Перевод с английского: С. Гробовецкий

Редактор: А. Костенко

_____________________________________________________________________________________________________________

Это исчерпывающее изложение учений и практик Северной (она же германская, тевтонская или руническая) магической традиции, составленное одним из ведущих мировых специалистов в данной области, будет полезным справочником для тех, кто интересуется как для тех, кто интересуется магией так и для тех, кто интересуется языческими религиями.

Введение.

В небоскребе, вознесшемся над улицами огромного современного города, мастер рун вплетает свою волю в ткань жизни. Он вырезает на дереве старшие руны и поет древние рунические песни. Современный мастер и созданный его далекими предками узор становятся единым целым. Изучая и активно применяя закон, современный маг воссоздает бессмертные руны и заключенную в них информацию о вечной гармонии. Современный мастер рун, подобно своим предшественникам, радостно ведет свой корабль по волнам космического моря вечной гармонии. Где бы ни находились их башни - на древних скалах или на последних этажах высотного дома, - мастера рун всех веков владели секретом преобразования ткани мира. Так было всегда - и две тысячи лет назад, и сегодня.
Мы живем в такую эпоху, когда очень высоко ценятся целостность и естественность. Люди хотят жить в гармонии с природой, чтобы понять единство "тела-разума-духа". Это благородные и прекрасные цели, но путь, ведущий к ним, прегражден. Эти преграды находятся внутри нас, и искать к ним ключи мы также должны в своем внутреннем мире. Но, как часто бывает в этой вселенной, главные секреты освобождения - руны - пришли к нам извне, из рунического царства Вальгалла, находящегося за пределами обычной природы.
Если вы хотите жить полноценной жизнью и достичь единства и целостности тела-разума-духа, вам, безусловно, следует искать ключ к пониманию духовного наследия в "наследии" своего тела - в "генетическом коде", полученном вами от пращуров. И тогда духовный путь ваших предков станет вашим наиболее естественным и интуитивным путем.
Мы, люди "Запада", часто идеализируем чужие, экзотические духовные традиции. Мы преклоняемся перед культурным наследием американских индейцев, азиатов и даже афро - карибских народов (этот список можно продолжать и продолжать). Мы идеализируем их преданность древним традициям и их глубокую духовную самобытность. Если мы хотим стать такими же, то должны искать эти качества в самих себе. Мы не можем почерпнуть наши собственные традиции единения тела-разума-духа из внешних источников. Нам следует многому учиться у других культур, но, давайте говорить начистоту, они всегда останутся для нас чем-то посторонним.
Я вспоминаю, как, шестилетним ребенком, путешествуя по Нью-Мексико и Аризоне, проплакал полночи, горюя о том, что не "родился индейцем". Нечто в этих благородных, самобытных, исполненных достоинства людях поразило мое воображение. Но я не мог тогда понять своим шестилетним разумом, что не столь меня восхищают сами индейцы, сколь те вещи, которые они олицетворяют собой и для себя. Если вы желаете возродить свою утраченную самобытность, благородство и самосознание, вам не следует искать их у индейцев, вы должны искать все это в себе самих.
В значительной степени тевтонская, или руническая, магия заключается в том, что маг ищет свою истинную душу в глубинах Хеля (царства мертвых) и на высотах Асгарда (обители вечной, но еще непознанной жизни). Высокая руническая магия - это поиск утраченных душ в космическом плане и преобразование мира в соответствии со структурой этих душ. Полностью посвятив себя рунической магии, вы, в какой-то степени, выходите на космический уровень магии шаманской.
Эта книга, представляющая собой введение в Северный духовный путь, познакомит вас с основными концепциями и практиками готической, или германской, магии.
Но для того, чтобы добиться успеха в этом виде магии, вам вначале необходимо обрести понимание мира (макрокосма) и истинной природы души-тела (микрокосма). Настоящий тевтонский маг должен стремиться узнать и понять богов и богинь, обитающих во вневременном мире за пределами Мидгарда.
Обретя это знание, маг может приступать к практике гальдора и сейта. Это две формы магических техник, с которыми читатель повстречается в нашей книге. В гальдоре для исполнения воли мага в основном используются руны и заклинания или металингвистические формулы (такие, как стихи или мантры). Сейт же - это практика, родственная шаманизму и подразумевающая трансовые состояния и путешествия по различным сферам реальности, входящим в структуру мирового дерева, Иггдрасиля.
Также важно не забывать о том, что германская, или Северная, традиция оказала огромное влияние на формирование того, что мы сейчас называем Западной традицией. Об этом мы поговорим в следующих главах. Мы также дадим обзор возрождения Северной традиции - со времени ее "официального" угасания в конце так называемой эпохи викингов и до самых недавних попыток откликнуться на зов древней магии и вспомнить веру и песни нашей прежней религии.
Читателям, уже искушенным в рунической магии, эта книга также может предложить немало нового и интересного. Здесь вы сможете почерпнуть, пожалуй, самые точные сведения о том, как проводить сеансы "пенсильванско - голландской" хекс-магии и как работать с исландскими магическими знаками - гальдрастафами, о которых так часто упоминают в исторической и философской литературе.





1. Тевтоны в наше время.

Перевод с английского: С. Гробовецкий - student2.ru

С древних времен под тевтонами подразумевались племена, говорящие на языках германской группы (К ним, помимо немецкого, относятся английский, голландский и скандинавские языки. -- Здесь и далее пpим. pед., если не указано иначе.). В литературе часто употребляют термин "тевтонский" вместо "германский", поскольку не все люди улавливают разницу между "германским" и "немецким". Слова же "германский" и "тевтонский" означают одно и то же. Термин "готический" также относится ко всему германскому миру, хотя изначально под готами подразумевали лишь одну ветвь германских народов. Сегодня все эти три термина - "германский", "тевтонский" и "готический" - совершенно равноправны и применяются ко всей германской группе народов. Англичане, немцы, голландцы, датчане, исландцы, норвежцы и шведы являются прямыми потомками древних германцев. Кроме того, германцы оставили глубокий отпечаток во французской, итальянской и испанской культурах, создав свои государства на землях распавшейся Римской Империи.
Остроготы (остготы) и лангобарды создали первые средневековые королевства Италии. Визиготы (вестготы) основали свои королевства на юге Франции и в Испании. В Испании существовало также королевство швабов. Южноиспанская область Андалузия названа так в честь германцев-вандалов, основавших в этих местах средневековое королевство. Раньше Андалузию называли "Вандалузией". В современной северной Франции когда-то поселилось племя франков, давшее название всей стране. Во всех этих случаях именно германские племена дали бывшим римским провинциям новое национальное самосознание.
Тевтонская традиция уникальна: хотя она тесно связана с религией и мифологией других народов индоевропейской группы (кельтов, славян, римлян, греков, иранцев и индийцев), в ней существует не имеющая аналогов магическая система. Тевтонская магия принимает разнообразные формы, самой известной из которых является магия рун.
Магические и религиозные учения этих людей наиболее полно отображены в древних текстах, Эддах, которые существуют в древней прозаической и в более поздней поэтической версиях. В этих книгах закодированы все мистерии тевтонских народов. Как и другие священные тексты, Эдды имеют много смысловых слоев.
В древности существовало множество источников традиций, но христианские миссионеры разрушили большинство из них. Ярость христиан была направлена в первую очередь на учение и традиции, связанные с богиней Фрейей. Стихи и песни, посвященные ей (многие из которых носили эротико-магический характер), были полностью запрещены.
Лучше всего уцелели традиции, связанные с богом Одином (Вотаном), так как им покровительствовали королевские семьи, которых пугало влияние, приобретаемое новой религией. Отчасти благодаря этому обстоятельству сложилось ошибочное представление о тевтонской традиции как о преимущественно "мужской". Но это не так, просто уцелела только часть рукописного наследия. Сейчас настало время восстановить древнейшую традицию богини Фрейи.
В современном возрождении интереса к магии на Западе готическая тенденция была проигнорирована. В XVI и XVII веках происходило возрождение германской традиции в Швеции, в конце XIX и начале ХХ веков подобная тенденция наблюдалась и в самой Германии, но всемирная попытка возродить древнюю тевтонскую традицию была предпринята только около двадцати лет тому назад. В наши дни многочисленные группы людей в Соединенных Штатах и в Европе вовлечены в деятельность по воссозданию традиций тевтонов.
Практика германских форм магии является неотъемлемым правом большинства читателей этой книги, которые происходят из англоязычной (тевтонской) нации [Напоминаем читателю, что эта книга переведена с английского; написана она была в первую очередь для американских читателей.]. Для вас эта магическая традиция должна быть самой естественной, органичной. Вы уже "говорите на этом языке" в самом буквальном смысле.

Северный маг.

Перевод с английского: С. Гробовецкий - student2.ru

Поскольку существует несколько разновидностей тевтонской магии, то существуют и различные типы тевтонских магов. Маг первого типа - это не столько маг, сколько жрец или жрица. Это Старейшина Трота, или же, по-древнескандинавски, годи [godhi] (мужчина) или гидья [gydhja] (женщина). Два других вида собственно магов, стремящихся не только поддерживать и восстанавливать священный порядок вселенной, но и производить перемены по собственной воле, практикуют гальдор [galdor] и сейт [seith]. Таких магов называют витки [vitki], что на древнескандинавском языке означает "мудрые".
Какие бы цели ни ставил перед собой последователь истинной Северной традиции - магические или религиозные, - прежде чем заняться практикой, ему необходимо было пройти подготовительный период. Подготовка проводилась в двух формах. Во-первых, будущий витки должен был погрузиться в тевтонскую традицию и пропитаться ею до мозга костей. Во-вторых, он должен был изучить Миф и Закон - то есть космологию и теологию - настолько полно, чтобы быть в состоянии совершенно естественным образом "мыслить" их категориями. Желавший стать мастером рун должен был столь же подробно изучать руническую традицию. Это давало будущим магам "внутренний пейзаж", необходимый для дальнейшей работы. Он должен был стать настолько аутентичным и подробным, чтобы любая работа, проводимая в нем, не могла уводить человека в сторону, а давала бы ему более глубокое проникновение в изучаемый предмет. Вторая часть подготовки проводилась одновременно с первой. Она заключалась в тренировке концентрации и визуализации. Эти элементы совершенно необходимы для успеха в любой форме магии. Однако главным в Северной магии является желание мага слить собственное "Я" с высшими принципами души своего народа. Для осуществления этой цели первый элемент является существенно важным условием.
Северные маги, или витки, - маги очень независимые. Как в древности, так и в наши дни они любят проводить время в одиночестве или в тесном кругу людей, объединенных общей целью. (Но это не относится к чисто религиозным традициям, ориентиpованным на общинность.) Независимость тевтонских магов - это не только независимость от общества; она проявляется и в их магическом характере. Витки, а в особенности мастера рун, обычно не пытаются найти магические силы во внешнем мире, а стремятся непосредственно влиять на ход событий. Вызывать ангелов и демонов, обращаться за помощью к посторонним высшим силам - для магов Северного пути занятие совершенно нехаpактеpное.

Бог и богиня магии.

Тевтонский маг обычно отождествляет себя с одним из основных божеств магии. Это делается, во-первых, для инициатических целей - бог или богиня служит моделью для развития личности, или "Я", - а во-вторых, для более эффективного осуществления магических актов. Две основные божественные формы, к которым обращаются для этих целей, - это бог. Один (Вотан, Водан) и богиня Фрейя (Фрея).
Один является величайшим богом гальдора, рун и рунной магии. "Следовать дорогой Одина" означает глубоко проникнуть в тайны (руны) разума и духа, бесстрашно исследовать темные стороны мира и таинства жизни и смерти. Истинный одинист - то есть тот, кто следует путем, предначертанным живым богом Одином, - стремится проникнуть в глубочайшие космические мистерии и затем проявлять свое знание в мире. Это одна из сторон Работы Одина. На Пути Одина сочетаются интеллект и интуиция, одинаково стремящиеся к объективной реальности и силе. Высочайшей целью одиниста является преобразование собственной личности по мистико-магической модели, предоставленной самим Одином. Истинный одинист часто бывает, одинок и отдален от общества, но неизменно сознает необходимость традиции, укоренения в Мифе и Законе своего народа.
Фрейя -- главная покровительница магии сейта (от древнескандинавского seidhr). Эту форму магии (за неимением лучшего слова) можно объяснить как "скандинавский шаманизм". Согласно мифологии, Фрейя обучила этой форме магии Одина ("Сага об Инглингах", 7). "Следовать Пути Фрейи" означает глубоко проникать в тайны природы и скрытых миров, лежащих по ту сторону или за пределами реальности. Истинный последователь Фрейи - то есть тот, кто идет конкретным путем, предначертанным живой богиней Фрейей, - ищет познания глубочайших мистерий не только сознания, но и плоти. На Пути Фрейи интуиция соединяется с физическими ощущениями, стремясь к прямому переживанию реальности. Этот опыт сугубо индивидуален и может выражаться очень по-разному. Люди, следующие традиции Фрейи, обычно любят хорошую компанию и друзей, но не менее часто придерживаются особых точек зрения, четко отмежевываясь от общества.
Пути Одина и Фрейи во многом схожи. Но между ними есть существенное различие, которое следует осознавать. Обычно мужчина, следующий германской магической традиции, старается достичь совершенства Одина, тогда как женщина пытается уподобиться Фрейе. Но существует и другой, религиозный путь, когда маг-мужчина поклоняется образу Фрейи, а маг-женщина - образу Одина. (Здесь я употребляю слово "поклоняться" в значении "почитать", а не в значении "подчиняться" или "изъявлять покорность".)
Таковы два основных пути, которыми может следовать человек, практикующий готическую магию. Чтобы найти правильный путь для себя, вам нужно глубже окунуться в Миф и Закон тевтонов. Тогда вы сможете обнаружить, какой образ более отчетливо резонирует в вашей душе.

Северный путь

Перевод с английского: С. Гробовецкий - student2.ru


Множество дорог ведет в царство гипербореев. Древние греки приписывали особые духовные силы северному небу и северным землям - как, впрочем, и другие европейские и индоевропейские народы. Германцы, тевтоны или готы полнее всего воплотили в себе архетипические качества, соотносимые с Севером.
Хотя описать все разнообразие аспектов Северной магической традиции в одной книге невозможно, мы попытаемся хотя бы обозначить диапазон этой великой традиции.
Северный Путь заключает в себе все аспекты жизни и культуры - или может заключать их в себе, если вы того желаете. Здесь вы найдете свою космологию (учение о мировом порядке и о его зарождении), теологию (учение о богах и богинях, или об архетипах), психологию (учение о человеческой душе и о ее структуре), а также целую серию магических техник, призванных помочь витки работать с этими учениями самым эффективным образом. Германская традиция охватывает все аспекты культуры, религии и социального порядка. Это неудивительно, ведь ее корни уходят в очень цельный культурный мир древних тевтонов. Традиции, доходя до нас из древности, часто становятся фрагментарными. Одна из задач магии как раз и состоит в том, чтобы снова собрать эти фрагменты вместе и сделать общество и культуру более цельными.

Три великих ветви Северного пути.

Трот.

Первое из основных направлений Северного пути - это трот [Troth]. Трот - это способ, с помощью которого искатель на Северном Пути узнает о богах и богинях, о культурных традициях народа. Пожалуй, лучше всего определить его как религиозную традицию Северного Пути. Основное предназначение трота - нахождение верного способа действия и существования, обретение гармонии и привнесение гармонии и истины в жизнь.
Трот - свободная форма религии, очень подходящая для нашего времени. Здесь не существует священных текстов, догм, а, следовательно, не существует и "ересей". Эта религия коренится в самой плоти и крови верующих. Каждый человек, каждая семья, каждый клан и каждое племя исповедует свою, неповторимую форму трота.
Исповедовать эту религию означает изучать культуру, историю и мифологию своих предков и применять эти знания в форме ритуальных жертвоприношений, проводимых в особые, имеющие символическое значение дни годичного цикла.
Изучение истории, мифологии и культурного наследия предков может показаться вам сугубо "интеллектуальным" занятием, но это не так. Приобретая знания об истинных (а не воображаемых) ценностях, идеях и мифах ваших предков, вы обогащаете свою душу; они становятся частью вашего "Я" и оказывают преобразующее воздействие на вашу жизнь. В древности подобное воздействие на народ оказывали устные сказания и песни. Сегодня, в наш модернистский (уже даже постмодернистский) век, любые исторические данные и учения (в том числе и древние формы) могут сделать свое дело: предоставить информацию, которая поможет нам измениться.
Но недостаточно простого изучения всех этих вещей. Если мы останемся на этом уровне, все ценности и принципы постепенно обесценятся (если не при нашей жизни, то позже). Древние традиции живы в нас только потому, что наши предки применяли свое скрытое знание в ритуалах. Благодаря этому их информация закодирована в каждом из нас. Чтобы пробудить эти знания и дать им возможность проявиться в той форме, в которой мы можем сознательно передавать их своим потомкам, мы должны реализовать - то есть сделать реальными - древние мифы и ценности. Лучше всего это осуществляется посредством ритуала, а также жизни в соответствии со строгим кодексом чести и верности избранному пути.
Этот двусторонний метод учения и работы лежит в основе одной из традиций Северного Пути, известной как трот. Он же необходим и для полноценной практики двух других ветвей Северного Пути.

Рунический гальдор.

Вторым великим ответвлением Северного Пути является гальдор. Тем или иным способом в гальдоре всегда используются руны - по крайней мере, один из уровней этой многоуровневой концепции. Гальдор - это магическая техника, посредством которой маг изменяет внутренний или внешний мир по собственной воле. Бог Один - великий мастер магии этого рода, и для проведения такой работы необходимы мудрость и вдохновение.
Основные принципы гальдора открываются нам уже в этимологии этого слова. Название гальдор происходит от слова, обозначающего крик ворона ("песни воронов"). В мифологии упоминается о двух воронах Одина - Хугине и Мунине. Это два "голоса", к которым "прислушивается" Один и у которых он выведывает все более и более глубокие тайны. Два ворона, восседая на плечах Одина, нашептывают ему на ухо все то, что им известно. Хугин олицетворяет собой силу интеллектуальной мысли, а Мунин - силу рефлективного мышления или "памяти". Этот вид памяти охватывает гораздо больше, чем просто события прошлого: он воплощает в себе все трансперсональное знание. В "Старшей Эдде" Один говорит:
Хугин и Мунин
над миром все время
летают без устали;
мне за Хугина страшно,
страшней за Мунина, -
вернутся ли вороны!
"Речи Гримнира", 20
(перевод с древнеисландского А. Корсуна)
Гальдор - это искусство слушать, а затем уже понимать рунические слова воронов. После чего эти слова воплощались в жизнь. "Вороны", безусловно, являются мифическими кодовыми названиями различных частей души или психики (см. хидж и майн в главе 4). В центре находится "Я", которым управляет вод (англ. wode, от исл. ydhr). "Я" колеблется между разумом и памятью, и им управляет божественное вдохновение, порождающее истинную мудрость. Эта мудрость и предопределяет путь гальдора.
Цель гальдора - донести результаты работы в доступном виде до объективной реальности, воплотить их в "реальный мир". Вот почему язык играет столь важную роль (как символ и как техника) в практике гальдора. Практикующие гальдор предпочитают использовать аналитический метод прорицания - "бросание рун".

Сейт.

Сейт - это третье главное ответвление Северного Пути. Его можно назвать магическим Путем Тела (в отличие от Пути Сознания). Сейт с самого начала не имел ничего общего с рунами в узком смысле этого слова. И хотя в этой практике применяются различные знаки и символы в сочетании с другими техниками, они обычно не являются так называемыми "лингвистическими знаками". Они, скорее, "говорят" непосредственно с Бессознательным - при минимальном контроле со стороны сознания.
Сейт, как и гальдор, является магической техникой изменения мира (внешнего или внутреннего) согласно воле мага. Этому виду магии и силам, заставляющим ее работать, покровительствует Фрейя.
В отличие от гальдора, где неосознанные и неведомые вещи (руны) становятся осознанными и известными, сейт дает возможность магу погрузиться в сферы неизведанного и бессознательного и слиться с тканью вселенной, чтобы тот смог изменять ее по своей воле. Маги, практикующие сейт, применяют свое искусство главным образом в психофизических сферах "тела" (лайк), "формы" (хайд), "дыхания" (атем) и "удачи" (хамингья). В сейте широко используются такие магические средства, как травы, мази и настойки.
Маги, практикующие сейт, пред[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[почитают гаданию медиумическое прорицание, основанное на непосредственном общении с внутренними мирами бытия и требующее скорее интуиции, чем анализа.
Пути сейта и гальдора традиционно использовались вместе - как отдельными магами, так и целыми школами Северной магии. В такой практике нет ничего дурного, ее даже следует поощрять. Но, в то же время, необходимо четко видеть различие между этими двумя направлениями, чтобы в дальнейшем ничего не было потеряно.
Эти три направления великой Северной, или тевтонской традиции вдохновенный витки может использовать как раздельно, так и в сочетании. Всем им присущи характерные германские черты - прагматизм и объективизм. Северная магия ориентирована на результат. Философия этих традиций склонна рассматривать непрерывные перемены, постоянное движение между двумя полярностями (Космическим Огнем и Космическим Льдом) как благоприятный и желательный процесс. С германской точки зрения, жизнь существует только в изменчивых формах, и пока существует жизнь, возможна свобода. Высшая цель Северных мистерий - создание свободных, независимых и самодостаточных личностей и народов.

Закон миров.

Перевод с английского: С. Гробовецкий - student2.ru

В германской модели вселенной и человечества существует много "измерений", или "миров". "Большой мир", или макрокосм, представлен Мировым Древом Иггдрасиль. По преданию, это "древо" состоит из девяти сфер, или миров. Символическая модель Иггдрасиля изображена на рисунке 1. Истинное устройство мира не может быть отражено в двумерной или трехмерной модели. Совершенно ясно, что "древо" является символом многомерной структуры реальности.

Перевод с английского: С. Гробовецкий - student2.ru

Асгард (Asgardhr) - это царство асов (Aesir), а также тех ванов (Vanir), которые живут вместе с асами. Хель (Hel) - царство мертвых, а также сил вселенского разрушения. Лёссальфхейм [Англ. Lightelf-Home] (Ljуssblfheimr) - царство альвов-эльфов (полубогов и обожествленных духов предков). Это измерение соответствует структурам интеллекта. Ему противопоставляется Свартальфхейм [Англ. Swartelf-Home] (Svartalfheimr). Свартальвы-сваpтэльфы - то же, что "карлики"-цвеpги [Дp.-исл. dvergar, нем. Zwerge, англ. dwarves (название, которое Дж. Р. Р. Толкин использовал для своих "гномов")]. Карлики, как и лайтальвы, являются духами предков и полубогами, но они лишены интеллекта и духовности. Они олицетворяют мировые силы, придающие вещам форму и структуру. Ванахейм [Англ. Wane-Home] (Vanaheimr) - царство ванов, о которых мы позже поговорим более подробно. Ему противопоставлен мир ётунов - Ётунхейм [Англ. Etin-Home] (Jutunheimr). Это царство первобытных сил слепого, бессознательного хаоса и/или порядка. Ётун - это конструкция, лишенная сознания.
Миpы Муспелльсхейм [Англ. Muspell-Home] (Muspрellsheimr) и Нифльхейм [Англ. Nifel-Home] (Niflheimr) соответственно представляют собой сферы Космического Огня и Космического Льда. Именно из этих космических полярностей вещества-энергии зародилась вселенная. Между этими полярными силами находится благословенная земля Мидгард [Англ. Middle-Earth] (Midhgardhr) - замкнутый мир в середине Большого мира. В этом "Среднеземье" живет человечество - один из многочисленных видов космических существ, потенциально обладающий наравне с богами и богинями даром сознания.

Душа.

Тевтонская мифология повествует о том, что первые мужчина и женщина были созданы из деревьев триадой богов сознания (Вотаном-Вилли-Ве или Одином-Хениром-Лодуром). Мужчина был создан из ясеня, женщина - из вяза. В поэзии Севера люди часто сравниваются с деревьями. К примеру, воина называли "дубом битвы". Это указывает на важную связь между идеей космического древа (Иггдрасиля) и деревом на индивидуальном человеческом плане. Многомерная формула существования, отображенная в модели Древа Иггдрасиль, представляет собой и основу человеческого бытия.
То, что люди были созданы из органического, живого материала, а не из мертвой земли, имеет большой смысл для Северной традиции. В "Старшей Эдде" ("Прорицание Вёльвы", 18) говорится о том, что три бога - Один, Хенир и Лодур - создали первых мужчину и женщину, одарив их особыми качествами:
Они не дышали, в них не было духа,
румянца на лицах, тепла и голоса;
дал Один дыханье, а Хенир - дух,
а Лодур - тепло и лицам румянец.
(Перевод А. Корсуна.)
Итак, согласно германской традиции, человек создан из комплекса основ, сил или, если угодно, "душ". Все это было собрано воедино в определенном месте и в определенное время, чтобы дать жизнь неповторимому человеческому существу. Но многие из этих качеств или основ могли существовать до "проявления" или "воплощения" человека. Следовательно, эти качества и силы могут продолжать существовать и после "проявления" или "воплощения" человека.
Из этого мы можем заключить, что истина о человеческом существе гораздо более глубока, чем мы обычно представляем себе. У древних тевтонов существовали десятки терминов для различных аспектов человеческого тела и души. Каждый из них использовался настолько точно, что этому богатству терминологии могут позавидовать современные психологи. В языках существует множество тонких различий в определении тех вещей, которые люди знают досконально. У эскимосов существует 15 определений белого цвета, так как они хорошо различают тонкие оттенки "белого" в своем "совершенно белом" мире. Мы же видим только "белое" и потому способны говорить только о "белом". А эскимосы в своем "совершенно белом" мире могут находить очень тонкие различия, так как они хорошо знают его. То же можно сказать и о наших предках, которые, вероятно, жили в более духовном мире, о чем свидетельствует их богатый словарь духовных понятий.
Согласно германской традиции, каждый человек является духовно-телесным, или психосоматическим комплексом. Тело и внешний вид являются аспектами этого комплекса, наравне с дыханием (атем), вдохновением (вод), разумом, памятью (личной и коллективной), сердцем, волей и некоторыми магическими способностями, которыми человек может обладать, а может и не обладать. Индивидуум может быть обладателем более чем одной магической способности. Хамингья, например, является хранилищем личной удачи и судьбы. Обретение этих магических тел или их укрепление - одна из основных задач Северного Пути. Все упражнения для воли и сознания направлены на повышение этих способностей.
Поскольку психика, или душа, и космос, или мир, в Северной традиции символически изображены как деревья, мы можем говорить о германском "психокосмологическом" учении. Это учение о связи между космосом и душой. Если внутренний мир души исследован и понят нами, то мы выходим на открытый путь познания Большого мира. Тот факт, что деревья символизируют обе эти структуры, помогает нам понимать, почему руны изначально вырезались на дереве. Интересно, что слово "дощечка" [Англ. stave, исл. stafr] у мастеров рун стало фактически синонимом "руны". Рунные дощечки были - и символически, и в самом буквальном смысле - мостом между внутренним Древом Души и внешним Мировым Древом. Оба этих дерева были, в сущности, одним и тем же Иггдрасилем.

Перевод с английского: С. Гробовецкий - student2.ru

Боги и богини.

Перевод с английского: С. Гробовецкий - student2.ru

Боги и богини Севера - это не мертвые формы. До тех пор пока их народ, их потомки будут жить в Мидгарде, - будут существовать и они. Боги не мертвы, они только забыты большинством людей. Они ждут того часа, когда воспоминания проснутся в душе и сердце их народа.
Каждый искатель на Северном Пути может найти богатейший клад живых божественных архетипов. К богам и богиням можно прийти множеством путей. Пожалуй, главный путь - это впитывание в себя Мифа и Закона тевтонского народа. Можно также практиковать "поиск видения", выполнять жертвоприношения (религиозные ритуалы) и магические взывания к богам и богиням.
Составить представление о божественной семье различных тевтонских групп - задача гораздо более сложная, чем может показаться на первый взгляд, и в то же время весьма простая. Сложность состоит в том, что не существует единой, стандартизированной общегерманской мифологии. Есть, по крайней мере, четыре великие ветви этой традиции: северная (скандинавская), западная (англосаксонская), южная (немецкая) и восточная (готская). Во всех этих ветвях есть много общего, но существуют и явные различия. Проблема заключается в том, что только северная ветвь обладает целостным мифологическим материалом - Эддами ["Эдда" -- название условное, что оно означает - неясно. "Эддой" назвал свою книгу исландский историк и поэт Снорри Стурлусон (1178 -- 1241). В ней содержится, помимо прочего, прозаический пересказ германской мифологии, который сейчас и называется "Младшей" или "Прозаической Эддой". Ходила легенда, что Стурлусон использовал в своем труде лишь ничтожную часть изначального корпуса северных мифов. Когда в 1643 году сторонник этой версии исландский ученый Бpиньольв Свейнссон нашел дpевний манускрипт, содержавший ряд песен о богах и героях, он также назвал его "Эддой". Этот второй документ и известен сейчас как "Старшая", "Поэтическая" или "Песенная Эдда"]. Мифология остальных ветвей фрагментарна.
Но с практической точки зрения эта ситуация не является такой уж плохой. Дело в том, что, хотя мифы являются полезными иллюстрациями и могут дать богатый материал для религиозных обрядов, религия не исчерпывается ими. В конце концов, человек может исповедовать христианство или иудаизм и без Библии - интересно, кстати, сколько истинных христиан или верных иудеев прочли все свои священные тексты от корки до корки?
И наконец, ситуация упрощается благодаря тому факту, что только небольшая группа германских божеств служила объектом всенародного поклонения и официальных культов. Этот факт, как и имена богов, можно легко установить, изучив карту северной Европы. Древние места культов и поклонения величайшим божествам обычно носят их имена. Будь это Ванбороу в Англии и Годесберг в Германии (оба названия означают "холм богов") или Торслев ("поле Тора") в Дании и Торсо ("остров Тора") в Швеции, или Фройхов ("храм Фрейи") в Норвегии и Фротуна ("обитель Фрейи") в Швеции -- во всех этих случаях легко увидеть, какие из северных богов и богинь были предметом всеобщего поклонения в древних храмах.
Безусловно, существует великое множество других богов и богинь, но они либо выполняют очень специфические функции, либо связаны исключительно с домашней религиозной активностью. Божества последнего рода часто объединяются в группы - такие, как альвы, дисы [Дисы (др.-исл. disir) - существа женского пола, помогающие при родах и способствующие плодородию почвы], карлики-цварги и т.д. И наконец, есть божества, несущие исключительно мифологическую или космологическую функцию. Они могут быть весьма значительными, как Бальдр [Бальдр - бог из числа асов, смерть которого является переломным моментом в истории Асгаpда], но, в то же время, не являться предметом религиозного культа, как мы его обычно понимаем.
Существует целый пантеон, или "семья", северных богов и богинь. Этот пантеон воплощает в себе весь набор архетипов человеческого потенциала и опыта. Каждый, кто хочет следовать Северному Пути, должен внимательно изучить мифологию и узнать о северных богах как можно больше.
Пантеон богов делится на три части, составляющие единое целое. Каждая из этих трех частей имеет свое особое предназначение или функцию, необходимую для существования остальных частей. Обычно о них говорят как об уровнях иерархии. Первая функция - это суждение, разум, закон, мера (их воплощает Тиу-Тюр), а также вдохновение, интуиция и трансформация (их воплощает Один-Вотан). Эти две функции образуют суверенную и интеллектуальную часть мира и человеческого бытия-сознания. Это боги древних королей, судей, поэтов и магов.
Вторая функция относится к силе (обычно физической), могуществу и энергии (их воплощает Тунар-Тор). Он и его род - это боги воинов. Третья функция -- это созидание, восстановление, благополучие, физическое здоровье и природные циклы (их наиболее прямо воплощают в себе Господь и Госпожа -- Фрейp и Фрейя). Они относятся к ванам, богам и богиням крестьян и ремесленников. Но ваны обладают собственной магией, а все крестьяне также могут быть и воинами. Итак, в этой третьей группе существует целая система - Путь Ванов, или истинная викка [Викка (англ. Wicca) - "ведьмовство", неоязыческая религиозно-магическая система, pаспpостpаненная в Великобpитании и США. Наш читатель может познакомиться с ней по книге: Тимоти Родеpик. Мистерии темной луны. Киев, "София", 1997].
Иерархию этих функциональных структур иллюстрирует рисунок 3.

Перевод с английского: С. Гробовецкий - student2.ru

Эта диаграмма помогает нашему рациональному (тюрическому) разуму постичь взаимоотношения богов и богинь Севера. Каждый интересующийся Северным Путем должен понимать ее. Но существует и иной взгляд на вещи, более одинический (и более фрейический). Все эти три части составляют единое целое, заключенное в круг или кольцо.
В древности каждому из этих трех сегментов пантеона соответствовал определенный цвет. Эти символические цвета, безусловно, были разными в различных племенах и различных регионах. К примеру, в "Поэтической Эдде" мы видим, что первой группе принадлежал белый цвет, второй группе - красный, а третьей - черный.
Мы

Наши рекомендации