Техники работы с «мышечным панцирем»
Использование в рамках танцевальных психотерапевтических занятий техник работы с «мышечным панцирем» - дань тесному соседству с телесной и двигательной психотерапией. Специалисты проводят аналогию между «мышечным панцирем » на уровне хронических мышечных зажимов (« мышечный панцирь», по В. Райху, - это структура характера человека в его мышечной форме) и панцирем на уровне стереотипных, ригидных движений. Педагог, поощряя пациента двигать свое тело, пробовать новые паттерны самовыражения и интерперсональных отношений, по сути, работает с «мышечным панцирем» , с теми же хроническими зажимами, но на другом уровне, другими методами. Но и «чистые» телесные техники также эффективно используются танцевальными терапевтами.
Способы работы с «мышечным панцирем» В. Райха, А. Лоуэна, М. Фельденкрайза и др. достаточно подробно описаны в литературе (В.Н. Никитин, 2000; К. Рудестам, 1998; Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер, 1992), поэтому здесь мы на них остановимся очень коротко. Вот некоторые из них:
1) накопление в теле энергии посредством глубокого дыхания, что достигается за счет медитативных техник;
2) прямое воздействие на хронические мышечные зажимы (давление, защипывание, разминание и пр.). Психотерапевт помогает участникам, не осознающим свои мышечные зажимы, массируя наиболее напряженные участки тела;
3) преувеличение привычной последовательности движений. Этот прием, впервые использованный В. Райхом, позволяет занимающемуся осознать собственную ригидность. Как правило, терапевт дает задание преувеличить типичные движения, основываясь на наблюдении за двигательным поведением человека. Прием активно используется в танцевальной терапии, имеет множество вариантов;
4) открытое рассмотрение сопротивлений и эмоциональных ограничений, обнаружившихся при работе с «мышечным панцирем» в сотрудничестве с занимающимся;
5) имитация чувств и отношений, демонстрация определенных двигательных стереотипов, концентрирующихся в том или ином сегменте человеческого тела. По В. Райху, для распускания «мышечного панциря» в первом сегменте (глаза) необходима имитация страха; во втором сегменте (рот) - плача, крика, гнева; в третьем сегменте (шея) - рвотных движений; в четвертом сегменте (грудь) - осуществление полного выдоха, имитация руками борьбы, страстного достижения чего-либо; в пятом сегменте (диафрагма) - выражение гнева, рвотных движений; в шестом сегменте (живот) - злости, неприязни; в седьмом сегменте (таз) - предполагается мобилизация таза, лягание ногами и т. п.;
6) высвобождение напряжения через дрожь и непроизвольные движения путем напряженных поз и последующего расслабления (арка Лоуэна, кольцо Лоуэна, прогиб таза и др.);
7) поиск наиболее эффективного способа движения, восстановление естественной свободы движений (М. Фельденк- райз, 1986).
Контрольные вопросы и задания
1. Особенности и разновидности дыхательной гимнастики.
2. Приемы самомассажа - дайте краткую характеристику.
3. Каковы основные способы коррекции зрения с помощью гимнастики для глаз?
4. В чем состоят основные отличительные особенности антистрессовой пластической гимнастики?
5. Расскажите об основных направлениях двигательной пластики.
6. В чем состоит сущность танцевально-экспрессивного тренинга?
Глава Q
Профессионально-ориентированные виды соревновательной и учебно-тренировочной деятельности
Теоретические предпосы
Профессионально-ориентированные виды спортивной и учебно-тренировочной деятельности, составляющие главное содержание профессионально-ориентированных видов двигательной деятельности, включены в содержание дисциплины «Технологии физкультурно-спортивной деятельности...», которая представлена в государственных образовательных стандартах как высшего, так и среднего профессионального образования.
Прежде всего, напомним, что содержание образования в любой области человеческой деятельности должно состоять не только из совокупности соответствующих знаний, умений и навыков, но и опыта творческой работы и эмоционально-цен- ностных отношений, складывающихся в этой деятельности. Поэтому формирование у будущих специалистов по адаптивной физической культуре способности понимать эмоциональное состояние другого (в нашем случае человека с отклонениями в состоянии здоровья) посредством сопереживания (эмпатии) относится к важной задаче воспитания личности таких специалистов.
Огромное значение профессионально-ориентированные виды двигательной, и в частности спортивной и учебно-тре- нировочной, деятельности имеют при формировании у студентов методических знаний, умений и навыков, необходимых, например, при обучении двигательным действиям лиц с ограниченными возможностями, развитии и совершенствовании их физических качеств и способностей.
Известно, что при обучении любым новым для занимающегося двигательным действиям первостепенной является проблема формирования у него ориентировочной основы действия (ООД), включающей в себя образ системы условий, которые реально использует человек, осуществляющий действие (Гальперин П.Я. и др.)- В состав этих условий входят, во-первых, описание последовательности операций, из которых состоит новое действие, во-вторых, полный набор ориентиров для каждой из этих операций и, в-третьих, система указаний, как и в каком порядке пользоваться этими ориентирами и каким способом выполнять каждую из операций. Причем в образ этой системы условий входят и образ самого действия, и образ среды (окружающей обстановки), в которой оно осуществляется.
В учебнике «Теория и организация адаптивной физической культуры» систематизированы специфические, характерные для адаптивной физической культуры, трудности формирования ориентировочной основы действия. В частности, одной из них является трудность словесного описания и последующего освоения именно эндогенных (возникающих у исполнителя) ощущений и восприятий различных модальностей, эндогенных представлений, которые должны возникать у обучаемого в процессе выполнения двигательного действия в каждой выделенной «основной опорной точке» (ООТ) (Евсеев С.П., 2002). Другими словами, специалист по адаптивной физической культуре должен знать те ощущения, восприятия и представления, которые возникают у лиц с ограниченными возможностями в процессе выполнения действия. А для этого ему необходимо испытать на себе эти ощущения и восприятия, попытаться «увидеть» движение глазами исполнителя (а не наблюдателя), ощутить и воспринять его как бы «изнутри» этого исполнителя. Именно поэтому имеющиеся у здоровых студентов умения и навыки выполнения двигательных действий, сенсорно-перцептивный опыт в ряде случаев не только недостаточно помогают им сформировать полноценную ориентировочную основу осваиваемого действия у лиц с ограниченными возможностями (движения, сенсорных систем, интеллекта и др.), но и мешают сделать это, поскольку они используют другой двигательный опыт, отличающийся от опыта людей с отклонениями в состоянии здоровья.
Данное обстоятельство порождает и ряд других трудностей формирования ООД в адаптивной физической культуре: трудности выделения и описания главных и корректирующих управляющих движений в суставах (Назаров В.Т., Кузенко Б.П. и др.) (то есть того, что конкретно должен и может сделать занимающийся); трудности выделения и описания диапазона допустимых отклонений от оптимальной техники и двигательных ошибок и др.
Перечисленные и ряд других причин привели к выводу о необходимости выделения профессионально-ориентированных видов двигательной деятельности и включения их в содержание образования специалистов этого профиля.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое эмпатия? Как можно формировать эмпатию у студентов, обучающихся по специальности адаптивная физическая культура?
2. Дайте определение ориентировочной основе действия.
3. Какие трудности формирования ориентировочной основы действия имеют место в адаптивной физической культуре?
4. Как вы понимаете определение - «опыт эмоционально- ценностных отношений» в адаптивной физической культуре?
8.2. Понятия и классификация профессионально-ориентированных видов двигательной деятельности в адаптивной физической культуре
Профессионально-ориентированные виды двигательной деятельности в адаптивной физической культуре - это виды двигательной деятельности, позволяющие формировать у будущих специалистов по адаптивной физической культуре ощущения, восприятия, представления, возникающие у лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) в процессе занятий различными видами адаптивной физической культуры; обучать их знаниям, умениям и навыкам, развивать и совершенствовать физические качества и способности, характерные для того или иного вида адаптивной физической культуры, а также обеспечивать им возможность приобретать опыт эмоционально-ценностных отношений и творческой активности в сфере будущей профессии.
Наиболее общими классификационными признаками, позволяющими разделить всю совокупность профессионально-ориентированных видов двигательной деятельности на отдельные группы, являются:
1) виды адаптивной физической культуры,
2) виды заболеваний и инвалидности.
В соответствии с выделенными признаками можно разделить профессионально-ориентированные виды двигательной деятельности на следующие группы:
1) для подготовки специалистов по:
- адаптивному физическому воспитанию,
- адаптивному спорту,
- адаптивной двигательной рекреации,
- физической реабилитации,
- креативным (художественно-музыкальным) телесно- ориентированным практикам,
- экстремальным способам двигательной активности;
2) для подготовки специалистов для работы с:
- незрячими и слабовидящими,
- неслышащими и слабослышащими,
- имеющими поражение опорно-двигательного аппарата,
- имеющими поражение интеллекта и др.
В силу исторически сложившихся условий в настоящее время в России наиболее актуальной проблемой является разработка и внедрение в образовательное пространство адаптивной физической культуры профессионально-ориентированных видов двигательной деятельности для подготовки специалистов по адаптивному спорту прежде всего в рамках паралимпийского, сурдлимпийского и Специального олимпийского движений (Евсеев С.П., 2003).
Поэтому рассмотрим классификацию профессионально- ориентированных видов спортивной и учебно-тренировочной деятельности, то есть видов двигательной деятельности, применяемых в адаптивном спорте (рис. 1). В качестве основного классификационного признака выделим способы включения студентов в занятия тем или иным видом адаптивного спорта.
В этом случае можно разделить все профессионально-ориентированные виды спортивной и учебно-тренировочной деятельности на три группы:
1) с использованием специального оборудования и инвентаря в видах адаптивного спорта, разработанных для спорт- сменов-инвалидов;
2) с применением моделирования ограничений двигательной деятельности студентов;
3) с организацией участия студентов в соревновательной и учебно-тренировочной деятельности совместно со спортсменами, имеющими ограниченные возможности, или спортсменами-инвалидами .
В первую группу войдут виды соревновательной и учебно- тренировочной деятельности с использованием озвученных мячей для голбола и торбола, винтовки с устройством прицеливания по звуку для биатлона, применяющихся у незрячих спортсменов; спортивных снарядов и снаряжения для игры в хоккей на полу, роликовых коньков, входящих в программы соревнований для лиц с поражением интеллекта; спортивных снарядов и оборудования для игры в боччиа, которая входит в перечень видов спорта для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, и др.
Вторая группа профессионально-ориентированных видов соревновательной и учебно-тренировочной деятельности наиболее многочисленна и может быть разделена на подгруппы с использованием дополнительных классификационных признаков.
Так, в зависимости от способа моделирования ограничений двигательной деятельности студентов логично выделить две подгруппы видов соревновательной и учебно-тренировочной деятельности с профессиональной ориентацией:
- использующих искусственную депривацию сенсорных систем человека и иммобилизацию тех или иных его суставных движений;
- использующих специальные технические средства и условия соревновательной деятельности.
В свою очередь, в первой подгруппе для моделирования ограничений двигательной деятельности студентов применяются следующие способы и средства искусственной деприва- ции и иммобилизации:
- очки для плавания, стекла которых заклеены черным материалом, или темная повязка на глаза;
- звуконепроницаемые наушники;
Рис. 1. Классификация профессионально-ориентированных видов спортивной и учебно-тренировочной деятельности в адаптивной физической культуре |
- иммобилизация суставных движений в локтевом, плечевом, коленном и других суставах (фиксация с помощью резинового бинта предплечья к плечу, плеча и предплечья к туловищу, голени к бедру и т. п.).
В зависимости от способа использования технических средств и условий соревновательной деятельности вторая подгруппа профессионально-ориентированных видов соревновательной и учебно-тренировочной деятельности предусматривает применение:
- инвалидных гоночных колясок для легкой атлетики, колясок для спортивных танцев, баскетбола, тенниса, фехтования и др. ; санок для хоккея с шайбой и гонок на льду, санок для лыжных гонок и других технических средств для передвижения спортсменов;
- специальных сидений для легкоатлетических метаний; условий и правил соревнований для волейбола сидя и т. п.
Подчеркнем, что студент, у которого моделируется то или иное ограничение движений, может испытать себя и попробовать свои силы в большом количестве видов адаптивного спорта всех трех выделяемых направлений, приобрести очень важный в будущей деятельности эмоциональный, сенсорно- перцептивный и двигательный опыт.
В третьей группе профессионально-ориентированных видов соревновательной и учебно-тренировочной деятельности возможны два способа участия студентов в совместных со спортсменами-инвалидами мероприятиях, когда студент выступает в качестве партнера или спортивного соперника.
Так, например, студент может тренироваться и участвовать в соревнованиях с лицами, имеющими ограниченные возможности, в одной команде, что предусматривается, в частности, в программе «Объединенный спорт», используемой в Специальном олимпийском движении. Кроме того, он может, особенно во время учебно-тренировочной деятельности, тренироваться вместе со спортсменами-инвалидами в эстафетах по паралимпийским правилам и др.
Вполне возможны и случаи, когда студенты выступают в качестве соперников в спаррингах со спортсменами-ин- валидами (в дзюдо с незрячим спортсменом, в баскетболе и теннисе в колясках и т. п.). Наибольшие возможности для организации спаррингов имеются в видах спорта сурдлим- пийского направления, где участвуют неслышащие спортсмены.
В заключение хотелось бы упомянуть о больших возможностях в осуществлении профессионально-ориентированных видов спортивной и учебно-тренировочной деятельности с использованием нового для России и других стран мира, рожденного в Санкт-Петербурге вида спорта - радиального баскетбола (питербаскета). Об этом виде спорта подробно рассказывалось в статьях журнала «Адаптивная физическая культура», № 2 и № 4 за 2003 г.
Данный вид спорта позволяет сформировать и отработать профессионально важные качества будущих специалистов по адаптивной физической культуре, необходимые в работе тренеров по видам спорта различных направлений.
В рамках паралимпийского направления интересны перспективы радиального баскетбола в колясках, особенно, если три баскетбольных щита будут расположены не на вертикальной стойке, а на подвесной конструкции. Такой вариант баскетбола в колясках будет по сравнению с традиционным баскетболом для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата значительно более зрелищным и интересным; позволит существенно больше забивать мячей в корзину и тем самым доставлять радость как игрокам, так и зрителям.
Не менее интересен и вариант радиального баскетбола сидя. В этом случае вертикальная стойка, на которой расположены три баскетбольных щита, должна быть меньшей длины, чтобы баскетбольные корзины располагались над уровнем пола на расстоянии 2-2,5 м. При этом площадь круга, составляющая игровое поле, так же может быть существенно меньше (по сравнению с игрой стоя). Кроме того, площадь круга необходимо разделить на шесть равных секторов (по 60 градусов), в которых должны располагаться игроки двух команд, каждая из которых состоит из трех человек. В одном секторе должен располагаться только один игрок, причем игроки разных команд должны чередоваться: в первом секторе - игрок команды А, во втором - команды Б, в третьем - команды А, в четвертом - команды Б и т. д.
Реальна конструкция баскетбольных корзин, при попадании мяча в которые будет раздаваться звуковой сигнал, отличающийся от сигнала, издаваемого озвученным мячом, что дает основания для прогнозирования нового вида адаптивного спорта паралимпийского типа - радиального «баскетбола».
В рамках сурдлимпийского направления вполне возможно проводить игру в радиальный баскетбол с искусственной депривацией слухового анализатора у игроков, которые играют в специальных звуконепроницаемых наушниках.
Специальное олимпийское движение может быть представлено в радиальном баскетболе программой объединенный спорт.
Подводя общий итог, можно констатировать, что включение в 2003 году в программу I Всероссийской универсиады студентов, обучающихся по специальности адаптивная физическая культура, профессионально-ориентированных видов соревновательной деятельности подтвердило целесообразность применения таких видов спорта для студентов.
При этом особенно важно, чтобы вузы, осуществляющие подготовку специалистов по адаптивной физической культуре, постоянно включали профессионально-ориентированные виды соревновательной и учебно-тренировочной деятельности в свой учебный процесс во время изучения дисциплины «Технологии физкультурно-спортивной деятельности».
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение профессионально-ориентированных видов соревновательной и учебно-тренировочной деятельности.
2. Определите классификационный признак (основание деления) для выделения групп профессионально-ориентированных видов соревновательной и учебно-тренировочной деятельности.
3. Дайте характеристику трех групп профессионально- ориентированных видов спортивной и учебно-тренировочной деятельности.
4. Раскройте перспективы применения радиального баскетбола (питербаскета) для осуществления профессионально-ориентированных видов соревновательной и учебно-тренировочной деятельности, а также развития новых видов адаптивного спорта.