение к действительности, потребность проникнуть в систему "вещей и знаний" создают прочную основу для формирования у старше­классников фундаментальных методологических идей высокого уровня обобщенности, твердых взглядов и убеждений.

С определенных мировоззренческих позиций осуществляется и профессиональное самоопределение, включающее в себя орга­низацию активной пробы сил, первоначальное принятие и усвое­ние личностью системы ценностей, целей, эталонов, норм и стан­дартов, характеризующих ту или иную профессиональную груп­пу, формирование морально-психологической и трудовой готов­ности следовать своему общественному и гражданскому долгу.

Основные пути и средства формирования мировоззрения учащихся

Человек овладевает целостным представлением о мире, если его система взглядов опирается на единство сознания, пережи­вания, и это значит, что формирование мировоззрения зависит от воздействия на интеллект, волю, эмоции личности, от ее актив­ной практической деятельности.

Интеллектуальный компонент мировоззрения предполагает движение от непосредственного, чувственного отражения дейст­вительности к абстрактному, понятийному мышлению. Однако понятийное мышление не является конечным пунктом научного и учебного познания — вслед за этим начинается восхождение от абстрактного к конкретному. Это не простое возвращение к ис­ходному, а к конкретному — на более высокой ступени разви­тия, когда предмет постигается глубоко и всесторонне. При вос­хождении от абстрактного к конкретному совершенствуется не просто процесс суммирования, нанизывания абстракций друг на друга, а создается синтез, который означает дальнейшее углубле­ние в сущность явлений материального мира во всех их причин­ных связях и опосредованиях.

В любом результате аналитико-синтетической деятельности (в понятиях, идеях, теориях) содержатся и знание, и способ деятель­ности. Это разные стороны процесса познания, но ведущая роль в этом процессе принадлежит знаниям. Все это требует развивать учащихся в единстве знания и умения мыслить и действовать.

Мировоззрение содержит в себе не разрозненные знания, а их систему, которая отражает, насколько возможно, структуру совре­менного научного знания, организуется вокруг и на основе ме­тодологических идей, теорий и принципов. Усвоенные учащими­ся системы знаний находятся в постоянном движении, соотно­сятся с другими системами, перестраиваются в соответствии с задачами познания и конкретными задачами их применения.

Для того чтобы знания переросли в убеждения, органически вошли в общую систему взглядов, доминирующих потребностей, социальных ожиданий и ценностных ориентации личности, они должны проникнуть в сферу ее чувств и переживаний. Положи­тельное эмоциональное состояние учащихся побуждает их обра­щаться к своему личному опыту, к жизни и деятельности выдаю­щихся ученых и общественных деятелей, к произведениям лите­ратуры и искусства — ко всему тому, что создает и поддержива­ет благоприятный социально-психологический фон школы.

Готовность и решимость личности достигнуть поставленной цели непосредственно связаны с волей. Она представляет собой несводимую к интеллекту и чувствам сторону сознания, основ­ной функцией которой является регуляция поведения и деятель­ности. Воля в сочетании с убеждениями и чувствами подводит человека к обоснованным решениям, действиям и поступкам.

Наряду с интеллектуальным и эмоционально-волевым в состав мировоззрения входит практически-действенный компонент.

Наши рекомендации