Ритуалы у селькупских шаманов
У селькупов (сибирская народность) существовало ритуальное по-едание медвежьего мяса и камлание. Медведя раньше называли божьим зверем. Убив его в лесу, привозили тушу в деревню и обдирали на бере-гу реки. Тут же варили его мясо в большом медном котле на таганке. В ожидании, когда оно сварится", сидели вокруг котла, с одной стороны — мужчины, с другой — женщины, разговаривали, покуривали. Медвежье мясо ели, поддевая и доставая его из котла острыми палочками. Женщины могли есть только нижнюю часть его туши. Голову ели одни мужчины. Если ее никто не хотел есть, то вместе с кишками, сердцем и печенью зарывали в яму. После мяса пили бульон. Оставшиеся кости, кровь бросали в реку. Старики говорили: «Их нельзя топтать, иначе он нас растопчет». Шкуру продавали, но когти и часть носа с ноздрями и верхней губой отрезали для шамана. В этом обычае есть много общего с медвежьим культом и праздником у хантов и манси: «Медведь, говорят, раньше был человеком. Кто ему зла не сделал, того он не трогает. Медведь — это самый младший у нас, у людей»1.
См.: Соколова З.П. Путешествие в Югру. - М., 1982.
Понятие «инкультурация» составляет у Херсковица ядро принципа культурного релятивизма, сущность которого он видел в том, что суждения человека об окружающем мире основываются на опыте, а опыт интерпретируется каждым индивидом в терминах собственной инкультурации. Херсковиц утверждал, что окончательное определение того, что нормально и что ненормально, зависит от организации отношений в культуре. Например, ряд стереотипов поведения, форм брака, обычаев, не вписывающихся в евроамерикан-ские культурные стандарты, тем не менее считаются совершенно нормальными для других культур (полигамия, полиандрия, инициации и т.п.). Поэтому основной идеей культурного релятивизма является признание равноправия культурных ценностей, созданных и создаваемых разными народами. Как следствие, этот вывод предполагает признание самостоятельности и полноценности каждой культуры, отрицание абсолютного превосходства евроамериканской системы оценок других культур, принципиальный отказ от этноцентризма и европоцентризма при сравнении различных культур.
Неоэволюционизм
Развитие этнологии в конце 40-х годов XX в. было ознаменовано возрождением интереса к идеям эволюционизма. Эволюционный ренессанс был вызван новыми археологическими находками и многочисленными эмпирическими фактами, собранными этнографами во всех частях света, начиная с 20-х годов. Тогда возникло направление, которое стремилось преодолеть упрощенную прямолинейность классического эволюционизма. Вместо учения об однолинейном развитии культуры приверженцы обновленного эволюционизма разработали несколько концепций эволюции, теорию общего и частного развития, теорию микро- и макропроцессов, закон культурной доминанты, закон потенциала развития и тд. В своих исследованиях они представляют историю человеческого общества как сумму многолинейно развивающихся замкнутых систем, и эта многолинейность объясняется как результат приспособления человека к различным экологическим средам.
В 50—60-е годы неоэволюционизм стал в американской этнологии ведущим теоретическим направлением. Самыми известными его представителями тогда были Р.Карнейро, М. Фрайд, М. Салинс и др., которые развивали и продолжали идеи основоположников неоэволюционизма Лесли Уайта и Джулиана Стюарда.
В основе взглядов Уайта лежит убеждение, что эволюция означает единый процесс развития трех основных форм действительности, и в этом процессе одна форма вырастает из другой в хронологической последовательности. Каждая форма в свою очередь образуется из сочетания различных элементов культуры. А культура, по Уайту, представляет собой независимую систему, функции и цель которой — делать жизнь безопасной и пригодной для человечества. Она имеет свою собственную жизнь, управляется собственными принципами и законами. На протяжении веков она окружает индивидов с рождения и превращает их в людей, формируя убеждения, модели поведения, чувства и отношения.
Значительное место во взглядах Уайта занимает теория символов, согласно которой главное место в любой культуре занимают символы. Символическое поведение он считал одним из самых важных признаков культуры, поскольку способность использовать символы является главной особенностью человека. Символ Уайт рассматривал как сформулированную словами идею, которая делает возможным распространение и продолжение человеческого опыта, а роль последнего в человеческой культуре он видел в преобразовании человека от простого животного к «человеческому животному».
Исторический калейдоскоп