Обряд сватовства в Древней Вавилонии
Самый благоразумный обычай бытует у иллирийских энетов. Раз в году в каждом селении обычно делали так созывали всех девушек, дос-тигших брачного возраста, и собирали их в одном месте. Их обступали толпы юношей, а глашатай заставлял каждую девушку поодиночке вставать, и начиналась продажа невест. Сначала выставляли на продажу самую красивую девушку из всех. Затем, когда ее продавали за большие деньги, глашатай вызывал другую, следующую после нее по красоте (де-вушки же продавались в замужество). Очень богатые вавилонские женихи наперебой старались набавлять цену и покупали наиболее красивых девушек. Женихи же из простонародья, которые вовсе не ценили красо-ту, брали и некрасивых девиц и в придачу деньги. После распродажи самых красивых девушек глашатай велел встать самой безобразной девушке или калеке и предлагал взять ее в жены за наименьшую сумму денег, пока ее кто-нибудь не брал с наименьшим приданым. Деньги же выручались от продажи красивых девушек, и таким образом красавицы выдавали замуж дурнушек и калек. Выдать же замуж свою дочь за кого хочешь не позволялось1.
1Геродот. Указ. соч. С. 86.
Таким образом, в основе теории культуры Малиновского лежит «целеполагающее» понятие функции. Он стремится доказать, что под происхождением следует понимать не что иное, как сущность какого-либо института, например брака или нации, семьи или государства и т.д. Сущностью институтов оказывается функция, которой они служат. В соответствии с таким методологическим подходом культура есть единая, гармонически действующая система, каждая часть которой выполняет определенную функцию, жизненно важную для всей системы. Поэтому важнейшим методом функционализма является разложение культуры на составные части и выяснение зависимости между ними. Для сторонников функционализма не представляют интереса вопросы исторического изменения культур. Их исследования ориентированы на раскрытие механизмов действия и воспроизводства социальных структур и культуры.
1 Малиновский Б. Указ. соч. С. 77.
Внимательный анализ функционалистского учения и точек зрения его наиболее известных представителей показывает, что все они отличались особой постановкой проблем, специфическими акцентами в научных исследованиях или используемыми методами. Однако, несмотря на внешнее разнообразие, все они придерживались основных, исходных постулатов функционализма, которые можно сформулировать следующим образом.
1. Человеческое общество, являясь частью объективного мира, развивается как живой организм и в качестве такового существует постольку, поскольку элементы, его составляющие, выполняют определенные функции, а основу человеческого общества составляет структура взаимосвязанных и дополняющих друг друга культурных элементов.
2. Любая социальная система состоит из структур и действий. Функция индивидов в системе заключается в том, чтобы вносить свой вклад в поддержание социальной целостности системы.
3. Культура служит потребностям индивида, и прежде всего трем их основным видам: биологическому (в пище, одежде, жилище и т.п.), производному (в защите, социальном контроле) и интегративному (в психологической безопасности, законах, религии, искусстве). Каждый аспект культуры имеет свою функ-цию в рамках одного из перечисленных выше типов потребностей.
4. Ключевая роль в культуре принадлежит обычаям, ритуалам, моральным нормам, которые являются регуляторами поведения людей. Выполняя эту функцию, они становятся культурными механизмами удовлетворения жизненно важных потребностей людей, организационными факторами их совместного существования.
5. Задача этнологии состоит в изучении функций культурных явлений, их взаимосвязи и взаимообуслов-ленности в пределах каждой отдельной культуры, вне ее взаимосвязи с другими культурами.
Среди методологических достоинств функционализма особого внимания заслуживает практическая направленность его исследований. Функционализм первым из всех направлений этнологической науки заявил о своем прикладном характере. Сторонники этого направления стремились создать социальную антропологию как прикладную науку, ориентированную на решение актуальных практических проблем, прежде всего — в английских колониях. В первую очередь это создание системы управления зависимых народов с традиционными культурами.
Структурализм
В процессе развития функциональной теории стал одновременно развиваться особый ее вариант — структурный функционализм, который разрабатывал английский ученый Альфред Радклифф-Браун.
В своих работах он утверждал, что любая социальная система состоит из «структур» и «действий». Структуры — это устойчивые модели, которые помогают людям строить отношения между собой и окружающей средой. Совместная жизнь людей рассматривалась им как функционирование ее членов в рамках определенной социальной структуры. Функция каждого вида «действий» состоит в решении тех или иных социально значимых задач и поддержании структурной преемственности. Поэтому главной задачей этнологии должно быть не выявление причин структурных изменений человеческого общества и его культуры, а показ постоянно повторяющихся в них структурных взаимосвязей. Для этого необходимо разграничивать этнологию (исследование культуры историческим методом) и социальную антропологию (изучение общих законов функционирования феноменов культуры)1.
Идеи Радклифф-Брауна быстро стали популярными в английской социальной антропологии и получили свое развитие в исследованиях целой группы его последователей, среди которых наиболее известным был Эдуард Эванс-Притчард. Будучи исследователем африканских культур, Эванс-Притчард строил свои исследования на основе структуралистского метода, в соответствии с которым описание конкретных фактов подчинялось определенной социологической теории. С помощью этого метода легко понять структурное устройство общества и существующие в нем межличностные отношения, а конечной целью этого метода является ясное понимание системы общества в целом.
Развивая свои структуралистские идеи, Эванс-Притчард пришел к выводу, что любые отношения людей представляют собой своеобразную структуру, а взятые все вместе, эти структуры образуют между собой определенную иерархию в форме социальной системы. Отсюда главным предметом этнологии должно быть изучение различных социальных ситуаций, видов отношений между людьми и отношений между этими отношениями. Только таким путем можно сформулировать общие законы социального развития.
Исторический калейдоскоп