Развитие способности к расслаблению мышц
Избыточная напряженность мышц может иметь разные причины: быть следствием влияния основного дефекта и нарушения управления произвольными движениями (при церебральных параличах), эмоциональной и психологической скованности, страха, боли, отсутствия двигательного опыта и т.д.
Средствами и методическими приемами снижения мышечного напряжения и формирования произвольного расслабления являются:
- гидрокинезотерапия (С.Ф. Курдыбайло, В.Т. Богатых, 1997; Д.Ф. Мо-
сунов, 2000), гидроаэробика (Т.Г. Меньшуткина, 2001). Водная среда
с температурой 36,5—37° уменьшает спастику, снижает тонус мышц и контрактуры суставов;
- мимическая гимнастика (Ю.Г. Михайлова, 2000)
- иппотерапия — лечебная верховая езда, эффект которой заключа
ется в одновременном воздействии на организм трех факторов: механи
ческого, температурного и ритмического (Л.Л. Лиховид с соавт., 1996),
снимает спастику мышц бедер у детей с ДЦП. Благодаря ритмичному,
плавному шагу лошади всадник получает тепловой массаж мышц бедер
и тазобедренных суставов;
- антигравитационные костюмы для детей с ДЦП, снижающие спа-
стичность, спастико-ригидность (К.А. Семенова, 1999);
- внешние факторы переключения после напряженных действий,
например, решение несложной арифметической задачи, составление
слов из букв (в условиях подвижной игры или эстафеты);
- контрастные статические напряжения с последующим расслабле
нием мышц;
- маховые упражнения рук (руки - «плети») и ног, потряхивание
конечностей; ненапряженные ротационные движения рук; свободное,
расслабленное «падение» рук, ног, туловища;
-сочетание фазы расслабления с форсированным выдохом; -переключение внимания, зрительного контроля и собственных действий на расслабление, включая самомассаж;
- использование музыки как отвлекающе-раскрепощающего фак
тора;
- медитация, аутотренинг, релаксационные сеансы йоги (И. В. Курис,
1998).
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определения координационным способностям.
2. Расскажите о факторах, влияющих на проявление координаци
онных способностей инвалидов.
3. Раскройте структуру координационных способностей.
4. Методика развития координации движений и способности к диф
ференцированию параметров движений. Ее особенности в адаптивной
физической культуре.
5. Основные черты методики развития способности к пространствен
ной ориентировке и усвоению ритма движений.
6. Какие способы развития способности к статическому и динами
ческому равновесию вам известны?
7. Какими средствами и методами развивают способности к быст
рому реагированию в адаптивной физической культуре?
8. Развитие мелкой моторики у лиц с отклонениями в состоянии
здоровья и инвалидов.
9. Способности к расслаблению мышц и приемы ее развития в адап
тивной физической культуре.
20.8. Развитие координационных способностей школьников
_____ с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта
Как отмечалось выше, нарушение координационных способностей (КС) является типичным для всех нозологических групп детей, имеющих отклонения в развитии. В действующих программах по физическому воспитанию в образовательных (коррекционных) учреждениях есть указания о необходимости коррекции отдельных проявлений координационных способностей, но нет конкретных рекомендаций для их реализации. Научный подход к решению проблемы включает получение предварительной комплексной информации о физическом состоянии биосистем каждого школьника с учетом возраста, пола, степени биологической зрелости, вида основного и сопутствующих заболеваний, уровня физического развития, психофизического статуса, раскрывающегося, в первую очередь, в координационных способностях.
К базовым видам координационных способностей большинство авторов относят те виды координационных проявлений, которые необходимы при выполнении любых двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков, учебных и бытовых действий). Это способность к сохранению равновесия, способность к ориентации в пространстве, способности, основанные на проприоцептивной чувствительности, способность к дифференцированию, быстрому реагированию, кинестетическая способность, способность к усвоению заданного ритма, расслаблению и др.
В результате многолетних исследований координационных способностей школьников с нарушением речи, слуха, зрения, интеллекта разработаны:
- комплексная программа тестирования;
-критерии оценки уровня развития различных видов координационных способностей;
- сенситивные периоды их развития;
- программа совершенствования базовых координационных способ
ностей.
Программа комплексного тестирования базовых координационных способностей включает следующие доступные для всех детей указанных нозологических групп проявления (приложение 3).
1. Реагирующая способность:
а) время двигательной реакции — «ловля линейки»;
б) время простой и сложной зрительно-моторной реакции.
2. Кинестетическая способность:
а) тактильно-кинестетическая способность;
б) точность воспроизведения заданной амплитуды движений рук;
в) точность воспроизведения половины максимального прыжка в длину;
г) точность воспроизведения заданной величины усилия;
д) точность воспроизведения заданного временного интервала.
3. Способность к сохранению равновесия:
а) статического;
б) динамического.
4. Способность к ориентации в пространстве:
а) «слаломный бег»;
б) «попадание в цель»;
в) «набивание мяча»;
г) теппинг-тест в ограниченном пространстве.
Установлено, что по большинству показателей базовых координационных способностей дети с аномалиями развития отстают от параметров здоровых сверстников, причем наиболее значимые отклонения выявлены в младшем школьном возрасте. Анализ полученных данных выявил не только снижение абсолютных показателей двигательной координации практически на всех возрастных этапах школьного онтогенеза, но и нарушение соотношения различных видов КС между собой в каждой из групп аномальных детей. У детей с нарушением зрения наибольшее отставание от параметров здоровых сверстников выявлено по показателям тестов, отражающих уровень развития способности к ориентации в пространстве и способности к сохранению равновесия. В процентном выражении уровень развития вышеуказанных способностей в среднем составляет соответственно 36% и 34% от уровня здоровых школьников (100%). У детей с нарушением речи, слуха наибольшее отставание отмечается по показателям тестов, отражающих уровень развития реагирующей способности (62% от уровня здоровых школьников), способности к сохранению равновесия (62% и 36% соответственно от уровня здоровых школьников) и ориентации в пространстве (54% и 35% соответственно от уровня здоровых сверстников). У детей с нарушением интеллекта выявлена приблизительно одинаковая степень отставания (45—55% от уровня здоровых школьников) по всем показателям тестов, отражающим уровень развития базовых координационных способностей.
Динамическое тестирование позволило разработать шкалы дифференцированной оценки уровня базовых координационных способностей у школьников 8-15 лет с нарушением речи (приложение 4А), зрения (приложение 4Б), слуха (приложение 4В), интеллекта (приложение 4Г).
Известно, что эффективность управления процессом совершенствования движений при локомоциях будет значительно более высокой, если акценты педагогических воздействий будут совпадать с особенностями физиологических отправлений в каждом возрастном периоде. В этом случае обучающая информация окажется адекватной «настройке» обучаемого объекта и будет активно усваиваться им (А.А. Гужаловс-кий, 1977; Стамбулова, 1988).
В.К. Бальсевич (1971) сформулировал принцип соответствия характера педагогических воздействий биологическому ритму возрастного развития моторики. Возрастную дифференцировку средств и методов управления процессом совершенствования локомоторной функции необходимо осуществлять с учетом специфических особенностей развития моторики в различные периоды индивидуальной эволюции.
Установлено, что сроки наступления благоприятных (сенситивных) периодов развития у здоровых и аномальных школьников не совпадают.
У школьников с нарушением интеллекта большинство сенситивных периодов развития базовых координационных способностей приходится на возрастной диапазон 9-12 лет. У школьников с нарушением речи, слуха большинство сенситивных периодов приходится на возраст 8-11 лет. У школьников с нарушением зрения большинство сенситивных периодов развития различных видов КС приходится на возрастной диапазон 8—12 лет.
На основе учета сенситивных периодов развития координационных способностей, специфики заболеваний и характера ограничений составлены серии учебных программ совершенствования координационных способностей на уроках физической культуры и во внеучебное время для школьников 8-15 лет с нарушением речи, зрения, слуха, интеллекта.
Содержанием программ явились обычные физические упражнения, применяющиеся для развития реагирующей, ориентировочной, диф-ференцировочной способности, способности к сохранению равновесия, к ритму, расслаблению, однако методика их применения меняется в зависимости от вида аномалии. Основная направленность программ -активизация процессов коррекции и компенсации вторичных двигательных отклонений с помощью применения средств и методических приемов, акцентированно воздействующих на стимуляцию функций пораженного анализатора, отделов ЦНС и на развитие отстающих видов координационных способностей.
Программы построены из блоков упражнений, направленных на развитие реагирующей, кинестетической способностей, способности к сохранению равновесия, способности к ориентации в пространстве, упражнений на расслабление. Каждый блок состоит из четырех упражнений и игры. Все блоки идентичны по объему нагрузки.
В каждой серии разработанных программ больший объем уделялся блокам упражнений, направленных на совершенствование отстающих видов базовых координационных способностей. Такая система построения программ дает возможность гибкой замены блоков в зависимости от характера отклонений в координационной сфере аномальных детей.
Последовательность применения блоков, различных по направленности, в течение одного занятия, определялась спецификой нервно-мышечного воздействия тех или иных упражнений. По данным М.Д. Рипа, В.К. Велитченко, С.С. Волкова (1988), с наступлением утомления центральной нервной системы снижается быстрота смены процессов возбуждения и торможения, создаются затрудненные условия для разграничения раздражителей. Таким образом, блоки упражнений на развитие реагирующей способности, способности к кинестетическому дифференцированию, требующие значительного напряжения сенсорных механизмов и устойчивого внимания, применялись в подготовительной части и в первой половине основной части занятия, когда организм ребенка еще не достиг высоких значений по показателям утомления. Упражнения на развитие равновесия применялись в основной части занятия. Упражнения на развитие способности к ориентации в пространстве использовались в конце основной и в заключительной части занятия.
Общим в серии разработанных программ является значительный объем упражнений на расслабление и релаксацию. Способность к произвольному расслаблению и напряжению мышц, являясь проявлением координационных способностей, оказывает положительное влияние на вегетативные функции: восстанавливает участившийся пульс, ритм дыхания, успокаивает нервную систему.
Активизация психических процессов стимулировалась деятельностью поврежденного отдела. Для детей с нарушением речи было включено большое количество речитативов и стихов, которые дети произносили во время выполнения упражнения или перед началом выполнения упражнения. При проведении занятий с детьми с нарушением слуха использовалось музыкальное сопровождение, а также выполнение упражнений в четко заданном ритме. В программу для детей с нарушением зрения включались упражнения, требующие зрительного контроля. Это были упражнения для совершенствования ориентировочной, дифференцировочной (пространственные параметры движения) способностей, способности к сохранению равновесия. При проведении занятий по коррекционной программе с детьми с нарушением интеллекта широко использовались упражнения, требующие активного включения ассоциативного мышления.
Активное целенаправленное воздействие на поврежденный анализатор или отдел ЦНС с помощью физических упражнений в сочетании с двигательными заданиями, воздействующими на другие анализаторы, ведет к улучшению координации работы всех сенсорных систем (В.Л. Страковская, 1994).
Применение программы, направленной на совершенствование базовых КС школьников с нарушением речи во внеурочное время, в большей степени способствует повышению уровня развития способности к сохранению статического равновесия (темпы прироста — 41%), реагирующей способности (темпы прироста — 19%), дифференцировочной способности (темпы прироста — 34%) и способности к ориентации в пространстве (темпы прироста — 66%).
Применение программы совершенствования базовых координационных способностей школьников с нарушением зрения на уроках физической культуры в большей степени оказало воздействие на повышение уровня развития способности к сохранению равновесия (темпы роста — 90%), кинестетической способности (темпы прироста — 60%), реагирующей способности (темпы прироста — 50%).
В результате воздействия экспериментальной программы для детей с нарушением слуха во внеурочное время наибольшие темпы прироста выявлены по показателям способности к сохранению равновесия (86%), дифференцировочной способности (61%), способности к ориентации в пространстве (34%).
Эффективность воздействия программы совершенствования координационных способностей детей с нарушением интеллекта на уроках физической культуры в большей степени отразилась на повышении уровня развития способности к сохранению равновесия (темпы прироста — 128%), реагирующей способности (темпы прироста - 68%), дифферен-
цировочной способности (темпы прироста — 60%), некоторых показателей способности к ориентации в пространстве (темпы прироста — 120%).
Анализ темпов прироста показателей, отражающих уровень развития базовых КС после проведения экспериментов, позволил выявить, что наиболее подвержены целенаправленной педагогической коррекции и совершенствованию способности к сохранению равновесия и ориентационная дифференцировочная. Вероятно, это объясняется тем, что в основе физиологических механизмов обеспечения статического чувства и ориентации в пространстве лежит слаженная работа зрительного, слухового и проприоцептивного анализатора, вестибулярного аппарата, мышечной чувствительности рук, ног и рецепции стоп (В.П. Ермаков, ГЛ. Якунин, 1990). Даже при наличии лимитирующих факторов возможны адаптационные компенсаторные перестройки организма, в результате которых в обеспечении способности к сохранению равновесия и ориентации в пространстве функции нарушенного анализатора берут на себя оставшиеся составляющие части этого сложного механизма. Проведенные исследования позволили доказать необходимость целенаправленного педагогического воздействия на развитие способности к сохранению равновесия и ориентации в пространстве. До проведения экспериментов уровень развития способностей к сохранению равновесия и ориентации в пространстве был значительно снижен практически во всех группах аномальных детей по сравнению со здоровыми сверстниками, однако включение в коррекционные программы блоков специальных упражнений позволило активизировать процессы коррекции и компенсации, реализовать потенциальные возможности данной категории детей.
Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что занятия физической культурой значительно влияют на совершенствование двигательной сферы аномальных детей, раскрытие их потенциальных возможностей при условии, что они направлены на устранение вторичных моторных нарушений с помощью стимуляции процессов коррекции и компенсации. Физические упражнения должны быть адекватно подобраны с учетом вида аномалии, уровня физического развития и подготовленности, темпов биологического созревания организма, сенситивных периодов развития, особенностей познавательной и поведенческой сферы детей с нарушением речи, зрения, слуха, интеллекта.
___________ Контрольные вопросы и задания
1. Какие проявления базовых координационных способностей школь
ников включены в программу их комплексного тестирования?
2. Дайте сравнительную характеристику уровня развития базовых
координационных способностей у здоровых школьников младших клас
сов и их сверстников с различной патологией:
-с нарушением зрения; -с нарушением речи; -с нарушением слуха; -с нарушением интеллекта.
Для аргументации своих ответов используйте фактологические данные, представленные в приложениях 4А, 4Б, 4В, 4Г.
3. Сравните сроки сенситивных периодов развития здоровых и ано
мальных младших школьников.
4. Раскройте кратко содержание учебных программ совершенство
вания координационных способностей для школьников 8-15 лет с на
рушением речи, зрения, слуха, интеллекта.