Обряд сватовства в Древней Вавилонии

Самый благоразумный обычай бытует у иллирийских энетов. Раз в году в каждом селении обычно делали так созывали всех девушек, дос-тигших брачного возраста, и собирали их в одном месте. Их обступали толпы юношей, а глашатай заставлял каждую девушку поодиночке вста­вать, и начиналась продажа невест. Сначала выставляли на продажу самую красивую девушку из всех. Затем, когда ее продавали за большие деньги, глашатай вызывал другую, следующую после нее по красоте (де-вушки же продавались в замужество). Очень богатые вавилонские жени­хи наперебой старались набавлять цену и покупали наиболее красивых девушек. Женихи же из простонародья, которые вовсе не ценили красо-ту, брали и некрасивых девиц и в придачу деньги. После распродажи самых красивых девушек глашатай велел встать самой безобразной де­вушке или калеке и предлагал взять ее в жены за наименьшую сумму денег, пока ее кто-нибудь не брал с наименьшим приданым. Деньги же выручались от продажи красивых девушек, и таким образом красавицы выдавали замуж дурнушек и калек. Выдать же замуж свою дочь за кого хочешь не позволялось1.

1Геродот. Указ. соч. С. 86.

Таким образом, в основе теории культуры Малиновского лежит «целеполагающее» понятие функции. Он стремится доказать, что под происхождением следует понимать не что иное, как сущность какого-либо института, например брака или нации, семьи или госу­дарства и т.д. Сущностью институтов оказывается функция, кото­рой они служат. В соответствии с таким методологическим подхо­дом культура есть единая, гармонически действующая система, ка­ждая часть которой выполняет определенную функцию, жизненно важную для всей системы. Поэтому важнейшим методом функцио­нализма является разложение культуры на составные части и выяс­нение зависимости между ними. Для сторонников функционализма не представляют интереса вопросы исторического изменения куль­тур. Их исследования ориентированы на раскрытие механизмов действия и воспроизводства социальных структур и культуры.

1 Малиновский Б. Указ. соч. С. 77.

Внимательный анализ функционалистского учения и точек зре­ния его наиболее известных представителей показывает, что все они отличались особой постановкой проблем, специфическими акцента­ми в научных исследованиях или используемыми методами. Однако, несмотря на внешнее разнообразие, все они придерживались основ­ных, исходных постулатов функционализма, которые можно сформулировать следующим образом.

1. Человеческое общество, являясь частью объективного мира, раз­вивается как живой организм и в качестве такового существует постоль­ку, поскольку элементы, его составляющие, выполняют определенные функции, а основу человеческого общества составляет структура взаи­мосвязанных и дополняющих друг друга культурных элементов.

2. Любая социальная система состоит из структур и действий. Функция индивидов в системе заключается в том, чтобы вносить свой вклад в поддержание социальной целостности системы.

3. Культура служит потребностям индивида, и прежде всего трем их основным видам: биологическому (в пище, одежде, жилище и т.п.), производному (в защите, социальном контроле) и интегративному (в психологической безопасности, законах, религии, искусстве). Каждый аспект культуры имеет свою функ-цию в рамках одного из перечислен­ных выше типов потребностей.

4. Ключевая роль в культуре принадлежит обычаям, ритуалам, мо­ральным нормам, которые являются регуляторами поведения людей. Выполняя эту функцию, они становятся культурными механизмами удовлетворения жизненно важных потребностей людей, организаци­онными факторами их совместного существования.

5. Задача этнологии состоит в изучении функций культурных яв­лений, их взаимосвязи и взаимообуслов-ленности в пределах каждой отдельной культуры, вне ее взаимосвязи с другими культурами.

Среди методологических достоинств функционализма осо­бого внимания заслуживает практическая направленность его исследо­ваний. Функционализм первым из всех направлений этнологической науки заявил о своем прикладном характере. Сторонники этого направ­ления стремились создать социальную антропологию как прикладную науку, ориентированную на решение актуальных практических проблем, прежде всего — в английских колониях. В первую очередь это создание системы управления зависимых народов с традиционными культурами.

Структурализм

В процессе развития функциональной теории стал одновремен­но развиваться особый ее вариант — структурный функционализм, который разрабатывал английский ученый Альфред Радклифф-Браун.

В своих работах он утверждал, что любая социальная система со­стоит из «структур» и «действий». Структуры — это устойчивые мо­дели, которые помогают людям строить отношения между собой и окружающей средой. Совместная жизнь людей рассматривалась им как функционирование ее членов в рамках определенной социальной структуры. Функция каждого вида «действий» состоит в решении тех или иных социально значимых задач и поддержании структурной преемственности. Поэтому главной задачей этнологии должно быть не выявление причин структурных изменений человеческого общест­ва и его культуры, а показ постоянно повторяющихся в них струк­турных взаимосвязей. Для этого необходимо разграничивать этноло­гию (исследование культуры историческим методом) и социальную антропологию (изучение общих законов функционирования фено­менов культуры)1.

Идеи Радклифф-Брауна быстро стали популярными в англий­ской социальной антропологии и получили свое развитие в иссле­дованиях целой группы его последователей, среди которых наибо­лее известным был Эдуард Эванс-Притчард. Будучи исследователем африканских культур, Эванс-Притчард строил свои исследования на основе структуралистского метода, в соответствии с которым описание конкретных фактов подчинялось определенной социоло­гической теории. С помощью этого метода легко понять структур­ное устройство общества и существующие в нем межличностные отношения, а конечной целью этого метода является ясное по­нимание системы общества в целом.

Развивая свои структуралистские идеи, Эванс-Притчард пришел к выводу, что любые отношения людей представляют собой своеоб­разную структуру, а взятые все вместе, эти структуры образуют меж­ду собой определенную иерархию в форме социальной системы. От­сюда главным предметом этнологии должно быть изучение различных социальных ситуаций, видов отношений между людьми и отношений между этими отношениями. Только таким путем можно сформулировать общие законы социального развития.

Исторический калейдоскоп

Наши рекомендации