Игры для умственно отсталых детей
Выбор коррекционно-развивающих игр для детей с отклонениями интеллекта требует особого внимания. И здоровые дети, и дети аномального развития играют в одни и те же игры, но умственно отсталый ребенок никак не может быть приравнен к нормально развивающемуся, даже более младшего возраста. Он - иной по своим проявлениям (Шап- кова JI.B., 2001).
Подвижные игры должны быть не только доступными по сложности, но и эмоционально разнообразными. Должны учитывать личные интересы детей, нести целительную радость каждому ребенку.
По уровню сложности наиболее доступными для детей с умственной отсталостью являются сюжетные подвижные игры.
При подборе подвижных игр необходимо учитывать следующие моменты:
- содержание игр (сюжет, правила) должно соответствовать уровню интеллектуального и двигательного развития, эмоционального состояния и личностных интересов детей;
- подвижные игры предполагают варианты усложнения, но процесс насыщенной моторными действиями должен осуществляться постепенно по мере овладения простыми формами движений;
- содержание игр должно предусматривать комплексный характер воздействия: коррекцию телосложения, развитие координационных возможностей, коррекцию двигательных нарушений, развитие физических качеств, укрепление и оздоровление всего организма в целом;
- в процессе игры необходимо стимулировать познавательную деятельность, активизировать психические процессы, творчество и фантазию ребенка.
«Через ручеек»
Цель: развитие координации движений.
На игровой площадке проводят две линии (можно извилистые) на расстоянии 1,5-3 м друг от друга. Это «ручеек». Через «ручеек» положены камешки на расстоянии 30 см друг от друга (кусочки картона, пенопласт или просто нарисованные кружки). Они расположены с таким расчетом, чтобы ребенок мог без особого труда перебраться с одного камешка на другой, а затем и с одного бережка на другой.
Педагог подводит играющих детей к черте и объясняет, что нужно по камешкам перебраться на другой берег, не замочив ноги. Дети по очереди, перепрыгивая с камешка на камешек, перебираются на другой берег ручейка. Тот ребенок, который оступился и стал мимо камешка, а значит, замочил ноги, отправляется сушить их на скамейку и временно выбывает из игры.
Игра продолжается несколько раз. Затем учитель хвалит всех детей, отмечая в то же время самых быстрых и ловких (БаршайВ.М., 2001).
«С кучки на кучку»
Цель: развитие координации движений.
На игровой площадке чертится две ровные или извилистые линии на расстоянии 3-5 м. Это берега, между которыми располагается болото. Каждый играющий получает по две дощечки. Дети становятся на одной стороне болота и при помощи дощечек передвигаются на другую сторону. Кто из ребят оступится и попадет ногой в болото, тот выбывает из игры. В конце обязательно подвести итоги и отметить самых аккуратных (Гужаловский А.А., 1976).
«У медведя во бору».
Цель: Развитие способностей бега, опорно-двигательного аппарата, ловкости, координации движений, чувства спортивного соперничества.
На игровой площадке чертят две линии, расстояние между ними 5-10 м. За первой линией - «домик» детей, а за второй - «домик» (берлога) медведя. Игровая площадка между двумя линиями - это лес. Игру начинает в роли медведя учитель, а потом «медведя» выбирают из играющих детей. Дети идут в лес в сторону домика медведя и на ходу говорят следующую рифмовку:
У медведя во бору Го и бы, ягоды беру. Медведь рычит, Он на нас сердит!..
Услышав эти слова, «медведь» рычит, выбегает из берлоги и бросается ловить детей, которые стараются убежать от него за линию своего «дома». Пойманного ребенка «медведь» отводит в свою берлогу, а игра повторяется. После того как «медведь» поймал 4-5 детей, водящего можно сменить.
«Дотронься до...»
Цель: развитие быстроты реакции, бега и внимательности.
Объектом игры является любой предмет находящийся в поле зрения учеников. Дети свободно располагаются на площадке. По сигналу учителя («Дотронься до... мяча!») все дети мгновенно должны сориентироваться в пространстве в поиске мяча. Дети, нашедшие мяч, должны дотронутся до него, оставаясь на месте. Задания могут быть разнообразны: цвета, размеры, одежда, предмета. Подвести итог - кто самый быстрый и внимательный (Короткое И.М., 1987).
«Сиамские близнецы»
Цель: развитие ловкости, согласованности действий с партнерами, быстроты реакций, точности движений.
Дети делятся на пары, встают плечом к плечу. Каждой паре выдается лента, которой завязываются внутренние ноги ребят. Теперь они «сиамские близнецы». Игра проводится в виде эстафеты. В каждой команде по нескольку пар. По команде учителя (свистку, хлопку) первые пары каждой команды в позе близнецов передвигаются до ориентира (стойки, стены, линии), касаются его и бегут назад; после этого стартует вторая пара, и так должны проделать все участники. Побеждает команда, закончившая эстафету первая.
«Бездомный заяц»
Цель: развитие внимательности, быстроты реакции, координации движений.
Из числа играющих выбираются «охотник» и «бездомный заяц». Остальные играющие «зайцы» чертят себе кружки,
И каждый встает в свой - это «домик» зайца. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц должен спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке, должен сейчас же убежать, потому что теперь он становится бездомным и охотник должен поймать его. Когда охотник запятнал зайца, они меняются ролями (Фомина А.И., 1974).
Подвижные игры на прогулках
Прогулки в лес и парк особенно полезны. Во время прогулки можно совместить ходьбу с подвижными играми и развлечениями, купанием, воздушными и солнечными ваннами.
Чтобы прогулка была веселой и интересной, можно организовать игры, которые не требуют особого оборудования, специальной площадки. Имея с собой только волейбольный или теннисный мячик, можно провести множество разнообразных игр и эстафет. Такие как:
«Пятнашки мячом»
Цель: развитие ловкости, умения ориентироваться в пространстве, точности и быстроты движений. Количество игроков может быть любым. Инвентарь: мяч.
Инструкция: все играющие произвольно располагаются на лужайке или поляне, в центре - водящий с мячом в руке. По сигналу начинается игра: водящий должен запятнать мячом любого игрока, который после этого сам становится водящим. Играют 6-8 мин.
Методические указания. Если у детей сохраняется интерес к этой игре, ее можно повторить после небольшого перерыва.
«Круговая лапта»
Цель: развитие ловкости, чувства дистанции, точности и быстроты движений. Количество игроков - 6-15 человек. Инвентарь: мяч.
Инструкция: двое водящих находятся за границами условной площадки на расстоянии 10-12 м, все остальные - в центре площадки. Водящие, перебрасывая мяч друг другу, стараются запятнать тех, кто находится на площадке. Те, в Кого попали мячом, выбывают из игры, но их могут выручить те играющие, которые поймали мяч. Выигрывает тот, кто последним останется на площадке. Водящими становятся двое, которые первыми выбывают из игры.
Методические указания. Играют 3-4 раза, с небольшими перерывами для отдыха.
«Змейка»
Цель: развитие координации коллективных действий, умение ориентироваться в пространстве. Количество игроков - 6-7 человек.
Инструкция: 5-6 участников, взявшись за руки друг за друга, выстраиваются в колонну - «змейку». Водящий становится перед ними и старается запятнать последнего. Стоящий в «змейке» первым - капитан - преграждает путь водящему: широко расставляя руки, ставит заслоны, преграждает путь водящему, выполняет различные движения туловищем. Если водящий запятнал игрока, то он становится капитаном, а запятнанный - водящим.
Методические указания. Игру можно повторять несколько раз, с небольшими перерывами на отдых.
«Шишки, желуди, орехи»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции, точности движений. Количество играющих - более шести.
Инструкция: играющие встают по трое, один за другим, лицом к центру, где стоит водящий. Первые в тройках - «шишки», вторые - «желуди», третьи - «орехи». Водящий произносит одно из трех названий. Все играющие должны поменяться местами. Водящий стремится встать на место одного из игроков, оставшегося без места. Можно выкрикивать сразу два или три названия. Выигрывает тот, кто ни разу не был водящим.
Методические указания. По желанию детей эту игру можно проводить несколько раз.
Подвижные игры в походах
В походах решаются задачи активного отдыха, укрепления здоровья, всестороннего развития, расширения знаний об окружающем мире, природе; приобретаются навыки общения, взаимопомощи, заботливого отношения к товарищам.
Поход может пройти весело и интересно, если заранее продумать и предложить детям новые игры, в частности те, которые содержат элементы ориентирования на местности.
«К флажку»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции; умения ориентироваться в пространстве без зрительного контроля. Инвентарь: флажок, повязка на глаза.
Инструкция: посередине поляны ставится флажок. Играющие располагаются полукругом в 40 - 50 м от него. По сигналу все завязывают глаза повязками. Даются команды «Налево», «На месте», «Бегом марш!», «Направо», «Кругом!» и др., игроки выполняют их. Затем дается команда «К флажку шагом марш!» Все начинают двигаться к нему, через 10-15 шагов дается команда «Стой!» Все останавливаются снимают повязки, выигрывает тот, кто ближе всего оказался к флажку.
Методические указания. Игра повторяется 4-5 раз.
«Переправа через болото»
Цель: развитие координации движений, равновесия, смекалки. Количество игроков -10-20 человек. Инвентарь: две доски.
Инструкция: играют 2-3 команды, которые делятся пополам. Одна половина каждой команды выстраивается с одной стороны «болота», вторая - с другой. Ширина болота 15-20 м. Направляющие на старте, у них с одной стороны имеется две палки длиной 50-60 см. По команде направляющие кладут одну палку перед собой и встают на нее, вторую кладут вперед на такое расстояние, чтобы можно было встать на нее; достав первую доску, снова кладут ее перед собой и т. д. Таким образом играющие переправляются на другой «берег», где их ждут следующие игроки, которые подобным образом возвращаются обратно. Игра заканчивается, когда через болото перейдут все играющие. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.
Методические указания. При проведении этой игры необходимо следить за выполнением всех правил техники безопасности.
«Ориентировка по слуху»
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве без помощи зрения, тренировка внимания. Количество игроков может быть любым. Инвентарь: свисток, повязка на глаза.
Инструкция: все играющие располагаются полукругом на расстоянии 2 -3 м друг от друга и завязывают глаза повязками. Водящий встает в 30-40 м и дает сигнал - свисток. Все начинают двигаться в сторону водящего, стараясь подойти как можно ближе. По второму свистку все останавливаются, а ведущий переходит на другое место и снова дает свисток. Так повторяется 5-6 раз. Затем дается длинный свисток - сигнал к окончанию игры. Все снимают повязки. Выигрывает тот, кто ближе других подошел к водящему.
Методические указания. Игра проводится на большой ровной поляне.
«Грибная охота»
Цель: развитие равновесия, точности броска и быстроты движений. Количество игроков может быть любым. Инвентарь: доски - мостики, веревочные перила, мешки, шишки.
Инструкция: через канаву шириной 1,5-2 м переброшены параллельно два узких мостика. По два человека с каждой команды держат рядом с мостиком для страховки веревочные перила. На одной стороне канавы растут «грибы» (разбросанные шишки), на другой - находятся две команды играющих. По сигналу первые игроки переходят через мостик, срывают по одному грибу, приносят их своей команде и кладут в корзину (полиэтиленовые мешки), затем отправляют следующего игрока и так далее. Играют 5-7 мин. По сигналу свистка игра заканчивается. Выигрывает команда, у которой в корзине больше всего грибов.
Методические указания. Игру можно проводить 2-3 раза.